<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 Обострение международной обстановки было вызвано введением советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. По существу, советские войска были вовлечены в гражданскую войну, порождаемую целым комплексом этнических, религиозных, родоплеменных факторов. Афганская война, привела к обострению в советско-американских отношениях и стала одним из факторов крушения советского социализма и последовавшего вслед за этим распада СССР.
 Поскольку стержнем международных отношений оставалась "стратегия ядерного сдерживания", то безопасность по-прежнему понималась каждой стороной как наращивание военной силы. Гонка вооружений толкала советскую экономику к кризису.
 
 
  5. Попытки выйти из кризиса на основе советской системы управления
 
 Попытки предотвратить кризис были сделаны Ю.В. Андроповым, занявшим пост генерального секретаря ЦК КПСС в ноябре 1982 г. после смерти Брежнева. Первым крупным изменением в системе управления стало создание в аппарате ЦК КПСС экономического отдела. Это свидетельствовало о признании экономических проблем, стоявших перед страной.
 Андропов попытался реанимировать командно-административные методы управления страной, которые в значительной степени ослабли при Хрущеве и при Брежневе. Укрепление дисциплины рассматривалось как основное средство решения экономических проблем. Началась борьба с нарушениями дисциплины, был дан ход громким "делам" о коррупции, объявлена борьба с "нетрудовыми доходами" и мелкой спекуляцией.
 КГБ стал активно заниматься расследованием хозяйственных преступлений. Борьба с коррупцией в государственном и партийном аппарате освещалась в прессе, что вело к дискредитации всей власти.
 Исподволь начались кадровые перестановки в высшем эшелоне власти. В ЦК пришли Н.И. Рыжков, Е.К. Лигачев, Г.В. Романов, В.А. Медведев. Началась постепенная замена старых, "брежневских" кадров. Это вызывало немалое беспокойство в сложившихся еще во времена Брежнева мощных региональных и отраслевых группах партийно-государственных руководителей.
 После смерти Андропова в феврале 1984 г. при новом генсеке К.У. Черненко борьба за дисциплину была свернута, нити "дел" о коррупции в торговле обрублены на уровне среднего управленческого звена. Вместо этого велась дискуссия о "стадии развития общества", которую теперь предлагалось именовать не развитым, а развивающимся социализмом, началась разработка новой Программы КПСС.
 В Политбюро сложилось временное равновесие. "Старики" - Устинов, Тихонов, Громыко, Щербицкий, Кунаев, Гришин, а также стоявшая за ними часть партийного аппарата и в ЦК, и на местах, - не хотели уступать своих позиций. У новой генерации руководителей не было сил их вытеснить. Но и те, и другие все яснее понимали, что время старшего поколения уходит.
 
 Глава 9. СССР в 1985 - 1991 гг.
 
 1. Этапы перестройки
 
 Последний период советской истории характеризуется широкомасштабными реформами, затронувшими все сферы общественной жизни и приведшими в результате к распаду советской системы. В ходе реформ выделяются следующие этапы:
 
 * Апрель 1985 - январь 1987 г. - курс на "ускорение";
 * 1987 - середина 1988 г. - начало экономической реформы;
 * середина 1988 - март 1990 г. - реформа политической системы;
 * март 1990 - 1991 г. - кризис перестройки.
 
 "Ускорение"
 
 
 
 10 марта 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С.Горбачев.
 В течение 1985-1986 гг. он сформировал свою "команду", отправив на пенсию прежних руководителей. В сентябре 1985 г. вместо престарелого Н.А.Тихонова Председателем Совета Министров СССР был назначен Н.И.Рыжков. Председателем Верховного Совета СССР стал А.А. Громыко. К началу 1987 г. кадровые изменения коснулись 70% членов Политбюро, 60% секретарей обкомов и крайкомов. Из 115 членов Совета Министров СССР, назначенных до 1985 г., в первый год пребывания Горбачева у власти сменилась одна треть.
  Был провозглашен курс на "ускорение социально-экономического развития". Он включал:
 * повышение темпов экономического роста,
 * реконструкцию отечественного машиностроения,
 * укрепление трудовой дисциплины (борьба с пьянством),
 * повышение качества продукции (введение госприемки).
 Преемственность политики Андропова и Горбачева на начальном этапе его деятельности была весьма ощутима. Для ускорения развития экономики использовались административные меры. Была возобновлена борьба с коррупцией в государственных органах.
 
 Начало экономической реформы
 
 Административные меры не привели к желаемым результатам. В 1987 г. концепцию "ускорения" дополнила концепция "перестройки". Ускорение социально-экономического развития страны по-прежнему оставалась целью, а "перестройка" рассматривалась как средство ее достижения. Стержнем перестройки стала идея перевода централизованной директивной экономики на рыночные отношения в рамках социалистической системы.
 Реформа предусматривала:
 * расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования, предоставлялось право выбора руководителя;
 * отказ от государственной монополии внешней торговли;
 * переход от директивного плана к госзаказу;
 * сокращение численности министерств и ведомств;
 * поддержка кооперативного движения;
 * развитие частного сектора в экономике.
 
 2. Реформа политической системы
 
 "Гласность" и "новое мышление"
 Экономические реформы сопровождались пересмотром некоторых идеологических постулатов. Это было вызвано, прежде всего, необходимостью нормализации международного отношений. (Видеофрагмент). Была выдвинута новая внешнеполитическая доктрина СССР, получившая название "новое политическое мышление" и основанная на приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми. Это инициировало качественно новые процессы внутри страны.
 Был взят курс на развитие "гласности". Смягчен цензурный режим, прекратилось преследование инакомыслия. Первоначально речь не шла об изменении природы существующего строя, напротив считалось, перемены укрепляют социализм. Однако процесс стремительно набирал обороты. Стали возникать неформальные клубы и объединения, где велись дискуссии практически по всем вопросам политической и общественной жизни, обсуждались различные варианты экономического развития страны. Громадную роль в расширении гласности и демократизации общественного сознания сыграли литература, кинематограф и пресса.
 
 
 
 Реформа органов государственной власти
 Х1Х Всесоюзная партийная конференция, состоявшаяся летом 1988 г. приняла решение о создании нового высшего органа государственной власти - Съезда народных депутатов. 1 декабря 1988 г. были приняты два закона - "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР" и "О выборах народных депутатов СССР".
 Выборы народных депутатов СССР, проходившие весной 1989 г., стали мощным фактором политизации населения страны. Их следствием стало то, что на поверхность выплеснулись национальные противоречия, обострившиеся к этому времени во многих регионах. В ходе избирательной кампании формировались "народные фронты", национальные и националистические движения.
 - Первый Съезд народных депутатов СССР, открывшийся в Москве 25 мая 1989 г., стал важным событием в истории страны. В ходе его работы возникла парламентская оппозиция, Межрегиональная депутатская группа, куда вошли сторонники радикальных реформ, противопоставившие себя "агрессивно-послушному большинству". Позже появилось влиятельное парламентское объединение "Союз", отстаивавшее единство СССР.
 Резко осложнилось положение в самой КПСС, внутри которой впервые с начала 20-х гг. стали формироваться политические платформы, имевшие отличия от официальной линии ЦК КПСС. Параллельно с этим шел фактический раскол КПСС по республиканскому принципу. С 1990 г. в КПСС начала формироваться Компартия РСФСР, где очень сильны были позиции противников Горбачева.
 В этих условиях должность Генерального секретаря ЦК КПСС утратила значительную часть своего управленческого потенциала. Горбачев выступил инициатором введения поста Президента СССР. В марте 1990 г. он был избран на Съезде народных депутатов СССР Президентом СССР. Вице-Президентом стал Г.И. Янаев. Одновременно была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая руководящую роль КПСС. Это привело к изменению системы управления в стране. Практически перестали собираться заседания Политбюро ЦК. Вместо него был образован Президентский совет, просуществовавший до ноября 1990 г., а позже - Совет безопасности СССР.
 
 3. Углубление противоречий внутри Союза ССР
 
 РСФСР и СССР
 В результате выборов на Съезды народных депутатов союзных республик в 1990 г. во многих республиках к власти пришли новые политические силы. В условиях и нарастания политического кризиса советской системы и ухудшения экономического положения республики стремились к большей самостоятельности. Начался "парад суверенитетов". Вслед за другими республиками 12 июня 1990 г. Декларацию о суверенитете принял съезд народных депутатов РСФСР.
 Через месяц после принятия этой Декларации, на ХХУШ съезде КПСС председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин с трибуны съезда заявил о своем выходе из КПСС. Так определился вектор последующего политического развития - независимая Россия без власти коммунистов.
 В Российской Федерации начались масштабные реформы в управлении. Это неизбежно вело к нарастанию противостояния и соперничества между союзными и российскими органами управления. В январе 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял и ввел в действие Закон "0 собственности в РСФСР", возрождающий частную собственность. Одновременно с этим Совет Министров РСФСР и Верховный Совет РСФСР вел последовательную работу по переходу союзных предприятий, находившихся на территории РСФСР, в юрисдикцию России. Для союзного руководства возникла перспектива утраты прав собственности над крупнейшими промышленными предприятиями, определявшими экономический, финансовый и оборонный потенциал СССР.
 Для укрепления союзного руководства в ноябре 1990 г. прошла реорганизация органов государственной власти: Совет Министров СССР был преобразован в Кабинет министров во главе в Президентом СССР, вместо Президентского совета был создан Совет безопасности.
 
 Нарастание экономических проблем
 Экономические преобразования 1987-88 гг. не решили задач, которые на них возлагались. Напротив, началось снижение объемов производства, нарастали инфляционные тенденции. Осложнились финансовые проблемы страны: бюджетный дефицит вырос в 3 раза, стремительно стал расти внешний долг.
 Поиск новых путей решения экономических проблем обострил конфронтацию союзного и республиканского руководства.
 В середине 1990 г. были разработаны два варианта программы перехода к рыночным отношениям: программа Н.И. Рыжкова и Л.И. Абалкина ("Основные направления") и программа С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского ("500 дней").
 Базовые положения обеих программ совпадали. Они включали:
 * приватизацию государственной собственности,
 * реформу ценообразования
 * поддержку малого и среднего бизнеса
 * меры социальной защиты при переходе к рынку.
 Различия касались сроков перехода к рыночной экономике - 6-8 лет или 500 дней. Кроме того, программа "500 дней" означала передачу широкого круга функций от центра - республикам.
 Программа "500 дней" получила поддержку политического руководства России. Решительными противниками этой программы были руководители Совмина СССР.
 
 Рост забастовочного движения
 Вместе с тем экономическая ситуация в 1991 г. еще более усугубилась. В апреле правительство Павлова пошло на повышение розничных цен в 2-5 раз практически на все продовольственные и промышленные товары повседневного спроса, надеясь за счет этого прекратить ажиотажный спрос и выйти из товарного голода, снизить начавшуюся инфляцию.
 Социальная напряженность росла, ширилось забастовочное движение, которое стало мощным фактором в противостоянии центра и РСФСР. Наряду с требованием увеличения заработной платы выдвигались политические требования: отставка Горбачева, роспуск Верховного Совета СССР, национализация имущества КПСС, реальная многопартийность, запрещения деятельности первичных партийных организаций на предприятиях и в учреждениях (департизации).
 Одним из первых указов, подписанных Ельциным после избрания его Президентом РСФСР стал указ о департизации, согласно которому запрещалась деятельность партийных организаций и их комитетов на предприятиях и в организациях. Это стало существенным фактором распада КПСС, основной силы скреплявшей союз советских республик.
 
 Подготовка нового союзного договора
 17 марта 1991 г. был проведен референдум, в ходе которого большинство населения страны проголосовало за сохранение Союза. По итогам референдума был подготовлен проект союзного договора, получивший название "9+1" (девять республик и союзный центр). Значительная часть властных полномочий по этому проекту переходила в республики.
 В ходе переговоров между Горбачевым и руководителями союзных республик резко осложнились отношения между Президентом СССР и союзными органами власти - Верховным Советом СССР, Кабинетом министров СССР и крупнейшими союзными министерствами, а также всей коммунистической номенклатурой. Заключение нового Союзного договора автоматически привело бы к отставке всех союзных структур.
 Окончательное подписание нового Союзного договора должно было состояться 20 августа 1991 г. Это подтолкнуло фундаменталистское крыло союзного руководства к решительным действиям.
 
  4. Августовский путч и образование СНГ
 
 Путч.
 19 августа 1991 г. в Москве было введено чрезвычайное положение. (Документ). Власть в стране перешла к Государственному комитету по чрезвычайному положению (ГКЧП). Было заявлено о том, что из-за болезни Горбачева обязанности Президента СССР будет исполнять Вице-президент Г.И.Янаев. Главной целью ГКЧП была попытка восстановить Советский Союз в его прошлом виде. Видеофрагмент.
 Однако перед лицом массового неповиновения москвичей ГКЧП пришлось капитулировать. Видеофрагмент. Фотоматериалы.
 Провал путча изменил соотношение сил. КПСС, была полностью устранена из системы государственного управления. Горбачев сложил с себя функции Генерального секретаря ЦК КПСС. Руководители большинства союзных республик стали добиваться фактической независимости.
 
 Попытки сохранить СССР
 На встрече Горбачева с руководителями республик 1 сентября 1991 г. была достигнута договоренность о сохранении единых Вооруженных Сил и едином военно-стратегическом пространстве, о проведении радикальных реформ в армии, КГБ, МВД и прокуратуре. Началась работа над новым договором о создании Союза суверенных государств.
 Параллельно шла реорганизация органов союзной власти. 2 сентября съезд народных депутатов СССР принял решение о самороспуске. Полномочия Верховного Совета СССР были урезаны. Ряд республик отозвали своих депутатов из Верховного Совета и заменили их на наблюдателей.
 Для управления Советским Союзом был создан Государственный совет СССР, работавший под председательством Президента СССР при участии руководителей союзных республик.
 18 октября 1991 г. Президент СССР и руководители восьми республик (без республик Прибалтики, Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана) подписали Договор об экономическом сообществе суверенных государств. Однако без соглашения о политическом устройстве нового Союза он носил характер декларации. Ситуация осложнилась в связи с референдумом на Украине, по итогам которого республика вышла из союзного договора 1922 г.
 
 Беловежское соглашение. Образование СНГ
 В новых и существенно более сложных условиях политическое руководство России, Белоруссии и Украины сделали решительный шаг навстречу друг другу. Формой новых отношений между ними мог стать трех или четырехсторонний (с участием Казахстана) договор, аналогичный тому, который разрабатывался еще в конце 1990-начале 1991 гг. Тогда это соглашение вызвало недовольство Горбачева, и практически готовое к подписанию соглашение четырех республик было отложено.
 8 декабря 1991 г. Президенты России, Украины и председатель Верховного Совета Белоруссии в Беловежской пуще подписали "Соглашение о создании Содружества Независимых Государств", в преамбуле которого говорилось о прекращении существования СССР. Формально СССР перестал существовать 21 декабря 1991 г., когда в Алма-Ате к Беловежскому договору присоединились еще восемь республик.
 
 
 
 Глава 10. Воссоздание российской государственности.
 Россия на рубеже ХХ и ХХI вв.
 
  1. Переход к рыночной экономике
 
 Начало радикальных экономических реформ.
 28 октября 1991 г. на V Съезде народных депутатов России Президент Б.Н. Ельцин выступил с программой глубоких экономических преобразований.
 Она включала:
 * отпуск цен на большинство видов продукции,
 * ослабление государственного контроля над экономикой,
 * приватизацию жилья, промышленных, торговых и прочих предприятий.
 Видеофрагмент.
 Реформа основывалась на применении методов макроэкономической стабилизации. На первом этапе стояла задача привести в соответствие платежеспособный спрос и предложение.
 Решениями съезда для проведения реформы Президенту было дано право самостоятельно формировать правительство и издавать указы, имеющие силу закона. Ельцин стал главой правительства, его вице-премьерами были назначены Г.Э.Бурбулис, Е.Т.Гайдар, и А.Н.Шохин.
  Реформа начиналась в максимально неблагоприятных условиях:
 * глубокий экономический кризис,
 * развал внутрихозяйственных связей,
 * развал системы управления,
 * большой внешний долг,
 * реальная угроза этнических конфликтов.
 В январе 1992 г. в стране были введены свободные цены и свобода торговли. В течение нескольких месяцев макроэкономические показатели экономики улучшились (преодолен дефицит государственного бюджета, восстановлено соответствие между денежной массой и товарным предложением). Однако резко упали доходы и обесценились накопления основной массы населения. В промышленности и сельском хозяйстве продолжалось падение производства. Это вело к росту социального недовольства и расширению политической оппозиции курсу реформ.
 На УП съезде народных депутатов в декабре 1992 г. с резкой критикой реформ выступил председатель Верховного Совета России Р.И Хасбулатов, Под давлением депутатов Президент был вынужден отправить в отставку правительство Гайдара. Председателем правительства стал В.С. Черномырдин.
 
 Приватизация.
 В конце 1992 г. началась широкая приватизация государственной собственности. При проведении приватизации предполагалось достижение следующих целей:
 - закрепление прав всех граждан России на приватизируемое имущество;
 - создание в России класса собственников, за счет наделения граждан страны частью государственного имущества;
 - использование средств, полученных в процессе приватизации, для усиления социальной защиты населения.
 Каждый гражданин России получал свою долю государственной собственности, закрепленную в специальном чеке - ваучере, номинальная цена которого была приравнена с 10 тысячами рублей. Гражданин мог приобрести на ваучер часть акций своего промышленного предприятия, или вложить ваучер в специально созданные чековые инвестиционные фонды, или продать по той цене, которая складывалась на рынке этих ценных бумаг.
 На практике чеки стали инструментом концентрации капиталов. Многочисленные фонды, обещавшие дивиденды, обманули вкладчиков. Углубление дифференциации в обществе усиливало социальную напряженность и обостряло политическую обстановку в стране.
  2. Формирование новой политической системы
 
 Конфликт между Президентом и Верховным Советом
 Экономическая ситуация оказывала решающее влияние на позиции и расстановку политических сил. Негативные последствия реформ привели к формированию оппозиции Президенту на съезде народных депутатов и в Верховном Совете. Формально противоречия между законодательной и исполнительной властью были заложены в Конституции, где недостаточно четко определялись полномочия различных ветвей власти.
 В марте 1993 г. противоречия между Президентом и представительной властью усилились. Президент заявил о возможности роспуска Съезда народных депутатов. В ответ 28 марта внеочередной Съезд народных депутатов предпринял попытку импичмента, но для отставки Президента не хватило нескольких голосов депутатов. Съезд был вынужден согласиться на проведение референдума с вопросами о доверии к Президенту и Съезду народных депутатов, а также о доверии к экономическому курсу, осуществляемому правительством. Результаты референдума свидетельствовали о желании граждан страны поддержать Президента и проводимый им курс и, с другой стороны, сохранить Съезд и Верховный Совет Российской Федерации.
 Политический конфликт выходил за рамки парламентских дискуссий. В Москве шли демонстрации сторонников и противников Президента Ельцина. 1 мая 1993 г. в ходе первомайской демонстрации произошли массовые беспорядки.
 
 Разгон Верховного Совета и Съезда народных депутатов
 20 сентября 1993 г. Президент издал указ о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов и объявил о проведении референдума по проекту Конституции и выборах в новые представительные органы власти. В ответ Верховный Совет и срочно собранный Съезд народных депутатов обвинили Президента в нарушении Конституции и, вместе с Конституционным Судом, признали его действия незаконными. Съезд народных депутатов объявил об отрешении Президента Ельцина от его должности и провозгласил исполняющим обязанности Президента А.В. Руцкого. Было сформировано альтернативное правительство.
  Страна оказалась перед угрозой двоевластия. Власти блокировали "Белый дом", где заседал съезд. Переговоры между Президентом и Съездом зашли в тупик. 3 - 4 октября в Москве начались массовые беспорядки. Сторонники Съезда захватили здание московской мэрии, попытались взять штурмом телецентр в Останкино. В результате беспорядков были многочисленные жертвы.
  Для подавления мятежа в центр Москвы были двинуты войска. Здание Верховного Совета было захвачено, руководители арестованы. Видеофрагмент.
  Разгон съезда народных депутатов привел к изменению всей системы органов власти. Повсеместно были упразднены Советы.
 
 
 Конституция 1993 г. и новая расстановка политических сил
 Для преодоления политического кризиса были проведены выборы в новые органы законодательной власти, а также референдум по проекту новой Конституции. Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации закрепила принципы государственного устройства нового российского государства. Принятие новой Конституции стало важнейшим фактором стабилизации политической обстановки в стране.
 Противоречия между законодательной и исполнительной властью не были преодолены. Однако Государственная дума и представленные в ней политические силы обязаны были действовать в конституционных рамках, что исключало возможность применения непарламентских форм борьбы, таких как организация массовых беспорядков.
 На выборах в Государственную думу в декабре 1993 г. пропрезидентский блок "Выбор России ", возглавляемый Е.Т. Гайдаром, получил лишь около 15% голосов. Государственная дума оказалась такой же оппозиционной, как и распущенный Верховный Совет. В итогах выборов проявилась нараставшая усталость общества от тягот экономических реформ, которые ассоциировались с правительством Гайдара.
 На следующих выборах 1995 г. новый пропрезидентский блок "Наш дом - Россия" набрал еще меньше голосов.
 Выборы Президента летом 1996 г., стали серьезным испытанием для политической конструкции государства, определенной Конституцией 1993 г.
 
  3. Попытки экономической стабилизации.
 
 Второй этап приватизации и снижение инфляции
 С начала 1994 г. правительство стало проводить умеренно-жесткий антиинфляционный курс в сочетании с финансовой поддержкой военно-промышленного комплекса и аграрного сектора.
 С июля 1994 г. начался второй - денежный этап приватизации, направленный на привлечение средств в промышленность. Однако из-за хронического отсутствия средств в бюджете, государство использовало денежную приватизацию для "латания" бюджетных дыр, вместо того, чтобы инвестировать в индустрию.
 Важнейшим результатом приватизации стало радикальное изменение форм собственности и появление класса собственников в стране.
 В 1994-1995 гг. удалось значительно снизить темпы инфляции. Росла зарплата рабочих и служащих.
 Положение в сельском хозяйстве продолжало оставаться сложным.
 С 1995 г. до лета 1998 г. Российская экономика находилась в фазе депрессии. Эта фаза, пришедшая на смену кризису, характеризовалась усилением государственного контроля над финансами, сокращением инфляции, относительно стабильным курсом рубля. Обратным результатом этих мер были многомесячные задержки заработной платы бюджетникам и пенсий для пенсионеров, недофинансирование государственных расходов.
 
 Август 1998 г.: дефолт.
 С 1995 г. наметилась долговременная перспектива снижения мировых цен на нефть - один из важнейших российских экспортных товаров. Ухудшилась собираемость налогов. Отсутствие необходимых средств в казне правительство пыталось восполнить за счет выпуска государственных краткосрочных обязательств (ГКО-ОФЗ).
 Нараставшая катастрофа маскировалась потоком заявлений об экономической стабильности и о надежности рубля. В действительности продолжался спад производства, увеличивался бюджетный дефицит, значительной статьей которого было обслуживание долга.
 Эти факторы совпали с финансовым кризисом в ряде стран Дальнего Востока, что спровоцировало в августе 1998 г. тяжелый экономический кризис. 17 августа 1998 г. Правительство и Центробанк объявили о фактическом банкротстве страны. С 17 августа 1998 г. был объявлен мораторий на осуществление выплат по возврату финансовых кредитов и страховых платежей по ним.
 Одновременно с этим Центробанк отказался от поддержки прежнего курса рубля, что привело к его обвалу. Неопределенность валютного курса спровоцировала рост цен и приостановку экспортно-импортных операций. За этим последовал тяжелейший банковский кризис.
 Осложнилось внешнеэкономическое положение страны. Возникли серьезные трудности с получением займов от Международного валютного фонда и других международных финансовых организаций.
 
 Выход из кризиса
 Крах финансовой системы страны и обвал курса рубля имел ближайшие и более отдаленные следствия. Ближайшие последствия достаточно очевидны и в абсолютном большинстве - негативны. Реальная заработная плата упала, сократился товарооборот, выросло число безработных.
 Вместе с тем падение курса рубля объективно стимулировало промышленность страны, сделало ее более конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках. Резкий рост цен на импорт заставил потребителей выбирать отечественные товары. Снижение себестоимости продукции, вследствие девальвации рубля, сделало российские товары - сталь, трубы, цветные металлы и др. покупаемыми на мировом рынке.
 Это привело к росту промышленного производства в стране.
 
  4. Укрепление системы государственного управления
 
 Поиски преемника.
 Экономические трудности усугубляли политическую ситуацию в стране. Сложность политической обстановки обуславливалась болезнью Президента Ельцина, падением его популярности, отсутствием поддержки в Государственной Думе, "министерской чехардой". В 1998-1999 гг. на посту председателя Правительства сменилось пять человек.
 Резко осложнилась обстановка на Северном Кавказе. Чеченские военные формирования совершили нападения на Дагестан, возросла террористическая активность боевиков. Стал очевидным провал Хасавюртовских договоренностей между федеральной властью и лидером чеченских сепаратистов Масхадовым летом 1996 г. В политической атмосфере страны явственно нависло ожидание новых выборов. В случае досрочного ухода Президента в отставку по состоянию здоровья его должен был заменить, впредь до новых выборов, премьер-министр. Таким образом, Председатель Правительства становился не только преемником Президента, но и одним из самых перспективных кандидатов на президентский пост.
  Утвержденный председателем правительства в августе 1999 г. В.В. Путин активизировал действия федеральных сил на Северном Кавказе: чеченские боевики были вытеснены из Дагестана, развернулись боевые действия против сепаратистов на территории Чечни. Это способствовало росту популярности нового премьера.
 Очередные выборы в Государственную Думу в декабре 1999 г. впервые за время ее существования обеспечили большинство проправительственному и пропрезидентскому блоку.
 31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин заявил о своем досрочном уходе с поста Президента. Исполняющим обязанности Президента России до выборов стал Путин.
 
 Россия в начале XXI века
 
 26 марта 2000 г. В.В. Путин был избран Президентом Российской Федерации. В деятельности нового политического руководства страны определились следующие приоритеты:
 * укрепление вертикали власти;
 * продолжение и углубление либеральных экономических реформ.
 В конце 80-х 90 -е гг. явственно обозначилась угроза ослабления системы управления страной. "Парад суверенитетов", начавшийся в последние годы перестройки, сохранялся в различных формах и в 90-е гг. Он выражался в том, что конституции республик в составе России, уставы краев и областей зачастую отличались от норм федерального законодательства, деятельность органов и учреждений федеральной власти зачастую была раскоординирована. Институт уполномоченных Президента в регионах России не был в состоянии выполнить эту роль.
 Поэтому в мае 2000 г. был издан Указ Президента Российской Федерации "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе". Были приняты другие документы, способствовавшие укреплению вертикали власти, развитию местного самоуправления.
 Другим государственным институтом, который должен способствовать укреплению вертикали власти, стал созданный Президентом консультативный орган - Государственный Совет, в состав которого вошли ряд руководителей регионов страны.
 Произошли изменения в порядке комплектования Совете Федерации. Все эти меры позволили выстроить достаточно работоспособную систему государственного управления в Российской Федерации.
 Важные и позитивные перемены наметились в экономической области. Правительство осуществляет курс на продолжение и углубление либеральных экономических реформ. С 2000 г. впервые со времени перестройки страна имеет бездефицитный бюджет. Это позволяет выплачивать внешний долг, не прибегая к новым заимствованиям.
 Ослабла зависимость от Международного валютного фонда. Благоприятная конъюнктура на углеводородное сырье - нефть и газ, важнейшие статьи российского импорта - позволила существенно увеличить налоговые поступления и рост золотовалютных ресурсов Центробанка. Наметился рост промышленного и сельскохозяйственного производства. Свидетельством широкой поддержки политики, осуществляемой президентом В.В. Путиным, стали итоги выборов президента, состоявшиеся в марте 2004 г. За кандидатуру действующего президента проголосовало свыше 70% избирателей страны.
 
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу