<< Пред.           стр. 4 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 б) 1. Однако это не значит, что миф исчерпал себя.
 2. В мифе чувственное и рациональное слитны, что мало доступно культуре XX века.
 3 Миф сводит явления окружающего мира к человеческим представлениям, поскольку он очеловечивает и персонифицирует эти явления.
 4 Становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, что является простым способом упорядочивания его деятельности.
 5 В ранних культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве.
 6 В развитых культурах эти явления имеют характер рецидива, особенно в массовой культуре.
 
 Задание № 3. Прочитайте следующие слова. Разделите их на слоги, прочитайте по слогам.
 
 возникновение, специализация, самостоятельность, неадекватность, интерпретация, персонификация, ориентация, упорядочивание, мифологизация, гипертрофирование, фетишизация.
 
 Задание № 4. Напишите существительные к следующим глаголам.
 Образец: гиперболизировать - гиперболизация
 
 Подчеркивать, гипертрофировать, реализовать, упорядочивать, ориентировать, персонифицировать, очеловечивать, интерпретировать.
 Задание № 5. Прочитайте текст "Миф как форма культуры". Ответьте на вопросы.
 
 МИФ КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ
 
  Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. Вначале они включены в контекст культуры, но затем развитие приводит ко все более глубокой специализации и, наконец, к относительной их самостоятельности. Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой.
  В современной культуре можно уже говорить об относительной их самостоятельности и о взаимодействии культуры с этими институтами.
  Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, т.е. от вымысла и условности к знанию, закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа сущности современной социокультурной действительности. Однако это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею "героического", - это недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что мало доступно другим средствам культуры XX века.
  Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это одна из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении.
  Мифологизация часто используется в XX веке как усилитель ценностей, обычно за счет гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпячивать.
 
 ВОПРОСЫ :
 
 1. Возникновением каких специальных институтов, систем ценностей сопровождается развитие культуры?
 2. Можно ли сказать, что миф лежит в основе развития религии, науки, искусства?
 3. Соответствуют ли ценности мифа современной социокультурной действительности?
 4. Почему нельзя утверждать, что миф исчерпал себя?
 5. В каком аспекте используется мифологизация в культуре XX века?
 
 
 ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ ! ВСПОМНИТЕ !
 
  В русском литературном языке дательный падеж обычно обозначает :
 1. Лицо, к которому направлено действие (содействовать успеху, верить другу)
 Творительный падеж обозначает : лицо, испытывающее определенное состояние (ему везет, мне было интересно).
 2. Орудие или средство действия (резать ножом).
 3. Всегда используется после глаголов: восхищаться, любоваться, заниматься, интересоваться, командовать, руководить, управлять, распоряжаться, пользоваться.
 
 Задание № 6. Прочитайте текст, выпишите сочетания глаголов или отглагольных существительных с управляемыми существительными в дательном и творительном падеже без предлогов.
 Образец: сопровождается возникновением
  сопровождается становлением
 Подумайте, соответствует ли значение дательного падежа в ваших примерах норме современного языка.
 
 Задание № 7. Прочитайте следующие пары предложений. Подумайте, изменилось ли значение подчеркнутого слова в научной речи. Замените его синонимом.
 
 1.Системы ценностей включены в контекст культуры. - Это слово можно понять только в контексте.
 2.Развитие приводит ко все более глубокой специализации. - Ребенка приводят в детский сад в 8 часов.
 3.Можно говорить о взаимодействии культуры с такими институтами, как мифология, религия, искусство. - Когда ты приедешь в институт?
 4.Культура движется от мифа к логосу. - Посмотри, что это движется справа от нас?
 5.Миф сводит явления окружающего мира к человеческим представлениям.- Надо сводить его в парк, посмотреть ледяные скульптуры.
 6.Такому способу принадлежала ведущая роль. - Эта книга принадлежала моему отчиму, известному кардиологу.
 7.Миф позволяет подчеркивать те или иные аспекты. - В предложении надо подчеркивать сказуемые.
 8.Миф позволяет заострять тот или иной аспект. - Необходимо заострить конец деревянной палки, чтобы она легко вошла в отверстие.
 
 Задание № 8. Выразите мысль следующего предложения иными словами. Приведите примеры, подтверждающие правильность высказанной мысли.
 
 1. Развитие культуры и цивилизации показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа сущности современной социокультурной действительности.
 2. Миф способен ценности соврменной культуры интерпретировать через идею "героического".
 3. Миф позволяет гиперболизировать тот или иной аспект ценности, а следовательно, подчеркивать его.
 
 Задание № 8. Согласитесь со следующими высказываниями или опровергните их. Объясните вашу точку зрения.
 
 1. Мифология, религия, искусство, наука - продукт длительного развития культуры.
 2. Культура развивается от мифа к логосу, к закону.
 3. В современной культуре миф играет архаичную роль.
 4. Функции и ценности мифа соответствовали социокультурной действительности древности.
 5. Миф исчерпал себя.
 6. В мифе чувственное и рациональное синкретично, слитно, едино.
 7. В язычестве миф выполнял функцию упорядочивания деятельности человека.
 8. В массовой культуре и поведении миф играет ведущую роль.
 9. Одна из функций мифа в современной культуре - гипертрофирование, фетишизация ценностей.
 
 Задание № 9. Расскажите, как вы понимаете роль мифа в современной культуре.
 
 
 
 
 
 ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ"
 
 Задание № 1. Прочитайте словосочетания. Повторите их вслух, не глядя в текст.
 
 1. настенная живопись, изобразительное искусство, эстетические представления, реалистический характер, совершенные приемы, магическое назначение, палеолитические рисунки, железная руда, поздний палеолит, хозяйственный уклад, абстрактное мышление, невиданный размах, керамическое производство, древние стоянки, скульптурные изображения, социальный смысл, материнский род;
 2. первооткрыватель древних рисунков, применение совершенных приемов, привлечение полезных животных, размножение полезных животных, характер знаковой информации, зачатки древней письменности, применение естественных красок, расцвет реалистического рисунка, период позднего палеолита, изменение хозяйственного уклада, развитие абстрактного мышления, отрасль изобразительного искусства, развитие керамического производства, произведения изобразительного искусства, изображения женских фигур, рисунки обнаженных фигур, появление материнского рода;
 3. сцены охоты с применением совершенных орудий, отход от принципов натурализма, усложнение искусства орнамента в связи с развитием керамического производства, зачатки письменности в форме пиктографии, изучение живописи первобытных художников российскими учеными, настенная живопись в глубине пещеры в Южной Франции.
 Задание № 2. Выделите корень в следующих словах.
 
 Настенный, магический, реалистический;
 Уменьшение, мышление, изготовление, свидетельство;
 Обнаружить, изображать, дополнять, применять.
 
 Задание № 3. Определите, из основ каких слов построены следующие сложные слова.
 
 Первооткрыватель, пиктография, плодородие
 
 Задание № 4. Прочитайте следующие предложения. Следите за слитностью чтения внутри синтагм.
 
 1. Французский исследователь обнаружил настенную живопись в глубине пещеры в Южной Франции.
 2. Российские и зарубежные ученые изучают живопись первобытных художников.
 3. Результаты их исследований позволяют детально охарактеризовать этот вид искусства.
 4. Изобразительное искусство возникло в период среднего палеолита - 100-135 тыс. лет назад.
 5. Именно в период среднего палеолита у неандертальца формируются эстетические представления.
 6. Нарисованы конкретные виды животных, часто в натуральную величину.
 7. Рисунки имели магическое назначение.
 8. Палеолитические рисунки носили характер знаковой информации.
 9. Применялись естественные и минеральные краски.
 10. В период позднего палеолита был достигнут расцвет реалистического рисунка.
 
 
 
 Задание № 5. Прочитайте текст. Озаглавьте его.
 
  Первооткрывателем древних рисунков считается французский нотариус и энтузиаст-исследователь Андре Буйе, который в 1833 году в глубине пещеры в Южной Франции обнаружил настенную живопись. Изучение живописи первобытных художников российскими и зарубежными учеными позволяет детально охарактеризовать этот вид искусства.
  Изобразительное искусство возникло в период среднего палеолита - 100-135 тыс. лет назад. Именно тогда у неандертальца формируются на основе интеллекта эстетические представления.
  Изображения носили стихийно реалистический характер. Нарисованы конкретные виды животных, часто в натуральную величину, сцены охоты с применением совершенных приемов и орудий (засады у речных переправ, применение копий, дротиков и т.п.).
  Рисунки имели магическое назначение. Изображались преимущественно промысловые животные, что соответствовало идее привлечения полезных животных на территорию обитания племени или идее размножения этих животных.
  Палеолитические рисунки были не только произведениями искусства, порой они носили характер знаковой информации. Геометрические фигуры (палочки, треугольники, трапеции) дополняли реалистические изображения, давая более широкую информацию - направление пути, число убитых животных, план местности и т.д. То есть это - зачатки письменности в форме пиктографии.
  Краски применялись естественные и минеральные. Например, специально обжигалась железная руда для получения охры, которую затем смешивали с кровью и жиром.
  Расцвет реалистического рисунка был достигнут в период позднего палеолита. В неолите отмечается преобладание схематизма изображений, уменьшение их размера, но чаще изображаются люди, мелкие животные и птицы, которые стали основным объектом охоты. Этот отход от принципа натурализма свидетельствовал как об изменении хозяйственного уклада древнего населения, так и о развитии абстрактного мышления.
  Особая отрасль изобразительного искусства, не угасшая со времен палеолита, - орнамент. В период неолита искусство орнамента усложняется и принимает невиданный размах в связи с развитием керамического производства.
  Важное место среди произведений первобытного изобразительного искусства занимает пластика, т.е. изготовление скульптур. На древних стоянках России обнаружено около 1/3 мировых "запасов" скульптурных изображений человека, преимущественно изображений обнаженных женских фигур - "Венер". Эти женские фигуры имели глубокий социальный смысл - смысл плодородия, культ матери-земли, свидетельство появления материнского рода (матриархата).
 
 
 Задание № 6. Разделите по смыслу текст на 3 части. Озаглавьте каждую часть.
  Обратите внимание на то, что в третьей части можно выделить еще 3 части, характеризующие общую идею этой части. Озаглавьте их.
  В результате вы составили сложный план.
 
 Задание № 7. Пользуясь планом, расскажите о развитии первобытного искусства в первобытном обществе.
 
 
 ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ "МИФ О ПРОМЕТЕЕ"
 
 Задание № 1. Прочитайте словосочетания. Повторите их вслух, не глядя в текст.
 
 1. греческая мифология, драгоценное творение, первобытное состояние, всемогущий бог, суровое наказание;
 2. воплощение отваги и стойкости, символ борьбы за прогресс и счастье человечества, дар провидения, сопротивление старым порядкам, знакомство с огнем;
 3. одержать победу, стать на сторону Зевса, помогать ему советами, убедить богиню присоединиться к Зевсу, взять курс на укрепление власти, сочувствовать слабым, вдохнуть в них надежду, дать им в руки оружие, принести в дар людям огонь, укротить дикого быка, приковать к высокой скале, избавить человека от мук, раскаиваться в своих действиях, обращаться с просьбой о помиловании, нарушить клятву, носить кольцо с камнем.
 
 Задание № 2. Подберите к словам, данным в левой колонке, синонимы с правой.
 
 Восстать поднять восстание
 Помогать одержать победу
 Победить оказать помощь
 Укреплять взять курс на укрепление
 Сочувствовать проявлять сочувствие
 Подарить принести в дар
 Понять прийти к пониманию
 Отчаяться прийти в отчаяние
 Продолжаться иметь продолжение
 Приказать отдать приказ
 Допросить провести допрос
 Освободиться достичь свободы
 Освободить дать свободу
 Просить обращаться с просьбой
 
 Задание № 3. Напишите однокоренные существительные к данным глаголам.
 Образец: воплотить - воплощение
 
 Сопротивляться, развиваться, восстать, выступать, помогать, убедить, присоединиться, любить, сочувствовать, решить, бороться, красть, осознать, укротить, использовать, обработать, знакомить, учить, воспитать, простить, приговорить, победить, отчаяться, тиранить, приказать, допросить, отказаться, ненавидеть, служить, разрушить, избавить, страдать, отказаться, посетить.
 
 Задание № 4. Напишите однокоренные глаголы к данным существительным.
 Образец: мечта - мечтать
 
 Мечта, опасность, страдание, клятва, нарушение, явление, появление, согласие, посещение, осуждение, раскаяние, достижение.
 
 Задание № 5. В следующих предложениях замените деепричастные обороты глагольными сказуемыми.
 
 1. Выступая за более справедливый порядок, Зевс восстал против отца.
 2. И он решил, не боясь гнева всемогущего бога, спасти людей.
 3. Подарив людям огонь, Прометей помог людям улучшить их жизнь.
 4. Страдая от голода и холода, Прометей не раскаивался в своей помощи людям.
 5. Посетив Прометея, родные и друзья рассказали ему новости.
 6. Узнав о том, что Зевс изменился, Прометей согласился признать бога.
 7. Увидев орла, Геракл пронзил его стрелой.
 8. Освободив Прометея, Зевс послал к нему Гермеса.
 
 Задание № 6. Выразите мысль следующих предложений в форме одного простого предложения.
 
 1. Прометей помогал Зевсу, и Зевс победил.
 2. Прометей любил людей, он всегда сочувствовал слабым.
 3. Они познакомились с огнем, и это помогло им осознать жизнь.
 4. Много лет Прометей был прикован к скале, страдал от голода и холода.
 5. Зевс послал к Прометею Гермеса, он сказал, что помилует Прометея.
 6. Прометей отказался просить Зевса, чтобы Зевс помиловал его.
 7. Прометей достиг свободы, но он поступился своей гордостью.
 8. Хотя Прометей и согласился признать бога, он все же отказался просить его о помиловании.
 9. Зевс приказал, и Прометея приковали к скале.
 
 Задание № 7. Прочитайте текст.
 
 МИФ О ПРОМЕТЕЕ.
 
  Прометей - сын титана Иапета и богини Фемиды. Образ этого титана - одно из драгоценных творений греческой мифологии. Прометей стал воплощением отваги и стойкости, гордого упрямства и сопротивления старым порядкам, любви к свободе и к людям. Он относится к древнейшим и вечно живым символам борьбы за прогресс и счастье человечества.
  Мифические события развивались следующим образом. Титаны защищали старый порядок, установленный Кроносом. Зевс восстал против Крона, своего отца, выступая за новый, более справедливый порядок. Прометей стал на сторону Зевса, помогал ему советами, участвовал в боях. Прометей даже убедил богиню Земли Гею присоединиться к Зевсу. С помощью Прометея через 10 лет упорной борьбы Зевс одержал победу, но не спешил вознаградить своего союзника. Зевс взял курс на жесткое, жестокое укрепление своей власти, наконец он задумал истребить беспомощный земной род. Прометей же любил людей, он всегда сочувствовал слабым. И он решил, не боясь гнева всемогущего бога, спасти людей.
  Для этого он должен был сделать так, чтобы люди захотели бороться и сумели помочь себе сами. Поэтому Прометей вдохнул в них надежду и дал им в руки могучее оружие. Он украл огонь из священного очага на Олимпе и принес его в дар людям. Знакомство с огнем помогло им лучше осознать жизнь, они поняли, что огонь - не только угроза, но и помощь.
  Прометей научил людей плавить в огне металлы и изготавливать инструменты, научил ремеслам, считать, писать и читать. Он укротил для людей дикого быка, чтобы земледельцы могли использовать его для обработки полей. Он заставил коня слушаться человека, он построил первый корабль. Наконец, он познакомил людей с лекарствами и с лечением больных. Он учил людей жить счастливо.
  Таким образом, Прометей вывел человека из природного первобытного состояния и воспитал из него разумное существо. Зевс не простил этого Прометею, он приговорил его к суровому наказанию По приказу Зевса его верные слуги Сила и Власть схватили Прометея и увели на край света, где бог Гефест приковал его к высокой скале.
  Прометей был повержен, но не побежден, он не отчаялся. Он полагал, что тирания Зевса не будет продолжаться вечно. Прометей знал, когда и где будет низвергнут Зевс, - от матери Прометей унаследовал дар провидения. Он знал также, как может избежать этого верховный бог Зевс. Узнав об этом, Зевс послал к Прометею бога Гермеса, приказав допросить Прометея. Но гордый Прометей отказался иметь дело с Зевсом и его послом: "Всех вас я ненавижу, о боги! Свои муки я не променяю на рабское служение тирану!". Ответ этот Гермес принес Зевсу. И тогда Зевс одним ударом молнии разрушил скалу с прикованным Прометеем, и она низверглась в глубины Тартара (подземная вечная тюрьма).
  Зевс не мог погубить Прометея, т.к. титаны бессмертны. Он не хотел и избавить его мук, он хотел сломать упорство Прометея. Когда из этого ничего не вышло, он снова поднял Прометея на свет и подверг его новым мучениям.
  Много лет Прометей был прикован к скале на вершине Кавказа, страдал от зноя и холода. По приказу Зевса каждое утро к нему прилетал огромный орел и клевал своим острым клювом его печень. И эти муки не сломили Прометея. Он оставался таким же гордым и не раскаивался в своей помощи людям.
  Вторично Зевс послал Гермеса к Прометею, чтобы узнать тайну, в обмен на нее он предложил помилование Прометею. Прометей отказался. Тогда Зевс разрешил родным и близким посетить осужденного. Они рассказали ему, что верховный бог изменился, стал помогать людям, люди им довольны. Тогда и Прометей согласился признать бога, но все же не захотел обращаться к всемогущему владыке с просьбой о помиловании. Прометей долго ждал помощи от людей.
  Наконец герой Геракл увидел орла, пронзил его стрелой. Затем освободил Прометея. В эту же минуту появился Гермес и потребовал тайну взамен свободы. Тогда Прометей сказал, чтобы Зевс не вступал в брак с Фетидой, о котором он мечтает, так как их сын превзойдет отца. Пусть он выдает ее за простого смертного, тогда ее сын никому из богов не будет опасен.
  Итак, Прометей достиг свободы. Он не поступился своей гордостью и своими целями, хотя ради этого ему пришлось перенести столько страданий.
  Зевс призвал Прометея в сонм богов на Олимпе. Однако Зевс не мог нарушить клятву о том, что Прометей навеки будет прикован к скале. Чтобы эта клятва не была нарушена, Прометею пришлось носить кольцо из своих оков, в которое был вправлен камешек из кавказской скалы. Затем в честь Прометея перстни с камнем стали носить люди и носят их до сих пор, хотя происхождение этого обычая давно уже забыто.
 
 Задание № 8. Найдите в тексте подтверждение следующих положений. Зачитайте эти части текста.
 
 1. Зевс - жестокий и неблагодарный.
 2. Прометей решил спасти людей.
 3. Зевс жестоко наказал Прометея.
 4. Прометей - мужественный и гордый.
 5. Геракл - спаситель Прометея.
 6. Прометей выдает Зевсу свою тайну.
 7. Почему мы носим кольца с драгоценными камнями.
 8.
 
 ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !
 
  Существительные (дополнения) в предложении могут быть в родительном, дательном, винительном, творительном падеже с различными предлогами. Чаще всего употребляются следующие предлоги:
 Чаще всего употребляются:
 
 Родительный падеж (кого? чего?) - от, с, до, у, без, для, ради.
 Дательный падеж (кому? чему?) - к, по, навстречу, вслед, благодаря, вопреки, наперекор., подобно, согласно, ... .
 Винительный падеж (кого? чего?) - в , за, на, под, сквозь, через.
 Творительный падеж (кем? чем?) - с, за, под, над, перед, между.
 Предложный падеж (о ком? о чем?) - в , на, при, о ... .
 
 
 Задание 9. Продолжите предложения. Запишите их.
 
 1. Предмет стал символом любви к ... .
 2. Образ Прометея относится к ... .
 3. Прометей - символ борьбы за ... .
 4. Зевс восстал против ... .
 5. Зевс выступал за ... .
 6. Прометей стал на ... .
 7. Прометей участвовал в ... .
 8. Он убедил богиню Земли присоединиться к ... .
 9. Прометей вдохнул в ... .
 10. Он украл огонь ... .
 11. Люди стали использовать животных для ... .
 12. Он познакомил людей с ... .
 13. Прометей вывел человека из ... .
 14. Бог Гефест приковал его к ... .
 
 Задание 10. Допишите сцуществительные к следующим глаголам в нужном падеже.
 
 Низвергнуть в ..., избавить от ..., поднять на..., раскаиваться в ..., обращаться к ..., просить о ..., вступать в ..., призвать в ..., вправить в ... .
 
 Задание 11. Допишите зависимые существительные в нужном падеже к следующим существительным:
 
 Любовь к ..., отношение к ..., борьба за ..., надежда на ..., знакомство с ..., приговор к ..., приказ о ..., избавление от ..., раскаяние в ..., обмен на ..., обращение к ..., помощь от ..., брак с ..., клятва о ..., кольца из ... .
 
 Задание 12. Согласитесь или опровергните следующие положения. Объясните свою точку зрения.
 
 1. Прометей - символ борьбы за прогресс и счастье человечества.
 2. Прометей - жестокий и злой.
 3. Прометей очень помог людям.
 4. Зевс жестоко наказал Прометея.
 5. Прометей мужественно переносил страдания.
 6. Зевс не только жестокий, но и хитрый и мудрый.
 7. Прометей согласился выдать тайну из трусости.
 8. Зевс не нарушил клятву о том, что Прометей навеки будет прикован к скале.
 
 Задание 13. Расскажите о подвиге Прометея. Почему мы считаем Прометея - символ борьбы за прогресс и счастье человечества?
 
 
 
 
 РАЗДЕЛ Ш
 
 КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.
 ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ.
 
 
 Задания к тексту "Восток как социокультурный и цивилизационный феномен".
 
 
 Задание 1. Прочитайте следующие предложения. Не глядя, повторите их вслух (каждое предложение в отдельности).
 
 
 1. Восток неизменно привлекал к себе внимание философов, поэтов, художников.
 2. Сегодня Восток привлекает к себе внимание философов, поэтов, художников.
 3. Около 40 тысячелетий назад появились первые люди.
 4. Древние культуры возникли на земном шаре почти одновременно.
 5. В этот период период (XIX век) в Европе появилась концепция "азиатского деспотизма".
 6. К концу XIX века исследователи древнего мира обратили особое внимание на Восток.
 
 
 Задание ". Прослушайте следующие словосочетания. Повторите каждое из них вслух. Как вы понимаете эти словосочетания?
 
 
 А) С древних времен и до наших дней; около 40 тысячелетий назад ; позднее, уже в XIX веке; начиная с XVI века ; к концу XIX века; в ходе изучения всего Древнего мира
 
 Б) Существование соседской общины, общинная психология, общинные политеистические религии, территориальное государство, патриархальное рабство, другие формы зависимости, распад общинной собственности, распад общинной земельной собственности, утрата общинами самоуправления, развитие индивидуализма, возникновение мировых религий, возникновение монотеистических религий, возникновение мировых держав, возникновение империй, рабство классического типа.

<< Пред.           стр. 4 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу