ПРЕДИСЛОВИЕ

  Тысячелетний путь России складывается из столетий, каждое из которых характеризуется своей спецификой, зависящей от завоеваний обширных территорий и нашествий чужих народов, смут и восстаний, периодов экономического роста и застоя, реформ и контрреформ. Среди этих столетий особо выделяется ХХ век, как никакой другой отрезок истории нашего Отечества, насыщенный политическими, экономическими и культурными событиями, вместивший в себя революции, разные типы политического устройства (от абсолютной монархии до президентской республики), две мировые горячие войны и одну холодную войну, экономические подъемы и разрухи, победы и поражения.
  Излагать материал по истории России, Советского Союза и постсоветской России весьма сложно в силу существования в исторической науке различных подходов к историческому процессу в нашей стране, обусловленных многообразием идеологических течений в общественной мысли и наличием различных политических сил, преследующих свои собственные цели.
  Во всяком случае несомненно то, что Россия заплатила неимоверно высокую цену за достигнутый ею исторический прогресс в ХХ столетии, когда она создала новый тип цивилизации - советскую цивилизацию. Именно достоинства этой цивилизации привлекали внимание богатого Запада, который стремится использовать у себя ее многие достижения, особенно прочные социальные гарантии, в том числе на труд и обеспеченную старость. Понятно, что для советской цивилизации в силу объективных и субъективных причин присущи и негативные черты, что отражает неспособность правящей элиты разрешить накопившиеся противоречия общества. Авторы на основе ключевого понятия теории систем «планировщика», геополитического подхода к развитию стран мира и учета особенностей российской цивилизации дают оригинальное толкование истории нашего отечества.
  Данное учебное пособие является продолжением изданного И.В. Лысак курса «История России с древнейших времен до конца XIX века». Поскольку XX век является самым сложным и противоречивым в истории человечества, постольку многие явления истории носят многозначный характер. Поэтому ряд положений данной работы носит дискуссионный характер, что делает учебное пособие, как нам представляется, интересным.
  В данном учебном пособии В.С. Поликарповым написаны темы 1, 2, 3, 8, 10; И.В. Лысак - темы 4, 5, 6, 7, 9.

Назад Содержание Вперед