Введение

  Рождение ребенка, его социально-нравственное развитие и приобщение к общественно полезной деятельности всегда являлись насущными заботами семьи, общества и государства, от эффективного решения этих задач во многом зависит как семейное, так общественное и государственное благополучие.
  Развитие детей в любви и обеспеченности, получение ими гарантированного образования и необходимой правовой защиты свидетельствуют о нравственном здоровье общества и социально-правовой направленности государственной политики.
  В заботе о подрастающем поколении содержится социальный прагматизм: общество и государство вправе ожидать от молодежи ответной заботы о родителях; защиту отечества в случае необходимости; добросовестной трудовой деятельности; законопослушного и социально одобряемого поведения, присущего воспитанным и образованным личностям, что определяет социальную стабильность и прочные государственные устои любого общества и политического строя.
  «От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа»,- говорил английский просветитель 17 в. Джон Локк, его в своих концепциях поддерживал французский философ 18 в. Клод Адриан Гельвеций: «Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы».
  Защита детей, их воспитание составляют важнейшую функцию государственной деятельности, основанной на эффективном правовом регулировании данной области общественных отношений.
  В Российской Федерации по печально сложившейся традиции наблюдается хронический дефицит финансовых средств - денег не хватает на пенсии старикам, на образование детей, на создание ювенальных судов и т.д.
  Экономическая ситуация в стране характеризуется нестабильностью, наличием значительных слоев населения, живущих за чертой бедности, огромным разрывом между самыми бедными и самыми богатыми, безработицей, особенно в сельской местности и маленьких городах, где нет промышленных предприятий. Именно о такой социально-экономической ситуации сказал древний китайский философ Сюнь-цзы: «.без зажиточной жизни в народе не воспитаешь добрых качеств.».
  Несмотря на существующие проблемы невозможно откладывать на потом решение вопросов защиты детства и семьи, организацию достойного образования и воспитания - эти направления в государственной социальной политике должны стать по-настоящему приоритетными без декларативной демагогии. Следование рассуждениям о том, что нужно сначала поднять экономику, а затем переходить к вышеуказанным задачам заведет наше государство в тупик с непредсказуемыми последствиями.
  Определенные шаги по защите прав ребенка в Российской Федерации уже сделаны - это ратификация в 1990 г. Конвенции ООН по правам ребенка, принятие Федеральных законов от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ряда других нормативно-правовых актов.
  Процесс формирования эффективной ювенальной государственной политики зависит от многих факторов: качественного ювенального законодательства; четких юридических механизмов отправления ювенального правосудия; профессиональных специалистов в области ювенального права и ювенальной юстиции; финансового обеспечения ювенальной политики; ориентирования на международные стандарты в сфере защиты детства и семьи и др.
  Перечисленные направления могут быть успешнее реализованы в рамках создаваемых юридических отраслей ювенального права и ювенальной юстиции, придания им статуса научных отраслей и учебных дисциплин.
  Особенностями изучения учебной дисциплины «ювенальное право» являются: 1.обширность правовой базы;
  2. затруднения в отграничении ювенальных норм от общих норм в различных отраслях отечественного права;
  3. отсутствие кодифицированного правового источника ювенальных норм;
  4. недостаточная определенность во взглядах на объект и предмет науки и юридической отрасли ювенального права;
  5. совмещение в рамках одной учебной дисциплины ювенального права и ювенальной юстиции;
  6. малый объем трудоемкости дисциплины (72 часа).
  Наиболее важным в изучении ювенального права представляется понимание необходимости повышенной правовой защиты детей на основе научных знаний, обосновывающих принципы и методы данной деятельности, и обязательного участия в ней квалифицированных специалистов.
  Международные стандарты в области защиты прав детей базируются на принципах, составляющих общечеловеческие ценности - гуманизм, законность, демократизм и др. Принцип равенства всех перед законом, являющийся основополагающим в правовом государстве, по отношению к детям должен применяться только тогда, когда в законах учтены особенности несовершеннолетнего возраста и необходимость повышенной правовой защиты ребенка.
  Важным элементом в организации правовой защиты ребенка является правовое образование и воспитание граждан, начинать которое следует с раннего детства в целях реального построения правового государства, где человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека, в соответствии с Конституцией РФ является обязанностью государства
  Для будущих учителей права, юридических, педагогических, социальных работников, сотрудников, осуществляющих правоприменительную деятельность по отношению к несовершеннолетним, знание нормативно-правовой базы в сфере защиты прав, свобод и законных интересов ребенка составляет главную цель обучения ювенальному праву.
  Несомненный интерес для студентов представляет учебник «Ювенальное право», подготовленный Воронежским институтом МВД России в 2004 г. под общей редакцией В.Д. Малкова и А.В. Заряева, в учебнике впервые в отечественной литературе рассмотрены содержание и проблемы новой законодательной отрасли и учтены исследования ученых-правоведов, посвятивших свои труды правовой защите детства.

Назад Содержание Вперед