3.1. Состояние современной психологии

  Современная психология представляет собой разветвленную систему наук. В ней можно выделить фундаментальные, или базовые и прикладные, или специальные отрасли психологии.
  Фундаментальной отраслью является теоретическая психология. Однако до сих пор нет ни одной психологической теории, которая объединила бы ее направления в единую психологическую науку. Вместо этого существует множество теорий по-разному объясняющих сущность психики человека. Одни из них, как например, необихевиористы по-прежнему считают, что поведение человека обусловлено прежде всего внешними воздействиями, а психика только корректирует его осуществление. Другие, куда относятся главным образом неофрейдисты, биологизируют человека и его психику, считая, что никакого различия между человеком и высшим животным не существует, что социальная среда лишь автоматически проецирует на человека отношения, существующие в обществе.
  Появившаяся во второй половине XX в. гуманистическая психология подошла к изучению человека как свободного социального существа. Предметом исследования гуманистической психологии стала самоактуализирующаяся личность, осознающая свое предназначение в жизни, способная самостоятельно регулировать свою субъективную свободу. Человек стал рассматриваться как уникальная, неповторимая личность, устремленная в будущее, стремящаяся выразить “собственное я” в творческой деятельности. Главным объектом изучения для гуманистической психологии стала личность конкретного человека, а не только типизации отдельных категорий людей и обобщение социальных форм их поведения.
  Таким образом, каждая теория односторонне подходила к изучению психики человека, что естественно препятствовало созданию целостного представления о человеке как носителе высшей психической деятельности, продуктом которой является духовный мир человека.
  В последнее время появилось новое направление, получившее название психологической антропологии. Это направление считает, что предметом изучения должен стать внутренний, субъективный, духовный мир человека. Основным проявлением субъективного мира человека является его сознание и самосознание, благодаря которым человек обретает смысл своей жизни. Без такого смысла жизнь человека теряет свою ценность. Субъективный смысл находит свое проявление в таком важнейшем внутреннем явлении как совесть человека, которая является одним из показателей его духовности. Духовность есть проявление свободы духа человека, освободившего его от внутренней душевной и внешней физической, телесной зависимости.
  Такой подход антропологической психологии к субъективному духовному миру человека является чрезвычайно ценным для психологической науки. Он вернул психологию к изучению своего истинного предмета - “души” человека, его духовной сущности, делающим человека свободным в своих действиях, устремленного не только к прошлому, но и к будущему.
  И все же антропологическая психология, несмотря на ее позитивное стремление к целостному изучению субъективного, духовного мира человека, не сможет обеспечить всестороннее изучение его психики, если из ее поля зрения выпадут такие психические явления, которые не относятся к субъективному, духовному миру человека, но которые оказывают влияние на его душевное и физическое состояние. Это такие явления как: субсенсорные и экстрасенсорные явления, телепатия, парапсихология и др.
  Что касается прикладных отраслей психологии, то они обеспечивают прежде всего практическое применение психологических знаний с целью воздействия на психику человека для развития психических функций или для их восстановления. Для этого применяются разнообразные тренинги, психотерапия, психологическая защита, психодиагностика и т. п.
  Специальные отрасли психологии связаны с конкретными видами человеческой деятельности. К ним относятся: инженерная психология, авиационная психология, космическая психология, педагогическая психология, медицинская психология, юридическая психология, военная психология, психология спорта, психология торговли и т. д.

Назад Содержание Вперед