ВВЕДЕНИЕ

  Десятилетие, последовавшее за окончанием «холодной войны» было периодом известного снижения роли идеологий как мотивационной основы политики. На рубеже 80-х и 90-х годов, как и в 1960-е годы, высказывались поспешные суждения об исчерпании идеологиями своих функций, их исчезновении из мировой политики и международных отношений.
  События начала ХХI века дают основания утверждать, что неопределенность в идеологической сфере, наступившая в результате завершения биполярной конфронтации, сменяется ростом влияния идеологических систем, новой идеологизацией, которая становится важным фактором формирования полицентрического миропорядка. Доказательством тому служат следующие реалии.
  Большинство идей, рожденных в предыдущие столетия, не утратили своего научного и идеологического значения, хотя и могут рассматриваться как этапы в становлении мировоззренческих систем, формы, в которые облекалась философская и политологическая мысль, претендовавшая на объяснение и преобразование мира в сравнительно недалеком прошлом. Идеологические процессы инерционны, и их продолжительность измеряется активной общественной деятельностью целых поколений.
  Глобальным экономическим, социокультурным и национально-этническим сдвигам, сопровождающим переход к постиндустриализму, сопутствуют идейные и идейно-политические трансформации, изменения в содержании наиболее влиятельных идеологий, функционально задействованных в политических системах государств, в международной политике и транснациональных политических процессах.
  Противоречия глобализации дали мощный импульс кристаллизации и усилению влияния ряда идейно-политических течений, еще недавно пользовавшихся ограниченной поддержкой социума (экологизм, феминизм, коммунитаризм), и стимулировали появление антиглобализма - идейно-политического течения, синтезировавшего демократические, левые и альтернативистские идеи.
  Обозначилось намерение политического класса стран Запада и прежде всего США выдавать либерально-консервативные идеи за концептуальную основу универсальных моделей организации социального устройства отдельных государств и мирового сообщества в целом; в то же время все более широкое распространение получают антиамериканские и антилиберальные ориентации, ужесточается идейно-политическое сопротивление глобализму.
  Усиливается тенденция к соединению идеологии с геополитикой и геостратегией. Особенно отчетливо она проявляется в либерально-прагматических идеологемах «демократизации мира» как средства обеспечения национальной безопасности США, «гуманитарных» и «превентивных» интервенций с целью защиты прав человека. Органическое соединениеидеологии и геополитики характерно для работ одного из крупнейших современных политических мыслителей Зб.Бжезинского, в течение второй половины ХХ - начала ХХI века плодотворно разрабатывающего государственную идеологию США - идеологию американизма.
  Идейные ценности являются важнейшим компонентом «мягкой силы» как одной из ключевых составляющих могущества и возможностей государств. Информационно-идеологическая и культурная экспансия Соединенных Штатов служит средством реализации их претензий на доминирование в мире. Не случайно известные политики неоднократно заявляли о важности для Соединенных Штатов развернуть идеологическое наступление во имя продвижения американских ценностей по всему миру.
  В последние десятилетия резко активизировался радикальный исламизм - идеологическое течение, отразившее энергетику озлобленной и обездоленной части мусульманского населения, рассматривающего Запад как первопричину своей отсталости и приниженности. Исламо-экстремизм стимулируют и такие факторы, как арабо-израильский конфликт, иностранные вторжения на территорию исламских государств (будь то американское в Ирак или советское в Афганистан), навязывание арабскому миру стандартов либеральной демократии. Исламо-экстремизм завоевал популярность в массах своей напористостью, простотой и доступностью проповедуемых догм и способов решения общемусульманских и глобальных проблем. Его адепты ставят своей задачей создание халифата, охватывающего не только мусульманские страны, но и территории с компактным проживанием мусульман.
  Рост интереса к идеологической проблематике наблюдается в российском научном сообществе. Дискутируется вопрос о необходимости и возможности разработки объединяющей идеологии для современной России. Некоторые ученые видят в ней фактор достижения консенсуса по основным направлениям реформирования страны, цивилизационного и политического самоопределения. Их оппоненты, на наш взгляд, резонно обращают внимание на невозможность выработки единого идейного вектора для подавляющего большинства нации при существующих в настоящее время разбросе мнений и остроте споров. Задача эффективного государства, считают они, состоит в создании благоприятных условий для длительного и противоречивого взаимодействия различных субъектов всех сфер жизни, которое может стать средой, способной постепенно формировать национальную идею.
  Нередки и высказывания в пользу выдвижения некоей консолидирующей идеи для российского общества. Но такая идея обычно возникает в государствах, претендующих на особую, мессианскую роль в мире (США, СССР), или порождается стремлением правящих кругов объединить разобщенное население против внутренних и внешних врагов, как это имело место, например, в предвоенной Германии. Попытки же консолидации российского общества на базе «нового мессианства» или борьбы против «кого-то» могли бы существенно осложнить положение страны, ослабить ее позиции.
  Все вышеизложенное определяет научную и политическую актуальность обращения к проблеме места и роли идеологий в современном мире, их влияния на трансформацию международных отношений и формирование полицентрического мироустройства.
  В последние годы глобальные идеологические процессы как фактор мирового развития являются в основном предметом анализа западной политической науки. Исследования этой проблематики отечественными учеными пока малочисленны. В российском образовательном пространстве единичны работы, посвященные комплексному обобщению знаний о политических идеях и идеологиях.
  В предлагаемом учебном пособии, апробированном автором на отделениях политологии вузов Санкт-Петербурга, раскрывается содержание наиболее влиятельных мировоззренческих систем, предпринимается попытка осмысления идеологического измерения мировой политики в контексте глобализации. В той мере, в какой это представляется необходимым для освещения проблематики, рассматриваются другие аспекты идеологоведения - методологические (природа идеологических явлений, методы их выявления и описания, подходы к анализу) и функциональные (место идеологий в идеологическом спектре, роль и функции).
  Целевая установка учебного пособия предопределила следующую его структуру. В теме 1 излагается общая методология изучения политических идеологий в их классических и современных формах. В темах II - VII рассматриваются принципиальные особенности и современные версии метаидеологий - либерализма, консерватизма, марксизма и социал- демократизма. В заключительной теме VIII представлены основные идеологические течения прошлого и современности, их воздействие на мировое развитие. Библиография включает основные исследования по рассмотренной в пособии проблематике, опубликованные в отечественной научной литературе и одном из ведущих зарубежных специализированных периодических изданий - «Журнале политических идеологий» (Оксфорд).
  Автор стремится ознакомить читателя с широким спектром идеологических позиций глобализирующегося мира, стимулировать самостоятельный анализ существующих взглядов и концепций, формирование политических и идейных предпочтений. Работа может быть востребована в высшей школе для изучения комплекса идеологем и представлений об основных подходах к ключевым проблемам современности, способствуя тем самым политической социализации будущих специалистов.

Назад Содержание Вперед