Предисловие

  Учительская профессия - одна из самых древних в мире, она массовая и уникальная. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля учитель - это наставник, преподаватель. Наставник наставляет, как надо жить, как себя вести... Преподаватель передает знания, опыт, накопленные человечеством. Эти две функции педагога остаются во все времена, с появлением нового содержания меняются только задачи, методы, формы работы педагога.
  Люди, избравшие своей профессией педагогическую деятельность, должны понимать смысл общих целей образования, это важно для образования будущего педагога, для осмысления им цели профессиональной деятельности. Педагог любого уровня образовательной системы - это представитель наиболее значительной части интеллигенции и от него зависит становление будущих поколений, судьба культуры и образования. Педагогическая деятельность является предпосылкой и условием развития общества. Истинные педагоги всегда стремились транслировать накопленные человечеством знания и опыт, развивать творческий потенциал личности своих учеников, их способности. И если такое отношение к детям не является сутью педагогической работы, если нет понимания ценности детской личности, то не может быть и речи о гуманной педагогике, о личностно ориентированной модели обучения. Учитель - носитель духовных ценностей, эталон для подражания, поэтому его профессиональное становление тесно связано с его нравственным становлением.
  Образованность, профессионализм, нравственная направленность личности педагога - основа для определения сущности педагога. Человек, вставший за учительский стол, ответственен за судьбу своих учеников, общества и государства.
  Курс педагогики занимает ведущее место в системе профессиональной подготовки педагогических кадров для образовательной системы Российской Федерации. Именно педагогика должна способствовать формированию активной творческой личности будущего педагога. Педагогика призвана формировать мыслящего педагога, способного помочь детям в реализации их возможностей и способностей, педагога, обладающего теоретическими знаниями и практическими умениями. Именно педагогика определяет средства, методы и приемы, позволяющие сделать ребенка счастливым, указать ему путь, как найти себя. Эти важные задачи могут быть успешно решены только в том случае, если содержание предмета помогает формировать будущего специалиста, совершенствовать его профессиональные умения и навыки.
  Содержание курса дает возможность будущим специалистам изучить:
  - основные положения ученых, педагогов, психологов по проблемам воспитания и развития детей;
  - закономерности и принципы педагогического процесса;
  - цели, задачи, содержание, формы, методы и средства учебновоспитательного процесса;
  - инновационные технологии в образовательном процессе;
  - особенности педагогической деятельности.
  Педагогика - это наука, формирующая личность, она противоречива и диалектична, потому что даже среди известных мыслителей и философов нет единого мнения в оценке подходов к воспитанию и обучению. Огромен воспитательный потенциал педагогики, так как она выступает в роли средства формирования и совершенствования личности будущего педагога, т.е. способствует развитию аналитических, коммуникативных, проектировочных и других педагогических способностей и умений, в частности организационных, креативных, дидактических.
  Прикладное значение педагогики состоит в том, что она дает возможность будущим педагогам формировать навыки взаимодействия с другими людьми - коллегами, родителями детей, друзьями, а в будущем и со своими собственными детьми. В процессе обучения будущие педагоги овладевают навыками работы с различной дополнительной литературой, энциклопедиями, словарями, приобретают навыки и умение оформлять доклады и рефераты.
  Педагогика формирует умение анализировать педагогические факты, обобщать, сопоставлять, развивать творческое мышление, применять теоретические знания на практике. Этому способствует и настоящее учебное пособие, в котором вы найдете краткое изложение курса педагогики по разделам «Общие основы», «Дидактика», «Теория воспитания», «Школоведение».

Назад Содержание Вперед