<< Пред.           стр. 8 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  Состав района: Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края, республики Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Ингушетия и Чечня, Дагестан.
  Площадь района - 355,1 тыс. кв. км, население - 17,6 млн. человек.
  Отрасли хозяйственной специализации: пищевая, машиностроение, химическая, топливно-энергетическая промышленность, сельское и курортное хозяйство.
  Экономико-географическое положение. Район находится на пересечении путей из северных, центральных и восточных районов России в республики Закавказья, граничит с разносторонне развитыми Донецко-Приднепровским (Украина), Поволжским и Центрально-Черноземным районами, имеет выход к Черному, Азовскому и Каспийскому морям.
  Природные условия (преобладающий равнинный рельеф, продолжительный безморозный период, обилие солнечного света и тепла, высокоплодородные черноземные почвы) весьма благоприятны для сельскохозяйственной деятельности. Восточные, засушливые области района нуждаются в мелиорации (обводнении) сельскохозяйственных земель.
  Природные ресурсы. Хозяйственное значение имеют уголь (восточное крыло Донбасса в Ростовской области), нефть (месторождения Чечни и Дагестана, Майкопское и др.), природный газ (Северо-Ставропольское и Анаста-сиевско-Троицкое и др.), полиметаллические (Садонское месторождение в Северной Осетии), вольфрамово-молибденовые (Тырныиузское месторождение в Кабардино-Балкарии) и медные (Урупское месторождение в Карачаево-Черкесии), цементное сырье (в районе города Новороссийска), мрамор (в районе Теберды) и др.
  Северный Кавказ богат запасами геотермальных и минеральных вод (Кисловодск, Ессентуки, Железноводск, Махачкала), лечебных грязей (побережья Азовского и Каспийского морей), гидроресурсов (реки Кубань, Су-лак, Самур, Терек, Дон).
  Население. Средняя плотность населения района 49 человек на 1 кв. км. Главная особенность населения Северного Кавказа - многонациональность состава. Всего здесь проживает более 40 национальностей: русские, украинцы, чеченцы, ингуши, осетины, аварцы, лезгины, балкарцы, адыгейцы, карачаевцы и др. Район хорошо обеспечен трудовыми ресурсами.
  Промышленность. В составе промышленности Северного Кавказа особенно выделяется пищевая. Получили развитие плодо-овощеконсервная (крупнейшие предприятия отрасли - Крымский и Адыгейский комбинаты находятся в Краснодарском крае, "Прасковея" - в Ставропольском крае, Кизляр - в Дагестане и др.), сахарная (большинство сахарных заводов сосредоточено в Краснодарском крае), крахмало-паточная (маисовый комбинат в городе Беслан Северной Осетии), маслобойно-жировая, мукомольно-крупяная, мясо-молочная, рыбоконсервная, чайная, табачная и другие промышленности.
  Машиностроение. Его развитию на Северном Кавказе способствуют обеспеченность квалифицированными рабочими кадрами, наличие собственной металлургической базы (передельные заводы в Таганроге и Красном Сулине) и потребителей, благоприятные условия (ЭГП и транспортные) для сбыта продукции. Машиностроительные заводы района выпускают зерноуборочные комбайны (Ростов-на-Дону, Таганрог), электровозы (Новочеркасск), паровые котлы (Таганрог), атомные реакторы (Волгодонск), оборудование для угольной (Шахты, Каменск-Шахтинский), нефтяной (Грозный, Краснодар), химической, пищевой и др. отраслей.
  Топливно-энергетическая промышленность. Основные районы добычи нефти - Дагестан, Чечня, природного газа - Ставропольский и Краснодарский края, угля - Ростовская область.
  Большую часть электроэнергии производят тепловые электростанции (Новочеркасская, Шахтинская, Краснодарская, Ставропольская, Невинномысская, Грозненская ГРЭС).
  Химическая промышленность представлена в районе производством пластмасс и азотных удобрений (Не-винномысск), искусственных волокон (Каменск-Шахтин-ский), синтетических моющих средств, лаков и красок, резино-технических изделий и рядом других производств.
  Межрайонное значение имеет свинцово-цинковая (Владикавказ), цементная (Новороссийск, Черкесск), обувная (Ростов-на-Дону), мебельная (Майкоп, Черкесск, Ростов-на-Дону и др.), текстильная (производство шерстяных и хлопчатобумажных тканей) промышленность.
  Сельское хозяйство. Северный Кавказ - крупнейший сельскохозяйственный район России, дает большую часть производства зерна, семян подсолнечника, винограда, плодов и овощей. По производству сахарной свеклы уступает только ЦЧР. Северный Кавказ - единственный в России район субтропического земледелия.
  Главные зерновые культуры - озимая пшеница, рис, кукуруза, главные технические - подсолнечник и сахарная свекла. Посевы озимой пшеницы и подсолнечника сосредоточены в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях; посевами сахарной свеклы выделяется Краснодарский край. На Черноморском побережье и в предгорных районах Краснодарского края выращивают чай, табак, цитрусовые и другие теплолюбивые культуры.
  Развиты овцеводство, бахчеводство, садоводство и виноградарство.
  Отрасли специализации животноводства - скотоводство мясо-молочного направления, овцеводство (тонкорунное и полутонкорунное), свиноводство.
  Северный Кавказ - важнейший район лечения, отдыха и туризма.
  Транспорт представлен всеми современными видами. Основной вид транспорта (в грузоперевозках) - железнодорожный. Северо-Кавказская железная дорога (ее основная магистраль Миллерово - Ростов-на-Дону - Армавир - Гудермес - Махачкала - Баку, пересекается в Тихорецке линией Волгоград - Сальск - Краснодар - Новороссийск) связывает район с Центром, Поволжьем, Украиной, Закавказьем. Важное значение имеет и дорога Астрахань - Кизляр.
  Внутренний водный транспорт (реки Дон, Северский Донец, Кубань, Западный Маныч) по совокупному отправлению грузов - второй в районе. Через Волго-Донской канал Северный Кавказ соединен по воде с Волжско-Камской речной системой. Город Ростов-на-Дону - крупный речной порт. Морской транспорт по Черному, Азовскому и Каспийскому морям обеспечивает внутрирайонные, межрайонные и международные перевозки. Крупнейшие порты - Новороссийск, Туапсе, Махачкала. Транспортный комплекс имеет и трубопроводный транспорт (нефтепроводы Махачкала - Грозный - Туапсе, Тихорецкая - Новороссийск - Туапсе и др.). Над районом пролегают воздушные трассы: Москва - Ростов-на-Дону - Краснодар - Адлер, Ростов-на-Дону - Минеральные Воды - Грозный - Махачкала и др. Крупнейшие авиапорты - Ростов-на-Дону, Минеральные Воды, Адлер, Краснодар. Вывоз из района превышает ввоз.
  Вывозятся уголь, нефть, зерно, овощи, фрукты, продукция пищевой промышленности (винодельческой, консервной и др.), машиностроения, строительные материалы; ввозят лес и пиломатериалы, прокат черных металлов, машины и оборудование, минеральные удобрения (калийные и фосфорные), продукцию легкой промышленности.
 
  13.2.6. Волго-Вятский экономический район (ВВЭР)
 
  Состав района: Кировская и Нижегородская области, республики Марий Эл, Мордовия и Чувашия.
  Площадь района 265,4 тыс. кв. км, население - 8,4 млн человек,
  Отрасли хозяйственной специализации: точное и транспортное машиностроение, лесная и химическая промышленность, скотоводство молочного и молочно-мясного направления.
  Экономико-географическое положение. Местоположение района на Волге, между экономически развитыми Центральным, Уральским и Поволжским районами, благоприятно сказывается на развитии его производительных сил.
  Природные условия. Равнинный рельеф благоприятствует хозяйственному строительству. Термическая и влагообеспеченность достаточны для повсеместного выращивания серых хлебов, кормовых культур, картофеля, овощей, а на юге - и более теплолюбивых культур. Преобладают кислые дерново-подзолистые и серые лесные почвы.
  Природные ресурсы. Хозяйственное значение имеют фосфориты (Вятско-Камское месторождение) торф, горючие сланцы, минерально-строительное сырье (гипс, известняки, кварцевые пески, доломиты), водные (реки Волга, Вятка, Ока и Ветлуга) и лесные ресурсы.
  Население отличается пониженной долей русских (до 80%), наряду с которыми в районе проживают чуваши, марийцы, мордва, татары. Средняя плотность населения ВВЭР - 31,5 чел. на 1 кв. км. Около 70% его жителей сосредоточено в городах. Трудовые ресурсы характеризуются высокой производственной квалификацией.
  Промышленность. Ведущая отрасль промышленности ВВЭР - машиностроение. В составе машиностроительного комплекса преобладают отрасли квалифицированного, точного (производство фрезерных и деревообрабатывающих станков, электроизмерительных приборов, телевизоров, инструментов и др.), транспортного и сельскохозяйственного машиностроения. Транспортное машиностроение представлено в районе производством легковых и грузовых автомобилей (Нижний Новгород), автобусов (Павлово-на-Оке), самосвалов (Саранск), моторов (Заволжье), речных судов (Нижний Новгород), сельскохозяйственное - производством тракторов (Чебоксары).
  Местные передельные заводы (Омутнинский, Выксунский, Нижегородский и др.) лишь частично удовлетворяют потребности района в металле. Металл в большом количестве завозится с Урала и других районов.
  Стекольная промышленность (г. Бор) выпускает техническое (автомобильное) и оконное стекло, текстильная - технические и льняные ткани (Нижний Новгород).
  Лесная промышленность. ВВЭР - один из главных районов лесозаготовок, лесопиления, деревообработки (производство фанеры, мебели, спичек и др.), производства целлюлозы, бумаги, картона, продукции лесохимии (канифоль, скипидар, спирты, лаки и др.). Крупные целлюлозно-бумажные комбинаты находятся в Балахне, Волжске, Правдинске.
  Химическая промышленность. На привозном сырье (нефть и газ) создан мощный химический комплекс, включающий производство углеводородных соединений, резино-технических изделий, автомобильных шин, искусственных кож, пластмасс, минеральных удобрений (Киров, Саранск, Дзержинск).
  Топливно-энергетическая промышленность. Масштабы добычи местного топлива (торф, сланцы) и производства электроэнергии (Нижегородская и Чебоксар-ская ГЭС, Балахнинская ГРЭС и др.) не покрывают все потребности района. Много топлива (уголь, нефть, газ) и электроэнергии поступает из других районов.
  Среди отраслей легкой промышленности выделяется производство кожевенно-обувных и меховых изделий (Киров).
  Сельское хозяйство. Ведущая отрасль сельского хозяйства ВВЭР - животноводство. Его профилирующие отрасли - скотоводство молочного и молочно-мясного направления, свиноводство. Важное хозяйственное значение имеют овцеводство (мясо-шерстного и шубного направлений), кролиководство, птицеводство и пчеловодство.
  В растениеводстве велик удельный вес кормовых культур, картофеля. Основная зерновая культура - озимая рожь, основная техническая - лен-долгунец. На севере района выращивают также овес и ячмень, на юге - яровую пшеницу, гречиху и сахарную свеклу.
  Транспорт и хозяйственные связи. Район располагает всеми видами транспорта. При наибольшем значении железнодорожного транспорта в межрайонных и внутрирайонных перевозках велик удельный вес речного транспорта (самый высокий из всех районов). Магистральные железнодорожные линии (Москва - Нижний Новгород - Киров - Пермь, Москва - Арзамас - Казань, Нижний Новгород - Саранск - Пенза, Санкт-Петербург - Котельнич - Киров - Пермь) связывают Волго-Вятский район с Центральным, Поволжским, Уральским, Северо-Западным районами. Железнодорожный транспорт тесно взаимодействует с речным (судоходные реки - Волга, Ока, Вятка, Ветлуга). Крупнейшие речные порты - Нижний Новгород, Чебоксары. Из автомобильных путей выделяется магистраль Москва - Нижний Новгород - Казань. По территории района проходит несколько газопроводов и нефтепроводов, обеспечивающих поступление нефти и газа из Поволжья, Урала и Западной Сибири (нефтепроводы из Альметьевска и газопроводы из Уренгоя к Нижнему Новгороду и др.).
  Ввоз в Волго-Вятский район превышает вывоз. В район ввозятся нефть, газ, каменный уголь, прокат черных и цветных металлов, зерно и др., вывозятся лес и лесоматериалы, автомобили, станки, трактора, речные суда, бумага, картон, меховые изделия, изделия легкой промышленности, продукция химической индустрии (минеральные удобрения и пр.). В международном разделении труда район участвует в основном продукцией машиностроения, главным экспортером продукции которого выступает Нижегородская область.
 
  13.2.7. Поволжский экономический район
 
  Состав района: Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области, республики Татарстан и Калмыкия.
  Площадь района - 536 тыс. кв. км, население - 16,9 млн человек,
  Отрасли хозяйственной специализации: транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, нефтяная, газодобывающая, химическая и пищевая промышленность, электроэнергетика, производство зерновых, технических, овощных и бахчевых культур.
  Экономико-географическое положение. Район расположен по обе стороны Волги, вдоль среднего и нижнего течения реки. Местоположение района благоприятно для хозяйственных связей как с соседними (Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Северо-Кавказский, Уральский район и Казахстан), так и с более удаленными районами,
  Природные условия на большей части территории Поволжья (области лесной, лесостепной и степной зоны) благоприятны для развития сельского хозяйства. Исключение - отдельные районы Нижнего Поволжья (Калмыкия), отличающиеся засушливостью климата и сильной засоленностью почв.
  Природные ресурсы. Велики запасы нефти (Ромашкинское, Бавлинское и Ново-Елховское месторождения в Татарстане; Мухановское, Кулешовское и др. месторождения в Самарской области) и природного газа (Астраханское газоконденсатное месторождение), поваренной соли (озера Баскунчак и Эльтон), серы (Алексеевское месторождение), строительных материалов (мел, известняки, мергели, доломиты, гипс и др.), гидроресурсов.
  Население. Более 70% жителей Поволжья - горожане. Район хорошо обеспечен трудовыми ресурсами. Плотность 31,4 чел. на 1 кв. км.
  Промышленность. Ведущая отрасль промышленности Поволжья - машиностроение. В его составе особенно выделяются транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, представленные в районе производством легковых и грузовых автомобилей (Тольятти, Набережные Челны, Ульяновск), троллейбусов (Энгельс), речных судов (Астрахань, Волгоград), самолетов (Самара, Саратов и др.), тракторов (Волгоград) и другой сельскохозяйственной техники и машин. Высок удельный вес Поволжья в республиканском производстве оборудования для нефтяной и химической промышленности, электротехнических изделий, вычислительной техники, различных приборов и станков.
  Свои потребности в металле район частично покрывает за счет местного производства (передельный завод в Волгограде). Большую часть металла Поволжье получает из других районов.
  Нефтяная, газодобывающая и химическая, промышленность района тесно связаны между собой. Нефть добывают в Татарстане, Самарской, Волгоградской и Саратовской областях, природный газ - в Астраханской, Волгоградской и Саратовской областях, В этом районе создана мощная сеть нефтеперерабатывающих (Волгоград, Саратов, Казань, Тольятти, Новокуйбышевск, Сызрань и др.), газобензиновых (Альметьевск в Татарии и Отрадное в Самарской области) и газоперерабатывающих (Астрахань) заводов, предприятий по производству синтетического каучука и автомобильных шин (Волжский, Казань, Нижнекамск, Тольятти), химических волокон (Балаково, Саратов, Энгельс), синтетических смол и пластмасс (Нижнекамск), азотных удобрений (Тольятти).
  Электроэнергетика. Ее основу составляет каскад ГЭС, расположенных на Волге и Каме (Волгоградская, Самарская, Саратовская, Нижнекамская). В составе электроэнергетики также тепловые (Заинская, Волгоградская ГРЭС и др.) и атомные (Балаковская и Димитровградская АЭС).
  Отрасли специализации пищевой промышленности - мукомольная, соляная, рыбная, маслобойная.
  Межрайонное значение имеют алюминиевая (Волгоград, Самара), цементная (Вольск, Жигулевск и др.) и текстильная (Камышин в Волгоградской области) промышленность.
  Сельское хозяйство. Поволжье - один из важнейших земледельческих и животноводческих районов России. Ведущая отрасль земледелия - зерновое хозяйство. Под зерновыми занято более 65% посевных площадей. Основная зерновая культура - пшеница. В хорошо увлажненной правобережной части лесостепного и степного Поволжья выращивают озимую пшеницу, в более континентальной левобережной - яровую. В лесном Поволжье большие площади заняты посевами озимой ржи, в областях засушливого юга возделывают рис (на поливных землях) и просо. Главные технические культуры - подсолнечник, сахарная свекла, горчица. Получили большое развитие бахчеводство и овощеводство (особенно на Нижней Волге), картофелеводство и садоводство.
  Специализация животноводства - скотоводство молочно-мясного и мясного направления, тонкорунное и полутонкорунное овцеводство. Развито свиноводство, а в отдельных районах (Калмыкия) - коневодство.
  Транспорт. Основа транспортной сети Поволжья - Волга и пересекающие ее в широтном направлении железнодорожные магистрали: Москва - Казань - Екатеринбург, Москва - Сызрань - Самара - Кинель - Челябинск, Ртищево - Саратов - Уральск (связывает район с Украиной и Казахстаном), Инза - Ульяновск - Мелекес - Уфа.
  Параллельно Волге проходит меридиональная дорога Свияжск - Ульяновск - Сызрань - Иловля, имеющая большое значение для внутрирайонных связей. Дороги Кизляр - Астрахань - Агрыз, Астрахань - Гурьев, Бугульма - Пронино - Сургут обеспечивают выходы района на Северный Кавказ и в Казахстан и Западную Сибирь.
  По глубоководной Волжской магистрали осуществляются перевозки грузов и пассажиров, Волго-Камский речной путь через систему каналов (Волго-Донской, Волго-Балтийский) обеспечивает району выход к Каспийскому, Черному, Азовскому, Балтийскому и Белому морям. Крупнейшие порты - Астрахань, Волгоград, Самара.
  Большое значение, особенно для перевозок грузов внутри района, имеет автомобильный транспорт. Развит трубопроводный транспорт. По району проходят газопроводы Саратов - Москва и Саратов - Нижний Новгород, нефтепроводы "Дружба" и Самара - Новороссийск, нефтепроводы из Западной Сибири на Москву и Рязань и др. В Поволжье вывоз грузов преобладает над ввозом. Район вывозит нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент, рыбу, зерно, овощебахчевые культуры, продукцию машиностроения (автомобили, самолеты, станки и др.), ввозит лес, минеральные удобрения, продукцию легкой промышленности, машины и оборудование.
 
  13.2.8. Уральский экономический район
 
  Состав района: Оренбургская, Курганская, Челябинская, Свердловская и Пермская (с Коми-Пермяцким автономным округом) области, республики Башкортостан и Удмуртия.
  Площадь района - 824 тыс. кв. км, население - 20,3 млн человек.
  Отрасли хозяйственной специализации: горнорудная, лесная и химическая промышленность, черная и цветная металлургия, машиностроение.
  Экономико-географическое положение. Урал рас положен на "стыке" высокоразвитых западных и богатых сырьевыми и энергетическими ресурсами восточных районов федерации.
  Природные условия. Большая протяженность района в меридиональном направлении обусловливает различия природных условий (климата, почв, растительности) его областей, расположенных в лесной, лесостепной и степной зонах. Для сельского хозяйства наиболее благоприятны природные условия лесостепного и степного Урала (сравнительно высокая термическая и влагообеспеченность, преобладающие черноземные почвы). Климатические и почвенные условия лесного Урала (короткий вегетационный период, дерновоподзолистые почвы) и южных окраин степного Урала (недостаток атмосферной влаги, каштановые и светло-бурые почвы) менее удобны для сельскохозяйственного использования.
  Природные ресурсы. Велики запасы нефти (Туймазинское и Шкаповское месторождения в Башкортостане, Яринское в Пермской области и' др.), природного газа (Оренбургское месторождение), калийной и поваренной солей (Соликамское и Березниковское месторождения в Пермской области), бокситов (Североуральский бассейн), железных (Качканарская, Тагило-Кувшинская, Бакальская и Орско-Халиловская группы месторождений), медных (Красноуральское, Кировоградское, Дегтярское, Гайское, Сибайское, Блявинское и др. месторождения) и никелевых (Уфалейское, Режское и др. месторождения), асбеста (Баженовское месторождение), магнезита (Саткинское месторождение), серного колчедана, сырья для строительных материалов, драгоценных и поделочных камней, леса.
  Население. Средняя плотность населения района 25 человек на 1 кв. км, большая его часть (75%) проживает в городах. Промышленные кадры Урала отличаются высокой квалификацией.
  Ведущее звено хозяйственного комплекса Урала - промышленность.
  Черная металлургия. Металлургические комбинаты - Магнитогорский, Нижне-Тагильский, Челябинский и Орско-Халиловский используют железную руду местных месторождений и привозную (в основном с КМА и Казахстана). Коксующийся уголь поступает на Урал из Кузбасса и Караганды. Развиты передельная металлургия, прокат труб (заводы и Первоуральске и Челябинске), производство ферросплавов (Челябинск).
  Цветная металлургия - выплавка меди, алюминия, никеля, цинка, титана и магния. Медеплавильные комбинаты расположены в Медногорске, Кировограде, Красноуральске, Ревде, Верхней Пышме и других городах; алюминий выплавляют в Краснотурьинске и Каменске-Уральском; никель - в Реже, Орске и Верхнем Уфалее; цинк - в Челябинске; титан и магний - в Соликамске и Березниках.
  Химическая промышленность. Ее развитию на Урале способствует наличие разнообразных ресурсов минерального сырья (нефть, природный газ, уголь, калийные и поваренные соли и др.) и многочисленных отходов других производств (доменные, коксовые, попутные нефтяные, сернистые газы, отходы древесины и др.).
  Урал специализируется на производстве азотных (Гу-баха, Магнитогорск и др.), фосфорных (Пермь) и калийных (Березники, Соликамск) удобрений, соды (Стерли-тамак в Башкортостане), серной кислоты (Пермь, Крас-ноуральск, Медногорск и др.). пластических масс и химических волокон (Уфа, Салават, Екатеринбург и др.), синтетического каучука (Стерлитамак, Чайковский).
  Машиностроение. По уровню развития машиностроения Урал уступает только Центральному району. Его профилирующие отрасли - производство тяжелых станков, горного, металлургического и энергетического оборудования (Екатеринбург, Орск, Пермь, Нижний Тагил, Магнитогорск), точных станков и инструмента (Екатеринбург, Челябинск, Златоуст и др.), автомобилестроение (Миасс, Ижевск, Курган), вагоностроение (Нижний Тагил, Устъ-Катав), тракторостроение (Челябинск).
  Лесная промышленность представлена на Урале полным циклом производства, начиная от заготовки до химической переработки древесины и целлюлозно-бумажного производства. Лесозаготовки ведутся преимущественно в Пермской, Свердловской областях и в Удмуртии. Крупные центры целлюлозно-бумажной промышленности - Пермь, Краснокамск, Красновишерск, Новая Ляля.
  Топливно-энергетическая промышленность. Добычу нефти ведут на месторождениях Пермской области, Удмуртии и Башкортостана, природного газа - Оренбургской области. Масштабы разработок угля на Урале (Кизеловский каменноугольный, Челябинский, Богословский и Южноуральский буроуголъный бассейны) невелики.
  Большую часть электроэнергии вырабатывают тепловые электростанции (Рефтинская, Троицкая, Ирклинская, Южно-Уральская, Средне-Уральская и др.).
  В составе электроэнергетики Урала есть также несколько крупных ГЭС (Боткинская, Камская и др.), атомная электростанция (Белоярская АЭС).
  Сельское хозяйство. Большая часть сельскохозяйственных угодий сосредоточена в областях лесостепного и степного Урала (Оренбургская, Курганская, Челябинская, Башкортостан).
  В структуре посевных площадей здесь высок удельный вес зерновых и кормовых культур. Главная зерновая культура - яровая пшеница, главная кормовая - кукуруза (ее выращивают для получения силоса и зеленой массы). На юге степного Урала возделывают просо.
  На северном, лесном Урале (Удмуртия, Пермская, Свердловская области) в составе зерновых преобладает рожь, а основная кормовая культура - клевер. Технические культуры - сахарная свекла и подсолнечник (лесостепная и степная зоны), лен-долгунец (лесная зона), картофель и овощи занимают небольшие площади.
  Специализация животноводства - скотоводство молочного и молочно-мясного, на юге Оренбургской области - мясного направления. Развиты овцеводство (тонкорунное и полу тонкорунное), свиноводство.
  Транспорт и хозяйственные связи. Решающая роль в межрайонных перевозках грузов принадлежит железнодорожному транспорту. Связи с другими экономическими районами осуществляются по широтным железнодорожным магистралям, пересекающим район (Казань - Екатеринбург, Москва - Уфа- Челябинск, Кинель - Орск и др.). Меридиональные линии (Полуночное - Орск, Соликамск - Бакал и др.) имеют внутрирайонное значение.
  Во внутрирайонных перевозках большую роль играет и автомобильный и речной (реки Кама, Белая, Чусовая, Вишера) транспорт.
  Через территорию Урала проходят магистральные нефтепроводы и газопроводы из Западной Сибири в районы европейской России и страны Зарубежной Европы.
  На Урале ввоз и вывоз грузов примерно равны. Район ввозит уголь, железную руду, зерно, продукцию легкой и пищевой промышленности; вывозит цветные и черные металлы, машины, минеральные удобрения, лес, бумагу, нефть, газ и др.
 
 
  13.2.9. Западно-Сибирский экономический район
 
  Состав района: Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская и Тюменская (с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами) области, Алтайский край и республика Алтай.
  Площадь района 2,4 млн кв. км, население - 15 млн. человек.
  Отрасли хозяйственной специализации: топливная, металлургическая, химическая и лесная промышленность, производство зерна и животного масла.
  Экономико-географическое положение. Район соседствует с индустриальным Уралом, богатыми минерально-сырьевыми ресурсами областями Восточной Сибири и Казахстана.
  Природные условия. Обширные площади, занятые болотами, тундрой, покрытые лесами, кислые дерново-подзолистые, серые лесные и торфянистые почвы таежной зоны в своем естественном виде, без проведения мелиоративных и др. работ (осушение заболоченных земель, известкование почв, вырубка леса, расчистка территории и др.) непригодны для сельскохозяйственного использования.
  Наиболее благоприятны для сельского хозяйства природные условия южных областей, расположенных в лесостепной и степной зонах (количество тепла и атмосферных осадков, достаточное для выращивания скороспелых зерновых и др. сельскохозяйственных культур, плодородные черноземные и каштановые почвы, большие площади пастбищ и лугов).
  Природные ресурсы. Велики запасы нефти (Самотлорское, Сургутское, Усть-Балыкское, Федоровское, Мамонтовское и др. месторождения), природного газа (Уренгойское, Ямбургское, Березовское, Медвежье, Заполярное, Тазовское и др.), каменного угля (Кузнецкий бассейн), торфа, железных (Колпашевское, Бокчарское и др. месторождения) и марганцевых (Усинское месторождение) руд, полиметаллов (Салаирское, Золотушинское месторождения), ртути, золота, поваренной соли и мирабилитов (Кулундинское озеро), талька, барита, строительных материалов, гидроресурсов (реки Обь, Иртыш, Катунь), биологических и лесных (около 90 % запасов леса района приходится на Тюменскую и Томскую области ресурсов).
  Население. Средняя плотность 6,2 чел. на кв. км. Около 85% населения сосредоточено в лесостепной и степной части района. Район обладает большим научным потенциалом, но является остродефицитным в отношении трудовых ресурсов.
  Промышленность в Западной Сибири существенно преобладает над сельским хозяйством.
  Топливно-энергетическая промышленность. Западная Сибирь - основная топливная база России и СНГ (по поставкам и добыче нефти, природного газа и угля). Главные районы добычи нефти - Среднее Приобье (Нижневартовский и Сургутский районы) и Приуралье (Шаимский район). Добыча природного газа сконцентрирована на севере (Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье, Губкинское и др. месторождения), угля - на юге (Кузнецкий бассейн) района. На угле Кузбасса, попутном нефтяном, природном газе и нефти Тюменской области созданы крупные тепловые электростанции (Бе-ловская, Томь-Усинская, Южно-Кузбасская, Сургутская, Нижневартовская, Уренгойская ГРЭС и др.), газобензиновые (Нижневартовск, Правдинск) и нефтеперерабатывающие (Омск) заводы. Нефть, природный газ и уголь в большом количестве вывозятся в другие районы.
  Черная металлургия в Западной Сибири представлена Новокузнецким и Западно-Сибирским металлургическими комбинатами, заводом ферросплавов в Новокузнецке, Новосибирским и Гурьевским передельными заводами. Предприятия отрасли используют железные руды Горной Шории и Хакасии, кокс - Кузбасса.
  Цветная металлургия включает выплавку алюминия (Новокузнецк), цинка (Белово), олова (Новосибирск), добычу золота и ртути.
  Машиностроение. В машиностроительном комплексе района преобладают металлоемкие отрасли - производство горно-шахтного и металлургического оборудования (Новокузнецк, Прокопьевск, Анжеро-Судженск), паровых котлов (Бийск), турбин и генераторов (Новосибирск), тракторов (Рубцовск), грузовых вагонов (Новоалтайск) и речных судов (Тюмень, Тобольск).
  Химическая промышленность. Район специализируется на производстве синтетического каучука и автошин (Омск), синтетических смол и пластмасс (Новосибирск, Тобольск, Томск и др.), азотных удобрений (Кемерово), соды (пос. Михайловский Алтайского края).
  Лесная промышленность. Основной район лесозаготовок - Среднее Приобье. Центры лесопиления и деревообработки сформировались на юге Западной Сибири в местах пересечения рек железными дорогами (Томск, Асино, Новосибирск, Омск, Барнаул и др.).
  Сельское хозяйство Западной Сибири имеет зерново-животноводческую направленность. Под зерновыми культурами занята большая часть посевной площади района. Основная зерновая культура - яровая пшеница. Посевы пшеницы и других зерновых (рожь, ячмень, овес, просо, гречиха) сосредоточены в южной - лесостепной и степной - части района. Посевы технических культур занимают незначительные площади. В лесостепной и степных районах выращивают подсолнечник и сахарную свеклу, лен-кудряш, в районах лесной зоны - лен-долгунец. Главная отрасль животноводства - скотоводство молочно-мясного направления. На севере района большое хозяйственное значение имеет оленеводство, на юге - овцеводство (тонкорунного и полутонкорунного направления) и свиноводство.
  Транспорт. Велика роль железнодорожного, трубопроводного и водного транспорта. Основу железнодорожной сети образуют части Транссибирской (Челябинск - Омск - Новосибирск - Красноярск), Среднесибирской (Иртышская - Корсун - Камень-на-Оби - Алтайская) и Южно-Сибирской (Кулунда - Барнаул - Артышта - Новокузнецк - Тайшет) магистрали, находящиеся на территории района. Большое значение имеют также железные дороги Томск - Асино - Белый Яр - Ивдель - Обь, Тавда - Сотник (для перевозки леса и лесоматериалов), Тюмень - Сотник - Сургут - Нижневартовск - Уренгой (для освоения нефтегазовых ресурсов), Кия - Шалтырь - Ачинск (для связи Кузбасса с Восточной Сибирью) и др.
  Работа железных дорог существенно дополняется другими видами транспорта - речным (реки Иртыш, Тобол, Тура, Обь, Томь, Бия, Чулым и др.), трубопроводным, автомобильным, воздушным. При этом трубопро водный транспорт играет особую роль в осуществлении межрайонных и международных связей (по вывозу грузов) Западной Сибири, а автомобильный и речной - в основном внутрирайонных. Северный морской путь также обеспечивает связи Западной Сибири с другими районами страны.
  Для района характерно преобладание объема вывозимых грузов над ввозимыми. Он вывозит нефть, газ, уголь, пиломатериалы, черные и цветные металлы, химические продукты и др.; ввозит машины и оборудование, продовольствие, изделия легкой промышленности.
 
  13.2.10. Восточно-Сибирский экономический район
 
  Состав района: Красноярский край с Таймырским (или Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами, Иркутская (с Усть-Ордынским Бурятским округом) и Читинская (с Агинским Бурятским округом) области, республики Бурятия, Тува, Хакасия.
  Площадь района 4,1 млн кв. км, население - 9,0 млн человек.
  Отрасли хозяйственной специализации: горно-добывающая, лесная и химическая промышленность, электроэнергетика, цветная металлургия.
  Географическое положение. Восточная Сибирь удалена на значительное расстояние от высокоразвитых западных районов, часть ее территории находится за Полярным кругом, в зоне вечной мерзлоты.
  Природные условия. Сильно пересеченный рельеф (3/4 поверхности района - возвышенности, плоскогорья и горы), суровый резко континентальный климат (короткий вегетационный период, очень низкие зимние, высокие летние температуры), огромные площади вечной мерзлоты (вечная мерзлота распространена почти на всей территории района, за исключением южной его части), повышенная сейсмичность существенно затрудняют хозяйственное освоение района.
  Природные ресурсы. Велики запасы угля (Таймырский, Тунгусский, Канско-Ачинский, Иркутский, Минусинский и др. бассейны), железных (Хакасия, Ангаро-Питский и Ангаро-Илимский бассейны), медных (Удо-канское, Талнахское и др. месторождения), никелевых (район Норильска), полиметаллических (Нерчинская группа месторождений, Хапчеранга), золота (Бодайбо, Алдан, Балей), олова (Шерловая гора), поваренной соли (Усольское, Зиминское и др. месторождения), пресной воды (озеро Байкал), гидроресурсов (реки Енисей, Ангара), лесных и биологических ресурсов.
  Население. При средней плотности 2,2 чел. на 1 кв. км наиболее густо заселена южная часть района, где плотность населения достигает 25-30 человек на 1 кв. км.
  Промышленность. Старейшая отрасль хозяйства Восточной Сибири - горнодобывающая промышленность. Район занимает видное место в Федерации по добыче цветных, благородных и редких металлов, железных руд и угля, поваренной соли, слюды, графита, талька и асбеста.
  Топливно-энергетическая промышленность. Ее развитию в районе способствуют наличие огромных запасов угля и гидроресурсов рек, благоприятные горно-геологические условия залегания угля (большая мощность угольных пластов, небольшая глубина их залегания и т. д.), гидрологические и инженерно-геологические условия строительства ГЭС (естественная зарегулированность рек, скальный фундамент и др.).
  Здесь производят самые дешевые в федерации уголь и электроэнергию.
  На большинстве угольных бассейнов(Канско-Ачин-ский, Иркутско-Черемховский, Минусинский) и месторождений (Читинская область, Бурятия) разработки угля ведутся открытым (карьерным) способом. В местах добычи угля созданы мощные тепловые (Назаровская, Березовская и Ирша-Бородинская ГРЭС в Красноярском крае; Гусино-Озерская ГРЭС в Бурятии, Харанорская ГРЭС в Читинской области), а на Ангаре и Енисее - крупные гидроэлектростанции (Саяно-Шушенская, Красноярская, Братская, Усть-Илимская, Богучанская, Иркутская ГЭС).
  Цветная металлургия. Главные отрасли - алюминиевая, медно-никелевая, свинцово-цинковая, волъфрамово-молибденовая, оловянная и золотодобывающая промышленность. Алюминиевые заводы расположены вблизи крупных электростанций - в Красноярске, Братске, Шелехове и Саяногорске. Медь, никель, кобальт, платину и др. металлы выплавляют на Норильском горнометаллургическом комбинате. Свинцово-цинковые концентраты производят в Забайкалье (Нерчинск), молибденовые - в Хакасии (Сорский комбинат), оловянные -в Читинской области (Шерловогорский ГОК).
  Черная металлургия представлена передельными заводами в Красноярске и Петровске-Забайкальском.
  Лесная промышленность. По размерам лесозаготовок Восточная Сибирь уступает только Северному району. Основные районы заготовок леса - бассейны рек Ангары, Енисея, Лены и их притоков. Лесопромышленные комплексы (Красноярский, Енисейский, Братский и Усть-Илимский ЛПК) включают, помимо механической обработки, лесохимию и целлюлозно-бумажное производство.
  Химическая промышленность развивается в районе благодаря наличию разнообразного сырья, дешевого топлива и электроэнергии. Здесь производят синтетический каучук, химические волокна и шины (Красноярск), пластмассы и смолы (Ангарск), соду (Ачинск), лаки, краски и лекарственные препараты (Красноярск). Машиностроение. Машиностроительные заводы района выпускают мостовые краны, экскаваторы, зерноуборочные комбайны, речные суда (Красноярск), оборудование для горнорудной промышленности (Иркутск), локомотивы (Улан-Удэ) и вагоны (Абакан).
  Сельское хозяйство. Ведущая отрасль - животноводство и зерновое хозяйство. В лесостепной зоне разводят скот мясо-молочного направления, в степных районах юга (Хакасия, Бурятия, Тува и Читинская область) - овец тонкорунного и полутонкорунного, шерстного и мясо-шерстного направления, на севере Красноярского края - оленей. Получили развитие пушной промысел, звероводство, рыболовство, пчеловодство. Пахотные угодья занимают небольшие площади (они в основном сосредоточены в лесостепных и степных районах, расположенных к западу от Байкала). Главная зерновая культура - яровая пшеница. Выращивают также овес и ячмень, сахарную свеклу (на юге Красноярского края и в Бурятии), бахчевые культуры (Минусинская котловина). Продукция земледелия не покрывает местные потребности, поэтому большое количество зерна, овощей и плодов район завозит.
  Транспорт. На юге района решающая роль в транспортировке грузов принадлежит железнодорожному (Транссибирская Южно-Сибирская и Байкало-Амурская магистрали), на севере - речному (реки Енисей, Лена, Нижняя и Подкаменная Тунгуски, Хатанга) транспорту.
  Речной транспорт дополняют оз. Байкал, Северный морской путь. Морские порты - Диксон, Игарка, Дудинка, Нордвик. По территории района проходят автомобильные тракты: Усинский (Абакан - Кызыл), Енисейский (связывает Красноярск с Енисейском) и автомагистрали (Абаза - Ак - Довурак и др.), трубопроводы (нефтепровод Нижневартовск - Томск - Анжеро-Судженск - Красноярск - Ангарск). Большое значение имеет воздушный транспорт. В Восточной Сибири вывоз грузов преобладает над ввозом. Вывозятся лес и лесоматериалы, уголь, электроэнергия, цветные металлы, железная руда, пушнина; ввозятся нефть, машины и оборудование, продукция легкой промышленности и др.
 
  13.2.11. Дальневосточный экономический район
 
  Состав района: Приморский и Хабаровский (с Еврейской автономной областью) края, Амурская, Камчатская (с Корякским автономным округом), Магаданская (с Чукотским автономным округом) и Сахалинская области, республика Саха (Якутия).
  Площадь района - 6,2 млн кв. км, население - 7,3 млн человек.
  Отрасли хозяйственной специализации: горнорудная (добыча золота, олова и алмазов), пищевая (рыбная и рыбоконсервная) и лесная промышленность.
  Экономико-географическое положение. Основные черты ЭГП Дальнего Востока - значительная удаленность от западных районов, приморское положение.
  Природные условия. Горный рельеф (4/5 поверхности района), суровый, резко континентальный климат, огромные пространства, занятые тундрой и вечной мерзлотой, существенно осложняют хозяйственное развитие северо-восточной части района (Республика Саха, Камчатская и Магаданская области). Природные условия южной части Дальнего Востока (муссонный климат, плодородные аллювиальные почвы Зейско-Бурейской низменности и черноземные - приморских равнин) благоприятны для сельскохозяйственной деятельности.
  Природные ресурсы. Велики запасы угля (Ленский, Южно-Якутский, Райчихинский и др. бассейны и месторождения), нефти (о. Сахалин), природного газа (Усть-Вилюйское месторождение), железных руд (Алданский бассейн), полиметаллов (Дальнегорск), олова, вольфрама, молибдена, золота и алмазов, слюды, гидроресурсов (р. Лена, Колыма, Индигирка, Амур с Зеей и Буреей и др.), биологических (различные виды рыб, морского и пушного зверя и др.) и лесных ресурсов.
  Население. Средняя плотность 1,2 чел. на 1 кв. км. Подавляющая часть населения живет на юге, вблизи Транссибирской железнодорожной магистрали и морских портов.
  Ведущая отрасль хозяйства Дальнего Востока - промышленность, представлена прежде всего добычей золота (бассейны рек Зеи, Бурей, Селемджи, Амгуни) и алмазов (Республика Саха), свинца и цинка (Дальнегорск в Приморском крае), олова (Хабаровский и Приморский края, Республика Саха), вольфрама (Магаданская область и Приморский край), плавикового шпата (Ярославское месторождение в Приморском крае).
  Пищевая промышленность. Дальний Восток - основной район лова рыбы и морепродуктов, производства рыбных консервов. Наибольшее промысловое значение имеют Охотское, Японское и Берингово моря. На их побережье созданы крупные рыбные комбинаты (Владивосток, Находка, Корсаков, Петропавловск-Камчатский, Магадан и др.). Развиты также маслобойная (переработка соевых бобов в Уссурийске и Хабаровске), мукомольная, маслодельная, молочная и сыроваренная промышленность.
  Лесная промышленность. Леса покрывают большую часть территории района. На юге района произрастает много ценных лиственных пород. Большая часть заготовок приходится на Хабаровский и Приморский края, Амурскую и Сахалинскую области. Крупные лесопромышленные комбинаты и комплексы (Амурский, Зейский, Уссурийский, Тындинский, Комсомольский и др.) производят пиломатериалы, фанеру, мебель, картон, бумагу. Продукция лесопромышленного комплекса имеет большое экспортное значение.
  Топливно-энергетическая промышленность. Ведущие отрасли - угольная и нефтяная. Разработки угля ведутся в Южно-Якутском (Нерюнгринский разрез), Райчихинском, Сучанском и др. бассейнах и месторождениях, нефть добывают на Сахалине (Оха). В бассейне реки Вилюй добывают природный газ.
  Электростанции района - Нерюнгринская и Приморская ГРЭС, Билибинская АЭС, Зейская, Колымская и Вилюйская ГЭС, Паужетская ГТЭС (на Камчатке).
  Машиностроение (судостроение и судоремонт, станкостроение, сельскохозяйственное и др.) в основном обеспечивают внутренние потребности района.
  Сельское хозяйство Дальнего Востока имеет преимущественно животноводческое направление. Разводят крупный рогатый скот мясо-молочного направления, развиты оленеводство, пушное звероводство. В соответствии с природными особенностями района земледелие наибольшее развитие получило на юге (Зейско-Бурейекая низменность, район озера Ханка и др.). Главная зерновая культура - яровая пшеница, главная техническая - соя. Выращивают также рис, кукурузу (на силос), сахарную свеклу, картофель, овощи. Район лишь частично удовлетворяет свои потребности в продукции сельского хозяйства за счет местного производства.
  Транспорт и связи. В перевозках грузов решающая роль принадлежит железнодорожному и морскому транспорту. На севере района огромное значение имеет речной, автомобильный и воздушный транспорт.
  По территории Дальнего Востока проходит Транссибирская магистраль, восточный участок Байкало-Амурской магистрали, малый БАМ (Тында - Веркакит - Томмот - Якутск).
  Морской транспорт осуществляет перевозки малым каботажем (вдоль морей Тихоокеанского побережья) и большим каботажем (через Северный морской путь к портам арктических морей, Балтийского и Черного моря), обеспечивает экономические связи со странами бассейнов Тихого и Индийского океанов (Япония, Китай, Корея, страны Южной и Юго-Восточной Азии), Крупные морские порты - Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский, Советская Гавань, Холмск, Певек, Тикси и др.
  Важнейшие автомобильные дороги: Невер - Алдан - Якутск, Якутск - Магадан, Хабаровск - Владивосток, Хабаровск - Биробиджан, Колымский тракт (в Магаданской области).
  Речной транспорт весьма активно используют во внутренних перевозках (реки Амур и Лена). Трубопроводный транспорт представлен нефтепроводом Оха - Комсомольск-на-Амуре. На Дальнем Востоке ввоз грузов превышает вывоз. В район ввозятся прокат черных металлов, машины и оборудование, зерно, овощи, фрукты, продукция легкой промышленности; вывозятся древесина и пиломатериалы, бумага, продукция рыбной промышленности, концентраты цветных металлов, каменный уголь.
  Дальний Восток имеет развитые экономические связи и с зарубежными странами. Основную часть экспортной продукции составляют лес и лесоматериалы, бумага, рыба, цемент.
 
  13.2.12. Калининградская область
 
  Площадь области 15,1 тыс. кв. км, население - 951 тыс. человек.
  Отрасли хозяйственной специализации: рыбная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность, добыча и обработка янтаря, морепродуктов. Важная хозяйственная функция района - обслуживание внешних экспортно-импортных операций России.
  Экономико-географическое положение. Самая западная территория России, граничит с Литвой и Польшей. Имеет выход к незамерзающему здесь Балтийскому морю.
  Природные условия. Климат мягкий (теплая зима, нежаркое лето), влажный, благоприятствует развитию сельского хозяйства. Негативно сказывается на нем обилие болот.
  Природные ресурсы. Месторождения янтаря (Приморское и Пальминское) - крупнейшие в мире. Выявлены запасы нефти, природного газа, бурого угля, каменной и калийной соли, строительных материалов. Большие площади занимают леса хвойные и широколиственные (ель, сосна, дуб, граб, бук), луга и пастбища.
  Население. Средняя плотность населения 63 чел. на 1 кв. км. Высокий удельный вес имеет городское население (80%). Хорошая обеспеченность ресурсами труда, квалифицированной рабочей силой.
  Промышленность. Приморское положение способствовало развитию рыбной и рыбоперерабатывающей промышленности. Лов рыбы ведется в водах Балтийского моря и Атлантического океана, переработка - на рыбоконсервных комбинатах Калининграда.
  Машиностроение представлено производством судового оборудования, саморазгружающихся вагонов, дорожно-строительных машин, металлорежущих станков и др.
  Важное место занимает целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность, использующая привозную древесину (в основном Северного района).
  На местном сырье сложилась мясная и маслодельная промышленность.
  Подавляющую часть продукции этих и других отраслей производят на предприятиях Калининграда. Среди других центров выделяются Советск (производство бумаги и целлюлозы) и поселок Янтарный (добыча и обработка янтаря).
  Сельское хозяйство. Его ведущее направление - молочно-мясное скотоводство, мясное и беконное свиноводство, птицеводство обусловлено развитой естественно-кормовой базой (луга, пастбища, продукция земледелия, отходы пищевой промышленности и пр.) В земледелии высок удельный вес зерновых (озимая пшеница, рожь, ячмень) и кормовых (корнеплоды, однолетние и многолетние травы) культур.
  Транспорт. Развит морской транспорт, осуществляющий каботажные перевозки и выполняющий внешнеторговые функции. Большую часть экспортируемой продукции составляют рыба и морепродукты; в составе импорта преобладают машины и промышленное оборудование. Калининград - незамерзающий порт на Балтийском море.
 
  13.3. Внешние экономические связи России
 
  Внешнеэкономическая деятельность РФ осуществляется в разных формах - в виде научно-технического, инвестиционного сотрудничества, сотрудничества в области информационных и других услуг и т. п. Однако основной формой во внешнеэкономических связях России с зарубежными странами является торговля.
  Внешняя торговля Российской Федерации отличается своеобразием объемов, товарной структуры, составом участников.
  В 1997 г. объем внешнеторгового оборота страны составил 155,1 млрд долларов, в том числе экспорт - 87,5 млрд долл., импорт - 67,6 млрд долл., сальдо торгового баланса было положительным - 19,9 млрд долларов. По размерам внешнеторгового оборота Россия значительно уступает не только ведущим торговым державам мира - США (1588 млрд долл.), ФРГ (953), Япония (760), Великобритания (588), Франция (555), Италия (448), Канада (415), Нидерланды (371), Китай (325) и др., но и некоторым из развивающихся, новых индустриальных стран - Южная Корея (281 млрд долл.), Сингапур (257), Тайвань (240), Мексика (223), Малайзия (157). Доля России в мировом товарообороте не достигает и 1,5%. Несмотря на небольшой удельный вес в мировой торговле, ее значение для самой России очень велико, так как полученные от внешнеторговой деятельности доходы создают материальную основу, необходимую для структурной перестройки и дальнейшего развития экономики страны.
  Современная структура внешней торговли России в полной мере отражает характер ее участия в международном разделении труда. Она складывается преимущественно из топливно-сырьевой международной специализации российской экономики и одновременно низкого международного значения продукции ее машиностроения, легкой и пищевой промышленности и сельскохозяйственного сырья. Поэтому товарная структура российского экспорта имеет ярко выраженную топливно-сырьевую направленность - ведущую роль играет вывоз сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа (их доля в экспорте страны составила в 1997 году 46%), черных и цветных металлов, драгоценных камней и изделий из них (более 26%), продукции химической индустрии (около 8%), леса и лесоматериалов (около 5%) при незначительной роли в вывозе машин и оборудования (8%), продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (3%), текстиля и текстильных изделий (1%) и пр.
  Россия является одним из ведущих мировых экспортеров топлива, черных и цветных металлов, ряда сырьевых товаров. Особенно велика ее доля в мировом экспорте природного газа, алюминия, никеля, меди, цинка. В 1997 г. она экспортировала 90% общего объема отечественного производства алюминия, 85% - целлюлозы, 80% - меди, 72% - минеральных удобрений, 70% - продукции черной металлургии, 43% - сырой нефти, 40% - никеля, 36% - природного газа, 35% - алмазов, 34% - нефтепродуктов, 23% - круглого леса, 11,6% - каменного угля и др. Решающая роль в формировании этих видов экспортной продукции России принадлежит Западно-Сибирскому (нефть, природный газ, уголь, черные и цветные металлы), Восточно-Сибирскому (лес, лесоматериалы, продукция целлюлозно-бумажной промышленности, алюминий, никель, медь и др. цветные металлы), Дальневосточному (лес, целлюлоза, алмазы), Северному (природный газ, апатиты, лес и пиломатериалы, целлюлозно-бумажная продукция), Поволжскому (нефть и нефтепродукты, природный газ) и Уральскому (природный газ, нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, черные и цветные металлы) районам.
  Очень низкий удельный вес машин и оборудования в российском экспорте (для сравнения: доля машинотехнической продукции в экспорте Японии в середине 90-х годов составляла 96%, Швейцарии - 93%, Тайваня - 93%, Южной Кореи - 92%) - свидетельство не столько емкости внутреннего рынка, способного поглощать подавляющую часть отечественной машинотехнической продукции, сколько слабой ее конкурентоспособности на мировом рынке (исключение - производство вооружения и некоторых других высокотехнологических производств). В структуре российского импорта, напротив, преобладает продукция машиностроения (в основном легковые автомобили, бытовая техника, различные виды машин и оборудование для хозяйственных отраслей), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (доля этих двух товарных групп в структуре импорта России в 1997 г. составила соответственно 37,9 и 27,1%).
  В российском импорте продовольственных товаров преобладают мясо и мясопродукты, сухое молоко, сливочное масло, кондитерские изделия, цитрусовые, чай, кофе, алкогольные напитки, пшеничная мука, растительное масло, сахар-песок.
  В географии российской внешней торговли (экспорта и импорта) превалируют страны дальнего зарубежья, их доля во внешнеторговом обороте страны доходит почти до 80%. В сравнении с ними удельный вес стран СНГ невелик и составляет всего 22,2% ее внешнего товарооборота.
  В экспортно-импортных операциях России с дальним зарубежьем доминируют промышленно развитые страны (в 1997 г. на их долю приходилось 67% российского экспорта и 70% импорта), которые и являются основными потребителями ее топливно-энергетических и сырьевых товаров и одновременно основными поставщиками оборудования и передовых технологий, продовольственных товаров, медикаментов и других видов готовой продукции. Особенно интенсивно развивается торгово-экономическое сотрудничество России с европейскими странами (доля Европейского региона во внешнеторговом обороте России превышает 50%). Этому благоприятствуют географическая близость и связанные с этим низкие затраты на транспортировку товаров, развитая сесть наземных путей сообщения (трубопроводы для поставки российской нефти и газа, железнодорожные и шоссейные магистрали), наличие морских выходов в Зарубежную Европу и др. Большая часть товарооборота России в Европейском регионе приходится на страны Западной Европы (более 32% экспорта и 36% импорта Российской Федерации). Крупнейшими внешнеторговыми партнерами России среди западноевропейских стран являются Германия (объем взаимной торговли между странами в 1997 г. составил 13,1 млрд долл., в том числе российский экспорт - 6,5, импорт - 6,6 млрд долл.), Италия (16,2; 3,6; 2,6), Нидерланды (5,7; 4,5; 1,2), Финляндия (4,7; 2,6; 1,9), Великобритания (4,3; 2,8; 1,5), Франция (оборот - 3,2 млрд долл., экспорт - 1,6; импорт - 1,6 млрд долл.).
  В структуре экспортной продукции России в страны Западной Европы преобладают энергоносители (нефть, природный газ), цветные металлы (медь, алюминий, никель, магний, олово и др.), черные металлы, лес и лесоматериалы, продукция химической промышленности. Изделия машиностроения из-за низкого качества занимают незначительный удельный вес. Импортирует Россия из этих стран в основном машинно-техническую продукцию (автомобили, электротехнические изделия, станки, изделия точной механики и оптики, разнообразное технологическое оборудование и др.), изделия легкой промышленности (ткани, одежда, обувь), фармацевтики и косметики, бытовой химии, искусственные материалы, мебель, продовольственные (мясные, овощные и фруктовые консервы, кондитерские и-макаронные изделия, вина, соки и др.) и сельскохозяйственные товары. Так, в импорте из Германии доля машинно-технической продукции превышает 60%, доля продовольствия составляет 18%; в импорте из Италии на машинно-техническую продукцию приходится более 50% стоимостного объема ввоза в Россию, а доля товаров народного потребления (мебель, одежда, обувь) составляет 20%, продовольственных товаров - 10%; в импорте из Великобритании, Франции, Швеции также высокий удельный вес машин и оборудования (50-60%), товаров широкого потребления и продовольствия (15-20% на каждую группу товаров).
  В Европейском регионе важными партнерами внешнеэкономической деятельности России являются и бывшие социалистические страны - страны Центральной и Восточной Европы (Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия, Югославия, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария, Румыния, Эстония, Латвия, Литва). Доля стран этого субрегиона Европы в общем, объеме торговли России составила 10,5%. Россия экспортирует в эти страны, также как и в страны Западной Европы, в основном нефть и природный газ, а импортирует из этих стран преимущественно сельскохозяйственные товары и продовольствие, химические товары (медикаменты, парфюмерно-косметические изделия, пластмассы и др.) и машинно-технические изделия. Однако доля машин и оборудования в структуре импорта значительно ниже удельного веса их ввоза из западноевропейских стран.
  Все больше крепнут внешнеэкономические связи России со странами Северной Америки - США и Канадой. США среди неевропейских промышленно развитых стран - крупнейший торговый партнер России (в 1997 г. товарооборот России с США составил 8,9 млрд долл., в том числе российский экспорт - 4,8, импорт - 4,1 млрд долл.). Устойчивый характер имеет торговля России с Канадой. Главное место в российском экспорте в США занимают товары первичной переработки - алюминий, черные металлы, азотные и калийные удобрения, драгоценные камни, нефть и нефтепродукты. В Канаду Россия вывозит в основном нефтепродукты и минеральное сырье. В Россию ввозятся из США в основном продовольственные товары (зерно, соя-бобы, сливочное масло и др.), машино-технические изделия (электронно-вычислительная техника, телекоммуникационные системы, оборудование для химической, текстильной, пищевой и др. отраслей, дорожно-строительная техника, медицинские приборы и инструменты и др.), химические товары; из Канады - зерно и потребительские товары.
  США лидируют среди иностранных инвесторов по объему капиталовложений в экономику России. Прямые американские инвестиции в Россию превышают 4 млрд долларов, что составляет 1/3 иностранных инвестиций, размещенных в России. Приоритетными отраслями вложений капиталов США в Россию являются добыча нефти и природного газа.
  Торгово-экономическое сотрудничество России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Южная Корея, КНДР, Китай, страны Юго-Восточной Азии и др.) относительно невелико, однако развивается в последнее время весьма динамично и имеет значительный потенциал для дальнейшего роста. Географическая близость богатых природными ресурсами восточных районов России к странам Восточной и Юго-Восточной Азии благоприятствует этому. Вместе с тем низкий уровень инфраструктуры, хозяйственной обустроенности территории этих слабозаселенных российских районов - фактор, сдерживающий развитие. Россия экспортирует в страны региона продукцию черной металлургии, топливо (нефть и нефтепродукты, уголь), удобрения, лес, цветные и драгоценные металлы и др. Машины и оборудование (в основном военная техника) в российском экспорте занимают незначительный удельный вес. В то же время большая часть российского импорта из стран региона составляет промышленная продукция производственного и потребительского назначения, продовольствия и сельскохозяйственное сырье (чай, кофе, натуральный каучук, специи, пальмовое масло, сахар-песок, кожевенное и джутовое сырье и др.). Особое значение для России в этом регионе имеют торгово-экономические отношения с сопредельными странами - Японией и Китаем. Российский экспорт в эти страны состоит преимущественно из сырья, добываемого в Восточно-Сибирском и Дальневосточном районах; в российском импорте из Китая преобладают продовольственные и потребительские товары (около 80%), из Японии - машины и оборудование (около 70%). Большое значение приобрела торговля в приграничной зоне с Китаем.
  Осуществляется ряд инвестиционных проектов (и китайской, и японской стороной), предусматривающих добычу и транспортировку нефти и газа, угля, древесины и др. в восточных районах России.
  Из стран Южноазиатского субрегиона самый крупный торговый партнер России - Индия" ее доля в российском внешнеторговом обороте едва превышает 1 %. Основу российского экспорта в Индию составляют цветные и черные металлы, удобрения, бумага. В рамках военно-технического сотрудничества традиционно поставляются в Индию оружие и военная техника. Импортирует Россия из Индии продукцию легкой (ткани, одежда, обувь) и пищевой (чай, кофе, сахар и др.) промышленности ,
  В Западной Азии наиболее активно развивается внешнеторговое сотрудничество России с соседствующей (на Черном море) Турцией (на ее долю приходится примерно половина внешнеторгового оборота России в этом субрегионе). Из России в Турцию более всего поступает нефть и природный газ, встречные поставки в Россию включают в основном сельскохозяйственную продукцию и ширпотреб.
  Страны Латинской Америки во внешнеторговом обороте с Россией имеют незначительный удельный вес (в 1997 г. он составил 1,8%). На российский рынок они поставляют в основном сырьевые товары - в первую очередь продовольственные товары и продукцию тропического земледелия (кофе, какао-бобы, бананы, растительные масла, сахар, шерсть, кожи, бокситы и др.). Россия экспортирует в страны этого региона в основном товары первичной переработки - минеральные удобрения, лесоматериалы, цемент, металлы и др. Главные торговые партнеры России в этом регионе - Куба, Бразилия, Аргентина, Панама.
  Еще меньшую долю во внешнеторговом обороте России имеют страны Африки (в 1997 г. она составила 0,9%). В структуре товарооборота с африканскими странами преобладают поставки в Россию тропических фруктов, сельскохозяйственного сырья, продукции добывающих отраслей; со стороны России - машин и горношахтного оборудования.
  Внешнеэкономические связи России со странами СНГ развивались в течение длительного времени в составе единого государства. Распад Советского Союза нарушил сложившиеся экономические связи, привел к существенному сокращению объема торговли между бывшими союзными странами (республиками), ныне членами СНГ.
  Несмотря на это, Россия остается их крупнейшим торговым партнером. В 1997 г. внешнеторговый оборот России со странами СНГ оценивался в 35,9 млрд долларов, в том числе российский экспорт в эти страны составил 18,3, импорт - 17,6 млрд долл.
  Россия является главным поставщиком в страны СНГ энергоносителей (нефть, природный газ) и электроэнергии. Важными товарными группами ее экспорта в эти страны являются также лес и лесоматериалы, металл и драгоценные камни, некоторые виды машин и оборудования.
  Импортирует Россия из стран СНГ более всего продовольствие и сырье для пищевой промышленности (Украина, Молдавия, Белоруссия, Казахстан), хлопок (Узбекистан, Таджикистан), уголь, железную руду, руды цветных металлов (Казахстан), тракторы, холодильники, автомобили (Белоруссия).
  Большая часть экспортно-импортных операций России со странами СНГ (более 80% ее внешнеторгового оборота с этими странами) приходится на три государства - Украину, Белоруссию и Казахстан.
  В условиях рыночных отношений, открытости экономики Россия заинтересована в развитии экономических отношений, расширении товарооборота со всеми зарубежными странами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Серия
  "Учебники и учебные пособия"
 
  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
  ГЕОГРАФИЯ
 
  Ответственный
  редактор Баранникова Е.
  Редактор Летав И.
  Корректор Чебукина Н.
  Художник Вартанов А.
  Верстка Патуловой А.
 
  Лицензия ЛР № 065194 от 2 июня 1997 г.
  Сдано в набор 27.09.2001 г. Подписано в печать 20.10.2001 г.
  формат 84x108 732- Бумага типографская. Усл. печ. л. 13,5.
  Гарнитура Школьная.
  Тираж 5 000. Заказ № 2757.
 
  Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции
  ОК-00-93, том 2; 953000 - книги, брошюры.
 
  Издательство "Феникс"
  344007, г. Ростов-на-Дону,
  пер. Соборный, 17
  Отпечатано с готовых диапозитивов в ГУИПП "Курск".
  305007, г. Курск, ул. Энгельса, 109.
  Качество печати соответствует
  качеству представленных заказчиком диапозитивов
 1 Тюнен Иоган Генрих (1783 - 1850) - создатель оригинальной теории размещения сельского хозяйства. Исследуя влияние местоположения земельных участков (расстояние их от рынка) на доходность и организацию сельского хозяйства, Тюнен пришел к выводу, что рентабельной должна быть такая организация сельского хозяйства, при которой степень его интенсивности соответствовала бы близости рынка.
 2 Вебер Альфред (1868 - 1958) - создатель теории по обоснованию размещения предприятий промышленности ("штандарт"), согласно его концепции промышленное предприятие стремится занять наиболее выгодное место по отношению к источникам сырья и рынку рабочей силы, обеспечивающее наименьшие издержки для предпринимателей.
 
 3 Поламарчук М. М. Теоретические основы функциональной структуры промышленного комплекса экономического района. Киев: Науко-ва думка, 1972. С. 23.
 4 Однозначного определения понятия "инфраструктуры" нет. В самом общем виде инфраструктура включает отрасли и различные виды деятельности по оказанию услуг производству и населению. Различают производственную (наземные и водные пути сообщения, каналы, порты, трубопроводы, аэродромы, линии электропередач, теплотрассы, складское хозяйство, базы строительной индустрии и т. п.) и социальную (жилые дома, предприятия торговли и общественного питания, медицинские учреждения, учреждения народного образования, культурно-зрелищные объекты, внутригородской транспорт, система водоснабжения и канализации, мосты, улицы, дороги и т. п.) инфраструктуру.
 
 5 Она включает обмен сырьем, топливом, готовыми изделиями и т. п. не только между отдельными территориально-производственными комплексами, но и в пределах каждого из них, между предприятиями и отраслями (соответственно международный или межрайонный и внутрирайонный обмен).
 
 6 Хрущев А. Т. География промышленности СССР. 3-е изд. М.: Мысль, 1986. С. 7.
 
 7 В этом плане и вырисовываются связи экономической географии как науки общественной с другими отраслями научных знаний, определяется ее место в системе прочих учебных дисциплин.
 
 8 Пробст А. Е, Эффективность территориальной организации производства. М-: Мысль, 1965. С. 23-26.
 
 9 Агафонов Н. Т., Лавров С. Б. Основные закономерности размещения социалистической промышленности // Теоретические вопросы экономической географии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. С. 30-31.
 
 10 Агафонов Н. Т.. Лавров С. Б. Указ. соч. С. 42-43.
 11 В ряде случаев выделяют еще долитико-, военно-, математико-географическое и др. положение.
 
 12 Быстрое изменение физико-географического положения может быть обусловлено только природными катаклизмами (землетрясения, извержения вулканов, внезапное наступление моря, глобальное изменение климата на Земле и т. п.) или деятельностью самого человека.
 
 13 Это связано с тем, что разные сельскохозяйственные культуры начинают и завершают вегетационный цикл при разных температурах.
 
 14 Удельный вес промышленности в ВВП в странах этих групп немного превышает уровень развитых - 40%.
 
 15 Нормативный коэффициент эффективности капиталовложений (Ен) обозначает нижнюю допустимую границу эффективности. По народному хозяйству в целом он установлен не ниже 0,15 (обратная величина срока окупаемости 6,6 года).
 16 Здесь и выше все используемые в примерах данные имеют условный характер. Они приводятся для того, чтобы передать смысл методики решения вопроса.
 
 17 В этом отношении аномальным является размещение специализированных сельскохозяйственных предприятий пригородного типа, предприятий, расположенных по долинам рек и т. д. Но все эти исключения, продиктованные действием других факторов, не отменяют общего правила.
 
 18 Иногда это отношение именуют как коэффициент локализации.
 
 19 Хрущев А. Т. География промышленности СССР. М.: Мысль, 1986 С. 124.
 
 20 Для этой же цели используется показатель валового национального продукта (ВНП), который отражает объем производства, находящегося под контролем корпораций и частных лиц только данной национальности. С тем чтобы исчислить ВНП, из ВВП вычитают доходы, полученные иностранцами в данной стране, и добавляют доходы, полученные корпорациями и гражданами данной страны за ее пределами.
 
 21 Из стран с административно-командной экономикой осталось только две страны - Куба и Северная Корея.
 
 22 Согласно классификации ООН и других ведущих организаций мира.
 
 23 Положение о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе // Российская газета. 2000. 16 мая.
 
 24 Плотность населения - численность постоянного населения, приходящаяся на 1 кв. км территории.
 
 25 Различают понятия "простое" и "расширенное воспроизводство населения". Простое воспроизводство - это когда в ходе смены поколений численность населения не увеличивается. Расширенное воспроизводство, когда численность последующего поколения больше предыдущего.
 26 Страны-"рекордсмены" этой группы: Кения {55 - 14 = 41) и Танзания (50 - 15 = 35).
 

<< Пред.           стр. 8 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу