ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее учебное пособие «История России с древнейших времен до 1917 г.» подготовлено коллективом ученых кафедры отечественной истории и культуры Ивановского государственного энергетического университета. Прежде, чем охарактеризовать его структуру и познакомить читателей с особенностями данной книги, необходимо ответить на некоторые принципиальные вопросы, связанные с изучением истории в техническом вузе.
Зачем изучать историю будущим инженерам, программистам, экономистам, менеджерам?
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние полтора десятилетия, обострили наше восприятие Родины. В переходный период, который переживает наше общество, с особой актуальностью звучат вопросы: кто мы? откуда вышли и куда идем? Поиски ответов на эти вопросы неизбежно приводят нас к обращению к нашей истории. Что мы получили от предыдущих поколений, какое наследство и приоритеты развития? Человеку, лишенному с рождения родительской опеки, не имеющему своих корней, труднее найти себя, свое место в жизни. Незнание прошлого, уничтожение исторической памяти грозит потерей всех традиций народов нашей Родины и может привести к катастрофическим последствиям, потере своего лица, национальной самобытности. Без гражданина - патриота, знающего и понимающего прошлое и настоящее своего Отечества, нет будущего у страны. Академик Д.С. Лихачев справедливо отмечал: «В каждую эпоху есть свои ценности. Приобретение новых ценностей связано с некоторой утратой старых - это трагично, но это неизбежно. Уважать лучшее из прошедшего означает свести утраты к минимуму».
Человек представляет собой историческое существо: во-первых, он изменяется, развивается с ходом времени, является продуктом этого развития, то есть, он сам непосредственно включен в исторический процесс, во-вторых, каждый человек сознательно или невольно воздействует на его ход. То, что творцами истории являются великие люди и выдающиеся личности - глубокое заблуждение, особенно опасное в современной ситуации, когда в нашей стране идет процесс формирования демократического общества.
Для того, чтобы осознавать происходящие в селе, городе, стране, мире события, необходимо понимать их причины и последствия. Изучая историю собственной страны, любой человек «прозревает», становится мудрее, приобщается к победам и поражениям своего народа а, следовательно, приобретает социальный опыт, который так необходим молодым людям в познании современного мира.
Университет готовит не просто кадры технических специалистов, но формирует интеллектуальную, духовную элиту страны. Для решения этой задачи недостаточно блестящего знания математики, физики, специальных технических дисциплин. Сложнейшие проблемы современного производства, бизнеса, руководства людьми требуют эрудиции, «широты взгляда» на окружающий мир. Не зная исторических корней, традиций своей страны, нельзя способствовать ее развитию, процветанию. При этом, правда, всегда следует помнить один из исторических афоризмов замечательного русского историка В.О. Ключевского: «История не учительница, а надзирательница, magistra vitae: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».
Будущее страны в руках подрастающих поколений. Поэтому составной частью гуманитарной подготовки студентов всех высших учебных заведений является изучение истории России. Данный учебный предмет не ставит задачу повторения курса истории, пройденного в школе. Его цель - помочь учащимся выявить основные особенности развития России в мировом историческом процессе. Не случайно в предлагаемом учебном пособии рассказу о каждом периоде нашей истории предшествует параграф об основных событиях и явлениях прошлого других стран и народов.
Важной задачей учебного курса также является формирование у студентов многомерного видения истории. Общеизвестно, что само понятие «история» неоднозначно. Под этим термином понимается с одной стороны, рассказ о событиях, происходивших в далеком или близком прошлом; с другой стороны, историей мы называем науку, которая не просто воспроизводит факты и события былого, но и пытается их объяснить, выявить причинно-следственные связи, закономерности общественного развития. В науке существуют многообразные подходы к изучению и объяснению исторических фактов и событий, что обусловливает наличие разных точек зрения по одной проблеме. Поэтому в данном учебном пособии Вы не найдете однозначных оценок многих явлений и периодов российской истории. Это должно способствовать формированию у студентов творческого отношения к историческому прошлому, выработке собственной позиции по вопросам развития своей страны.
Учебное пособие охватывает период с древнейших времен, то есть с момента появления в Европе славянских племен до революции 1917 г., когда в нашей стране произошли изменения, перевернувшие не только жизнь России, но и всего мира. Надеемся, что история советского и постсоветского периода станет предметом второй части учебного пособия, которое будет подготовлено в ближайшее время.
Книга, которую Вы держите в руках, представляет собой курс лекций. Не следует рассматривать данное пособие как полное, законченное изложение курса российской истории. Авторы не ставили такой задачи, зная об огромном потоке учебных пособий по истории России, которые выходят сегодня в центральных издательствах. Данная книга отражает концепцию преподавания курса истории в ИГЭУ и должна помочь студентам в освоении учебного предмета. Издание снабжено приложениями, которые содержат словарь терминов, перечень основных исторических дат, подборку карт, творческие работы студентов, а также списки справочной и учебной литературы по курсу.
Назад | Содержание | Вперед |