<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  Обобщающим показателем, характеризующим уровень себестоимости продукции, являются затраты в копейках на 1 рубль продукции. Планирование и учет уровня себестоимости в виде затрат в копейках на 1 рубль продукции позволяет применить единый показатель как по сравнимой, так и несравнимой продукции, увязать между собой планирование прибыли и себестоимости, дает возможность следить за динамикой уровня себестоимости за ряд лет. Исчисляется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к объему произведенной продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов).
  На его уровень оказывают влияние объективные и субъективные факторы внутреннего и внешнего характера. К числу факторов, оказывающих влияние на уровень затрат на 1 рубль объема продукции относятся: Изменение объема выпуска продукции, изменение структуры выпускаемой продукции, изменение среднего уровня отпускных цен на продукцию (в связи с инфляцией, изменения качества продукции, рынков сбыта), изменение уровня удельных переменных затрат, изменение суммы постоянных затрат.
  Рассмотрим анализ затрат на 1 рубль объема продукции на следующем условном примере, приведенном в учебнике Г. В. Савицкой "Анализ хозяйственной деятельности предприятия", ИП "Эко-перспектива", 1998, Москва - Минск, Стр. 279-281. Исходные данные для факторного анализа:
  Объем продукции (без НДС и акцизов), тыс. р.:
 по плану 96000
 фактически при плановой структуре и плановых ценах 98500
 фактически по ценам плана
 фактически по фактическим ценам
  Себестоимость продукции, тыс. р.:
 по плану на плановый выпуск продукции 77952
 по плану, пересчитанному на фактический объем продукции 79372
 по плановому уровню на фактический выпуск продукции 80640
 фактическая при плановом уровне постоянных затрат 82723
 фактически 84168
  Для анализа рекомендуется таблица 43.
 Таблица 43
 Расчет влияния факторов на изменение суммы затрат на 1 рубль объема продукции
 Затраты на 1 рубль объема
 продукции, коп. Расчет Фактор Объем производства Струк-тура произ-водства Уровень удельных перемен-ных затрат Сумма посто-янных затрат Отпуск-ные цены на про-дукцию План
 Усл. 1
 Усл. 2
 Усл. 3
 Усл. 4
 Факт
 Общ. = 77952 : 96000 = 81,20 79372 : 98500 = 81,17 80640 : 100800 = 80,00 82723 : 100800 = 82,06 84168 : 100800 = 83,50 84168 : 104300 = 80,70 80,70 - 8 1,20 = -0,50 план факт факт факт факт факт
 -0,03 план план факт факт факт факт
 -1,17 план
 план
 план
 фай-
 факт
 факт
 + 2,06 план план план план факт факт
 + 1,44 План
 план
 план
 план
 план
 факт
 ?2,80 Из таблицы видно, что предприятие снизило затраты на 1 рубль объема продукции в целом на 0,50 коп., в т. ч.: за счет увеличения объема производства на 0,03 коп. (81,17 - 81,20); изменения структуры производства - на 1,17 коп. (80,00 - 81,17); повышения отпускных цен - на 2,80 (80,70 - 83,50); уровень удельных переменных затрат вызвал повышение на 2,06 коп. (82,06 - 80,00) и увеличение суммы постоянных затрат также вызвало повышение на 1,44 коп. (.43,50-82,06).
  Чтобы установить, как эти факторы повлияли на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на 1 рубль объема продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции, выраженных в плановых ценах.
 Лекция 6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
 6.1. Значение, задачи и источники анализа финансовых результатов деятельности предприятия
  Сумма полученной прибыли отражает конечные финансовые результаты деятельности любого предприятия. В условиях рыночной экономики получение максимально возможной суммы прибыли является целью любого производства, т. к. прибыль является основным источником пополнения фондов накопления, социальной сферы, инвестиций, пополнения оборотных средств и т. д. В прибыльной работе предприятий заинтересовано общество, т. к. имение прибыль обеспечивает платежи в бюджет многих налогов.
  Прибыль - это часть чистого дохода, созданного предприятием в процессе производства и реализованного в сфере обращения. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Прибыль представляет собой разность между выручкой реализации (после уплаты НДС, акцизов и других отчислений выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. На размер прибыли оказывают влияние не только объем произведенной и реализованной продукции, но и ее качество, ассортимент, уровень себестоимости, пени, штрафы и неустойки как уплаченные, так и полученные, различные списания сумм на убытки и т. д.
  Одна из основных задач анализа - выявление резервов повышения массы получаемой прибыли и уровня рентабельности как наиболее важных показателей эффективности работы предприятия, ходе анализа дают оценку выполнения плана по прибыли по итогу работы за каждый квартал и в целом за год, определяют положи-тельные и отрицательные факторы, повлиявшие на размеры полученной прибыли, причины их возникновения и разрабатывают мероприятия по устранению выявленных недостатков.
  Для анализа финансовых результатов деятельности предприятия используют данные плана экономического и социального развития баланса, отчет ф. №П-3 "Показатели финансового состояния и расчетов", ф. №2 "Отчет о финансовых результатах", данные бухгалтерского учета по счетам 46, 47, 48 и 80, а также результаты анализа других аспектов деятельности предприятия.
 6.2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли
  Прибыль предприятия подразделяется на следующие виды: балансовая прибыль, прибыль от реализации основной продукции, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
  Балансовая прибыль включает финансовые результаты от реализации продукции, от прочей реализации (прибыль от продажи товарно-материальных ценностей, прибыль или убыток от реализации продукции подсобных хозяйств, прибыль от реализации основных фондов и нематериальных активов), прибыли или убытки от внереализационных операций (прибыль от долевого участия в совместных предприятиях, прибыль от сдачи в аренду основных средств и земли, штрафы и пени полученные и уплаченные, убытки от списания дебиторской задолженности, убытки от стихийных бедствий, доходы по акциям, облигациям, депозитам, доходы и убытки по валютным операциям и т. д.).
  Налогооблагаемая прибыль есть разность между балансовой прибылью и суммой налога на имущество; доходов, полученных в виде дивидендов по акциям и другим ценным бумагам; доходов, полученных от долевого участия в других предприятиях; прибыли от посреднических операций; прибыли от страховой деятельности; суммы отчисления в резервный и другие аналогичные фонды; затрат, учитываемых при исчислении льгот по налогу на прибыль. Другими словами, налогооблагаемая прибыль есть балансовая прибыль за вычетом сумм, исключаемых из налогообложения согласно действующему законодательству.
  Чистая прибыль - эта та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.
  В процессе анализа следует изучить состав балансовой прибыли, ее структуру и динамику (табл. 44).
 Таблица 44
 Состав и динамика структуры балансовой прибыли
 Состав балансовой прибыли Предыдущий год Отчетный год тыс. р. структура, план факт тыс. р. структура, тыс. р. структура, 1 . Прибыль от реализации продукции
 2. Прибыль от прочей реализации
 3. Убыток от прочей реализации
 4. Прибыль от внереализационной деятельности 5. Убытки от внереализационной деятельности
 6. Балансовая прибыль
 (п. 1 + п. 2 - п. 3 + п. 4 - п. 5) 100 100 100 Анализ структуры прибыли (убытка) позволяет оценить влияние отдельных ее слагаемых на конечный финансовый результат - прибыль (убыток) от деятельности предприятия за отчетный год. Наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия составляет прибыль от реализации, поэтому его снижение будет свидетельствовать о снижении эффективности основной деятельности предприятия. В связи с этим одной из важнейших задач анализа прибыли от реализации является оценка влияния отдельных факторов на ее изменение по сравнению с предыдущим годом.
  Углубленному анализу также подлежат те слагаемые прибыли, (убытка) отчетного года, которые составляют значительный удельный вес в прибыли (убытке) отчетного года.
 6.3. Анализ прибыли от реализации продукции
  Как отмечалось выше, основную часть прибыли предприятие получает от реализации продукции. На объем прибыли от реализации продукции оказывают влияние 6 факторов: объем реализации продукции; ее структура; уровень производственной себестоимости; уровень коммерческих расходов; уровень управленческих расходов; уровень среднереализационных цен.
  Прибыль от реализаций продукции имеет прямопропорциональную зависимость от объема реализации: больше продали, продукции - больше получили прибыли; меньше продали - соответственно меньше получили прибыли.
  Изменение структуры реализованной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. При увеличении доли более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации сумма прибыли возрастает, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции - общая сумма прибыли снизится.
  Уровень производственной себестоимости, а также коммерческих и управленческих расходов, и прибыли находятся в обратно пропорциональной зависимости: производственная себестоимость или коммерческие и управленческие расходы возросли - прибыль соответственно снижается и наоборот.
  Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямопропорциональной зависимости: цены возросли - соответственно возросла и сумма прибыли и наоборот.
  Для анализа прибыли от реализации продукции рекомендуется таблица 45.
 Таблица 45
  Факторный анализ прибыли от реализации продукции, тыс. р.
 Показатели № стр. План План, пере-считанный на фактический объем продаж Отчет Отклонение отчета (+, -) От плана (гр.3-гр. 1) От плана, пересчитанного на фактический объем продаж (гр. 3 - гр. 2) А Б 1 2 3 4 5 Выручка от реализации продукции (за вычетом НДС, акцизов и других отчислений от выручки)
 Производственная
 себестоимость реали-зованной продукции Коммерческие расходы Управленческие расходы Прибыль (убыток) от реализации
 (стр. 1 - стр. 2 - стр. 3 -
 - стр. 4) 1 2 3 4 5 Чтобы определить влияние объема реализации на прибыль от реализации необходимо плановую прибыль (стр. 5, гр. 1) пересчитать на процент перевыполнения или невыполнения плана по реализации продукции.
  Чтобы определить влияние изменения структуры реализованной продукции на прибыль от реализации необходимо сделать следующий расчет. Определить сумму разницы между прибылью по плану, пересчитанному на фактический объем продаж (стр. 5, гр. 2) и прибылью по плану (стр. 5, гр. 1). Эта разница определяет сумму прибыли, полученной за счет изменения объема продаж и его структуры. Следовательно, далее необходимо избавиться от влияния фактора объема продаж. Для этого из полученной суммы разницы по стр. 5, гр. 2 и 1 необходимо исключить сумму фактора влияния объема реализации на прибыль от реализации (см. предыдущий абзац). Показатель по стр. 2, гр. 5 определяет влияние производственной себестоимости на прибыль от реализации.
  Показатели по стр. 3 и стр. 4 гр.5 определяют влияние на прибыль от реализации соответственно коммерческих и управленческих расходов.
  Показатель по стр. 1 гр. 5 определяет влияние изменения уровня среднереализационных цен на прибыль от реализации.
  Аналогично вышеизложенному производится анализ прибыли от реализации продукции по сравнению с предыдущим годом. На изменение прибыли от реализации продукции в отчетном году по сравнению с предыдущим годом оказывают влияние те же факторы, как изменение цен на реализованную продукцию; изменение ее себестоимости, включая коммерческие и управленческие расходы; изменение физического объема реализованной продукции; изменение структуры реализованной продукции.
  Подготовка данных для оценки влияния указанных факторов требует восполнения недостающей информации для анализа путем прямого перерасчета:
 * фактически реализованной продукции в отчетном году по ценам и тарифам предыдущего года;
 * фактически реализованной продукции в отчетном году по себестоимости предыдущего года (включая коммерческие и управленческие расходы).
  Для анализа рекомендуется таблица 46.
 Таблица 46
 Анализ влияния факторов на изменение прибыли от реализации, тыс. р.
 Показатели № стр. Предыдущий год Фактически за отчетный год по ценам и себестоимости предыдущего года по фактически действующим ценам и фактической себестоимости Выручка от реализации продукции (без НДС, акцизов и др. отчислений из выручки)
 Себестоимость реализованной продукции, включая коммерческие и управленческие расходы
 Прибыль от реализации (стр. 1 - стр. 2) 1 2 3 6.4. Анализ прибылей и убытков от прочей реализации
  Для анализа прибылей и убытков от прочей реализации рекомендуется таблица 47.
 Таблица 47
 Анализ динамики и структуры прочей реализации
 Виды операционных доходов и расходов Сумма, тыс. р. Уд. вес в общей сумме доходов, % предыдущий год отчетный год откл. (+, -) предыдущий год отчетный год откл. (+, -) 1 2 3 4 5 6 7 Доходы от реализации основных средств и прочего имущества - всего
 из них:
 от реализации основных средств
 в т. ч.: машин и оборудования
 транспортных средств
 от реализации товарно-материальных ценностей
 в т. ч.: запасов сырья и материалов
 от реализации ценных бумаг
 от реализации прочих активов
 Доходы от сдачи имущества в аренду Полученные суммы компенсации
 затрат, всего
 из них: на содержание законсерви-
 рованных производственных мощностей и объемов
 по прекращенному производству, не давшему продукцию
 по аннулированным производственным заказам (договорам)
 Другие виды операционных доходов Итого доходов
 Расходы от списания основных средств с баланса по причине морального износа
 Затраты по содержанию законсерви-рованных производственных мощно-стей
 Затраты по аннулированным заказам (договорам)
 Затраты по прекращенному производ-ству, не давшему продукцию Отрицательные курсовые разницы от переоценки имущества и обязательств, выраженных в иностранной валюте
 Сумма уплаченных налогов и сборов за счет финансовых результатов
 Другие виды операционных расходов
 Итого расходов 100,0 100,0 ? 100,0 100,0 ? В процессе анализа прочей реализации особое внимание следует уделить изучению доходов от реализации основных средств и прочего имущества, причин и виновников образования излишних и ненужных товарно-материальных ценностей. Реализация таких запасов повышает рентабельность производства, а реализация запасов
  материальных оборотных средств также способствует и ускорению средств в обороте.
 6.5. Анализ прочих внереализационных доходов и расходов
  Прочие внереализационные доходы и расходы отражают доходы и расходы, не связанные с движением имущества предприятия. Для анализа этих доходов и расходов рекомендуется таблица 48.
 Таблица 48
  Анализ динамики и структуры прочих внереализационных доходов и расходов
 Виды внереализационных доходов и расходов Сумма, тыс. р. Уд. вес в общей сумме, % предыдущий год отчетный год откл. +, - предыдущий год отчетный год откл. +, - 1 2 3 4 5 6 7 * Сумма кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности
 * Суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы как безнадежной к получению
 * Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году
 * Полученные штрафы, пени, неустойки, другие виды санкций за нарушение хоздоговоров, присужденные или признаные должником
 * Суммы, полученные в возмещение причиненных убытков в связи с нарушением хоздоговоров
 * Суммы страхового возмещения и покрытия из других источников убытков от стихийных бедствий и других чрезвычайных событий
 * Стоимость зачисленного на баланс имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации
 * Другие виды прочих внереализационных доходов
 Итого прочие внереализационные доходы
 * Сумма уценки производственных запасов сырья и материалов
 * Сумма уценки готовой продукции и товаров
 * Убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности
 * Долги, не реальные ко взысканию
  * 100 100 ? * * Уплаченные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение хоздоговоров
 * Суммы, уплаченные в возмещение причиненных убытков
 * Убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году
 * Убытки от списания ранее присужденных долгов по недостачам и хищениям
 * ввиду несостоятельности должника
 * Убытки от списания недостач материальных ценностей, выявленных при инвентаризации
 * Судебные издержки
 * Другие виды прочих внереализационных расходов
  Итого прочие внереализационные расходы 100 100 ? Приведенная табл. 48 составляется на основе данных аналитического учета по счету 80 "Прибыли и убытки".
  По каждому виду внереализационных доходов и расходов устанавливаются причины и виновники возникновения, а также своевременность принятия мер к взысканию (погашению) задолженности. Так, например, уменьшение взысканных сумм не всегда бывает результатом лучшего выполнения договорных обязательств. Это может произойти и вследствие ослабления финансового контроля со стороны предприятия. Поступление списанных безнадежных долгов говорит чаще всего о преждевременном, недостаточно обоснованном их списании. Анализ санкций включает поэлементное их изучение с целью выявления наиболее значительных причин нарушений хоздоговоров. Например, если большая часть санкций была уплачена предприятием за нарушение условий перевозок, то в дальнейшем анализе необходимо установить причины уплаченных санкций и определить пути повышения эффективности транспортировки продукции за счет изменения условий договоров с транспортными организациями, прекращения одних договоров и заключения новых и т. п.
  Необходимо иметь в виду, что возмещение предприятием убытков, причиненных другим организациям и государству, уплата штрафов, неустоек и иных экономических санкций, установленных законодательством, производится за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
  Анализ прочих внереализационных доходов и расходов должен способствовать устранению упущений в работе финансовой, бухгалтерской, контрольной и юридической служб предприятия.
 6.6. Анализ использования прибыли
  Для анализа использования прибыли привлекаются данные отчета ф. №П-2 "Сведения об инвестициях", данные аналитического учета по счету 81 "Использование прибыли", по счету 88 "Нераспределенная прибыль", сметы по фонду накопления, фонду социальной сферы и фонду потребления.
  Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет, поступает в его полное распоряжение. Предприятие самостоятельно определяет направление использования остающейся в его распоряжении прибыли, если иное не установлено учредительными документами и принятой учетной политикой.
  Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет, а руководство предприятия - на расширенное воспроизводство. Работники предприятия заинтересованы в материальном стимулировании труда.
  Если государство облагает предприятие очень высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства ввиду изъятия средств на обновление производства и как результат - поступление средств в бюджет. То же может произойти, если всю сумму прибыли использовать на материальное стимулирование работников предприятия. В этом случае в перспективе уменьшится производство продукции, т. к. не будут обновляться основные производственные фонды, сократится собственный оборотный капитал, что в свою очередь приведет к снижению жизненного уровня работников, сокращению рабочих мест. Если же уменьшается доля прибыли на материальное стимулирование труда, то это в свою очередь приведет к снижению материальной заинтересованности работников и; как следствие - к снижению эффективности производства. Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли. Большую роль в этом должен сыграть анализ хозяйственной деятельности. Для анализа рекомендуется таблица 49.
 Таблица 49
 Анализ использования прибыли
 Показатели Сумма, тыс. р. Откл., (+,-) Уд. вес в сумме прибыли Преды-дущийгод отчет-ный год преды-дущий год отчет-ный год 1 2 3 4 5 6 Платежи в бюджет за счет прибыли (кроме налога на прибыль)
 Отчисления в резервный капитал
 в т. ч. в резервные фонды, образованные
 в соответствии с законодательством
 в резервные фонды, образованные в
 соответствии с учредительными
 документами
 Отчисления на образование фондов накопления
 Отчисления на образование фонда социальной сферы
 Отчисления в фонды потребления Отчисления на благотворительные цели
 Оплата суммы процентов по ссудам банков, полученным на восполнение недостатка оборотных средств, нематериальных и иных внеоборотных активов
 Оплата суммы процентов по средствам, взятых взаймы у других организаций
 Штрафные санкции и расходы по возмущению ущерба
 Другие отвлечения
 Итого отвлеченные средства
 Налог на прибыль
 Нераспределенная прибыль
 Нераспределенный убыток (-)
 Итого сумма прибыли 100,0 100,0 Для контроля за выполнением намеченных мероприятий в табл. 49 можно ввести плановые показатели.
  Данные табл. 49 позволяют определить динамику распределения прибыли между бюджетом и предприятием. В процессе анализа необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников, и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника. Причем изучать их надо в тесной связи с уровнем рентабельности, суммой прибыли на одного работника, на один рубль основных производственных фондов. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях, или выше нормативных для данной отрасли производства, то имеются перспективы для развития предприятия.
  Важной задачей анализа является изучение вопросов использования средств фондов накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам.
  Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т. д.
  Фонд потребления может использоваться на коллективные нужды (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий) и индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия при уходе на пенсию и т. д.).
  В процессе анализа устанавливается соответствие фактических расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы по каждой статье, изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов. При анализе использования средств фонда накопления следует изучить полноту финансирования всех запланированных мероприятий, своевременность их выполнения и полученный эффект.
 6.7. Анализ рентабельности деятельности предприятия
  Общей оценкой эффективности работы предприятия в рыночных условиях служат показатели рентабельности и интенсивности использования производственных ресурсов предприятия.
  Показатели рентабельности являются относительными показателями и определяются как отношение прибыли к стоимости используемых предприятием ресурсов.
  В зависимости от задач анализа рассчитывают следующие труппы показателей рентабельности:
  - рентабельность и доходность реализованной продукции;
  - рентабельность капитала (имущества);
  - рентабельность средств (источников) предприятия;
  - рентабельность производственных ресурсов.
  Анализ рентабельности и доходности реализованной продукции.
  Степень выгодности для предприятия продукции характеризует показатель ее рентабельности. Этот показатель исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции к полной ее себестоимости.
  Чтобы определить рентабельность конкретного вида продукции, необходимо предварительно определить сумму прибыли по этой продукции. Для этого из цены продажи этого вида продукции необходимо исключить сумму НДС и акцизов и вычесть ее полную себестоимость. Отношение полученной суммы прибыли к полной себестоимости покажет уровень рентабельности конкретного продукции. Анализ рентабельности продукции проводится сравнением показателей отчетного года с предыдущим годом и планом.
  Рентабельность всей реализованной продукции зависит от уровня рентабельности отдельных видов продукции и их удельного веса в общем объеме реализованной продукции.
  Для анализа влияния рентабельности отдельных видов продукции на изменение рентабельности всей реализованной продукции рекомендуются таблицы 50 и 51.
 Таблица 50
 Исходные данные для анализа влияния рентабельности отдельных видов продукции на изменение рентабельности всей реализованной продукции
 Виды продукции Кол-во реализованной продукции, ед. Цена (без НДС и акцизов), р./ед. Полная себестоимость единицы продукции, р./ед. Прибыль от реализации единицы продукции, р./ед. преды-дущий год отчетный год преды- дущийгод отчетный год преды- дущий год отчетный год преды- дущий год отчетный год Таблица 51
 Расчет факторов, влияющих на рентабельность всей реализованной продукции
 Виды продукции Рентабельность продукции, % Изменение рентабельности Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. р. Удельный вес продукции в полной себестоимости всей реали-юванной продукции, % Изменение удельного веса (+,-) предыдущий год отчетный год предыдущий год отчетный год преды-дущий год отчетный год А 1 2 3 4 5 6 7 8 Итого по всей реализованной продукции 100,0 100,0 На основании данных табл. 50 проводится также анализ влияния доходности отдельных видов продукции на изменение доходности всей реализованной продукции. Для анализа составляется аналитическая таблица по форме, аналогичной табл. 51. Только в гр. 4 и 5 дается объем реализованной продукции в стоимостном выражении, а в гр. 6 и 7 удельный вес отдельных видов продукции, рассчитанный в объеме всей реализованной продукции.
  Проведенный анализ позволит сделать обоснованные выводы и дать предложения о направлениях изменения структуры выпуска и реализации продукции в целях повышения доходности (рентабельности) всей реализованной продукции.
  На основании данных баланса и отчета о финансовых результатах и их использовании определяются показатели эффективности использования капитала (имущества) предприятия.
  Рентабельность капитала (имущества) предприятия характеризует прибыль, полученную предприятием с каждого рубля, вложенного в имущество (активы) предприятия и определяется по формуле:
 Ркап= Прасп?100 , где К Ркап. - рентабельность капитала (имущества) предприятия,%;
 Прасп - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, тыс. р.;
 К - средняя величина капитала предприятия, рассчитанная по данным баланса, тыс. р.
  Рентабельность текущих активов отражает эффективность использования текущих активов предприятия и показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в текущие активы предприятия и определяется по формуле:
 Ракт= Прасп?100 , где Атек Ракт. - рентабельность текущих активов, %;
 Атек. - средняя величина текущих активов предприятия, рассчитанная по данным баланса, тыс. р.
  Рентабельность средств (источников) предприятия характеризует эффективность использования собственного капитала и инвестированных заемных средств.
  Рентабельность собственного капитала характеризует прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля собственного капитала, и определяется по формуле:
 Ркап. соб.= Прасп?100 , где Ксоб Пкап. соб. - рентабельность собственного капитала, %;
 Ксоб. - средняя величина источников собственных средств предприятия, рассчитанная по данным Ш раздела пассива баланса, тыс. р.
  Рентабельность инвестированных заемных средств (Рзаем. с.) можно определить методом разниц
  Рзаем. с.=Ркап.?Ркап. соб.
  Рентабельность инвестиций (Рк инв.) характеризует эффективность инвестирования собственного и долгосрочных заемных средств:
 Рк. инв.= Пб?100 , где Ксоб+Кдолг. Пб. - прибыль балансовая, тыс. р.;
  Кдолг. - долгосрочные кредиты и займы по данным баланса, тыс. р.
  Для анализа показателей рентабельности целесообразно их обобщить в таблице 52.
  При снижении показателя рентабельности всей реализованной продукции необходимо провести анализ влияния рентабельности отдельных видов продукции с целью выявления низкорентабельной продукции и анализ устойчивости спроса на эту продукцию для обоснования управленческого решения.
  Анализ рентабельности текущих активов необходимо связать с оценкой показателей их оборачиваемости.
  Сопоставление рентабельности капитала и рентабельности собственного капитала позволит дать оценку рентабельности заемных источников средств предприятия:
  Ркап. заем.=Ркап. ? Ркап. соб.
  Если Ркап соб. > Ркап., то использование заемных источников средств менее эффективно, чем использование собственного капитала предприятия.
 
 Таблица 52
 Динамика показателей рентабельности, тыс. р.
 Показатели № стр. Источник информации За предыдущий год За отчетный год Изме-нение за год (+, -) Величина активов (имущества предприятия - валюта баланса) 01 стр.360-стр.340-стр.350 Текущие активы 02 стр. 180+330 Источники собственных средств 03 стр.480-340-350 Долгосрочные обязательства 04 стр.500+510 Средняя величина активов 05 стр.1(гр.5+ гр.6):2 Средняя величина текущих активов 06 стр.2(гр.5+ гр.6):2 Выручка от реализации продукции ф. №2, стр.010- (за вычетом НДС и акцизов) 07 015-020 Прибыль от реализации продукции 08 ф. №2, стр. 050 Балансовая прибыль 09 ф. №2, стр. 090 Прибыль, остающаяся в распоряже- ф. №2 нии предприятия (чистая прибыль) 10 стр.090-стр.200 Затраты на производство и реализа- ф. №2, цию продукции 11 стр.040 Показатели рентабельности капита- ла (имущества): рентабельности капитала, % 12 стр. 10:05?100 рентабельности текущих активов, 13 стр.10:06?100 Показатели рентабельности средств (источников): рентабельность собственного капитала, % 14 стр.10:03 ?100 рентабельность инвестиций, % 15 стр. 10: (03+04) ?l00 Показатели рентабельности продук- ции: рентабельность продукции, % 16 стр.08:11?100 доходность реализованной продукции, % 17 стр.08:07?100 Рентабельность производственных ресурсов предприятия
  Важной характеристикой эффективности работы предприятия являются показатель рентабельности производственных фондов и показатель рентабельности средств, авансированных в производственные ресурсы.
  Рентабельность производственных фондов (Рф) определяется по формуле:
 Рф= Пб?100 , где Фос+Фм. об. Фос. - среднегодовая стоимость производственных основных средств, тыс. р.;
  Фм. об. - среднегодовая стоимость материальных оборотных средств, тыс. р.
  Рентабельность средств, авансированных в производственные ресурсы (Рпр .рес.) определяется по формуле;
 Рпр. рес.= Пб?100 , где Фос+Фм. об.+З -, где
  3 - расходы на оплату труда, включаемые в затраты на производство продукции, тыс. р.
  Для анализа рентабельности производственных фондов и рентабельности средств, авансированных в производственные ресурсы, составляется таблица 53.
 Таблица 53
 Исходные данные для анализа Рф и Рпр. рес
 Показатели Предыдущий год Отчетный год Изменение за год (+, -) Балансовая прибыль, тыс. р.
 Среднегодовая стоимость производственных основных средств, тыс. р.
 Среднегодовая стоимость материальных оборотных средств, тыс. р.
 Затраты на оплату труда, тыс. р.
 Объем реализованной продукции, тыс. р.
 Фондоотдача, р./р.
 Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств
 Рентабельность, %:
 * производственных фондов
 * средств, авансированных в производственные ресурсы Анализ рентабельности производственных фондов позволяет определить направления для дальнейшего повышения уровня рентабельности производства.
  6.8. Подсчет резервов увеличения суммы прибыли1
  Основными источниками увеличения суммы прибыли являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости и повышение качества, реализация продукции на более выгодных рынках сбыта.
  Для определения резервов роста прибыли за счёт увеличения объема реализации продукции рекомендуется таблица 54.
 Таблица 54
 Резервы роста сумм прибыли за счет увеличения объема
 реализации продукции
 Вид продукции Резерв увеличения объема реализации, ед. Фактическая сумма прибыли за 1 единицу, р. Резерв увеличения суммы прибыли, тыс. р. А
 В
 С
 D Итого 1См. учебник Г. В. Савицкой "Анализ хозяйственной деятельности предприятия", ИП "Экоперспектива", 1998, Минск - Москва, стр. 348 - 351.
 
 Для определения резервов увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости продукции необходимо предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножить на возможный объем ее продаж с учетом его роста (см. табл. 55).
 Таблица 55
 Резервы увеличения суммы прибылей за счет снижения
 себестоимости продукции
 Вид продукции Резерв снижения себестоимости един, продукции, р. Возможный объем реализации продукции, единиц Резерв увеличения суммы прибыли, тыс. р. А
 В
 С