Афанасьева Е.Ф. Традиционное воспитание детей у эвенков
Традиционная культура воспитания включает в себя совокупность идей и приемов по подготовке подрастающего поколения к жизни, традиции и обряды, регламентирующие его воспитание, правила кормления и рецепты детской пищи, предметы детского быта, детский фольклор, детские и молодежные праздники, различные формы народных состязаний, заветы предков потомкам, трудовые обязанности детей.Эвенки, история которых исчисляется тысячелетиями, первыми осваивали огромные просторы Сибири, Севера и Дальнего Востока. Вся их жизнь проходила в тайге, в горах, в степи.
И своих детей они с рождения готовили к жизни охотников, рыболовов, оленеводов.
Чтобы мальчик в будущем стал хорошим, удачливым охотником, в колыбель новорожденного подвешивали лучок со стрелами, передние нижние зубы копытных зверей, зубы медведя, лисиц, белок, горностая, а девочке - наперсток, нитки и кусочки цветных тряпочек, чтобы дочка была хорошей рукодельницей (Василевич, с. 170-171). Для охраны детской души изготовляли небольшого деревянного ментая - фигурку птички (Ма- зин, с. 61).
До двух лет детей кормили иначе, чем взрослых: давали самые лакомые кусочки мяса и рыбы, поили оленьим молоком. Если отец приносил с охоты только одну птицу (рябчика, утку, тетерева), ее варили специально для детей. С 2-3 лет они ели ту же еду, что и взрослые. Но при этом для охраны детского здоровья существовал ряд оберегов - одё. Им не давали есть мясо (мышцы) с ног копытного (чтобы не были драчунами), есть околосердечную сумку (чтобы не болело сердце), не позволяли совать в рот челюсть оленя (чтобы не болели зубы), плевать в огонь (чтобы не болел язык), мочиться около огня (чтобы не страдать недержанием) и т.п.
К детям относились ласково, говорили с ними обычно спокойным тоном. Резкие крики родителей, а тем более шлепки были редки, поэтому, по наблюдениям известного тунгусоведа Г.М. Василевич, дети эвенков мало плакали.
Любовь к детям особенно ярко проявляется у эвенков в их отношении к сиротам. После смерти родителей они переходили на иждивение ближайших родственников или членов того же рода. Сирота получал имя приемного отца, а также материальную и духовную поддержку со стороны своих сородичей. Крайне редки случаи, когда родители плохо относились к приемышу.
В жизни эвенкийского ребенка большое значение имеют игрушки и игры, через которые познавался окружающий мир. Детям, начинающим говорить, делали игрушки. Это были ветки в виде оленей, кости плюсны (аю), которые изображают животных (без ВлодеждыВ»), людей (в ВлодеждеВ»). Для таких кукол делали маленькие колыбели (эмкэ). Или вырубали из дерева маленьких оленей без рогов, вырезали из бересты животных в движении. По их размерам и общему облику дети различали возрастные особенности оленей: важенку (олениху), быка, бычка, олененка. Этими игрушками дошкольники играли в подражательные игры, в которых находят отражение ситуации из жизни взрослых.
Например, игра ВлНулгиктэдерэВ» (букв. ВлКочуютВ»): дети устанавливают ВлкараванВ», и вокруг ВлоленейВ», подражая взрослым во время кочевки, ведут разговор, окликая оленей. Или мальчики, играя в ВлБэюктэдерэВ» (ВлОхотятсяВ»), расставляли Влдиких зверейВ» (аю) и ВлохотниковВ» (аю, обмотанные тканью) и стреляли из игрушечных луков. Девочки обычно играли в ВлДю- дуварВ» (ВлВ домеВ»), ВлМата эмэрэнВ» (ВлГость приехалВ»), где они, подражая взрослым, вели разговоры с куклами, угощали их.
С 6-7 лет родители приучали детей выполнять несложные виды работ по дому: носить воду, дрова. Мальчикам делали маленький лук и стрелы для охоты на белок, бурундуков вокруг дома. Девочки в этом возрасте могли чинить одежду, вышивать.
С 11-12 лет мальчики уже получали ружье для охоты на пушного зверя, умели бить острогой рыбу, а с 17-18 лет начинали охотиться на крупного мясного зверя. Девочки же помогали матери по дому, изготовляли нитки из жил животных, шили одежду и обувь, вышивали. Мять шкуру давали только в подростковом возрасте, когда появлялась сила в руках. Игры этого возраста были уже подвижные, развивающие сноровку, ловкость, меткость. Если дети во время игр научатся метко набрасывать аркан (маут) на рога оленя, то они будут хорошими оленеводами. Если они будут уметь метко попадать в цель из лука, то станут хорошими охотниками. Во время народных праздников устраивали различные соревнования. Это стрельба из лука в ледяную стену, в шест, в катящийся обруч или шар, метание маута, перетягивание палки, гонки на оленях.
На Севере происходит раннее трудовое взросление детей, которое народная педагогика всячески стимулирует. Дети не только рано приучаются к труду, знают свои обязанности, но уже с детства у них вырабатывается потребность в труде (Бугаева, с. 172). Ведь в суровых условиях Севера нельзя плохо ухаживать за оленями, охотиться и рыбачить - останешься голодным, погибнешь. Воспитание трудолюбия органично связано с привитием высоких нравственных качеств. Девочек приучали к поддержанию порядка в доме, воспитывали у них послушание, скромность, аккуратность.
Существует ряд запретов-оберегов (одё), регламентирующих поведение девочки, будущей женщины - хранительницы очага. Так, с детства девочкам внушали, что нужно быть хорошей хозяйкой: ВлНельзя есть из чужих чашекВ», ВлНужно зашивать все прорехи на одежде, иначе в мужья достанется неудачливый охотникВ», ВлНельзя обходить чум без делаВ». Их учили почтительно относиться к мужчинам - отцу и старшим родственникам: ВлЖенщина не должна называть по имени ни старшего брата мужа, ни его отцаВ», ВлГолая и полуголая женщина не должна показываться мужчинамВ», ВлЖена не должна наступать на одежду мужаВ» и т. д.
Мальчиков через одё знакомили не только с правилами поведения на охоте, правилами обращения с собаками, оленями, но и формировали у них такие нравственные качества, как смелость, честность, трудолюбие. Им неизменно напоминали: ВлНе ешь сердце куропатки, а то станешь трусом, как куропаткаВ», ВлУвидев лису, не говори: ВлЯ видел волкаВ» и т.д. (Романова, Мы- реева, с. 313-320). Такие нравственные качества, как честность, справедливость, коллективизм, дети усваивали также в труде, знакомясь с неписаными законами, обычаями своих предков.
Каждый оленевод, охотник, рыбак знал места своих кочевий и промысла, отличая своих оленей по особым меткам. В тайге на местах чумовищ для хранения вещей или мяса сооружали лабаз (нэку). И случаев хищения этих вещей не наблюдалось. Воровство у эвенков считалось самым страшным грехом. За обман и кражу виновнику выносилось общественное порицание, а за повторный проступок его изгоняли из рода, что было очень суровым наказанием. Если к стаду прибивался чужой олень, то его возвращали хозяину.
Взаимовыручка и поддержка в тайге - основной принцип взаимоотношений между людьми. Охотники в избушках- зимовьях или лабазах оставляли всегда соль, спички, необходимый запас еды. И каждый, кто нуждался в тепле и еде, мог воспользоваться этим запасом. Взамен он также оставлял что-либо. По этому поводу старые эвенки говорили: ВлВ лабазе продукты, чай оставь, заблудившийся человек найдетВ», ВлС другом едой поделись, не жалей, в жизни тебе оплатитсяВ».
У эвенков широко был распространен нимат. Когда охотник приходил с добычей, он делился ею со своими родственниками или соседями, прежде всего со стариками. Вообще с младенчества у детей воспитывалось почтение и уважение к пожилым людям. В семье, роде без совета и согласия старейших ничего не предпринималось. Их просьбы и пожелания неукоснительно соблюдались. Эвенки считали не достойными уважения тех людей, которые плохо следили за стариками, не заботились о них. Они говорят: ВлСтарого человека не ругай - запретВ» (нэ- лэму).
Молодежь приучали обращаться к взрослым в соответствии с их возрастом или степенью родства. У эвенков считалось безнравственным называть по имени людей более старших, почитаемых в роде. Поэтому к матери обращались: эня ВлмамаВ», энинтын Влмать людейВ»; к отцу: ама ВлотецВ»; к старшим сестрам, тетям: эка ВлстаршаяВ»; к старшим братьям, дядьям: ака ВлстаршийВ».
Человечность, уважение к людям лежат и в основе традиций гостеприимства. Так, гостя, приехавшего издалека, прежде всего напоят чаем, для него сварят суп из лакомых кусков мяса, подадут на стол деликатесы: олений язык, аорту, костный мозг и др. Между гостем и хозяином, как правило, происходит взаимный обмен подарками. Лучший подарок - собака или олень.
Естественным в эвенкийской народной педагогике считалось и гуманное отношение к животным, бережное отношение к окружающей среде, что закреплено в обычаях, в системе оберегов. Так, эвенки говорят: ВлНе бей оленя: душа его испугается, от тебя уйдут все олениВ», ВлМного деревьев - не ломай, мало деревьев - жалей, нет деревьев - вырастиВ», ВлС озера всю рыбу не вылавливай, оставь своим детямВ», ВлПо лесу идешь - под ноги смотриВ». Поэтому эвенк никогда не брал от природы больше, чем он мог съесть, не заготавливал мясо, рыбу, ягоды и грибы в больших количествах.
У эвенков основным методом воспитания является личный пример. Во время охоты, рыбной ловли или выпаса оленей они передают своим детям секреты мастерства, обучают по принципу Влделай, как яВ». При этом они обращают внимание на повадки животных, на умение читать следы, знаки ВлилкэнВ», ВлсамэлкиВ», оставленные сородичами и содержащие какую-либо информацию, на приемы охоты на зверя, добычи рыбы. И характерной чертой во взаимоотношениях взрослых и детей являются уважение к личности ребенка. Это способствовало формированию у него чувства доверия к родителям, старшим, воспитывало послушание, побуждало следовать советам взрослых.
К сожалению, сегодня многие традиции, обычаи эвенков утеряны в связи с изменением традиционных форм хозяйствования: в упадке оленеводство, охотой занимаются единицы. Забыты многие заповеди предков, утрачивается язык. Но вместе с тем эвенки на Земле есть, их более 30 тысяч, жив язык, значит, есть кому передать заветы предков, основы народной педагогики.
Использованная литература
1. Бугаева А.Л. Особенности традиционного воспитания детей у ненцев, эвенков и чукчей // Просвещение на Крайнем Севере. - Вып. 23. - Л., 1987. - С. 166-181.
2. Василевич Г.М. Эвенки: Историко-этнографические очерки (XVIII- начало ХХ вв.). - Л.: Наука, 1969.
3. Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков- орочонов (конец ХРЖХ - начало ХХвв.). - Новосибирск: Наука, 1984.
4. Романова А.В., Мыреева А.Н. Фольклор эвенков Якутии.
- Л.: Наука, 1971.
Назад | Содержание | Вперед |