<< Пред.           стр. 7 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

  Показательны в этом отношении мнения о причинах возникновения религии. Античный атеист Критий (V в. до н.э.) указывал, что религия возникла из обмана, ее выдумали люди, стоящие у власти, чтобы держать в повиновении рабов и бедняков. Эту точку зрения в XVIII в. поддержал Вольтер. Лукреций Кар отказался от столь поверхностного отношения к этой проблеме. Он связывал возникновение религии со сновидениями, воображением и страхом людей перед силами природы, что невольно рождало образы всемогущих богов.
  Немецкий материалист Л. Фейербах подчеркивал, что корни религии не на небе, а на земле. Страх и невежество первобытных людей (главное - страх смерти) составили основу религиозности. "могила человека есть место рождения богов", - писал он.
  К. Маркс и Ф. Энгельс впервые обратили внимание на гносеологические (познавательные) основы религии. Они отмечали, что религия - одна из форм общественного сознания, в которой превратно отражена социальная реальность. Таким образом, возникновение религии - это одна из форм общественного сознания и культуры.
  Крупнейший английский этнограф Э. Тейлор считал, что в основе религии лежит вера в духовные существа, т.е. в души и духов. Эту веру Тейлор назвал анимизмом (от лат. - душа). Корни анимизма ученый видел в "философствовании первобытного дикаря", который интересовался такими явлениями, как сон, сновидение, смерть.
  Существует еще одна гипотеза, объясняющая изначальную религиозность человека. Современные мистики, экстрасенсы заявляют о существовании семи уровней материального мира. Мы живем в седьмом (последнем) мире грубой материи и не способны видеть или ощущать более тонкие материальные миры. Но это - сейчас, а в прошлом человек обладал способностью общения с тонкоматериальными мирами. Поэтому миры, сказки о привидениях, русалках и домовых, о непосредственных контактах с божествами не выдуманы, они свидетельствуют о реально пережитом. В этих вопросах трудно отделить правду от вымысла. Но фактом остается то, что первобытный человек нередко приписывал себе возможность оказывать сверхъестественное воздействие на природу, животных и растения. Это воздействие осуществлялось при помощи особых колдовских (магических) обрядов.
  Постепенно в процессе развития анимизма произошло выделение из всей массы промысловых зверей (и растений) какого-то одного вида, который признавался тотемом - родоначальником, общим предком племени, ему поклонялись, приносили жертвы. Таким образом возник тотемизм - еще один вид первобытных религиозных верований. Культ неодушевленных предметов получил название фетишизм (фр. - идол, талисман).
  Фетиш наделался сверхъестественными свойствами, что привело в дальнейшем к вере в чудодейственную силу амулетов, талисманов. Даже русский обычай брать с собой горсть родной земли, отправляясь на чужбину, имеет очевидную связь с фетишизмом.
 
  Задания к тексту "Возрождение и реформация".
 
 Задание 1. Прочитайте следующие предложения. Обратите внимание на различное толкование термина "Возрождение".
 
 1. Терминами "Возрождение" и "Реформация" называют целую эпоху в западноевропейской истории - переход от средневековья к новому времени, от феодальных отношений к буржуазным.
 2. Термином "Возрождение" обозначают эпоху перехода от средневековья к новому времени, , от феодальных отношений к буржуазным.
 3. Термин "Возрождение" используется для обозначения второго этапа в развитии западноевропейского возрождения.
 4. Термин "Возрождение" используется как обозначение этапа развития стран Центральной и Северной Европы.
 5. Иногда этап развития стран Центральной и Северной Европы обозначают термином "Северное Возрождение".
 6. Впервые термин "Возрождение" появился в работах итальянского художника и искусствоведа Дж. Визари.
 7. Содержание понятия "Возрождение" формировалось на протяжении трех веков.
 
 
 Задание 2. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.
 
  Терминами "Возрождение" и "Реформация" называют целую эпоху в западноевропейской истории, обозначавшую переход от средневековья к Новому времени, от феодальных отношений к буржуазии. Возрождение - понятие более широкое, его используют для обозначения этого времени в целом. Реформация часто рассматривается как второй этап в развитии западноевропейского Возрождения и относится к странам Центральной и Северной Европы (Северное Возрождение). Происхождение понятия "Возрождение" (Ренессанс) восходит к XVIв., к работам итальянского художника и историка искусства Дж. Вазари. Содержание этого понятия формировалось на протяжении трех веков (XIV-XVI вв.). предшественники Вазари, начиная с Петрарки, вкладывали в него двойной смысл: во-первых, оно трактовалось как возвращение к идеалам и ценностям античности; во-вторых, отождествлялось с Христовым Воскресеньем - пасхой (возрождением к новой жизни после страданий и смерти). Свою эпоху современники Возрождения переживали как время перехода от "средневековой дикости, темноты и невежества" (состояние смерти) к свету культуры и человечности" (радостное и светлое состояние возвращения к новой жизни - Воскресение).
 
  вопросы:
 
 1. Как следует понимать термины "возрождение" и "реформация"?
 2. Каково понимание "возрождения" в XIV-XV вв.?
 
 
 Задание 3. Разделите текст на 2 части (по смыслу). Озаглавьте каждую часть. Закончите следующее предложение.
 
 1. Понятие "Возрождение" - более широкое, чем...
 2. Термин "возрождение" - более многозначителен, чем...
 3. Термином "возрождение" называют...
 4. Термин "возрождение" используют, как...
 5. В термин "возрождение" вкладывают обозначение различных понятий: во-первых...
 6. Термином "возрождение" обозначают...
 7. Термином "возрождение" обозначается...
 
 Задание 5. Расскажите, 1) что обозначается термином "возрождение" и "Реформация" 2) происхождение термина "возрождение".
 
 Задания к тексту "Хронология Возрождения".
 
 Задание 1. Найдите синонимы к следующим словам:
 
 зарождаться, формироваться, распространяться, проявляться, воплотиться, означать, датироваться.
 
 Задание 2. Напишите существительные, однокоренные со следующими глаголами.
 
  Появляться, зарождаться, соединять, воплотиться, сопровождать, происходить, выражаться, совпадать, направлять, обнаруживать.
 
 Задание 3. Выразите мысли следующих предложений по-иному, используйте глаголы и существительные из заданий 1 и 2.
 
 1. В Италии зарождается эпоха Возрождения.
 2. Из Италии "Возрождение" движется по восточной Европе.
 3. Хронология "Возрождения выглядит следующим образом.
 4. Предвозрождение в Италии представлено художниками, поэтами, мыслителями.
 5. Бердяев считал проторенессанс наиболее совершенным проявлением возрожденческой культуры.
 6. Проторенессанс соединяет гуманизм и религиозную духовность.
 7. Раннее "возрождение нашло выражение сначала в литературе.
 8. Высокое Возрождение воплотилось в творчестве целой плеяды блистательных талантов.
 
 Задание 4. Закончите следующие устойчивые сочетания соответствующим глаголом.
 
 Иметь свою +, найти выражение, найти отражение, найти воплощение.
 
 
 Задание 5. Продолжите следующие словосочетания.
 
 распространяться в... (чем?)
 быть проявлением... (чего?)
 утратить... (что?)
 произойти... (от, из-)чего?)
 соединять... (что, с чем?)
 проявиться ... (в чем?)
 быть представленным... (чем?)
 воплотиться ... (во что?)
 сопровождаться... (чем?)
 выразиться... (в чем?)
 совпадать... (с чем?)
 означать... (что?)
 обнаруживаться... (в чем?)
 
 Задание 5. 1. Прослушайте лекцию " Хронология Возрождения". Запишите основные положения.
 
 Задание 6. На основе контекста лекции ответьте на следующие вопросы.
 
 1. Где и когда появляется эпоха Возрождения и сам термин "возрождение"?
 2. К какому времени относится Предвозрождение или Проторенессанс?
 3. Почему русский философ Бердяев считал Проторенессанс совершенным проявлением Возрождения?
 4. Где и как проявилось раннее Возрождение?
 5. В творчестве каких философов, художников воплотилось Возрождение?
 
 Хронология Возрождения.
 
  В Италии не только появляется термин "Возрождение", там эта эпоха зарождается, там формируются ее основные черты и особенности. Из Италии возрожденческая культура распространяется по всей Европе. Хронология Возрождения выглядит следующим образом.
  XII -XIV вв. - Проторенессанс или Предвозрождение в Италии. Представлено именами художников Джатто, поэта Данте, мыслителя и монаха Франциска Ассизского.русский философ Н. Бердяев именно Проторенессанс считал наиболее совершенным проявлением возрожденческой культуры, так как с его точки зрения в это время человек еще не утратил связи со своим духовным центром, с Богом, как это произошло в более позднее время. Проторенессанс, по мнению Бердяева, потому так совершенен, что соединяет, - гуманизм и религиозную духовность.
  XIV - XV вв. - раннее Возрождение, проявившееся сначала в литературе, а затем в изобразительном искусстве, представленное, в частности, именами Петрарки, Боккачо (литература), Данателло, Вероккьо (живопись, скульптура).
  Период с XV в. (конец) по XVI в. (20-40-е годы) - Высокое Возрождение, воплотившееся в философском, научном, художественном творчестве Л. Валли, Пико делла Мирандолы, Д. Бруно, Н. Маккиавелли, Леонардо да Винчи, других блистательных талантов.
  XVI в.(с 1520 по 1540 г. и с 1570 по 1590 г.) - позднее Возрождение. Это закат - возрожденческой культуры в Италии, сопровождавшийся экономическим кризисом, наступлением церковной реакции. В XVI в. происходит кризис ренессансных гуманистических идеалов, нашедший выражение в позднем творчестве Микельанджело и Тициана, в Манаризме - художественном направлении, во многом противоположном Ренессансу (Корреджо, Аменти, Челини и др.).
  Кризис итальянского Возрождения совпадает с развитием и расцветом Северного Возрождения (Реформации) в Германии, на севере Франции, в Нидерландах и Англии. Термин "Реформация" (лат. - преобразование) означает мощное религиозное движение в Центральной и Западной Европе, направленное против безраздельного господства католической цкркви и поддерживаемых ею феодальных порядков Северное Возрождение, или Реформация, имеет свою собственную периодизацию. Истоки Северного Возрождения обнаруживаются в 20-30-е годы XVв., а само Северное Возрождение, как уже отмечалось, датируется XVI веком.
 
 
 Высокое Возрождение?
 6. К какому периоду относится позднее Возрождение?
 7. Каковы характерные черты Северного Возрождения (Реформации)?
 
 
 Задания к тексту "Картины мира нового времени".
 
 Задание 1. Прочитайте следующие сложные предложения. Выразите мысль каждого предложения по-иному, в форме простого предложения или сложного предложения другой структуры.
 
 1. Новой историей называют период, который начинается с первой половины XVII в. и завершается в 80-е годы XIX в.
 2. Еще в XIV-XVI веках, когда был расцвет Возрождения и Реформации, сформировались существенные культурные и исторические особенности нового времени.
 3. Труд превращается в дело, главной целью которого является получение прибыли.
 4. Революция в науки второй половины XVII века создала естесственно-научную картину мира, что выразилось в росте достоверности научных знаний, в росте их практической применимости.
 5. Просветители считали, что обществу свойственно постепенное развитие.
 6. Основные постулаты позитивизма состоят в том, что подлинное знание может быть получено как результат.
 7. Если обобщить сказанное, идея процесса является итогом развития картин нового времени.
 8. Как утверждали просветители, невежество, мракобесие, религиозный фанатизм - главные причины людских бедствий.
 
 Задание 2. Продолжите синонимические ряды слов.
 
 1. Эволюция...
 2. Концепция...
 3. Свойство...
 4. Невежество...
 5. Бедствие...
 6. Постулаты...
 7. Результат...
 8. Существенный...
 9. Способствовать...
 10. Положительный...
 
 Задание 3. Напишите слова
 
 Период, прибыль, рост, темп, основа, просветитель, невежество, фанатизм, прогресс.
 
 Задание 4. Определите значение следующих словосочетаний.
 
 а) обращать на себя внимание, создать естественнонаучную картину мира, выступать в качестве мировоззрения, совершенствовать человеческий разум, продолжить традиции Просвещения, сформироваться в эпоху Возрождения, стремиться к непрерывному росту прибыли;
 б) существенные особенности нового времени, нерелигиозный характер картин нового времени, качественный рост достоверности научных и технических знаний, практическая применимость научных и технических знаний. Распространение концепций эволюции, концепций эволюции видов, отличительные черты науки нового времени, математизированный и экспериментальный характер науки, неуклонное совершенствование человеческого разума.
 
 Задание 5. Прочитайте текст "Картины Нового времени". Ответьте на вопросы.
 
 Картины мира Нового времени.
 
  Период с первой половины XVII в. по 80-е годы XIX в. обычно называют Новым временем, Новой историей.
  Наиболее существенные исторические и культурные особенности нового времени сформировались в эпоху Возрождениея и реформации (XIV-XVI вв.).
  Труд превращается в "дело" (бизнес), главной целью и критерием успеха которого является получение прибыли, ее постоянный рост и связанное с этим расширение дела.
  Стремление в непрерывному росту дела ускоряло темп жизни, способствовало разрыву с традициями, нарушению органичности развития. Прежде всего обращает на себя внимание нерелигиозный характер картины Нового времени. Духовный мир человека связан прежде всего с достижениями человеческого разума.
  Революция в науке второй половины XVII в. создала естественно-научную картину мира, что выразилось в качественном росте достоверности, точности, математической обоснованности научных и технических знаний, в росте их практической пременимости.
  В ествознании XIX в. наступил период распространения концепций эволюции, саморазвития природы. Теория развития в биологии XIX в. выразились в концепциях эволюции видов. (Ламарк, Дарвин).
  Отличительными чертами науки Нового времени стали ее математизированный и экспериментальный характер.
  Развивается философия Просвещения. Просвещение выступало в качестве мировоззрения, претендующего на исправление человека и общества согласно "естесственному закону". Общественные отношения должны быть приведены к гармонии с закономерностями окружающей и человеческой природы. Просветители считали, что обществу свойственно постепенное развитие на основе неуклонного совершенствования человеческого разума.
  Для просветителей невежества, мракобесия, религиозный фанатизм - главные причины людских бедствий.
  В XIX в. традиции Просвещения продолжает позитивизм, основные постулаты которого состоят в том, что все подлинное, "положительное" (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных наук и их синтетического объединения.
  Таким образом, идея прогресса является итогом развития картин Нового времени.
 
 
 Задание 7. Прослушайте лекцию на тему: "Художественные стили в искусстве Нового времени". Запишите основные положения лекции.
 (текст...)
 
 Задание 8. На основе контекста лекции составьте сообщение о художественных стилях в искусстве Нового времени. Охарактеризуйте стиль барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
 
 
 вопросы:
 
 1. Какой период времени принято называть Новым временем, Новой историей?
 2. Как изменилось в период XVII-XIX века отношение к труду?
 3. Как изменилось в этот период отношение к религии?
 4. В чем состоит особенность научных знаний в Новое время?
 5. В каком направлении развивается философия Нового времени?
 6. Как понимаются общественные отношения в этот период?
 7. В чем заключаются основные постулаты позитивистов?
 
 Задание 6. Расскажите о картине мира Нового времени. Воспользуйтесь следующим планом:
 
 1. Периодизация Нового времени.
 2. Отношение к труду.
 3. Революция в науке
 а) естествознание
 б) философия
 в) общественные отношения
 4. Позитивисты.
 
 Художественные стили в искусстве Новог времени.
 
  В области искусства во второй половине XVII в. наблюдается расцвет стиля барокко, который был тесно связан с церковной и философской культурой того времени. В нем проявились тенденции к прославлению жизни, всего богатства реального бытия. Пышность, аллегоричная замысловатость, патетика и театральность художественного стиля барокко, сочетание в нем иллюзии с реальностью получили развитие во многих памятниках культуры.
  Иного рода эстетика характеризует стиль классицизма, который также характерен для европейского искусства этого времени. Классицизм обращался к античным нормам искусства как к совершенным образцам, для него были свойственны рационалистическая четкость и стройность. Свое наиболее полное выражение классицизм получил во Франции в XVII-XVIII вв.
  В русле просветительского искусства XVIII в. во Франции развивался и сентиментализм, который прославлял свободу естесственного человеческого чувства, показывал его несовместимость с сословным неравенством.
  Среди многообразных проявлений духовной культуры XIX в. особо заметное распространение получил романтизм, который запечатлелся в виде направления в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре.
  Романтические герои (творчество Байрона) заражены меланхолией, душевной тоской, "мировой скорбью", это мятущиеся свободолюбивые натуры, страдающие из-за разлада между их высокими духовными устремлениями и несовершенством мира.
  В 30-40-е годы XIX в. наряду с романтизмом в художественной литературе и живописи утверждается реализм. Обращаясь к разнообразным проявлениям жизни, социальной проблематике.(Бальзак, Стендаль, Диккенс).
  Общественную, гражданскую заостренность реализма четко выразил Диккенс: "Когда писал, я служил своей стране. Я хотел разобраться в социальной несправедливости и помочь правильно решить общественные вопросы".
 
 
 Раздел V. Россия и Новое время.
 
 Задания к тексту "Россия в эпоху Нового времени".
 
  Задание 1. Прочитайте следующие словосочетания, определите их значения, попытайтесь заменить синонимичными.
 
 а) Занимать особое место, сформироваться как цивилизованное неоднородное общество, представлять собой конгломерат народов, относиться к разным типам развития, испытывать различные влияния, затронуть систему ценностей российского общества, влиять на эти процессы, играть большую роль в жизни сословий, изменить ценностей жизни;
 б) цивилизованное неоднородное общество, геополитическое положение, исторически сложившийся конгломерат народов, относящийся к разным типам развития, радикальные изменения, техногенная цивилизация, рационалистическое мышление традиционные ценностные представления, широкие дружеские связи, радикально настроенная интеллигенция, обостренное чувство ответственности, ценностные установки буржуазного образа жизни.
 
 Задание 2. Выразите мысль следующих предложений по-иному. В форме сложных предложений.
 
 1. Россия сформировалась как цивилизованное неоднородное общество, представлявшее собой конгломерат народов.
 2. Наличие радикальных изменений в эпоху Нового времени затронуло и систему ценностей российского общества.
 3. Оставаясь патриархальной, русская семья еще долго руководствовалась "Домострой".
 4. Противоречивость эпохи проявлялась в достижениях дворянской "усадебной культуры" и наличии крепостнических нравов.
 5. Будучи радикально настроенной, интеллигенция имела обостренное чувство ответственности за судьбу народа.
 6. В связи с появлением новой российской буржуазии, утвердились целостные установки буржуазного образа жизни.
 7. Под влиянием западноевропейских идей формировались новое миропонимание, стиль жизни, нравы.
 8. Однако, не смотря на все изменения, в эпоху Нового времени Россия имела европейскую голову и азиатское туловище.
 
 
 Задание 4. Прочитайте текст "Россия в эпоху Нового времени". Ответьте на вопросы.
 
 Россия в эпоху Нового времени.
 
 
 XVII- XIX столетия занимают особое место в российской истории. В это время Россия сформировалась как цивилизованное неоднородное общество, которое в силу своего геополитического положения представляло собой особый, историчечки сложившийся конглометраж народов, относящихся к разным типам развития, испытывающим как западные, так и восточные влияния.
  Радикальные изменение во всех сферах жизни в эпоху Нового времени затронули и систему ценностей российского общества. Важнейшим фактором, повлиявшим на эти перемены, явилось становление техногенной цивилизации, буржуазных общественных отношений, рационалистического мышления.
  В обществе однако сохранились традиционные ценностные представления, образ жизни. Одна из главных таких ценностей в жизни высших и низших сословий - семья и семейные традиции. Русская семья оставалась патриархальной, еще долгое время руководствуясь домостроем "Домостроем" - старинным сводом житейских правил и наставлений.
  В системе ценностей российского общества большую роль играли изменения в личной и общественной жизни сословий.
  Одной из особенностей личности дворянина стала способность к общению, наличие широких дружеских связей. Появился новый тип женщины - образованной, следующей европейским нормам жизни. (Е. Дашкова - первый президент первой Российской академии наук, Е. Растопчина - писательница, М. Волконская и другие жены декабристов).
  Противоречивость эпохи проявлялась в "возвышенных" достижениях дворянской "усадебной культуры" и наличии крепостнических нравов. Именно тогда образование, талант ученых и литературные успехи стали главными критериями чести и достоинства дворянина.
  Передовую интеллигенцию объединяло неприятие российской действительности, ее деспотических нравов, произвола, беззакония. Радикально настроенную интеллигенцию отличило наличие идей социального переустройства, обостренное чувство ответственности за судьбу народа.
 В свете новой российской буржуазии утверждались ценностные установки буржуазного образа жизни. Здесь проявилось стремление к европейскому образованию, воспитанию, меценатству и благотворительности.
 Таким образом, под влиянием западноевропейских идей формировались новое миропонимание, стиль жизни, нравы, изменившие систему ценностей русской элиты. Однако в результате всех трансформаций в эпоху Нового времени Россия стала Европой, она, по образному выражению Г.В. Плеханова, "имела европейскую голову и азиатское туловище". Соединение европейских и традиционных ценностей привело к возникновению проблемы "интеллигенция и народ" - вечной российской проблемы.
 
 
 
 
 вопросы:
 
 1. Почему мы считаем, что XVII- XIX века занимают особое место в русской истории?
 2. Какова роль семьи и семейных традиций в российском обществе?
 3. Какие изменения произошли в жизни сословий?
 4. В чем заключалось новое миропонимание, стиль жизни, нравы?
 5. Почему и как возникла вечная российская проблема - "интеллигенция и народ"?
 
 
 Задания к тексту "Духовная культура России нового времени".
 
 Задание №1. Прослушайте текст "Духовная культура России нового времени". Обоснуйте следующий тезис:
 Способность вбирать в себя лучшее из культур других народов, сохраняя национальную самобытность, характеризовали русскую культуру XVIII веке.
 
 Духовная культура России Нового времени.
 
  В духовной культуре новой эпохи происходил сложный процесс дифференциации, развивались такие ее сферы, как наука, художественная литература и искусство, образование, многочисленные социокультурные учреждения.
  Светский характер, открытость, способность вбирать в себя лучшее из культур других народов, сохраняя национальную самобытность и целостность, характеризовали русскую культуру XVIII века.
  Распространение печатного слова и грамотности, пополнение интеллигенции и среднего сословия разночинцами способствовали преодолению разрыва между достигнутым уровнем духовной культуры и возможностями широких народных масс овладеть культурными ценностями.
  Капитализм и относительная децентрализация управления положили начало объединению дворянской европеизированной и народной традиционной культур в единую общенациональную культуру.
 На духовную культуру эпохи большое влияние оказывала общественная мысль.
  Особенностью развития общественной мысли в России была ее политическая заостренность, поиск места России в мировом сообществе.
 
 
 Задания к тексту "Художественная культура Нового времени в России".
 
 Задание №1. Прослушайте лекцию на тему "Художественная культура Нового времени в России". Запишите основные положения лекции.
 
 Задание №2. На основе предыдущих текстов и записи лекции подготовить сообщение на тему: "Россия и Новое время".
 
 
 Художественная культура Нового времени в России.
 
  В эстетической мысли утверждался принцип общественного назначения искусства.
  В XVIII веке в России были представлены различные художественные стили. на первую половину XVIII века приходится расцвет барокко, который характеризуется грандиозностью, пышностью, динамикой, пристрастием к различного рода эффектам, яркой зрелищностью.
  Взгляды Просвещения в России находили выражение в классицизме, который опирался на античные традиции, заимствовал основные принципы, сюжеты , элементы архитектуры и изобразительностью искусства этой эпохи. В первую очередь русский классицизм вошел в литературу - возникали такие ее жанры, как ода, элегия, басня, трагедия, комедия (Г.Р. Державин).
  Классицисты выделяли три "знатнейших художества" - архитектуру, скульптуру и живопись. Строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов отличали архитектуру классицизма.
  Впечатляющими в XVIII веке были успехи классической скульптуры. Один из лучших памятников в истории русской скульптуры связан с именем Э. Фальконе - это памятник Петру Великому, знаменитый "Медный всадник". Строгость и красота силуэта, эмоциональность образа, воплощение идеи гражданского долга сделали эту скульптуру одной из любимых в России.
  Живопись классицизма отличалась логическим развертыванием сюжета, ясностью, четкостью композиции. Художников увлекал внутренний мир человека, - новый тип человека, более свободного и сильного душой. / К. Брюллов, А. Иванов "Явление Христа народу".
  На смену "аристократическому" классицизму пришли более "демократические" направления - сентиментализм и романтизм.
  Сентиментализм, родоначальником которого считают Н. Карамзина, воспевал "естественную красоту" и не испорченность веяниями западной цивилизации.
  Романтизм выражал недовольство расхождениями действительности и идеалов, был своеобразной формой бунтарства. В романтических стихотворениях А. Пушкина, К. Рылеева, К. Кюхельбеккера, М. Лермонтова с огромной силой прозвучали мотивы протеста против произвола тиранов и жажда общественных перемен. Социальный характер русского романтизма стал его отличительной особенностью по сравнению с более возвышенным о отвлеченным европейским романтизмом.
  Чуть позже романтизма (в 30-40-е годы) появился реализм. Этот художественный стиль называют социально-историческим и критическим реализмом. Его характеризуют общий с романтизмом интерес к духовному миру человека, исторической судьбе своего народа, страны, критическое отношение к действительности. Русский реализм отличался остротой постановки нравственных проблем, которые в наибольшей мере проявились в творчестве Л. Толстого, Ф. Достоевского, ставших лидерами мировой литературы в конце XIX века.
  Блестящие образы реализма давало изобразительное искусство. Реалистические тенденции проявлялись и в музыке XIXв. (Глинка, Борадин).
 
 Задания к тексту "Серебряный век русской культуры".
 
 Задание №1. Прочитайте следующие словосочетания, определите их значения, по возможности замените их синонимичными.
 
 а) Прилив творческой энергии, синтез всех искусств, переход от реализма к символизму, появление новых архитектурных стилей, тенденция к синтезу искусств, эпоха выдающихся.
 
 Задания к тексту "Серебряный век русской культуры".
 
 Задание 1. Прочитайте следующие словосочетания, определите их значения, по возможности замените синонимами.
 
 а) прилив творческой энергии, синтез всех искусств, переход от реализма к символизму, появление новых архитектурных стилей, тенденция к синтезу искусств, эпоха выдающихся художников, время создания новых направлений и открытий, сила реализма и романтизма, наследие этого периода, эпоха выдающихся художников
 б) подготовить почву для символистов, играть исключительную роль в жизни страны, выразится в переходе от реализма к символизму, пытаться в разных направлениях, составлять золотой фонд отечественной культуры, входить в литературу.
 в) старшее поколение символистов, культурная жизнь страны, важная роль в культурной жизни, духовно-религиозные идеалы, новые литературные течения, новые архитектурные стили, богатейшее культурное наследие, золотой фонд мировой культуры.
 
 Задание 2. Прочитайте следующие сложные предложения. Выразите мысль каждого предложения в форме простого предложения.
 
 1. После того, как окончилось время депрессии 80-х годов, начался прилив творческой энергии во всех сферах жизни.

<< Пред.           стр. 7 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу