ПРЕДИСЛОВИЕ
Курс по этнической демографии вплоть до 1991 г. не стоял в вузовских программах ни в России, ни в республиках бывшего СССР. Причин игнорирования столь интересного и очень важного в условиях многонационального государства курса было, по-видимому, две. Первая из них — молодой возраст самой научной дисциплины, сравнительно недавно возникшей на стыке этнологии и демографии и не завоевавшей еще достаточного авторитета, чтобы стать вузовским курсом. Вторая и, может быть, более существенная причина невыхода на вузовскую арену этнической демографии состояла в том, что демографические показатели по некоторым странам очень уж не вписывались в тот пропагандистский флер, который нам навязывался со страниц газет, журналов, а также другими средствами массовой информации. К примеру, у студентов мог бы возникнуть вопрос почему так много людей покидают социалистические Вьетнам и Кубу. Почему страны социалистической ориентации Африки имеют более плохие демографические показатели, чем страны, не придерживающиеся этой ориентации? Почему по такому наиболее отражающему качество жизни демографическому показателю, как младенческая смертность, социалистические страны Европы так сильно уступали капиталистическим государствам?Фрагменты курса по этнической демографии под разными названиями и ранее читались нами, авторами данной книги, в московских вузах. При сопоставлении программ своих курсов мы обратили внимание на то, что оба курса не только во многом сходны, но и кое в чем хорошо дополняют друг друга. В результате возникла идея создать учебник, который бы объединил лучшие из двух прежде читавшихся курсов (один из них назывался "Основы этнодемографии", другой - "Проблемы современной этнической ситуации").
На предмет этнической демографии существует два заметно отличающихся взгляда. По одному из них, основной задачей этнической демографии является изучение методами демографии особенностей воспроизводства этносов. Согласно другой точке зрения, рамки этнической демографии значительно шире, и, помимо исследования особенностей воспроизводства этносов, эта дисциплина занимается также разработкой методов определения численности этносов, анализом этнической структуры населения различных стран в ее статике и динамике, выявлением относительной роли в динамике этнической структуры разных факторов (демографических, миграционных и этнических процессов) и другими проблемами, возникающими на пересечении этнологии и демографии. Авторы подготовленного учебника придерживаются этой второй "широкой" точки зрения на предмет этнической демографии.
Поскольку курс предполагается читать в первую очередь на исторических факультетах вузов, студенты которых никогда до этого не соприкасались с демографией, первые две его главы посвящены ознакомлению с элементами общей демографии.
Как любая работа по этнодемографии, курс содержит большое число этнонимов и цифрового материала. В книге упомянуты практически все живущие на Земле народы численностью свыше 1 млн человек и сравнительно небольшое число менее крупных этносов. При определении численности народов за основу взяты подсчеты известного этнодемо- графа С.И. Брука, опубликованные им в историко-этнографическом справочнике "Народы мира", некоторые другие материалы, а частично и личные расчеты авторов. Весь цифровой материал экстраполирован авторами на 1993 г.
Естественно, что далеко не весь содержащийся в курсе фактический материал должен быть в обязательном порядке сообщен преподавателем студентам и усвоен ими. Хороший лектор всегда найдет правильную "дозировку" сообщаемых студентам фактов и цифр, а студенты запомнят большее или меньшее число их в зависимости от своих способностей.
Хотя курс прежде всего предназначен для студентов исторических факультетов университетов и пединститутов, он может быть с равным успехом поставлен на географических и экономических факультетах, в дипломатических учебных заведениях. Опубликованная книга, вероятно, будет также полезна для учителей географии и истории, лекторов, журналистов-международников и широкого круга читателей, интересующихся этнополитическими и национальными проблемами.
Главы 1-7 написаны О.Е. Казьминой, 8, 11-15 - П.И. Пучковым, 9 и 10 - совместно.
О.Е. Казьмина, П.И. Пучков
Назад | Содержание | Вперед |