Предисловие
Происходящая гуманитаризация большинства учебных дисциплин в технических университетах диктуется необходимостью приведения в соответствие получаемого в них образования университетскому уровню подготовки специалистов, однако эта тенденция не в полной мере находит отражение в преподавании физической культуры в университете. Характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения роли образовательной направленности.
Одним из шагов в этом направлении может служить изучение истории возникновения и развития взаимоотношений между физической культурой и религией.
В настоящее время весьма серьезной угрозой научного образования является заметный подрыв доверия к научному знанию, связанный с безудержной пропагандой религиозных представлений.
Приходится констатировать, что социально-экономические и политические преобразования, совершающиеся в нашей стране, вызвали смену ценностно-идеологического пространства, в котором проходят образовательные процессы. Произошел развал всей системы официальной идеологии, ее идеалов, приоритетов, способов распространения и защиты. В условиях обостряющегося кризиса идеологии религиозные деятели всячески пытаются облагородить роль церкви и религии в развитии физической культуры.
Растущая популярность физической культуры и спорта, приобщение к ним молодежи, а также огромный приток зрителей на различные спортивные состязания таят в себе немалые возможности воспитания не только физических, но и духовных способностей людей. Физическая культура и спорт обладают большой силой воздействия на человека. Благодаря занятиям физической культурой и спортом более осознанно утверждается материалистическое миропонимание, полнее раскрывается антинаучная сущность религиозных воззрений на человека как “раба божьего”, “неполноценное и слабое существо”. Физическая культура и спорт утверждают веру человека в счастье земного бытия.
Использование физической культуры и спорта как факторов, способствующих преодолению религиозных пережитков в сознании и поведении молодежи, не случайное явление, а вполне закономерное и обусловливается следующими положениями. Во-первых, физическая культура и спорт являются средствами физического воспитания, которое представляет собой важное условие гармоничного развития человека, во- вторых, наряду со своей ролью в физическом воспитании человека, физическая культура оказывает существенное влияние и на его духовный мир - мир эмоций, эстетических вкусов, этических и, наконец, общих мировоззренческих представлений. В то время, как религия настойчиво внушает такие “добродетели”, которые, по выражению К. Маркса, превозносят “трусость, презрение к самому себе, самоунижение, смирение, покорность, словом, все качества черни... ”, физическая культура и спорт воспитывают в человеке мужество, смелость, самообладание, волю к победе, чувство дружбы и товарищества, любовь к Родине, т. е. развивают те качества, которые его возвышают и делают личностью.
Современные религиозные деятели в условиях идеологического кризиса постоянно ищут новые, более эффективные методы приобщения людей к религии и усиления своего влияния на массы. Богословы всячески пытаются приумножить роль церкви и религии в развитии физической культуры, доказать, что христианская религия всегда была покровительницей гармонии физических и духовных сил человека. Для реализации своих замыслов церковники объявляют религию чуть ли не извечным покровителем физической культуры, физического воспитания, а себя - единственными борцами за физическое и духовное развитие человека.
Об истории спорта, так же как и об истории церкви, религии, написано немало книг. В то же время совершенно недостаточно освещено взаимодействие этих двух социальных явлений. В данной работе предпринята попытка рассмотреть проблему развития отношения церкви к спорту, а точнее, к физическим упражнениям и состязаниям на различных этапах истории человечества, так как общественные науки должны рассматривать каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории прошло, какие главные этапы в своем развитии это явление породило, и чем оно стало теперь.
Назад | Содержание | Вперед |