Социальная психология: предшествующие и сопутствующие влияния (вместо введения)

  Характеризуя развитие психологии как самостоятельной науки, Герман Эббингауз пришел к интересному выводу: “Психология имеет длинное прошлое, но краткую историю” (Эббингауз Г., 1998, с. 14). Это ставшее знаменитым заявление одного из основателей научной психологии в неменьшей степени справедливо и для социальной психологии.
  Действительно, любая наука, и социальная психология в том числе, имеет не только историю, но и предысторию. И порой очень древнюю. Что касается социальной психологии, то еще задолго до того, как она сформировалась в качестве самостоятельного раздела психологии, многие вопросы, входящие в ее сегодняшнюю проблематику, в том или ином виде ставились и обсуждались мыслителями далеких исторических эпох.
  Поэтому можно с уверенностью утверждать, что предыстория социальной психологии уходит корнями в социально-политические и социально-психологические воззрения античных европейских авторов. Так, уже древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н. э.) в работах “Законы” и “Государство” пытается решить проблему разумного, рационального устройства общества. Идеальное устройство общества, по мнению Платона, должно соответствовать совершенной структуре человеческой души. Подобно тому, как душа состоит из трех частей — управляющей (разумной), страстной (аффективной) и вожделеющей (сопряженной с плотскими желаниями и влечениями), правильно организованное человеческое общество, полагал Платон, также должно следовать этой идеальной троичной структуре души. Рациональной ее части соответствует социальный слой жрецов-философов, страстной — воинов-охранников, вожделеющей — работников (крестьян и ремесленников).
  Легко можно заметить, что античным философом помимо прочего в рамках проблемы идеального устройства общества ставится вопрос о социальных ролях. (О ролевых теориях и в целом о таком теоретическом направлении, как интеракционизм, речь пойдет во втором разделе книги.) Кроме того, Платоном, а также другим великим древнегреческим философом Аристотелем (384-322 гг. до н. э.) рассматривались вопросы, касающиеся сущности человеческой природы, убеждений, социальных знаний и феноменов социального поведения.
  Другой яркий пример постановки и решения социально-психологических вопросов в соответствии с духом своего времени и на уровне той эпохи можно обнаружить в творчестве Никколо Макиавелли (1469-1527), автора трактата “Государь”, жившего в период заката средневековья и начала европейского Возрождения. Достаточно привести лишь названия некоторых глав из его знаменитой книги: “О том, за что людей, в особенности государей, восхваляют или порицают”, “О жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь или страх”, “О щедрости и бережливости”, “О том, как государи должны держать слово”, “О том, каким образом избежать ненависти и презрения”, “Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали”, как сразу становится ясно, что мы имеем дело, говоря в современных понятиях, с первой попыткой создания теории социального менеджмента - той самой теории, которая сегодня является одним из разделов психологии управления, возникшей на базе социальной психологии.
  Это впечатление современности идей Макиавелли еще больше усилится, когда в том же его трактате мы обнаруживаем, опять-таки говоря современным языком, изложение принципов менеджмента персонала — еще одного раздела современной психологии управления. Эти принципы изложены, например, в главах “О советниках государя”, “Как избежать льстецов” и т. д. (Макиавелли Н., 1997).
  К числу работ, в которых ставятся проблемы государственного и общественного устройства, индивидуальных и коллективных (групповых) интересов, поведения индивидов и движущих ими сил, общественной структуры и законов, можно отнести “Левиафан” (1651) Томаса Гоббса, “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776) Адама Смита, “Введение в принципы морали и законодательства” (1789) Иеремии Бентама, “Основания новой науки об общей природе наций” (1725) Джамбаттиста Вико, “Общая идея революции в XIX веке” (1851) Пьера Жозефа Прудона, многие работы Карла Маркса и Фридриха Энгельса.
  Работы, которые здесь назывались, можно отнести к ранней, отдаленной предыстории социальной психологии. Немецкие авторы Ганс Гибш и Манфред Форверг полагают, что непосредственной предысто-рией социальной психологии стали три направления, сложившиеся в рамках психологических исследований XIX века и составившие как бы три этапа в подходе к формированию социальной психологии — психология народов, психология масс и теория инстинктов поведения (Гибш Г., Форверг М., 1972). Относительно первого направления можно сказать, что тогда, в XIX веке, оно не получило развития. Но уже в XX веке, когда оформилась социальная психология, многие идеи психологии народов начали активно разрабатываться в рамках кросс-культурной психологии, одного из наиболее молодых разделов современной социальной психологии. Основы инстинктивизма как научного направления были заложены в трудах Чарльза Дарвина и в его эволюционной теории. На рубеже XIX-ХХ веков теорию инстинктов социального поведения развивали Уильям Джеймс и Уильям МакДуголл. Их идеи оказали большое влияние на бихевиоризм и необихевиоризм — одно из самых значимых течений социальной психологии ХХ века. Повлияли они также на Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца, теории которых активно используются современными социальными психологами (Фромм Э., 1998). Кроме того, теория инстинктов вошла сегодня в область исследований общей психологии. Таким образом, непосредственной предтечей социальной психологии послужила психология масс.
  Ее начало положила вышедшая в 1890 году книга французского социолога Габриэля Тарда “Законы подражания” (СПб., 1892/1997). Последующие работы Г. Тарда также были посвящены проблемам психологии масс (Тард Г. Социальная логика. СПб., 1901; Тард Г. Общественное мнение и толпа. СПб., 1903/1998; Тард Г. Социальные законы. СПб., 1906).
  Но наибольший всплеск общественного интереса к психологии масс вызвала работа другого французского ученого — психолога и антро-полога Густава Лебона “Психология народов и масс” (СПб., 1896/1995), опубликованная в 1895 году, т. е. спустя пять лет после выхода книги Г. Тарда. Благодаря исключительной популярности данного сочинения Г. Лебона (а пик его приходится на 20-е годы нашего столетия), само название “психология масс” стали связывать почти исключительно и только с именем Лебона. (На русском языке выходили еще две его работы, где также анализируется психология масс: “Психология революции” (СПб., 1895), “Психология социализма” (СПб., 1908/1995).
  Разумеется, Г. Тард и Г. Лебон внесли наибольший вклад в исследование и создание психологии масс, но было бы несправедливо только им одним приписывать заслугу создания и развития этого направления в психологии. Внимание научной, и не только, общественности к массам, толпам, к психике массы привлекали также работы Ч. Ломброзо, С. Сигеле, У. МакДуголла. Значительный вклад в развитие психо-логии масс внес и Зигмунд Фрейд, чья работа “Психология масс и анализ человеческого Я” вышла в 1921 году. Основная заслуга З. Фрейда в разработке проблем психологии масс состоит в том, что он не только констатирует и описывает те или иные феномены массовой психики, но и, пожалуй, одним из первых дает психологическое объяснение причин этих феноменов, вскрывает их психологическую подоплеку. Фрейд исходит из того, что мало указать на какое-то проявление массовой психики, необходимо также проанализировать и понять психические механизмы, лежащие в его основе, необходимо дать им объяснение. Фрейд делает это с позиций созданной им психоаналитической теории. По этому же пути психологического анализа и объясне-ния психологии масс пошли Вильгельм Райх и Эрих Фромм. Это и понятно, ведь оба названных психолога начинали свою научную теоретическую деятельность как ученики и последователи Фрейда, как приверженцы психоанализа. В 30-х годах ХХ века вышла книга В. Райха “Психология масс и фашизм” (Пер. на рус. яз. СПб., 1997), а в 1941 году опубликована книга Э. Фромма “Бегство от свободы” (Пер. на рус. яз. М., 1990). Но отметим, что и в других своих работах Райх и Фромм неоднократно обращаются к проблемам психологии масс. Среди работ Райха в этой связи стоит упомянуть опубликованные на русском языке книги “Сексуальная революция” (СПб.; М., 1997) и “Функция оргазма” (СПб.; М., 1997). Что касается Э. Фромма, то почти во всех своих книгах (на русском языке сегодня вышли практически все его работы), он, так или иначе. затрагивает тему массовых психических явлений. Вот лишь некоторые из книг: “Душа человека”, “Революция надежды”, “Психоанализ и религия”, “К здоровому обществу”, “Анатомия человеческой деструктивности”.
  Из смежных социальной психологии областей знания, а наиболее близка ей социология, укажем на работы Макса Хоркхаймера, Теодора Адорно, Юргена Хабермаса, Герберта Маркузе, Герберта Блуммера. И, наконец, стоит упомянуть еще одно имя — Элиас Канетти, чья работа “Масса и власть” (Канетти Э., 1997) хотя и не относится к разряду психологических произведений, являясь, скорее, описанием феноменологии массы, многое дает для понимания массовой психологии.

Назад Содержание Вперед