Тема 8. Причины, условия, механизм преступного поведения
Понятие механизма преступного поведения. Преступное поведение есть процесс, развертывающийся в пространстве и времени и включающий внешние, объективные действия, образующие состав преступления, а также внутренние, предшествующие им психологические явления, которые детерминируют совершение преступления.
Важным аспектом изучения преступного поведения является анализ его «механизма». Под этим термином мы понимаем определенную последовательность развития преступных действий: возникновение преступных намерений, принятие решения совершить преступление, планирование своих поступков и, наконец, осуществление их преступником. Можно сказать иначе: это процесс взаимодействия личности и внешней среды, формирующий преступное поведение человека и реализующий его. В нем участвуют психические компоненты и состояния личности (интеллект, воля, предвидение, эмоции и т.д.), которые присущи и правомерному поступку. Но в преступном поведении все они или по крайней мере некоторые из них наполнены специфическим содержанием — антиобщественной направленностью.
Механизм умышленного преступления обычно включает три основных звена: мотивацию преступления; планирование преступных действий; их реализацию (рис. 1).
Рис. 1. Механизм индивидуального преступного поведения
Из приведенной схемы видно, что названные звенья последовательно переходят одно в другое. Заметим, что это характерно не для всякого преступления. Например, преступления, совершенные в состоянии аффекта (сильного душевного волнения), обычно не содержат стадии планирования: от возникновения мотива субъект сразу переходит к действию. А в преступлениях, совершаемых по неосторожности, нет и стадии мотивации. Как мы увидим далее, в этих преступлениях механизм сводится к ошибочному принятию решения или к дефектам исполнения поступка, правомерного по своему первоначальному замыслу.
Механизм преступного поведения тесно связан с личностью преступника и с внешней физической и социальной средой. Он не может существовать в отрыве от личности, потому что все психические процессы, из которых складывается этот механизм, суть процессы, происходящие в самой личности, организме, мозге человека. Личность не только осуществляет мотивацию, планирование и исполнение задуманного, но также предвидит возможный результат своих действий. На рис. 1 эта обратная связь показана пунктиром. Из схемы также видно, что и сама личность испытывает воздействие внешней среды, хотя это влияние имеет вероятностный, статистический характер. Иначе не мог бы возникнуть вопрос об ответственности человека за свои поступки.
Анализ механизма преступного поведения показывает, что по ведение становится антиобщественным и противоправным не в одной какой-то точке причинной цепочки, ведущей к преступному деянию. Здесь надо отметить два обстоятельства: во-первых, как правило, антиобщественный характер поступка складывается постепенно, начиная с незначительных отклонений от социальных норм; во-вторых, «критическая точка» развития, после которой поведение явно приобретает преступный характер, может быть расположена в самых разных звеньях рассматриваемого механизма. В силу этих обстоятельств обычно имеются достаточно большие возможности для предотвращения нежелательного развития событий. Во многих случаях можно вовремя пресечь преступное поведение, повернуть намерения и действия лица в ином направлении и тем самым предотвратить преступное деяние.
Мотивация преступления. Первое звено механизма преступного поведения охватывает формирование мотивов преступления. Под мотивом обычно понимается внутреннее побуждение к тому или иному поступку.
Мотивы преступлений разнообразны. Есть множество различных классификаций преступных мотивов. Нам представляется наиболее удачной классификация, которую предложил В.В. Лунеев. Этот автор выделил следующие шесть групп мотивов: политические; корыстные; насильственно-эгоистические; анархистско-индивидуалистические; легкомысленно-безответственные и трусливо-малодушные.
Как же возникает этот мотив? Ему предшествуют такие психические элементы человеческой личности, как потребности, влечения, эмоции, интересы, ценностные ориентации.
Главную роль в формировании мотивов преступного поведения играют потребности субъекта. Потребности человека отражают его зависимость от внешнего мира, нужду в чем-либо. Классифицируя различные потребности, можно выделить шесть основных групп: материальные потребности; потребность в безопасности; потребность в социальном общении (уважении, признании, одобрении); сексуальные потребности; потребность в знаниях; мировоззренческие потребности.
Понятно, что источником преступного поведения может быть не всякая потребность. В большинстве случаев источником мотивации преступного поведения являются потребности материальные, потребности в социальном общении (самоутверждение) и сексуальная потребность. Следует заметить, что каждый вид потребности может иметь разную степень интенсивности и разную направленность. Например, в материальных потребностях различают четыре разновидности: а) потребности жизненно необходимые, без удовлетворения которых человек может погибнуть; б) потребности нормальной интенсивности, характерные для данного общества или его преобладающей части; в) гипертрофированные (завышенные) потребности, удовлетворения которых для всех граждан общество пока не обеспечивает; г) извращенные потребности, противоречащие интересам общества и развитию личности (алкоголь, наркотики и т.п.). Материальные потребности вызывают корыстную мотивацию поступков.
Однако корыстные мотивы порождаются и гипертрофированными (завышенными), и извращенными потребностями. Стремление к «большим деньгам», сверхдоходам ведет к крупным хищениям, финансовым махинациям, нарушению налогового, таможенного законодательства, а то и к заказным убийствам. Пьянство, употребление наркотиков порождают не только агрессивную, но и корыстную мотивацию. Заметим, что в современной России спиртные напитки регулярно употребляет 80% трудоспособного населения, а каждая шестая семья имеет наркотические проблемы.
Потребности социального характера (самоутверждение, сохранение или повышение престижа или статуса, превосходство над окружающими) ведут к формированию мотивов агрессивного характера (ненависть, месть, обида, ревность и др.).
Еще одна категория причин появления того или иного мотива — это интерес. Он близок к потребности и отличается от нее только тем, что включает осознание как самой потребности, так и того пути, на котором ее можно удовлетворить.
Наряду с потребностями человека и его интересами сильную мотивирующую роль играют влечения и эмоции (чувства). Под этим мы понимаем трудно регулируемые личностные проявления (стремления), в основном органического (биологического) характера.
Для того чтобы те или иные потребности, интересы, влечения или эмоции переросли в мотив преступления, субъект психологи чески должен преодолеть еще один внутренний «барьер» — систему так называемых ценностных ориентации, которая включает и правосознание личности.
В качестве составных элементов ценностных ориентации выступают нравственное и правовое сознание личности. Эти категории можно рассматривать как определенные инструменты социального (внешнего) и психологического (внутреннего) контроля, который препятствует возникновению мотивов преступного поведения.
К сожалению, у преступников оба эти элемента ослаблены и деформированы. Когда жизненная позиция человека характеризуется индивидуализмом, стремлением к личной корыстной выгоде или к авторитарному подавлению окружающих, трудно ожидать положительного отношения к нравственным и правовым нормам и принципам. Вот почему для лиц с антиобщественной ориентацией характерны проявления правового нигилизма, неприятия правовых требований и запретов, хотя они достаточно хорошо понимают их необходимость.
Роль конкретной ситуации. Под конкретной жизненной ситуацией понимается определенное сочетание объективных обстоятельств жизни человека, непосредственно влияющих на его поведение в данный момент. В криминологическом смысле — это событие или состояние, вызвавшее решимость совершить общественно опасное действие, способствующее или препятствующее ему. Ситуация обычно предшествует преступлению, но может и сопровождать его совершение.
Конкретная жизненная ситуация может располагаться в различных звеньях механизма преступного поведения и играть разную роль.
Во-первых, ситуация может быть источником мотивации преступления. Это встречается главным образом тогда, когда перед субъектом возникает трудная проблема, которую он может решить как законным, так и незаконным способом (так называемая проблемная ситуация). Проблемная ситуация — это совокупность обстоятельств, требующих выхода, незамедлительного принятия решения. Такая ситуация актуализирует, обостряет потребности и ведет к появлению мотивов, поступков, в том числе и преступных. Примерами могут быть материальные трудности семейные или производственные нелады, острые ссоры и др. Иногда преступники сами создают проблемные (конфликтные) ситуации, а затем пользуются ими для сведения счетов с потерпевшими.
Во-вторых, ситуация может означать создание возможностей для удовлетворения мотива поведения и достижения тех или иных целей. Представим себе человека, испытывающего нормальные материальные потребности. Законные возможности могут быть недоступны человеку в связи с объективными причинами, например экономическим положением в стране в целом или в данной отрасли хозяйства (закрытие предприятий, безработица), с административными препонами, особенностями политической обстановки и т.д. Но могут быть и препятствия субъективного характера: недостаток образования у субъекта, его безынициативность, сложное семейное положение и др. Законных возможностей может и вообще не быть, например, потому, что субъект ставит перед собой цели, запрещаемые законом.
Временное использование незаконных возможностей свидетельствует большей частью о ситуативном преступлении, которое может и не повториться. Систематическое же использование выгодных ситуаций способно превратиться в образ жизни, что и происходит с преступниками- профессионалами, а также с деятелями организованной преступности.
Социальный баланс между ситуациями, предоставляющими людям законные и незаконные возможности достижения своих целей, зависит от общей политической, социально-экономической, нравственной обстановки в стране.
В-третьих, конкретная ситуация может быть поводом для совершения преступления. В этой роли ситуация выступает главным образом при бытовых, непредумышленных преступлениях, Повод, как отмечалось, может быть выдуман или спровоцирован самим преступником, что часто встречается со стороны хулиганов и насильников. Повод возможен и в корыстных преступлениях, когда вещь «плохо лежит» и тем «провоцирует» субъекта, уже имеющего намерение что-нибудь украсть.
В-четвертых, конкретная ситуация может способствовать или препятствовать достижению преступного результата.
Планирование преступления. Планирование как звено механизма преступного поведения наполняется различным содержанием в зависимости от вида преступления, личности преступника и текущей обстановки. Но в самом общем случае оно включает три элемента: выбор цели, выбор объекта посягательства и определение средств достижения цели. Под целью совершения преступления обычно понимается тот результат, к которому стремится преступник. Но таких результатов может быть несколько, причем они зависят друг от друга. Поэтому выделяют основную цель (например, при убийстве — лишение жизни), промежуточную (подобрать соучастников, выяснить образ жизни потерпевшего), а также конечную (например, получить деньги от заказчика убийства). Достижение основной или конечной цели обычно является одновременно и удовлетворением мотива преступления. Но так бывает не всегда; скажем, при профессиональном воровстве корыстная мотивация сохраняется и даже с каждой новой кражей возрастает. Так же обстоит дело и в системе организованной преступности.
Перекрытие для преступника путей достижения целей — один из методов профилактической деятельности правоохранительных органов.
После или наряду с определением цели осуществляется выбор объекта. В криминологии, говоря об объекте, мы имеем в виду потерпевшего или материальный предмет, на который направлены действия преступника. Характер объекта зависит главным образом (но не исключительно) от мотива преступления и основной цели преступника. Эта зависимость не является жесткой, так как одну и ту же цель (и мотивацию) могут удовлетворить разные объекты (например, при хищении — разные материальные ценности). А один и тот же объект может способствовать достижению разных целей. Что учитывается преступником при выборе объекта? Во-первых, это его полезность (выгодность) для достижения поставленной цели. Во-вторых, доступность объекта для данного лица. В- третьих, безопасность посягательства на этот объект. С учетом указанных обстоятельств профилактическая работа должна строиться так, чтобы затруднить доступ к возможным объектам преступных посягательств, повысить степень их защиты.
Завершающим элементом планирования является определение способа совершения преступления (средств достижения цели).
Выбор преступником определенного средства достижения цели (способа совершения преступления) зависит от следующих обстоятельств: эффективности данного средства достижения цели; относительной безопасности для преступника; умения (навыков) преступника; привычных стереотипов поведения. Как правило, преступники-профессионалы действуют привычными им способами; это хорошо известно криминалистам и используется при розыске подозреваемых.
Надо иметь в виду, что преступник принимает решение, как правило, в условиях неопределенности и риска. Вероятность достижения цели, как и степень риска, может быть оценена им лишь весьма приблизительно, хотя в системе организованной преступности расчеты обеспечиваются с большой точностью. Задача правоохранительных органов — повысить неопределенность и риск для правонарушителя, сделать ситуацию для него как можно менее предсказуемой.
На риск чаще идут люди агрессивные, с сильной потребностью в лидерстве и самоутверждении. Не стремятся рисковать люди, имеющие большой жизненный опыт, более высокий интеллектуальный уровень, а также те, кто склонен избегать неудач. Исследования показывают, что опасения неудач приводят к отказу от совершения преступления 10 — 15% лиц, которые ранее задумали и готовились к нему.
Совершение преступления. Это последнее звено механизма преступного поведения и имеет важное криминологическое значение. В этой связи надо указать на несколько обстоятельств. Прежде всего это возможность пресечения преступления на стадии его совершения. В той мере, в которой преступный результат еще не наступил, преступление нередко можно прервать, прекратить его совершение, задержать преступника и тем самым спасти жертву или сохранить имущество. Пресечение эффективно при продолжаемых и длящихся преступлениях (например, склонение дезертира к явке с повинной). Далее, криминологическое значение имеет изучение особенностей межличностного взаимодействия преступника перед и во время совершения преступления. Межличностное взаимодействие характеризуется несколькими разновидностями, каждая из которых имеет профилактический аспект.
Во-первых, это взаимодействие преступника с соучастниками. В наше время, когда организованная преступность приобрела большой размах, преступления одиночек становятся редкостью. Профилактические выводы из этой ситуации состоят в том, что основные усилия правоохранительных органов в современных условиях должны быть направлены на борьбу с организованной преступностью, на разоблачение и разложение преступных группировок.
Во-вторых, надо обратить внимание на такую форму взаимодействия, получающую распространение в последнее время, как использование человека «втемную». Профилактическое значение этого обстоятельства состоит в том, что преступные планы вполне могут быть разрушены силами самих производственных (банковских, управленческих) коллективов, разумеется, при наличии соответствующих условий: гласности, демократического контроля за принятием управленческих решений, регулярной отчетности руководителей
В-третьих, существенное криминологическое значение имеет взаимодействие преступника со своим ближайшим окружением, хотя бы и не участвующим в преступной деятельности.
Ближайшее окружение (семья, друзья, соседи) большей частью знают или догадываются о преступной деятельности субъекта, особенно если она продолжается долгое время и приносит большие доходы. В зависимости от установок, системы ценностей, субкультуры этих людей такая деятельность одобряется, порицается или воспринимается ими нейтрально. Это очень важно для проведения профилактической работы и разоблачения преступника.
Еще один аспект рассматриваемого взаимодействия — помощь преступнику со стороны окружения.
Расширение и, можно сказать, размывание границ между преступниками и окружающими их людьми ведет к криминализации все более широких групп населения. Этому содействует и общественная атмосфера терпимости к преступным акциям, нередко подогреваемая средствами массовой информации. Задача профилактической работы заключается в том, чтобы разбить искусственно создаваемый «привлекательный» образ преступника — «крутого парня», создать вокруг этих людей обстановку нетерпимости, отторжения, изоляции.
В-четвертых, это взаимодействие преступника с другими людьми во время совершения преступления (например, с жертвой) и иные последствия преступного посягательства.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое механизм преступного поведения?
2. Для чего нужно изучать механизм преступного поведения?
3. Что такое мотивация преступного поведения?
4. Какова роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления? Их виды.
5. Какие преступления чаще всего планируются?
Назад | Содержание | Вперед |