<< Пред.           стр. 19 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу

 После защиты командных версий игротехник предоставляет командам время для подготовки ответов на по- ступившие им вопросы. Обычный расчет времени на подготовку ответов - не более 1-1,5 мин. на вопрос. To есть, если команда получила 6 вопросов (3 - от экспертов, по одному от команд-соперниц и одни от игротехника), то ей [c.935] на подготовку ответов предоставляется 6-8 минут. Если команды получили разное количество вопросов, то игротехник сам принимает решение о количестве выделяемого времени на подготовку.
 Ответы на вопросы осуществляются так же поочередно каждой командой при строго ограниченном времени (примерно 1 мин. на вопрос). При этом необходимо выполнение правила, строго контролируемого игротехником - один и тот же человек не может отвечать два раза подряд, то есть, если в команде 5 чело- век и она получила 5 вопросов, то каждый игрок должен ответить на один вопрос. Ответы команд на вопросы не уточняются и не корректируются задававшими - исповедуется правило: "Каждый задает вопрос так, как может и отвечает тоже как может". Это правило не распространяется только на игротехника.
 Процесс ответов на вопросы фактически является заключительным этапом игрового шага. После него следует экспертная оценка.
 Все последующие игровые шаги проходят фактически по тому же сценарию, изменяется только первоначальное задание, с которым команда должна выходить на защиту. Последующие задания зависят от темы занятия и тех целей, которые ставились преподавателем (игротехником). При этом может быть два варианта последующих действий: 1) игра продолжается без выхода на игровое поле, когда экспертная оценка определяет лишь лидера и аутсайдера и 2) с выходом на игровое поле, когда экспертная оценка, выполняя и предыдущую функцию, определяет место команды на игровом поле.
 Первый вариант в основе своем применим при выполнении в ходе занятия разновидных заданий - построение модели, принятие на основе ее какого-то решения, корректировка его на основе какой-то вводной и т.д.
 Например, в нашем случае, по упомянутой теме, можно предположить следующие игровые шаги: 1 - Построение модели механизма принятия политического решения; 2 - Оценка политической ситуации, реально сложившейся в России (или - Перепроектирование модели механизма принятия политического решения); 3 - Принятие политического решения на изменение сложившейся ситуации (в качестве консультационного совета при Президенте РФ) и т.д. В данном случае, перед началом второго игрового шага можно [c.936] провести так называемый "понятийный переход", в ходе которого в режиме разминки выяснить, например, понятия -"оценка", "обстановка (ситуация)" и др.
 Второй вариант. В данном случае, в зависимости от темы и целей занятия выбирается функциональное (игровое) поле - 1) поле функциональной задачи или 2) поле функционального проектирования (см. Приложения 7 и 8). Первое предназначено в основе своей для практической апробации уже принятого того или иного решения, когда уже первый шаг начинается с принятия командами решения и его защиты. Второе предназначено для функционального проектирования, то есть построение модели чего-либо (в курсе политологии это в основном модель механизма какого-либо политического процесса - принятия политического решения, обеспечения национальной безопасности, взаимосвязи государства и гражданского общества, разрешения межнационального конфликта и т.д.).
 Основная особенность игры на поле - каждое последующее задание игровых шагов задается согласно игровому полю. Та клеточка, на которую попадает команда после очередного игрового шага определяет ей задание на следующий игровой шаг. Фактически идеальный случай, когда тематический план позволяет провести по одной теме два 4-х часовых практических занятия. В этом случае, на первом занятии желательно провести игру на поле функционального проектирования и довести командное моделирование до относительного совершенства, а во втором задании - выйти на поле функциональной задачи и опробовать построенный механизм в действии.
 Заключительная часть
 Заключительная часть занятия (игры) практически ничем не отличается от подобного этапа занятия по традиционным технологиям. Так же подводятся итоги: выполнение цели занятия, отличившиеся на занятии, определение победителя (по количеству набранных баллов), задание на самостоятельную подготовку. Основная особенность - следует избегать навязывания своей точки зрения, отмечая содержательные ошибки игроков в процессе игры. [c.937]
 Приложение 1
 ПРОГРАММА КУРСА
 "ПРИКЛАДНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ. ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА"
 Подготовил: д. ф.н., профессор Б.И. Краснов
 №
 п/п Тема занятия Вид занятия Кол-во часов Раздел I. Методология политических исследований 1. Предмет и специфика прикладной политологии 2. О системной методологии социально-политических трансформаций 3. Новые информационные технологии и политика 4. Компьютерные технологии в политике и политологии Раздел II. Технология политологического исследования 5. Виды программа и план политологического исследования 6. Измерение политических событий (процессов). Типы шкал и выборочный метод в политическом исследовании Практикум 7. Методы сбора информации о политических событиях (процессах): анкетный опрос. интервьюировзмие. наблюдение -"- 8. Метод анализа документов. Контент-анализ -"- 9. Экспертные оценки. Особенности прогностической экспертной оценки в политике -"- 10. Анализ политической ситуации. Метод сценариев -"- 11. Политический мониторинг -"- 12. Эксперимент в политологическом исследовании и измерение социально-политических установок -"- 13. Анализ политологической информации и интерпретация полученных данных Практикум 14. Структурно-логическая модель общества "восемь колес" и ее значение для анализа политических событий Лекция 15. Участники политических событий. Основные методики оценки расстановки политических сил в обществе Практикум 16. Политический менеджмент. Алгоритм принятия политического решения Лекция 17. Политический риск и управление им -"- [c.938] 18. Стратегия "неуязвимости" против стратегии "уязвимости" Практикум 19. Прогнозирование политических событий Лекция Раздел III. Избирательная кампания 20. Общая характеристика избирательной кампании. -"- 21. Технология избирательной кампании Практикум 22. Сопровождение избирательной кампании -"- 23. Имидж организации и ее лидеров Лекция [c.939]
 Приложение 2
 АНКЕТА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
 Уважаемый товарищ. Этот опрос посвящен изучению отношения молодежи к политическим лидерам. Просим Вас ответить на вопросы предлагаемой анкеты. Для этого выбранный Вами вариант ответа (цифру справа) обведите кружком.
 Будьте внимательны и искренни при заполнении анкеты.
 1. Определите, пожалуйста, Ваше отношение к участию в политической деятельности.
 01 - принимаю активное участие
 02 - не принимаю участие, но хотел(а) бы
 03 - являюсь членом политической партии;
 04 - хотел(а) бы заниматься политикой профессионально;
 05 - не участвую ни в каких политических акциях, не считаю возможным;
 06 - участие в политике противоречит моим нравственным установкам.
 2. Как Вы считаете, какими средствами граждане могут влиять на изменение политики?
 01 - участием в выборах представительных органов;
 02 - участием в демонстрациях, митингах;
 03 - участием в деятельности политических партий, общественных движений; [c.939]
 04 - участием в народных восстаниях;
 05 - поддержкой талантливого политика;
 06 - осуществлением деятельности местных органов власти;
 07 - участием граждан в органах самоуправления по месту работы;
 08 - никакими.
 3. Какого политика Вы бы поддержали?
 01 - того, который накормит народ;
 02 - того, который будет заботиться о процветании русской нации;
 03 - сократит существующий значительный разрыв в доходах;
 04 - того, который обеспечит мир и порядок в стране любыми средствами;
 05 - не будет нарушать и обеспечит соблюдение прав человека;
 06 - никакого;
 07 - другого (напишите свой вариант)__________________________________
 4. Из всех ниже перечисленных признаков, выберете те, которые для Вас являются определяющим при выборе 6удущего политика?
 01 - пол;
 02 - национальность;
 03 - приверженность определенному вероисповеданию;
 04 - возраст;
 05 - профессия;
 06 - должностное положение;
 07 - никакой.
 Если бы от Вас зависел выбор будущих политиков, кого бы Вы предпочли, с учетом следующих его характеристик?
 5. По полу.
 01 - женщину;
 02 - мужчину;
 03 - не имеет значения. 6. По национальности.
 01 - русской национальности;
 02 - другой;
 03 - не имеет значения. 7. По вероисповеданию.
 01 - православной веры;
 02 - протестанта;
 03 - католика; [c.940]
 04- мусульманина;
 05 - атеиста;
 06 - не имеет значения;
 07- другого ____________________. 8. По возрасту.
 01 - до 30 лет;
 02 - от 30 до 35 лет;
 03 - от 35 до 40 лет;
 04 - от 40 до 50 лет;
 05 - от 50 до 60 лет;
 06 - свыше 60 лет;
 07 - не имеет значения. 9. Вы бы хотели, чтобы Ваши интересы представлял политик -
 01- рабочий;
 02 - директор предприятия;
 03 -бизнесмен;
 04 -банкир;
 05 - военнослужащий;
 06 - юрист;
 07 - преподаватель; 08 - врач;
 09 - экономист;
 10 - деятель культуры;
 11 - ученый;
 12 - профессиональный политик ;
 13 - другое (напишите свой вариант) _____________________________.
 10. Какими личностными и деловыми качествами должен в первую очередь обладать политик?
 (Назовите не менее трех)
 ______________________________________________________________
 ______________________________________________________________
 ______________________________________________________________
 11. Какие черты характера, на Ваш взгляд, недопустимы для политика? (Назовите не менее трех)
 ______________________________________________________________
 ______________________________________________________________
 ______________________________________________________________
 12. Что Вы больше всего цените в политическом деятеле?
 01 - компетентность;
 02 - способность принимать решения и нести за них ответственность;
 03 -умение всегда добиваться своих целей;
 04 - способность вести за собой, убеждать;
 05 - объективность;
 06 -умение признавать свои ошибки, извлекать из них уроки
 07 - способность к компромиссу;
 08 - требовательность к себе и другим;
 09 - трезвый взгляд на вещи, понимание реальной ситуации.
 13. Для Вас привлекательнее образ политика
 01 - умеющего вдохновить идеей весь народ; [c.941]
 02 -способного, если ему доверят, осуществить свою программу;
 03 - умеющего добиваться цели без внешних эффектов в ходе будничной работы;
 04 - способного действовать прежде всего в экстремальной ситуации.
 14. Кто из нижеперечисленных политиков ближе всего к Вашему представлению об идеальном политике?
 - из политиков прошлого - из современных политиков 01 - В.И. Ленин;
 02 - И.В. Сталин;
 03 - Ф. Рузвельт;
 04 - Мао Цзедун;
 05 - И. Ганди;
 06 - У. Черчилль;
 07 - Де Голль. 08 - М.С. Горбачев;
 09 - Б.Н. Ельцин;
 10 - Г. Коль;
 11 - Г.А. Явлинский;
 12 -М. Тетчер;
 13 - Дэн Сяопин. 14 - В.С. Черномырдин;
 15 - Г.А. Зюганов;
 16 - А. Пиночет;
 17 - А.И. Лебедь;
 18 - другой ______. 15. Ваш выбор политика определяется:
 01 - его внешними данными, обаянием;
 02 -авторитетом политика, как результатом его конкретных дел;
 03 - личными человеческими качествами;
 04 -манерой общения с людьми;
 05 - профессионализмом;
 06 - реальной программой деятельности;
 07 - партийной принадлежностью;
 08 - близостью мировоззренческих позиций;
 09 - наличием опыта организаторской работы;
 10 - моей интуицией.
 16. Знакомясь с программой политического лидера, на какие проблемы, отмеченные в ней, Вы прежде всего обращаете внимание? (Отметьте не более 3-х проблем)
 01 - войны и мира;
 02 - национальный вопрос;
 03 -повышение материального благосостояния населения;
 04 - реформирование отношений собственности;
 05 - деятельность аграрного сектора;
 06 - развитие науки и культуры; [c.942]
 07 - поддержка образования и здравоохранения;
 08 - социальная защита населения;
 09 - проблема занятости населения;
 10 - соблюдение прав человека;
 11 - поддержка предпринимательства;
 12 - охрана окружающей среды;
 13 - снижение налогов;
 14 -снижение цен;
 15 - расширение прав местных органов власти.
 17. Как Вы понимаете справедливость?
 01 - когда всем поровну;
 02 - каждому по рангу;
 03 - каждому - по труду;
 04 - каждому - по заслугам перед обществом;
 05 - каждому - в соответствии с законом;
 06 - каждому - по потребностям.
 Сообщите некоторые сведения о себе.
 18. Пол. 19. Возраст. 20. Род занятий 01 - мужской
 02 - женский 01 - 17-18 лет
 02 - 18-20 лет
 03 - 20-25 лет
 04 - 25-30 лет 01 - учащийся школы
 02 - учащийся ПТУ
 03 - учащийся техникума
 04 - учащийся вуза
 05 - рабочий
 06 - служащий
 07 - военнослужащий [c.943]
 АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ
 Уважаемый эксперт!
 Просим Вас высказать свое мнение о политической ситуации в России.
 1. КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В РОССИИ?
 1 - благоприятная
 2 -устойчивая, спокойная "s
 3 - сложная, но не опасная
 4 - тревожно-угрожающая, напряженная
 5 - крайне напряженная, предкризисная [c.943]
 6 - другое (напишите) ______________________
 2. КАК, НА ВАШ ВЗГЛЯД. НАСЕЛЕНИЕ СТРАНЫ ОТНОСИТСЯ К НЫНЕШНИМ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИМ ПЕРЕМЕНАМ В ОБЩЕСТВЕ?
 1 - с оптимизмом
 2 - в основном с пониманием и надеждой
 3 - с тревогой и беспокойством
 4 - негативно, не верят в успех социально-политических преобразований в стране
 5 - безразлично, с апатией
 6 - плюнули на все, каждый устраивается как может
 7 - другое (напишите)________________
 3. КАКОЙ И3 КОНФЛИКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ НАИБОЛЕЕ ОПАСЕН?
 (отметьте наиболее важное)
 1 - между большинством народа и властью
 2 - между обществом и мафией, организованной преступностью
 3 - межнациональные конфликты
 4 - между деревней и властью
 5 - между центром и регионами
 6 - конфликты внутри правящей группировки, между ВПК, армией и властью 7 - другое (напишите)________________
 4. ВЕЛИКА ЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, МАССОВОТО СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА В ВАШЕМ ОКРУГЕ (РЕГИОНЕ)?
 1 - да, значительная
 2 - такая вероятность есть
 3 - нет
 4 - другое (напишите)________________
 5 - затрудняюсь ответить [c.944]
 5. ВАШ ПРОГНОЗ ОТНОСИТЕЛЬНО ФОРМ ПРОТЕСТА НАСЕЛЕНИЯ НА ВОЗМОЖНОЕ ОБОСТРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ
  Митинги, собрания, демонстрации и др. Пикетирование, забастовки, массовые волнения Силовые формы протеста - рабочие и служащие гос.предприятий 1 2 3 - интеллигенция (учителя, врачи, научные работники и др.) 1 2 3 - работники торговли и сферы услуг 1 2 3 - коммерсанты, предприниматели 1 2 3 - служащие армии, МВД 1 2 3 - учащиеся и студенты 1 2 3 - пенсионеры 1 2 3 - безработные 1 2 3 - политические партии, движения 1 2 3 6. ЧТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНОЙ ПРИЧИНОЙ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ РОССИИ?
 1 - нечеткое разделение их полномочий
 2 - стремлёние исполнительной власти выполнять законодательные функции
 3-стремление законодательной власти брать на себя функции исполнительной власти
 4 - бессилие законодательной власти
 5 - амбиции Президента и правительства
 6 - амбиции Думы
 7 - другое (напишите) _________________________________________________
 8 - затрудняюсь ответить
 7. КТО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, РЕАЛЬНО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ВЛАСТЬ В СТРАНЕ?
 1 - Президент
 2 - правительство
 3 - чиновники [c.945]
 4 - частный капитал
 5 - мафия
 6 - другое (напишите) _______________________________________________
 7 - затрудняюсь ответить
 8. КАКОЙ ВАРИАНТ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА ВЛАСТИ ВЫ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ?
 1 - одновременные досрочные выборы Думы и Президента
 2 - досрочные выборы Думы
 3 - досрочные выборы Президента
 4 - досрочные выборы только усилят кризис
 5 - введение прямого президентского правления
 6 -другое (напишите)________________
 КАКИЕ ЧУВСТВА ВЫ ИСПЫТЫВАЕТЕ К ПЕРЕЧИСЛЕННЫМ НИЖЕ ЯВЛЕНИЯМ ЖИЗНИ? (дайте ответ по каждой строке)
 Явления жизни Характер чувств преобладание позитивных чувств безразличие преобладание негативных чувств затрудняюсь ответить 9. Проводимые реформы 1 0 -1 4 10. Президент РФ. 1 0 -1 4 11. Правительство РФ.0 1 0 -1 4 12. Дума РФ. 1 0 -1 4 13. Предстоящие выборы 1 0 -1 4 14. Совет Федерации 1 0 -1 4 15. КАКОЕ И3 ПРЕДЛОЖЕННЫХ НИЖЕ СУЖЦЕНИЙ БЛИЗК0 К ВАШЕМУ?
 1 - реформа в России идет хорошо, только медленно
 2 - реформа "буксует", топчется на месть
 3 - реформа отступает, сворачивается
 4 - реформы вообще никакой нет
 5 - другое (напишите) ________________
 6 - затрудняюсь ответить [c.946]
 16. ЕСЛИ РЕФОРМЫ СТОЯТ НА МЕСТЕ ИЛИ ОТСТУПАЮТ, В ЧЕМ, П0 ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПРИЧИНЫ ЭТОГО?
 1 - недоучет всех сложностей реформирования
 2 - допущен концептуальный просчет
 3 - не принят во внимание менталитет народа
 4 - не накоплен в достатке материальный и кадровый потенциал
 5 - другое (напишите) ____________________________________
 6 - затрудняюсь ответить
 17. КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЮССИИ ТРЕБУЮТ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, СКОРЕЙШЕГО РАЗРЕШЕНИЯ? (указать не более трех)
 1 - безработица
 2 - преступность
 3 - налоговая политика
 4 - социальная защита малоимущих
 5 - экология
 6 - достойная оплата за честный труд
 7 - изменение роли государства в решении проблем граждан
 8 - другое (напишите) ___________________________________
 9 - затрудняюсь ответить
 18. КАКИЕ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ПОЛИТИКА МОГУТ СЫГРАТЬ РЕШАЮЩУЮ РОЛЬ В ЕГО ПОБЕДЕ НА БУДУЩИХ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРАХ В РОССИИ?
 (отметьте не более трех)
 1- справедливость
 2 - честность
 3 - компетентность
 4 - ум
 5 - внешние данные 6 - физическое здоровье
 7 - энергичность
 8 - смелость
 9 - умение расположить к себе людей
 10 - умение вызывать симпатию 19. КОГО БЫ ВЫ НАЗВАЛИ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫМ ЛИДЕРОМ В БОРЬБЕ КАНДИДАТОВ НА ПРЕДСТОЯЩИХ ВЫБОРАХ?
 1 - предпринимателя (бизнесмена)
 2.- представителя партий (движений)
 3 - представителя директорского корпуса (ВПК)
 4 - представителя армии
 5 - независимого кандидата [c.947]
 6 - другое (напишите) ____________
 7 - затрудняюсь ответить
 20. НАЗОВИТЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ СТРАНЫ, ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ РОССИИ, ПОЛЬЗУЮЩИХСЯ НАИБОЛЬШИМ АВТОРИТЕТОМ И ПОДДЕРЖКОЙ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ
 (не более 5)
 ______________________________________________________________
 ______________________________________________________________
 ______________________________________________________________
 21. КОМУ СЕГОДНЯ БОЛЬШЕ ДОВЕРЯЕТ НАСЕЛЕНИЕ?
 1 - национально-патриотическим движениям
 2 - партиям и движениям, претендующим на защиту либерально-демократических ценностей
 3 - партиям социалистической ориентации
 4 - центристским партиям
 5 - никому не доверяет
 6 - другое (напишите) ________________________________________
 7 - затрудняюсь ответить
 22. ДОСТАТОЧЕН ЛИ. НА ВАШ ВЗГЛЯД, КОНТРОЛЪ ЦЕНТРИЗБИРКОМА РФ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ?
 1 - контроль излишне жесткий
 2 - вполне нормальный
 3 - контроль меньше, чем нужен
 4 - другое (напишите) _______________________________________________
 5 - затрудняюсь ответить
 23. КАКОВА, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ПОДОПЛЕКА СОБЫТИЙ В ЧЕЧНЕ?