ВВЕДЕНИЕ

  Природные ресурсы играют ведущую роль в социально-экономическом развитии России на современном этапе. Их добыча обеспечивает более 50 процентов валового внутреннего продукта государства. Около 70 процентов валютных поступлений федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации прямо или косвенно связаны с эксплуатацией природно-ресурсного потенциала страны.
  Ведущее место в структуре природных ресурсов России по экономической значимости принадлежит минерально-сырьевым ресурсам. Наша страна занимает одно из ведущих место по запасам нефти, природного газа, угля, золота, никеля, других полезных ископаемых. При этом пока остаются крайне слабо изученными и освоенными континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, несомненно обладающие колоссальным ресурсным потенциалом. Совокупная стоимость всех видов полезных ископаемых России только по разведанным месторождениям превышает 28 триллионов долларов США.
  Развитие в России рыночных отношений, появление частной собственности нисколько не умаляет роли государства в регулировании отношений по использованию природных ресурсов. Опыт развитых стран Запада свидетельствует о том, что государственное регулирование ресурсопользования необходимо для обеспечения интересов не только отдельных хозяйствующих субъектов, но всего общества. Дополнительные весомые доводы в пользу этого прозвучали в 1992 г. на Международной Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Международным сообществом было признано, что вопросы устойчивого, рационального и безопасного использования природных ресурсов не могут быть решены не только отдельными предприятиями - ресурсопользователями, но и государствами и поэтому требуют объединения усилий всех стран.
  Решение насущных российских социально-экономических проблем, с одной стороны, и обеспечение требований устойчивого развития общества возможно только на путях детальной нормативно-правовой регламентации отношений, возникающих в процессе использования природных ресурсов.
  К рубежу тысячелетий в России накоплено большое количество законов, подзаконных нормативных актов, регулирующих отношения ресурсопользования. Совокупность норм, составляющих природоресурсное право, требует системного подхода к его изучению. Между тем, несмотря на очевидную значимость и сложность правового регулирования отношенийпо использованию природных ресурсов, внимания со стороны правоведов его проблемам уделяется недостаточно. Значимость охраны окружающей природной среды ( и природных ресурсов, в том числе) несомненна. Вероятно поэтому большинство исследователей акцентируют свое внимание на вопросах охраны природы, а не правового регулирования ресурсопользования.
  Ослабленное внимание ученых-юристов к вопросам правового регулирования использования природных ресурсов и потребности практики зачастую приводят к тому, что заставляют заниматься этими проблемами специалистов иных наук: геологов, экономистов. Известны работы по горному праву А. И. Перчика, М. Е. Певзнера, Г. Ю. Боярко. Между тем, именно тщательно выверенное правовое регулирование отношений по рациональному и безопасному использованию природных ресурсов служит залогом минимизации вредного воздействия их добычи ( и иного использования) на природную среду, повышения эффективности общественного производства.
  Предлагаемая читателю книга является продолжениям проводимой автором работы по изучению особенностей правового регулирования отношений ресурсопользования. Предпринимается попытка выявления не только системности, но и специфики, особенностей правового опосредования общественных отношений, составляющих предмет природоресурсного права, и норм, их регулирующих. Если первая книга (Природоресурсное право. Основные положения. - Томск, 2000) была посвящена общим вопросам, - предмету, методу, принципам и иным базисным понятиям и правовым явлениям отрасли природоресурсного права, то в настоящей работе акцент делается на особенностях нормативного регулирования отношений по использованию отдельных видов природных ресурсов.
  В основу положен пообъектный ( поресурсный) принцип. Каждый природный ресурс обладает своими специфическими физико-химическими и иными объективными свойствами и параметрами, играет особую роль в жизни общества, имеет характерные только для него связи с другими природными ресурсами. Следовательно, и регулирование отношений по его использованию должно учитывать эти особенности.
  Значительное место посвящено в книге горному праву. Это вполне объяснимо, поскольку полезные ископаемые имеют, пожалуй, наибольшую ( хотя бы с экономической точки зрения) значимость для общества. Подтверждением этого является повышенное внимание законодателя и иных нормотворческих органов к регулированию горных отношений. Только за последние несколько лет было принято не менее 200 законов и подзаконных нормативных актов в этой области. В рамках горного права рассмотрены особенности использования неживых природных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, международного района морского дна. Предпринята попытка выявить специфику правового регулирования использования таких полезных ископаемых, как нефть и газ, уголь, драгоценные металлы и драгоценные камни, природные лечебные ресурсы.
  За время, прошедшее после вступления в законную силу Водного и Лесного кодексов Российской Федерации, в их развитие было принято немало подзаконных нормативных актов - как на уровне Президента и Правительства России, так и специально уполномоченных государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов. Их анализ позволил достаточно подробно охарактеризовать такие институты природоресурсного права, как водное право и лесное право.
  При рассмотрении вопросов правового регулирования отношений по использованию объектов животного мира (фаунистическое право) принимался во внимание весь комплекс нормативных актов, опосредующих использование объектов животного мира не только на сухопутной территории России, но и водных биологических ресурсов в пределах внутренних морских вод и территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.
  Общественные отношения, возникающие в ходе использования природных ресурсов, многогранны и регулируются нормами не только природоресурсного, но и смежных отраслей российского права - гражданского, финансового, административного, экологического. Поэтому при анализе ряда отношений автор полагал целесообразным выйти за пределы предмета природоресурсного права с тем, чтобы у читателя сложилась более полная картина специфики правового регулирования ресурсопользования.
  Значительное количество нормативного материала, использованного при написании книги позволяет надеяться, что она сможет оказаться полезной не только в учебном и научном процессе, но и для практических работников, решающих многообразные вопросы, связанные с использованием природных ресурсов, с лицензированием ресурсопользования и определением платы за природные ресурсы, привлечением к ответственности нарушителей правил использования природных ресурсов.

Назад Содержание Вперед