<< Пред.           стр. 2 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 5 В цивилизации подчеркивалась...
 6 Такое понимание цивилизации разделяют...
 7 В XIX веке стало распространенным...
 8 По Моргану появление цивилизации связано...
 9 Ф.Энгельс представлял цивилизацию как...
 10 Ф.Гизо заложил основы...
 11 О.Шпенглер противопоставил...
 12 Шпенглер пришел к...
 13 Шпенглер полагал...
 14 Последний этап характеризуется...
 15 Н.Бердяев продолжил...
 16 О.Шпенглер стал...
 17 Х.Ортега отвергал...
 18 Кризис свидетельствует...
 
 Задание 4. Прочитайте следующие слова :Какие значения этих слов вы знаете? (обратитесь к словарю). В каком значении эти слова используются в научной речи? Подтвердите вашу точку зрения примерами.
 Выступать, рассматриваться, подчеркивать, разделять, связать (быть связанным), выделять, представлять, определять (определяться), прибегать, свидетельствовать, видеть, отличаться
 Задание 5. Составьте предложения со сказуемыми, выраженными следующими словами и сочетаниями слов.
 1 Отвергать, соглашаться, противопоставлять, считать, полагать, продолжить, характеризовать, разделять;
 2 Стать последователем, считать жизнеспособной, связывать с определенной стадией развития, прийти к отрицанию, заложить основы, определяться производственными отношениями, выступать как порождение разума.
 
 Задание 6. На основании всех текстов раздела подготовьте ваш рассказ о том, как понимают современные ученые и философы прошлого такие понятия, как "культура", "цивилизация". Предварительно составьте план рассказа. Запишите рассказ.
 В вашем рассказе постарайтесь использовать разнообразные формы выражения сказуемых, с которыми вы познакомились, читая все 5 текстов.
 ГРАММАТИКА
 ПОДЛЕЖАЩЕЕ, ВЫРАЖЕННОЕ ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, МЕСТОИМЕНИЕМ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ, ЧИСЛИТЕЛЬНЫМ. СКАЗУЕМОЕ, ВЫРАЖЕННОЕ ГЛАГОЛОМ В ФОРМЕ ИЗЪЯВИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ. ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ.
 Способ выражения Примеры Существительное Американский культуролог - создатель символической школы Местоимение Он считал, что культура - это особая область действительности Числительное 300 - это очень большое число определений культуры Прилагательное Культурное - значит имеющее отношение к культуре Словосочетание Более 300 определений культуры существует в современной науке
 
 СКАЗУЕМОЕ, ВЫРАЖЕННОЕ ГЛАГОЛОМ В ФОРМЕ ИЗЪЯВИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ
 Способ выражения Примеры Настоящее время Мы изучаем различные культуры Прошедшее время Мы изучали различные культуры Будущее время Мы будем изучать различные культуры
 ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ
 Способ выражения Средства выражения Примеры Имя существительное 1.Именительный падеж без связки (настоящее время) 2.Именительный падеж со связкой есть (настоящее время 3.Творительный падеж а)с глаголом-связкой быть в прошедшем и будущем времени б)с глаголом называться, стать, становиться, казаться, являться в)с глаголами отличаться, определяться Культура - особая область действительности. Человек есть творец культуры, и поэтому он есть творение культуры. Человек был и будет творцом культуры. Наука о сущности и развитии культуры называется культурологией. Человек становится творцом культуры. Различия понятий "культура" и "цивилизация" кажутся достаточно сложными. Культура является творением человека. Понятия "цивилизация" и "культура" отличаются сложностью и многозначностью. Этим определяется многообразие культур. Многообразие культур определяется их особенностями. Имя прилагательное и причастие (краткая и полная формы)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Местоимение
 
 
 
 
 
 Числительное 1) без связки 2)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Со связкой быть
 Такое понимание было ново.
 
 
 
 С глаголами бывать, делаться, становиться, казаться 4.) С глаголами работать, жить, возвращаться, ходить, стоять и т.д.
 
 
 
 
 
 1. Именительный падеж
 2. Творительный падеж
 
 
  1.Количественное числительное в сочетании с существительным
 
  2.Порядковое числительное в сочетании с глаголами быть, прийти, пройти, являться, казаться Он весел. Этот процесс - теоретический. Термин культура - многозначен.
  В современной науке сформировано более 300 определений культуры. Культура присуща лишь человеческому обществу. Логика культуры надындивидуальна.
 Эти понятия взаимоисключающие.
 
 Это направление было основное. Он был (будет) веселый. В современной науке было сформулировано более 300 определений культуры. Культуре были присущи определенные формы.
 
 Процесс становится (кажется, делается)противоречивым. В XIX веке стало распространенным понимание цивилизации Л.Морганом. Американская школа казалась наиболее влиятельной. Он вернулся мрачным. Понятие "культура" относится к многозначным. Человек приходит к самым неожиданным открытиям. Культура рассматривается как процесс творческой деятельности.
  Кто он? Чья эта точка зрения? Она казалась такой же, какой была сформулирована автором.
 
 
 
 Эта была работа первая.
 Он был вторым.
  Понимание цивилизации оказалось первым в этом ряду.( Морган )
 К этому пониманию он пришел первым.
 
 ПРЯМОЕ ДОПОЛНЕНИЕ. ПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ.
 Значения глаголов Примеры Глаголы физического действия строить дом , гипотезу
 готовить обед, учеников
  шить одежду
 создавать предметы, теорию Глаголы восприятия, высказывания, состояния слушать музыку, лекцию, изложение теории
  любить сестру , уважать оппонентов
 говорить правду , отвергать идеи
 творить культуру, создавать идеи
  совершать обмен
  сохранять артефакты культуры Приставочные глаголы движения при объекте с пространственным значением проехать остановку
 перейти улицу, перейти к новой теории
 
 ПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ
 что? Что? Кого? говорить,
 
 
 
 
 делать, петь, объяснять, писать, читать, переводить,
 
 
 создавать, творить, потреблять, сохранять, рассматривать, использовать видеть , слушать ;
 говорить истину, видеть разницу,
 кризис цивилизации, слушать изложение теории ;
 
 знать, спрашивать
 искать, любить, встречать, учить;
 
 
 Знать теорию, объяснять значение, искать истока, использовать знание и т.д.
 
 РАЗДЕЛ II
 КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА
 Задания к тексту "Материальная и духовная сторона культуры"
 Задание 1. Прочитайте словосочетания.
 а)материальные средства, материальные артефакты, духовные средства, духовные артефакты, материальные реальности, духовные реальности, духовные потребности, творческий труд, духовные ценности, материальные потребности, художественные ценности, нравственные идеалы, эстетические идеалы, политические идеалы, социальное существо;
 б) средства жизнедеятельности, результаты эволюции, эволюция природы, развитие культуры, субъект культуры, мир реальностей, распределение ценностей, результат развития;
 в) создавать ценности, потреблять артефакты, создавать пищу, потреблять пищу, создавать технику, создавать ценности, удовлетворять потребности, создавать идеалы, создавать науку, творить культуру, воспроизводить культуру, использовать культуру, совершать обмен, совершать распределение, сохранять продукты, создавать человека.
 Задание 2. Прочитайте про себя каждое словосочетание. Не глядя, повторите его вслух.
 а) результат эволюции природы, результат развития культуры, фактор развития культуры, цель функционирования культуры, средство функционирования культуры;
 б) материальные и духовные средства, материальные и духовные реальности, материальная и духовная природа, духовное и социальное существо, биологическое и социальное существо, нравственные и эстетические идеалы;
 в) включать в себя различные средства, создавать творческим трудом, создавать духовные ценности, создавать художественные ценности, потреблять материальные ценности, потреблять различные артефакты, творить культуру, воспроизводить факты культуры, использовать артефакты культуры, совершать культурный обмен, совершать распределение, сохранять духовные продукты, создавать самого себя.
 Задание 3. Прочитайте слова. Найдите в них общий корень.
 1 артефакт, фактический, фактологический;
 2 результат, результативный, результативность;
 3 ценность, ценностный, ценный, ценить, ценитель;
 4 материалист, материя, материальный, материалистический
 5 духовность, духовный
 6 нравственность, нравственный, безнравственный
 7 эстетический, эстетика, эстет.
 
 Задание 4. Прочитайте слова. Скажите, как они образованы.
 1 развитие, воплощение, созидание, создание
 2 распределение, совершение, творение, созидание, потребление, происхождение
 3 созданные, потребленные, рассмотренные, совершенные, воплощенные, удовлетворенные
 
 Задание 5. Прочитайте предложения. Следите за слитностью чтения внутри синтагм.
 1 Культура включает в себя материальные и духовные ценности.
 2 Материальные и духовные средства жизнедеятельности человека созданы самим человеком.
 3 Материальные и духовные реальности созданы творческим трудом человека.
 4 Материальные и духовные реальности называются артефактами.
 5 Сам человек имеет естественное происхождение.
 6 Человек по своей природе существо материальное.
 7 Человек - существо духовное и материальное.
 8 Для удовлетворения материальных потребностей он создает технику.
 9 Для удовлетворения духовных потребностей он создает - художественные ценности.
 
 Задание 6. Прочитайте предложения про себя и, не глядя, повторите их вслух.
 1 Человек творит культуру.
 2 Человек использует культуру как средство для собственного развития.
 3 Человек действует как творческое начало.
 4 Человек совершает распределение ценностей.
 5 Человек - начало и результат развития культуры.
 6 Созидая культуру, человек созидает самого себя.
 7 Эта реальность существует вместе с человеком.
 8 Культура будет существовать, пока живет человек.
 
 Задание 7. Прочитайте предложения. Передайте изложенную в них информацию своими словами.
 1 Культура включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, созданные самим человеком.
 2 Сам человек возник в результате эволюции природы, имеет естественное происхождение.
 3 Человек, существо духовное и социальное, живет и действует как созидатель, носитель и потребитель духовных ценностей.
 4 Человек - созидатель, носитель и потребитель духовных ценностей, которые природа сама по себе создать не может.
 5 В силу того, что человек по своей природе существо духовное и материальное, он потребляет как материальные, так и духовные артефакты.
 6 Человек совершает обмен и распределение ценностей, он сохраняет, продуцирует и потребляет материальные и духовные продукты культуры.
 
 Задание 8. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
 МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ СТОРОНЫ КУЛЬТУРЫ. ЧЕЛОВЕК - СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ.
 Культура включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами, то есть искусственно созданными.
 Сам человек тоже относится к классу артефактов. С одной стороны, он возник в результате эволюции природы, имеет естественное происхождение, а с другой стороны, он существо духовное и социальное, живет и действует как созидатель, носитель и потребитель духовных ценностей, которые природа "сама по себе" создать, не способна.
 Таким образом, человек не только дитя природы, но и культуры. Он не столько существо биологическое, сколько социальное, а его природа не столько материальная, сколько духовная.
 В силу того, что человек по своей природе существо духовное и материальное, он потребляет как материальные, так и духовные артефакты. Для удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дороги и т.д. Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические и религиозные идеалы, науку и искусство. Вот почему человека можно рассматривать как исходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек творит культуру, воспроизводит ее и использует как средство для собственного развития. Он архитектор, строитель и житель того природного мира, который называется культурой мира. Это тот мир реальностей, который на планете Земля до человека не существовал. Это реальность, которая возникает, живет и развивается вместе с человеком и которая будет существовать до тех пор, пока будет существовать человечество.
 Человек действует как творческое, создающее и активно действующее существо. Человек совершает обмен и распределение ценностей, он сохраняет, продуцирует и потребляет материальные и духовные продукты культуры.. Тем самым он созидает и самого себя как субъекта культуры, как социальное существо.
 Иначе говоря, человек - начало и результат развития культуры, и цель и средство ее функционирования, и замысел ее и воплощение.
 Вопросы:
 1 Кем созданы материальные и духовные средства жизнедеятельности человека?
 2 Что такое "артефакты"?
 3 Почему человека тоже можно считать "артефактом"?
 4 Как вы понимаете выражение: "человек не только дитя природы, но и культуры"?
 5 Почему человека рассматривают как "системообразующий фактор" в развитии культуры?
 6 Могла ли существовать культура на планете Земля до появления на земле человека?
 7 Может ли существовать культура на планете, где нет людей? Почему?
 
 Задание 9. Замените выделенные слова и словосочетания близкими по смыслу, взяв их из текста. Запишите предложения.
 1 В культуру включаются как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека.
 2 Средства жизнедеятельности человека создаются самим человеком.
 3 Материальные и духовные реальности носят название артефактов.
 4 Сам человек принадлежит к числу артефактов.
 5 Он появился в результате эволюции природы.
 6 Он произошел как естественное явление.
 Он представляет собой существо духовное и социальное.
 7 Он создает духовные ценности, использует их и потребляет.
 8 Человек создается не только природой, но и культурой.
 
 Задание 10. Замените предложения синонимичными, взяв их из текста.
 1 Человек - создатель и потребитель материальных ценностей.
 2 Человек - создатель духовных ценностей.
 3 О человеке можно сказать, что он - системообразующий фактор в развитии культуры.
 4 Человек - творец культуры.
 5 Он создает культуру снова и снова, и он пользуется ею для собственного развития.
 6 Мира реальностей не было на земле до человека.
 7 Мир реальностей будет на земле, пока будет жить человек.
 8 Человек - творческое, создающее, активно действующее существо.
 9 Человек - созидатель самого себя и культуры.
 
 ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !
 ЗАПОМНИТЕ ЭТИ СЛОВА
 
 создать создание
 потреблять потребление
 удовлетворять что? удовлетворение чего?
 творить творение
 воспроизводить воспроизведение
 использовать использование
 совершать совершение
 распределять что? распределение чего?
 сохранять сохранение
 воплощать воплощение
 созидать созидание
 
 
 Задание 11. Напишите словосочетания по образцу.
 Создать материальные ценности - создание материальных ценностей
 потреблять духовные ценности, удовлетворять материальные потребности, творить художественные ценности, воспроизводить культуру, использовать артефакты культуры, совершить обмен, распределить ценности, сохранить культуру, воплощать идеалы
 Задание 12. Замените активные конструкции пассивными.
 Образец: Человек создал материальные и духовные ценности - материальные и духовные ценности созданы человеком. Или: Материальные и духовные ценности создаются человеком.
 1 Человек потребляет материальные и духовные артефакты.
 2 Создавая пищу, одежду, жилища, человек удовлетворял свои потребности.
 3 Человек создает художественные ценности.
 4 Человек сотворил культуру.
 5 Человек воспроизводит артефакты.
 6 Именно человек сохранил продукты культуры.
 7 Человек созидает самого себя как артефакт культуры.
 
 ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
 Относиться (к чему?)
 включаться (во что?)
 называться (чем?)
 возникнуть(когда? Где? Как?)
 действовать (как? Где? Когда?)
 развиваться (как? Где? и т.д.)
 существовать (как? Где7 и т.д.)
 жить (как? Где?...)
 действовать (как? Где?...)
 
 Не требуют после себя дополнения в винительном падеже без предлога (напр. Создать культуру). Они не могут образовывать страдательных причастий, пассивных конструкций. Это непереходные глаголы.
 Задание 13. Закончите предложения. Запишите их.
 1 Артефакты включаться в...
 2 Материальные и духовные реальности называются...
 3 К числу артефактов относятся...
 4 В результате эволюции природы возникли...
 5 Человек живет и действует...
 6 Мир реальностей развивается...
 7 Человек и природа существуют...
 
 ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ "СТРУКТУРНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ КУЛЬТУРЫ"
 Задание 1. Прочитайте словосочетания.
 а) центральное место, второстепенное место, производное место, общее значение, конкретное значение, материальные ценности, духовные ценности, духовная жизнь, материальная культура, духовная культура, разнообразные средства, материальное производство, сырьевые ресурсы, производственные отношения, культурологический подход;
 б) целостность культуры, продукты материального производства, совокупность результатов, продукты интеллектуальной деятельности, образцы поведения человека.
 Задание 2. Прочитайте предложения. Не глядя, повторите их вслух.
 1 Целостность культуры - это целостность материальной и духовной жизни человека.
 2 Материальная культура включает средства материального производства.
 3 Материальная культура включает в себя производственные отношения.
 4 В материальную культуру входят материальные ценности.
 5 Материальная культура хранит ценности прошлого.
 6 Материальные ценности прошлого - это памятники, археологические объекты.
 7 Духовное развитие человека связано с материально-техническим развитием.
 8 Духовная культура включает в себя результаты духовной деятельности.
 
 Задание 3. Прочитайте текст. Найдите в тексте ответы на вопросы. Прочитайте их вслух.
 СТРУКТУРНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
 Ценности культуры неоднородны и неоднозначны: одни из них занимают центральное место, другие - второстепенное и производное, одни из них имеют общее значение, другие - локальное и конкретное.
 Целостность культуры - это целостность материальной и духовной жизни человека, т.е. это целостность материальной и духовной культур.
 В материальную культуру входят прежде всего разнообразные средства материального производства. Это сырьевые ресурсы, орудия труда, разнообразные средства потребления и продукты материального производства. Это, наконец, отношения человека в сфере производства или обмена, т.е. производственные отношения.
 Материальная культура человечества всегда шире существующего материального производства. В нее входят все виды материальных ценностей: архитектурные ценности, здания и сооружения, средства коммуникации и транспорта, парки и оборудованные ландшафты и т.д.
 Кроме того, материальная культура хранит в себе материальные ценности прошлого - памятники, археологические объекты, оборудованные памятники природы и т.п.

<< Пред.           стр. 2 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу