<< Пред.           стр. 1 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу

 Министерство здравоохранения Республики Беларусь
 
 УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
 "ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
 
 
 
 
 В.В. ЗИНЧУК
 Ю.М. ЕМЕЛЬЯНЧИК
 О.А. БАЛБАТУН
 
 Нормальная физиология: учебное пособие
 В двух частях
 
 Часть II
 
 
 
 
 Под редакцией В.В. Зинчука
 
 
 
 Допущено Министерством образования
 Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов факультета медицинских сестер с высшим образованием по специальности сестринское дело 1-79 01 06
 
 
 
 
 
 
 
 Гродно 2005
 
 УДК612.1/.8 (075.8)
 
 
 Рецензенты: кафедра нормальной физиологии Витебского государственного медицинского университета, заведующий, профессор, д.м.н. А.П. Солодков, проф. кафедры нормальной физиологии Белорусского государственного медицинского университета, д.м.н. В.А. Переверзев
 
 
 
 
 
 Нормальная физиология: учебное пособие /В двух частях. Часть II / Зинчук В.В., Емельянчик Ю.М., Балбатун О.А. / под ред. Зинчука В.В. - Гродно: издательство ГрГМУ, 2005.
 ISBN
 
  Предназначено для студентов медицинских вузов факультета медицинских сестер с высшим образованием. Составлено в соответствии с действующей типовой учебной программой по нормальной физиологии, утвержденной МЗ РБ. При изложении материала нами использовалась общепринятая терминология и в целом стандарт изложения предмета. Данное пособие представляет несомненный методический интерес и может оказать помощь преподавателям в организации и проведения занятий, а студентам - в усвоении знаний и выработке умений. Во второй части приведены ситуационные задачи, тестирующие вопросы по всем разделам дисциплины.
 
 
 
 
 
 Никакая часть этого издания не может быть воспроизведена в любой форме или любыми средствами, электронными или механическими, включая фотографирование, магнитную запись или иные средства копирования или сохранения информации, без письменного разрешения издательства и авторов.
 
 
 ISBN (c) ЗИНЧУК В.В., ., ЕМЕЛЬЯНЧИК Ю.М., БАЛБАТУН О.А.,ГРГМУ, 2005
 
 
 СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
 
 1.ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ
 1. Проанализируйте гемограммы: (стр. 55) а) № 3-4; б) № 1, 6; в) № 2, 5.
 2. В больницу доставлен человек, потерявший много крови. Установлено, что группа его крови В(III). В распоряжении врача оказался запас крови О(I) группы и В(III) группы. Какую кровь он выберет для переливания и почему?
 3. В результате голодания у человека понизилось содержание в крови альбуминов и глобулинов. Внешний вид больного резко изменился: увеличился объем конечностей, кожа стала гладкой. Объясните механизм этого явления.
 4. Что произойдет с эритроцитами помещенными в дистиллированную воду; в 0,9% p-p NaCl; 3% p-p NaCl; 0,3% p-p NaCl; глюкозу 5,5% (изотоничной крови).
 5. У больного 140 г гемоглобина в 1 л крови и 4,6 1012 эритроцитов. Каков цветовой показате
 6. ль?
 7. Известны случаи, когда дымоход жарко натопленной на ночь печи закрывали рано. Уснувшие в помещении люди погибали. Почему?
 8. Определите группу крови больного, если реакция агглютинации наблюдается только с сывороткой О (I) и В (III) групп крови.
 9. Определите группу крови больного, если реакция агглютинации наблюдается только с сывороткой О(I) и А(II) групп крови.
 10. Определите группу крови больного, если реакция агглютинации наблюдается с сыворотками О (I), А (II), В (III) групп крови.
 11. Определите группу крови больного, если реакция агглютинации отсутствует с сыворотками всех групп.
 12. Напишите лейкоцитарную формулу здорового взрослого человека.
 13. Определение резус-фактора крови экспресс-методом. Зарисовать полученные результаты если кровь Rh+.
 14. При беременности могут наблюдаться следующие варианты: а)кровь матери резус-отрицательная, а кровь плода резус-положительная. б)кровь матери резус-положительная, а кровь плода резус-отрицательная. Как следует оценить подобное состояние?
 15. Метод подсчета эритроцитов в камере Горяева. Если у человека при подсчете на один из 80 маленьких квадратиков (счетная камера Горяева) приходится в среднем 5 эритроцитов, то: а) сколько эритроцитов находится в 1 мм3 крови данного человека? б) соответствует ли полученное число норме для мужчин?
 16. Зарисовать функциональную систему, поддерживающую постоянство кислотно-основного равновесия. Какие буферные системы крови являются наиболее важными?
 17. Зарисовать функциональную систему, обеспечивающую постоянство осмотического давления крови.
 18. Метод подсчета лейкоцитов в камере Горяева.
 19. Метод определения скорости оседания эритроцитов (СОЭ) по Панченкову.
 20. Известно, что у людей, постоянно живущих в горах, в крови содержится большее число эритроцитов, чем у живущих на уровне моря. Каков механизм увеличения числа эритроцитов и какое это имеет физиологическое значение?
 21. Какое физиологическое значение имеет то, что гемоглобин находится внутри эритроцитов, а не растворен в плазме крови?
 22. Человек был укушен ядовитой змеей. В тяжелом состоянии пострадавший был доставлен в больницу. Моча у него приобрела розоватый оттенок. Как Вы объясните изменение мочи пострадавшего?У больного установлена пониженная свертываемость крови. Назначено лечение витамином К. Объясните почему было назначено такое лечение.
 ОБРАЗЦЫ ГЕМОГРАММ ДЛЯ АНАЛИЗА
  Гемограмма N 1 Гемограмма N 2
 
  Гемоглобин - 120 г\л Гемоглобин - 140 г\л
  Эритроциты - 4,25 х 1012\л Эритроциты - 5,0 х 1012\л
  Лейкоциты - 6,0 х 109\л Лейкоциты - 6,2 х 109\л
  базофилы - 1% базофилы - 0%
  зозинофилы - 4% зозинофилы - 3%
  нейрофилы: нейрофилы:
  миелоциты - 0% миелоциты - 0%
  метамиелоциты - 0% метамиелоциты - 0%
  палочкоядерные - 16% палочкоядерные 5%
  сегментоядерные - 58% сегментоядерные - 65%
  лимфоциты - 19% лимфоциты - 21%
  моноциты - 2% моноциты - 6%
  Тромбоциты - 270 х 109\л Тромбоциты - 300 х 109\л
  Гемограмма N 3 Гемограмма N 4
 
  Гемоглобин - 80 г\л Гемоглобин - 58 г\л
  Эритроциты - 2,8 х 1012/л Эритроциты - 3,2 х 1012/л
  Лейкоциты - 3,8 х 10 9 \л Лейкоциты - 33,0 х 10 9 \л
  базофилы - 0% базофилы - 0%
  эозинофилы - 0% зозинофилы - 0%
  нейтрофилы : нейрофилы :
  миелоциты -0% миелоциты - 6%
  метамиелоциты -0% метамиелоциты - 18%
  палочкоядерные-20% палочкоядерные - 23%
  сегментоядерные-25% сегментоядерные - 41%
  лимфоциты -50% лимфоциты - 10%
  моноциты -5% моноциты - 2%
  Тромбоциты -112 х 109\л Тромбоциты - 150 х 109\л
  Гемограмма N 5 Гемограмма N 6
 
  Гемоглобин - 135 г\л Гемоглобин - 130 г\л
  Эритроциты - 5,3 х 1012\л Эритроциты - 4,0 х 1012\л
  Лейкоциты - 11,2 х 109 \л Лейкоциты - 6,0 х 109\л
  базофилы - 0% базофилы - 5%
  зозинофилы - 15% зозинофилы - 1%
  нейрофилы : нейрофилы :
  миелоциты - 0% миелоциты - 0%
  метамиелоциты - 0% метамиелоциты - 0%
  палочкоядерные - 6% палочкоядерные - 16%
  сегментоядерные - 57% сегментоядерные - 57%
  лимфоциты - 19% лимфоциты - 19%
  моноциты - 3% моноциты - 2%
  Тромбоциты - 300 х 109\л Тромбоциты - 270 х 109\л
 
 
 
 23. Введение сыворотки опытного кролика, предварительно анемизированного кровопусканием, другому, интактному кролику, стимулирует у него эритропоэз. Что показывает этот опыт?
 24. Что такое эритропоэтин, где он вырабатывается, на что действует (точка приложения), что стимулирует его выработку?
 25. Нарисуйте схематично капилляр, укажите гидростатическое и онкотическое давление в артериальном и венозном его конце. Объясните роль онкотического давления в обмене воды между кровью и тканевой (межклеточной) жидкостью.
 26. У больных серповидноклеточной анемией эритроциты приобретают удлиненную форму в виде серпа. Способность присоединять кислород при этом существенно не нарушается. В таком случае, с чем связаны патологические явления при этом заболевании?
 27. После оперативного удаления большей части желудка через некоторое время в крови уменьшается количество гемоглобина и эритроцитов. Чем это обусловлено?
 28. При разведении крови в 200 раз в 5 больших квадратах сетки Горяева получено 450 эритроцитов. Сколько эритроцитов содержится в 1 мкл крови?
 29. При разведении крови в 20 раз 5% раствором уксусной кислоты в 400 малых квадратах сетки Горяева получено 45 лейкоцитов. Сколько лейкоцитов содержится в 1 мкл крови?
 30. Как и почему может измениться количество лейкоцитов после приема пищи, мышечной работы, при беременности, сильных эмоциях?
 31. Какие показатели не соответствуют норме в данных следующего анализа крови: эритроциты - 4,5 х 1012/л, гемоглобин - 140 г/л, лейкоциты - 12 х 109/л, СОЭ - 18 мм/час?
 32. Какие показатели изменены в данных следующего анализа крови: эритроциты - 2,5 х 1012/л, гемоглобин - 80 г/л, цветной показатель - 1,2, лейкоциты - 6,8 х 109/л, СОЭ - 12 мм/час?
 33. Анализ крови: лейкоциты - 6 х 109/л, палочкоядерные - 2%, сегментоядерные - 60%, эозинофилы - 2%, базофилы - 1%, лимфоциты - 30%, моноциты - 5%. Какие изменения крови Вы можете отметить?
 34. Как изменится онкотическое давление, если общее содержание белка в крови не меняется, но меняется соотношение альбуминов и глобулинов: альбуминов становится относительно меньше, а глобулинов - больше. Как при этом может измениться водный баланс между кровью и тканями?
 
 
 
 2. ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ
 1. Зарисовать кривую изменения электрического потенциала при действии на ткань раздражителя, равного 0,7 порогового значения.
 2. Зарисовать кривую изменения электрического потенциала при действии на ткань порогового раздражителя.
 3. Зарисовать кривую потенциала действия и его фазы.
 4. При каких значениях раздражителя наблюдается локальный ответ.
 5. Перечислить свойства местного, нераспространяющегося возбуждения.
 6. Перечислить свойства потенциала действия.
 7. Как изменится мембранный потенциал при действии подпорогового раздражителя?
 8. Как изменится мембранный потенциал при действии порогового раздражителя?
 9. Как изменится мембранный потенциал при действии сверхпорогового раздражителя?
 10. Произойдет ли изменение мембранного потенциала при действии раздражителя, составляющего 95% порогового?
 11. Что произойдет с мембранным потенциалом, если внутри аксона повысить концентрацию ионов калия?
 12. Что произойдет с мембранным потенциалом, если внутри аксона понизить концентрацию ионов калия
 13. У какой ткани, нервной или мышечной, возбудимость выше и почему?
 14. Что будет, если раздражать аксон кальмара, помещенный в изотонический раствор, но без ионов натрия?
 15. Что будет, если раздражать аксон кальмара, помещенный в дистиллированную воду?
 16. Нарисовать кривую изменения возбудимости в различные фазы потенциала действия.
 17. Что такое прямое и непрямое раздражение мышцы? Где раньше всего развивается утомление при длительном непрямом раздражении нервно-мышечного препарата?
 18. Зарисовать кривые одиночного мышечного сокращения и возбудимости.
 19. На икроножную мышцу лягушки действуют два следующие друг за другом раздражителя. Зарисовать кривую в случае, если второй раздражитель действует в период расслабления мышцы.
 20. На икроножную мышцу лягушки действуют два следующие друг за другом раздражителя. Зарисовать кривую, если второй раздражитель действует в период сокращения мышцы.
 21. Когда получают явления зубчатого тетануса? Зарисовать.
 22. Когда получают явления гладкого тетануса? Зарисовать.
 23. У какой ткани возбудимость выше: а) критический уровень деполяризации (КУД) = -60 мВ; б) КУД = -50 мВ, если мембранный потенциал у них равен -80 мВ?
 24. У какой ткани возбудимость ниже, если величина мембранного потенциала одинакова и равна -70 мВ, а критический уровень деполяризации равен - 40 мВ; -50 мВ?
 25. Охарактеризуйте особенности сокращения икроножной мышцы лягушки, ритмическими стимулами с частотой 1 Гц; 5 Гц; 50 Гц.
 26. Зарисовать виды тетанического сокращения.
 27. Рассчитать лабильность для нервных волокон группы А-альфа, если известно, что длительность потенциал действия = 0,5 мс.
 28. Рассчитать лабильность для нервных волокон группы С, если известно, что длительность потенциала действия = 2 мс.
 29. Рассчитать лабильность для нервных волокон группы В, если известно, что длительность потенциала действия = 1 мс.
 30. Критический уровень деполяризации для двух нервных волокон равен -50 мВ, а мембранный потенциал равен: а)-70 мВ, б)-80 мВ. Где возбудимость выше?
 31. Что возникает в том случае, если пороговый раздражитель действует в фазу: а) субнормальной возбудимости; б) супернормальной возбудимости.
 
 3. ФИЗИОЛОГИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ
 1. Подсчитайте частоту пульса в покое и после физической нагрузки (20 приседаний в среднем темпе). Определите продолжительность сердечного цикла в обоих случаях, объясните изменения после нагрузки.
 2. Объемная скорость кровотока составляет 100 мл/с, а диаметр сосуда равен 2,5 см. Рассчитайте линейную скорость кровотока. Кровотоку каких сосудов присуща такая скорость?
 3. Рассчитайте величину минутного объема кровообращения (МОК) при условии, что за 1 мин поглощено 700 мл кислорода; содержание кислорода в артериальной крови составляет 20 об%, а в венозной - 12 об%. Сравните полученные данные с величиной, принятой за норму.
 4. У здоровой взрослой женщины минутный объем кровообращения (МОК) составляет 4200 мл, частота сердечных сокращений (ЧСС) - 70 в минуту. Вычислите систолический объем (СО) сердца. Как полученная величина согласуется с принятой за норму?
 5. У больного определили гиперфункцию щитовидной железы. Как это отражается на деятельности сердца?
 6. Какие реакции со стороны сердца могут наблюдаться при надавливании и по прекращении надавливания на глазные яблоки? О чем это свидетельствует? Кто впервые описал эти реакции?
 7. Сердце теплокровного животного извлечено из организма. Какие условия необходимы для того, чтобы изолированное сердце теплокровного животного продолжало сокращаться? Почему изолированное сердце сокращается при создании необходимых для этого условий?
 8. Боксеру на ринге противник нанес удар в область солнечного сплетения. Какая реакция возникла у боксера (изменение частоты сердечных сокращений и артериального давления) и каков ее механизм?
 9. Во время систолы предсердий давление крови в них повышается. Объясните, почему кровь при этом не возвращается в крупные вены, впадающие в предсердия? Укажите величины давления крови в предсердиях в разные периоды сердечного цикла.
 10. Во время систолы желудочков давление в них повышается. Объясните, почему кровь при этом не возвращается в предсердия. Укажите величины давления крови в желудочках и предсердиях.
 11. Напишите уравнения, характеризующие основные принципы гемодинамики (уравнение Бернули, Хагена-Пуазейля и др.).
 12. Нарисуйте и объясните изменение кривой артериального давления при раздражении блуждающего, симпатического и депрессорного нервов, а также после введения адреналина и ацетилхолина.
 13. Зарисуйте график изменения давления в разных частях сосудистой системы.
 14. Изобразите графически изменение линейной скорости тока крови в разных частях сосудистой системы.
 15. В периоде напряжения желудочков во время их систолы выделяют фазу изометрического сокращения. Объясните, почему так называется эта фаза, охарактеризуйте величины давления крови в полостях правого и левого сердца, аорте и легочной артерии и состояние клапанного аппарата сердца в эту фазу.
 16. Из каких фаз состоит период изгнания крови из желудочков? Охарактеризуйте величины давления крови в правой и левой половинах сердца, аорте, легочной артерии в каждую из фаз и состояние клапанного аппарата сердца в это время.
 17. В организме человека уменьшилось в результате кровопотери количество циркулирующей крови. К каким изменениям это может привести?
 18. Зарисуйте функциональную систему, обеспечивающую оптимальный для метаболизма уровень кровяного давления. Какова динамика работы функциональной системы в случае повышения давления?
 19. Зарисуйте потенциал действия рабочего миокарда и клеток проводящей системы сердца. Проанализируйте эти графики.
 20. Чем объяснить способность сердца сокращаться самостоятельно (даже в случае извлечения из организма). Каковы функции проводящей системы сердца?
 21. Зарисуйте соотношение возбуждения, сокращения и возбудимости сердца в разные фазы сердечного цикла.
 22. Какие изменения возникнут в сердечно-сосудистой системе при повышении артериального давления в дуге аорты?
 23. Зарисуйте сфигмограмму. Объяснить происхождение зубцов.
 24. В эксперименте у животного удалена одна почка и сужен просвет артерии другой почки. Как изменится системное артериальное давление, почему?
 25. Перечислите все факторы, способствующие движению крови по венам.
 
 4. ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
 1. Какое свойство нервных центров лежит в основе возникновения возбуждения при раздражении подпороговыми раздражителями, действующими через короткие интервалы времени?
 2. Какое свойство нервных центров лежит в основе возникновения возбуждения при раздражении подпороговыми раздражителями, действующими одновременно по нескольким афферентным входам?
 3. Зарисовать схему рефлекторной дуги вегетативного рефлекса.
 4. Зарисовать схему рефлекторной дуги соматического рефлекса.
 5. Какое свойство нервных центров лежит в основе явления, возникающего при раздражении подпороговыми раздражителями, действующими одновременно, в пределах одного рецептивного поля?
 6. Изменится ли время ответной реакции с увеличением силы раздражителя?
 7. Перечислить компоненты рефлекторной дуги. В какой части рефлекторной дуги скорость проведения наименьшая?
 8. В какой части нейрона возникает потенциал действия?
 9. Какие явления развиваются на постсинаптической мембране при действии возбуждающих медиаторов?
 10. Какие явления развиваются на постсинаптической мембране при действии тормозных медиаторов?
 11. В каком нейроне генерируется импульс с большей частотой, если длительность следовой гиперполяризации длится: а) 50 мс; б) 100 мс.
 12. Какое свойство нервных центров лежит в основе увеличения числа возбужденных нейронов в ЦНС при усилении раздражения?
 13. Как называется свойство нервных центров, когда один мотонейрон получает импульсы от нескольких афферентных нейронов?
 14. Как называется явление, при котором возбуждение мотонейронов одной мышцы сопровождается торможением спинального центра мышцы антагониста?
 15. Какой вид торможения лежит в основе иннервации мышц-антагонистов?
 16. Какой вид торможения осуществляется с помощью тормозных вставочных клеток Реншоу?
 17. Какой постсинаптический потенциал развивается в результате открытия на постсинаптической мембране каналов для ионов натрия?
 18. Какой постсинаптический потенциал развивается в результате открытия на постсинаптической мембране каналов для ионов калия?
 19. Написать последовательность развития процессов передачи возбуждения в нервно-мышечном синапсе.
 20. Написать последовательность событий, ведущих к сокращению мышечного волокна.
 21. Как называется явление передачи возбуждения от одного афферентного нейрона на многие мотонейроны?
 22. Какие ионы выделяются из саркоплазматического ретикулума при возбуждении?
 23. Какие мотонейроны иннервируют интрафузальные мышечные волокна?
 24. Какие мотонейроны иннервируют экстрафузальные мышечные волокна?
 25. К чему приведет возбуждение альфа-мотонейронов?
 26. К чему приведет возбуждение гамма-мотонейронов?
 27. Где замыкаются дуги рефлексов: а) локтевого; б) коленного; в) ахиллова; г) мочеиспускательного ?
 28. Как изменится тонус мышц сгибателей и разгибателей передних и задних конечностей у кролика при подъеме головы вверх?
 29. Как изменится тонус мышц сгибателей и разгибателей передних и задних конечностей у кролика при опускании головы вниз?
 30. Какой отдел ЦНС является высшим вегетативным центром?
 31. При поражении какого отдела ЦНС развивается триада Лючиани?
 
 5. ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ
 1. Какие изменения и почему происходят при открытом пневмотораксе на стороне поражения?
 2. После произвольной задержки дыхания дыхание, независимо от воли обследуемого, автоматически возобновляется. Почему?
 3. Как узнать, дышал ли внезапно умерший ребёнок сразу после рождения или не дышал?
 4. В какую сторону смещается кривая диссоциации оксигемоглобина при интенсивной мышечной работе и почему?
 5. У человека, поднявшегося высоко в горы, резко ухудшилось самочувствие. Наблюдается сильная одышка, слабость, снижение ЧСС, артериального давления, цианоз. Объясните механизм возникновения подобного состояния.
 6. Хорошие пловцы перед тем, как нырнуть, в течение нескольких секунд глубоко и часто дышат. Для чего они так делают? Каков механизм в этом случае?
 7. У собаки произведена перерезка спинного мозга между шейным и грудным отделами. Какие изменения дыхания будут наблюдаться?
 8. У собаки произведена перерезка между продолговатым и спинным мозгом. Какие изменения дыхания будут наблюдаться?
 9. После выполнения работы на глубине моря (200 м), в связи с угрозой гипоксии, подъём водолаза был ускоренным. Какие явления могут развиться при этом в организме? Объясните механизмы их возникновения. Как их предупредить?
 10. Какие явления могут развиваться в организме человека при разгерметизации салона пассажирского самолёта на высоте 6000 м, где атмосферное давление 355 мм рт. ст. Объясните их механизм, обоснуйте расчётом.
 11. Регулярные дыхательные движения у новорождённого наступают сразу после рождения, иногда лишь после перевязки пуповины. Чем обусловлен первый вдох новорождённого? Какие факторы его вызывают?
 12. У двух собак перерезали и перекрестно соединили сонные артерии и, соответственно, яремные вены. Как будут дышать обе собаки, если у первой зажать трахею?
 13. Сурфактант и его функции.
 14. Зарисовать кривую диссоциации оксигемоглобина. Какие факторы сдвигают кривую диссоциации влево?
 15. Как и почему изменится дыхание после перерезки блуждающих нервов. Зарисовать.
 16. Дать понятие кислородной емкости крови.
 17. Какова величина ФОЕ (функциональная остаточная емкость), если ДО=0,5 л, РО выдоха=1,5 л, ОО=1 л, РО вдоха= 2,5 л.
 18. Перечислите недыхательные функции легких.
 19. Объем и значение "мертвого" пространства.
 20. Рассчитайте МОД, если ЧД=15 в 1 мин., ДО=500 мл, ЖЕЛ=4500 мл, РО выдоха=1,5 л, РО вдоха= 2,5 л, ОО= 1 л.
 21. Рассчитайте общую емкость легких (ОЕЛ), выбрав нужные показатели: ЧД=15 в 1 мин.; МОД=8 л; ДО=600 мл; МВЛ=150 л; РО выдоха=1,7 л; РО вдоха=2,8 л; объем "мертвого" пространства = 170 мл; ОО=1,2 л.
 22. В чем разница между физиологическим и анатомическим "мертвым" пространством?
 23. Какие из перечисленных ниже объемов нельзя измерить с помощью спирометра: ОЕЛ, ЖЕЛ, ДО, РО вдоха, ОО, РО выдоха, ФОЕ.
 24. Дать понятие функционального резерва дыхания.
 25. У пациента температура тела повысилась до 39 С. Изменится ли при этом сродство гемоглобина к кислороду?
 26. Как изменится сродство гемоглобина к кислороду при повышении в эритроцитах концентрации 2,3-ДФГ? Изобразите графически.
 27. В крови увеличились концентрация водородных ионов и РСО2 Как это повлияет на сродство гемоглобина к кислороду? Изобразите графически.
 28. Как изменится сродство гемоглобина к кислороду и диссоциация оксигемоглобина при сдвиге кривой диссоциации влево?
 29. Проведите сравнительную оценку сродства к кислороду гемоглобина плода (HbF) и гемоглобина взрослого человека (HbA). Физиологическое значение этого явления.
 30. В каких видах переносится кислород кровью?
 31. Дать определение понятия кислородная емкость крови. Рассчитайте КЕ, если содержание гемоглобина 150 г/л.
 32. Укажите виды и соединения гемоглобина.
 33. В каких видах переносится кровью углекислый газ?
 34. Перечислите дыхательные объемы и емкости. Зарисуйте спирограмму.
 
 6. ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ
 1. Пищеварительные и непищеварительные функции пищеварительной системы.
 2. Классификация типов пищеварения в зависимости от локализации гидролиза и происхождения гидролитических ферментов.
 3. Экспериментальные и клинические методы изучения пищеварения.
 4. Общие принципы регуляции деятельности пищеварительной системы. Роль рефлекторных, гуморальных и местных механизмов регуляции.
 5. Слюнные железы. Состав и физиологическая роль слюны. Механизмы слюнообразования и слюноотделения. Регуляция слюноотделения.
 6. Какие пищевые вещества подвергаются ферментативной обработке в полости рта, в желудке, в тонком кишечнике?
 7. Пищеварение в желудке. Состав и свойства желудочного сока.
 8. Методы и критерии оценки кислотнопродуцирующей функции желудка.
 9. Двухкомпонентная теория желудочной секреции Павлова-Холлендера. Назовите основные факторы агрессии и защиты, влияющие на стенку желудка.
 10. Какова роль соляной кислоты в пищеварении?
 11. Регуляция и фазы желудочной секреции.
 12. Состав и свойства панкреатического сока. Как происходит активация протеолитических ферментов поджелудочной железы?
 13. Нейрогуморальная регуляция панкреатической секреции.
 14. Будет или нет секреторная реакция изолированного по Гейденгайну желудочка в опыте с мнимым кормлением?
 15. Как изменится секреторная реакция изолированных желудочков по Павлову и Гейденгайну при поступлении пищи в желудок?
 16. Состав и значение желчи в пищеварении. Регуляция образования и выделения желчи.
 17. Роль печени в пищеварении. Взаимосвязь между функциональной деятельностью желудка, поджелудочной железы и печени.
 18. Пристеночное пищеварение. Роль гликокаликса в пристеночном пищеварении.
 19. Сопряженность процессов мембранного гидролиза и всасывания питательных веществ. Виды всасывания питательных веществ.
 20. Пищеварение в толстой кишке. Значение микрофлоры толстой кишки.
 21. Роль балластных веществ в пищеварении. Какой эффект на двигательную активность ЖКТ окажет пищевой рацион богатый клетчаткой?

<< Пред.           стр. 1 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу