<< Пред.           стр. 18 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 В условиях совершенной конкуренции МС = Р. И, следовательно, IL - 0. Если IL представляет собой положительную величину (IL > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.
 
 Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае исходная формула может быть записана так:
 
 _Р-АС
 
 1=~Г'
 
 Если мы умножим числитель и знаменатель на Q, то получим в числителе прибыль, а в знаменателе - совокупный (валовой) доход:
 
 I =(P-AC)-Q= n L P-Q ТС '
 
 Тем самым лернеровский показатель рассматривает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не является однозначным признаком монополии.
 
 Другой показатель монопольной власти - индекс Хервиндаля-Хир-шмана (по имени ученых, предложивших этот индекс). Он характеризует степень концентрации рынка и рассчитывается на основе данных
 
 13-3558
 
 J
 
 194 Глава 7. Конкуренция и рыночная власть. Антимонопольное регулирование
 
 об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:
 
 где /яя - индекс Хервиндаля - Хиршмана; S, - удельный вес самой крупной фирмы; S2 - удельный вес следующей по величине фирмы; Sn - удельный вес наименьшей фирмы.
 
 Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т.е. мы имеем дело с чистой монополией), то 5, = 100%, а 1НН = 10 000.
 
 Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то 5,= 1%, а /яя = 100-52 = 100.
 
 3. Антимонопольное регулирование
 
 Монопольная власть над ценами таит опасность завышения цен на продукцию монополий и занижение цен на сырье для монопольной фирмы. Монополия сохраняет определенный запас прочности, что тормозит слишком частые и глубокие положительные модификации в деятельности монополий, порождается тенденция к бюрократизации и Jf-неэффективности (когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек). В силу того что на монополистическом рынке Р > МС (как правило), имеет место неэффективность в распределении ресурсов. Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социальными конфликтами. В силу всего перечисленного в развитых странах существует антимонопольное регулирование экономики.
 
 Как известно, в странах Запада государство активно вмешивается в хозяйственную деятельность монополий и олигополии. Оно стремится не допустить чрезмерного влияния монополий и олигополии в экономике, разрабатывает антимонопольное (антитрестовское) законодательство.
 
 Антимонопольное законодательство направлено против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополии, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение "нечестных" действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм нако-
 
 3. Антимонопольное регулирование
 
 195
 
 пления монопольной власти (втом числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.
 
 Первые законы, запрещавшие монопольные соглашения, были приняты в Канаде (1889) и США (1890) - знаменитый закон Шермана, получивший широкую популярность как "хартия экономической свободы". Закон звучал очень грозно. Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничивать свободу промысла, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признавались незаконными. Создание монополий влекло штраф до 5 тыс. долл. (впоследствии он был повышен до 50 тыс. долл.) и тюремное заключение сроком до одного года. Такой же закон был принят в Австрии и Новой Зеландии. Закон Шермана впоследствии дополнялся (в 1914, 1939, 1950 гг.), он распространялся на новые виды деятельности и новые формы объединений и соглашений.
 
 Закон Клейтона (1914) запретил соглашения об ограничении круга контрагентов, покупку или поглощение фирм, если это могло уничтожить конкуренцию, создание холдинговых компаний и другие соглашения. Запрещались горизонтальные слияния (объединения фирм одной отрасли). В 1914 г. была образована федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с "нечестными" методами конкурентной борьбы и антиконкурентными слияниями компаний.
 
 В Западной Европе (Бельгия - 1935 г.; Нидерланды - 1935 г.; Дания - 1937 г.) были попытки законодательного контроля картельных соглашений. Здесь картели рассматривались как средство борьбы с "излишней конкуренцией", но законы были направлены на то, чтобы не допустить злоупотребление этой формой монополии.
 
 Акт Келлера - Кефаувера (1950) дополнил Акт Клейтона запретом на слияние путем приобретения активов. Запрещались не только горизонтальные слияния, но и вертикальные (объединение компаний - последовательных участниц одного производственного процесса).
 
 В Римском договоре, положившем начало Общему рынку, в статьях 85 и 86 также установлено запрещение монопольных соглашений.
 
 Таким образом, все эти законы были направлены на обеспечение свободного рынка, добросовестной конкуренции, устанавливали контроль за разного рода соглашениями.
 
 Однако немногие дела по обвинению в нарушении свободной конкуренции, рассмотренные, например, американскими судами, закончились наказанием нарушителей законов. Очень часто суды были на стороне монополий. Еще русский экономист И. Янжул обратил внимание в своей книге о синдикатах на процветание объединений, KOTO-IS*
 
 196 Глава 7. Конкуренция и рыночная власть. Антимонопольное регулирование
 
 рые по закону Шермана признаны незаконными уже через три года после принятия данного закона.
 
 Современное антимонопольное регулирование со стороны государственных органов можно свести к трем группам мер:
 
 Первая группа мер - административно-правовое воздействие в виде;
 
 • запрета монополии в какой-либо отрасли хозяйства;
 
 • роспуска существующих монополистических объединений;
 
 • расчленения монополий на ряд самостоятельных производств. Вторая группа мер - административно-экономическое воздействие, направленное на:
 
 • преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию (завышение цен, не обусловленное издержками производства);
 
 • преследование торговцев, осуществляющих фальсификацию товаров путем использования рекламы;
 
 • запрещение внеэкономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации.
 
 Третья группа мер - экономическое воздействие, проводимое государством:
 
 • использование разных приемов ведения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;
 
 • поощрение выпуска товаров-субститутов, т.е. товаров-заменителей. Разнообразие товаров личного и производительного потребления снижает спрос на товары монопольного производства;
 
 • расширение рынка за счет установления международных экономических связей и увеличения импорта; распространение научных и технологических знаний.
 
 Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствуют о том, что образование монополий - закономерный процесс, и объясняется это тем, что сама конкуренция - важный элемент рыночного механизма - порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом.
 
 Выводы
 
 1. Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Она имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам конкуренции можно отнести: активизацию
 
 Выводы 197
 
 инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек и т.д. gee это обеспечивает эффективность конкурентных рынков. К негативным последствиям конкуренции относятся: разорение и обнищание ряда производителей, чрезмерная дифференциация в условиях жизнедеятельности, порождение нечестных приемов, преступности, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, экологические нарушения и др.
 
 2. Конкуренция означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства. Ее сущность проявляется в ряде функций. Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива: с одной стороны, стремление к свободе и независимости, с другой - к объединению усилий в конкурентной борьбе.
 
 3. Виды конкуренции чрезвычайно многообразны: функциональная, видовая, межотраслевая, внутриотраслевая, межфирменная, добросовестная и недобросовестная, совершенная и несовершенная (монополии, монопсонии, дуополии, олигополии, монополистическая конкуренция).
 
 4. Монополии есть результат стремления победить в конкурентной борьбе. Следовательно, конкуренция и монополизм - это не две различные и взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны рыночного взаимодействия. Концентрация и централизация ведут к появлению монополий.
 
 5. Различают монополии естественные и искусственные (картель, синдикат, трест, концерн, пул, конгломерат, ТНК и др.).
 
 6. Методы и средства конкурентной борьбы монополий: лишение сырья, рабочей силы путем "альянсов", подвоза, сбыта, кредита, договор с покупателем о ведении торговли исключительно с монополиями, сбивание цен, захват патентов на открытия и технические усовершенствования, захват в свои руки производства оборудования, диверсификация и др.
 
 7. Появление монополий обусловлено возникновением экономических выгод, которые они получают в результате установления монопольных цен (особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше конкурентной цены в целях получения монопольной сверхприбыли).
 
 8. Монопольная власть на рынке - величина, обратная эластичности
 
 спроса на продукцию фирмы (-). Известны два показателя, характеризую-
 
 Ed
 
 шие рыночную власть: индекс Лернера (высокие прибыли - признак монополизма) и индекс Хервиндаля - Хиршмана (удельный вес продукции фирмы в отрасли).
 
 9. В силу того что монополии имеют не только плюсы, но и недостатки, необходимо антимонопольное регулирование, направленное против накопления монополиями и олигополиями опасной для общества монопольной власти. Известны законы Шермана (1889), Клейтона (1914), Келлера - Ке-фаувера (1950). Современное антимонопольное регулирование сводится к трем группам мер: административно-правовое воздействие, административно-экономическое и просто экономическое воздействие, проводимое государством.
 
 198 Глава 7. Конкуренция и рыночная власть. Антимонопольное регулирование
 
 Термины и понятия
 
 Конкуренция
 
 Эффективность конкурентных рынков
 
 "Жизненный цикл"
 
 Виды конкуренции: видовая, функциональная, межфирменная, внутриотраслевая, межотраслевая, добросовестная, недобросовестная, совершенная, несовершенная
 
 Виды конкурентных структур: совершенная конкуренция, монополии, монопсонии, олигополии, дуополии, монополистическая конкуренция
 
 Методы и средства конкурентной борьбы
 
 Монополия: естественная и искусственная
 
 Достоинства и недостатки конкуренции
 
 Достоинства и недостатки монополии
 
 Концентрация производства
 
 Централизация производства
 
 Монопольная цена
 
 Монопольная прибыль
 
 Квота
 
 Диверсификация
 
 Конкурентная борьба субститутов
 
 Борьба "за доллар потребителя"
 
 Аутсайдеры
 
 Равновесие Бертрана
 
 Равновесие Штакельберга
 
 Рыночная власть
 
 Индекс А.П. Лернера
 
 Индекс Хервиндаля - Хиршмана
 
 Антимонопольное регулирование
 
 Антимонопольное законодательство
 
 Закон Шермана
 
 Закон Клейтона
 
 Акт Келлера - Кефаувера
 
 Вопросы для самопроверки
 
 1. Что такое конкуренция и монополия? Каковы их достоинства и недостатки?
 
 2. Охарактеризуйте взаимосвязь конкуренции и монополии.
 
 3. Какие виды конкурентных структур вы знаете? Какие критерии можно предложить для оценки различных структур рынка?
 
 4. Что из нижеперечисленного является признаком только совершенно! конкуренции:
 
 а) фирма не обладает рыночной властью;
 
 б) фирма максимизирует прибыль;
 
 в) фирма получает прибыль в долгосрочном периоде?
 
 Вопросы для самопроверки
 
 199
 
 5. Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что:
 
 а) фирмы не могут свободно входить и выходить с рынка;
 
 б) на рынке действует ограниченное число фирм;
 
 в) фирмы, действующие на рынке, выпускают дифференцированную продукцию.
 
 6. При какой структуре рынка конкуренция более ожесточенная - монополистической или олигополистической? Поясните ответ.
 
 7. Какие рыночные структуры в наибольшей степени присущи современной развитой экономике? Является ли преобладание одной структуры характерным только для отдельных отраслей экономики, или это закономерное явление для современной экономики в целом?
 
 8. Опишите равновесие Курно, Бертрана, Штакельберга в условиях дуополии.
 
 9. Какие средства и методы конкурентной борьбы вы знаете? Охарактеризуйте их.
 
 10. В чем смысл и значение антимонопольного регулирования? Какие антимонопольные законы вы знаете?
 
 Б. Функционирование важнейших рынков факторов производства. Государство в рыночной экономике
 
 Глава 8. Рынок труда. Заработная плата. Проблема занятости
 
 С этой главы мы приступаем к изучению рынков нового типа - рынков факторов производства. Рынки труда, как и рынки других факторов производства (капитала, земли), представляют собой составную часть рыночной экономики. В отличие от других рынков рынок труда характеризуется высокой степенью неопределенности, особенностью функционирования, поскольку имеет дело со специфическим товаром. В этой связи исследование процессов формирования рынка труда и разработка адекватной системы его регулирования является для России одной из приоритетных задач, требующих решения в ближайшее время.
 
 1. Общая характеристика рынка труда и его механизма. Равновесие рынка труда
 
 Рынок труда - это система конкурентных связей между участниками рынка (предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма, использования работника в общественном производстве.
 
 Объектом купли-продажи на рынке труда является право на использование рабочей силы, предметом торга является определенный вид способностей человека и продолжительность его применения. Он характеризует также отношения в сфере занятости по поводу обмена функционирующих способностей к труду на денежный эквивалент жизненных средств, т.е. на заработную плату.
 
 Обычно в экономической литературе понятия "рынок труда" и "рынок рабочей силы" используют как тождественные. В строго научном плане труд и рабочая сила как понятия не тождественны, но взаимосвязаны. Под рабочей силой понимают потенциальные способно-
 
 1. Общая характеристика рынка груда. Равновесие 201
 
 сти человека к труду, а под трудом - целесообразную человеческую де-ятельность (или функциональную способность человека к труду). Труд не может быть осуществлен без способности к труду, а последняя реализуется в процессе трудовой деятельности.
 
 Согласно определению Международной организации труда (МОТ), которого придерживаются многие зарубежные профсоюзы и специалисты по труду, рынок труда - это сфера, где предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, относительно заработной платы и условий труда. Данное определение носит институциональный характер, т.е. ориентируется на трудовые отношения и механизмы установления цены труда.
 
 Рынок труда имеет ряд особенностей. К рынку труда относится не только сфера обмена (купля-продажа) труда, но и сфера воспроизводства трудового потенциала (рыночные механизмы образования, профессиональной подготовки и др.) и сфера использования труда (рыночные механизмы управления персоналом на производстве).
 
 Составляющими элементами рынка труда являются люди, которые выступают носителями рабочей силы и наделены такими человеческими качествами, как психофизиологические, социальные, культурные, религиозные, политические и др. Эти особенности оказывают существенное влияние на интересы, мотивацию, степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка труда.
 
 Принципиальное отличие труда от всех других видов производственных ресурсов в том, что он является формой жизнедеятельности человека, реализации его жизненных целей и интересов. Именно поэтому цена труда представляет собой не просто разновидность цены за ресурс, а цену жизненного уровня, социального престижа, благополучия работника и его семьи.
 
 Функции рынка труда
 
 Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества, когда труд выступает важнейшим источником дохода и благосостояния. С экономической точки зрения труд - важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют главные функции рынка труда.
 
 Социальная функция заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производительных способностей работников.
 
 202 Глава 8. Рынок труда. Заработная плата. Проблема занятости
 
 Экономическая функция рынка труда состоит в рациональном вовлечении, размещении, регулировании и использовании труда, что позволяет особо выделить размещающую и селективную функции.
 
 Размещающая функция представляет собой размещение рабочей силы исходя и в соответствии со спросом. Данная функция предполагает, что организация и функционирование рынка труда должны служить рациональному размещению рабочей силы по отдельным предприятиям, отраслям и регионам. Формирование такой сети размещения является основой регулирования рынка труда на всех уровнях управления. Чем совершеннее система рынка труда, чем эффективнее методы достижения основных целей управления, тем заметнее проявление размещающей функции. Это означает, что эффективность экономики зависит от того, насколько оптимально происходит процесс функционирования системы рынка труда. В основном данная функция проявляется на региональном и макрорегиональном уровнях.
 
 Селективная функция заключается в выборе рабочей силы исходя из спроса и предложения, а также исходя из профессионально-квалификационных характеристик рабочей силы. Наиболее существенно проявляется эта функция на микроэкономическом уровне.
 
 Рынок труда выполняет также стимулирующую функцию, способствующую развертыванию конкуренции между его участниками, повышению заинтересованности в высокоэффективном труде, повышению квалификации и перемены профессии.
 
 Классификация рынков труда
 
 Классификация рынков труда осуществляется на основе самых различных критериев.
 
 По критерию пространственной сферы рынка труда можно различать (применительно к федеральному типу построения государства и административному делению России) федеральный, республиканский, краевой, областной, городской, районный, сельский рынки труда, рынки труда мегаполисов (типа Москвы, Санкт-Петербурга и др.). На уровне межгосударственных социально-трудовых отношений можно выделить международный рынок труда, рынки труда межгосударственных регионов (европейский, латиноамериканский, среднеазиатский, стран СНГ).
 
 По критерию временных параметров выделяются перспективный, прогнозный и текущий рынки труда.
 
 I. Общая характеристика рынка труда. Равновесие 203
 
 По степени эластичности - гибкий и жесткий рынки труда.
 
 В общей численности населения выделяют две крупные группы: люди, способные и не способные работать по найму.
 
 Сегодня в развитых странах 90-95% всех занятых - лица наемного труда. Западные исследователи условно разделяют всех работающих по найму на две основные группы: 1) традиционная (регулярная, стабильная, постоянная, продолжительная) рабочая сила, для которой характерна постоянная занятость в течение полной рабочей недели (около 40 ч); 2) гибкая (нерегулярная, нестабильная, периферийная) рабочая сила. В настоящее время в развитых странах увеличение гибкой рабочей силы является долговременной устойчивой тенденцией, важным показателем изменения структуры наемного труда.
 
 По критерию соотношения спроса и предложения труда - равновесный (сбалансированный), дефицитный (спрос превышает предложение) и избыточный (предложение превышает спрос) рынки труда. Эти виды рынка труда могут иметь отношение к региональному, профессиональному, интегрированному рынку труда.
 
 По критерию этапности выделяют формирующийся рынок, рынок переходного периода, зрелый (или развитой) рынок труда.
 
 По критерию социальной группы различают рынки преимущественно физического труда (рабочие), преимущественно умственного труда (служащие), преимущественно творческого труда (интеллигенция), крестьянского труда и т.д. В границах указанных социальных групп выделяются рынки труда квалификации. Так, среди рабочих можно выделить высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные и неквалифицированные группы. Сегментация рынков труда носит динамичный и противоречивый характер.
 
 Труд определенной специальности, профессии проходит различные стадии жизненного цикла: от зарождения до угасания, отмирания. На стадии зарождения и расширения сферы применения данной профессии спрос на нее растет, затем уменьшается. Длительность каждой стадии определяется жизненным циклом технологического процесса и техники, вызвавших появление данной профессии.
 
 При всей схожести развития экономики и социальной сферы ведущих стран политика занятости в любой из них привела к формированию разных моделей рынка труда. Это разнообразие можно свести к двум основным типам - внешний, или иначе его называют профессиональный, и внутренний рынок труда (табл. 8.1).
 
 204
 
 Глава 8. Рынок труда. Заработная плата. Проблема занятости
 
 Таблица 8.1. Различие моделей внутреннего и внешнего рынков труда
 
 Признаки
 
 Система
 
 производственных
 
 отношений
 
 Модель профобразования

<< Пред.           стр. 18 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу