Введение
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по социальной работе предусмотрена учебная дисциплина «Занятость населения и её регулирование».
Цель данного курса - формирование у учащихся современного, систематизированного и целостного научного представления о социально-экономической сущности занятости населения, месте занятости в системе социальных и экономических категорий, современных подходах к её регулированию и решению проблем безработицы, а также о специфике этих процессов в России и её регионах. Студенты изучают социальные технологии регулирования рынка труда, получают практические навыки применения различных методов и технологий государственного регулирования процессов, происходящих в области занятости населения и рынка труда, и использования полученных знаний в профессиональной и научно-исследовательской деятельности.
Важнейшими отличительными чертами происходящих перемен в обществе являются качественные изменения в сфере труда, формирование рынка рабочей силы и связанные с этим процессом кардинальные сдвиги в системе отношений занятости, вызывающие многообразные экономические и социальные последствия (такие как безработица, необходимость социальной защиты занятости и обеспечения права на труд), что требует регулирования указанных процессов в целях предотвращения их стихийного характера и смягчения негативных социальных последствий.
Достижение поставленной учебной цели предполагает решение следующих задач:
• систематизировать имеющиеся у студентов знания и ознакомить их с новыми знаниями о занятости населения и её регулировании;
• сформировать представление о государственной службе занятости, её месте в системе социальных институтов общества, роли и значении в решении социальных проблем граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
• определить тенденции изменения характера и содержания социально-трудовых отношений в условиях становления рыночной экономики;
• получить представление о характерных региональных особенностях социально-трудовых отношений;
• уяснить понятия, общепринятые в мировой практике социологических исследований рынка труда;
• ознакомиться с социальной технологией регулирования рынка труда на макроуровне, с социальной технологией оперативного регулирования рынка труда и технологиями работы службы занятости;
• повысить уровень общей и экономической культуры студентов, усилить социальную ориентированность, сформировать у них глубокие профессиональные знания и навыки самостоятельной оценки и анализа явлений и процессов в сфере занятости населения, системного и адекватного современным условиям мышления.
Дисциплина «Занятость населения и её регулирование» должна изучаться в тесной взаимосвязи с экономическими дисциплинами, а также комплексом учебных дисциплин по теории и практике социальной работы. Данный курс предполагает изучение студентами наряду с рекомендуемыми учебными пособиями трудов российских и зарубежных экономистов и обществоведов, специальной социально-экономической литературы, ознакомление с новейшими исследованиями в данной области.
Отношения занятости, её регулирование играют ключевую роль в управлении обществом, являются важнейшим направлением социально-экономической политики. Именно этим предопределен круг включенных в пособие тем. Основной упор сделан на изучение вопросов формирования и реструктуризации занятости, становления, развития и функционирования рынка труда, его взаимодействия с другими элементами рыночного механизма. Особо выделена проблематика программ регулирования занятости в России и в Республике Бурятия, развития государственной службы занятости, поддержки безработных и содействия занятости социально слабо защищенных групп населения.
В результате изучения курса студенты должны ЗНАТЬ:
• сущность и специфику социально-экономических явлений и процессов, происходящих в сфере занятости;
• закономерности развития и функционирования рынка труда, содержание основных теоретических подходов к его оценке;
• методы регулирования занятости и рынка труда;
• содержание и виды политики занятости, способы социальной защиты занятости населения и права граждан на труд;
• проблемы и особенности формирования рынка труда в России;
• основные положения законодательства о занятости.
УМЕТЬ:
• квалифицированно оперировать основными понятиями дисциплины;
• анализировать и оценивать ситуацию в сфере занятости;
• рассчитывать основные показатели, характеризующие занятость и состояние рынка труда;
• делать прогнозные оценки состояния занятости;
• самостоятельно работать со специальной литературой, критически осмысливать получаемую информацию по проблемам занятости и рынка труда, выражать и обосновывать свою позицию по указанным вопросам;
• применять на практике полученные теоретические знания.
Решению поставленных задач, получению знаний и умений, соответствующих этому уровню, способствует выбор тем и логика их освещения в семи главах учебного пособия. В нем последовательно рассматриваются теоретико-методологические проблемы исследования рынка труда и занятости населения, формы, методы и технологии их регулирования, практика работы органов службы занятости, правовые, организационные и финансовые основы этой деятельности. В пособии уделено должное внимание рассмотрению региональных особенностей рынка труда и регулирования занятости населения. При этом использованы результаты авторских исследований, выполненных в Республике Бурятия.
Материалы книги иллюстрированы таблицами и схемами, способствующими их более полному усвоению.
Пособие содержит ряд приложений, являющихся реальными, действующими программными и распорядительными документами, регламентирующими деятельность органов исполнительной власти в сфере регулирования занятости населения.
Предлагаемое учебное пособие может быть полезно как преподавателям для подготовки лекции по учебной дисциплине, так и студентами при подготовке к семинарским и практическим занятиям, написании курсовых и дипломных работ.
Надеемся, что книга удовлетворит не только познавательный интерес читателей, но и даст информацию к размышлению о судьбах незанятых и возможностях их изменений.
Назад | Содержание | Вперед |