ВВЕДЕНИЕ

  Политология занимает видное место в современном гуманитарном знании и политическом образовании. Это вызвано рядом теоретических и практических предпосылок, среди которых:
  - первостепенная роль политики в жизни общества, ее огромное воздействие на судьбы народов и государств, а во многом и на повседневное бытие каждого отдельного человека;
  - значительные возможности политологии влиять на преобразования в посттоталитарных государствах, особенно на процессы демократизации и формирования гражданского общества;
  - взаимодействие политологии и социологии в изучении процессов трансформации современного мира и в выработке стратегии действий, адекватной вызовам времени;
  - возрастающая потребность российского общества в специалистах с менталитетом, адекватным рыночной экономике и плюралистической демократии;
  - потребность российского обществоведения в научном осмыслении накапливающихся политических знаний, отечественного и международного историко-политического опыта;
  - необходимость интеграции отечественных исследований в магистральное русло мировой политической науки.
  Поэтому столь высока актуальность изучения политологии в системе высшего и среднего образования, подготовки учебников и учебных пособий, в которых теория политики излагалась бы в контексте процессов модернизации России.
  В учебном пособии освещается проблематика места и роли в политике ее главных субъектов, своей деятельностью определяющих содержание и характер политических процессов. С учетом разнообразия субъектов политики и дискуссионности вопроса об их классификации основное внимание уделяется тем из них, которые изучаются в учебном курсе политологии. Пользуясь существующей терминологией, это - политические субъекты персональные (индивиды, лидеры), социальные (элиты) и институциональные (государство, армия, партии, группы интересов, общественные организации и движения, международные организации). В качестве субъекта политики, обретающего статус негосударственного, рассматриваются транснациональные террористические структуры.
  Авторы рассчитывают, что материалы, содержащиеся в учебном пособии, будут способствовать гражданскому воспитанию студенчества, выбору надежных жизненных и политических ориентиров. Вместе с тем работа содержит значительный объем дополнительной информации по широкому кругу рассматриваемых проблем и может быть полезна всем, интересующимся современной политикой и политической наукой.
  Пособие служит продолжением предшествующих учебных изданий кафедры в области политологии: Федосеев А.А.. Сирота Н.М. Политология. Пособие для подготовки к экзаменам. СПб.: ИВЭСЭП, Знание. 2003; Федосеев A. А., Сирота Н.М. Политология. Пособие для подготовки к экзаменам.-2-е изд., доп. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004; Сирота Н.М. Политология. Курс лекций. СПб.: Питер. 2006; Сирота Н.М. Геополитика. Курс лекций. СПб.: Питер. 2006; Политология: Учебно-методический комплекс /Авт.-сост. Г.А.Мохоров, Н.М.Сирота, А.Я.Донин.- СПб.: ИВЭСЭП, 2007.

Назад Содержание Вперед