1.9. Аппарат государства. Понятие и виды государственных органов
В предшествующем параграфе мы говорили о государстве как организации. И как всякая организация, она нуждается в органах, осуществляющих от ее лица деятельность. Система государственных органов и иных учреждений, осуществляющих государственную власть получила наименование аппарата государства. Различают централизованно-сегментарный аппарат, исходящий из принципа разделения властей, и моноцефаль- ный (одноголовый) аппарат, основывающийся на принципе единовластия (короля, фюрера, советов).
Государственные органы - это элементы аппарата государства, осуществляющие его функции в соответствии со своими полномочиями. Они, в свою очередь, состоят из должностей и служащих, обеспечивающих работу должностных лиц.
Виды государственных органов классифицируются, чаще всего, по двум основаниям: объему полномочий и властной принадлежности.
По объему полномочий различаются высшие и региональные (местные) государственные органы. Высшие органы уполномочены действовать на территории всего государства, например, Министерство сельского хозяйства (включая его территориальные подразделения), а региональные - лишь на определенной территории государства, например, администрация Алтайского края.
По своей властной принадлежности различаются, в первую очередь, законодательные, исполнительные и судебные органы. Во многих странах, включая Россию, такое разделение властей прямо закреплено в конституциях. Следует иметь в виду, что с научной точки зрения более верно было бы говорить не о разделении властей, но разделении органов единой власти, независимость же властей друг от друга просто неосуществима. Но даже в странах с моноцефальным аппаратом государства с долей условности также можно выделять эти органы, т. к. и при абсолютной власти короля существуют консультативные законодательные органы, суды и др. В современных условиях, кроме трех названных ветвей власти, следует выделять также такой орган, как глава государства, и контрольные органы.
Глава государства - это орган, призванный обеспечивать согласованную работу всех остальных государственных органов, для чего он отделяется от всех ветвей власти либо совмещает функции главы и руководителя одной из ветвей власти (исполнительной), как, например, в США, ЮАР, Чили. В его компетенции подписание законов, утверждение главы правительства, верховное главнокомандование, представительство в международных отношениях и др. Глава государства может быть как проводником собственной политики, так и в большей мере символической фигурой.
Законодательные органы - это двух- или однопалатные собрания, парламенты, т.е. коллегиальные органы. В их ведении принятие законов, утверждение бюджета, контроль за правительством. Объем полномочий в разных странах довольно сильно разнится.
Исполнительные органы осуществляют непосредственное управление государством, отчего именно их служащие образуют бюрократическую основу аппарата государства. В целях управления эти органы принимают многочисленные подзаконные нормативные акты. Исполнительными органами являются правительства, министерства и иные виды органов.
Судебные органы предназначены для профессионального и независимого рассмотрения правовых споров между гражданами, а также гражданами и самим государством. Они образуют вертикаль судов во главе с верховными судами.
Контрольные органы, о которых было сказано, что они не укладываются в традиционные три ветви власти, осуществляют не узковедомственный контроль, как ряд исполнительных органов, но широкий надзор за всеми сферами. Таковы ныне прокуратура, уполномоченные по правам человека, конституционные советы (там, где нет конституционных судов), счетные палаты.
Назад | Содержание | Вперед |