4.1. Общая характеристика авторского договора и его виды
Юридическим фактом, влекущим за собой возникновение авторских прав, служит факт создания произведения в результате творческой деятельности. Основанием приобретения прав на произведение издательствами, театрами, студиями, другими предприятиями, физическими и юридическими лицами служит договор с автором.
Авторский договор - это соглашение двух или нескольких лиц, направленное на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей. Взаимные права и обязанности сторон авторского договора касаются имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав.
Авторский договор представляет собой реализацию авторских правомочий, так как использование произведения автора другими лицами допускается не иначе как на основании договора с автором или его правопреемниками.
Исходя из норм ст. 30 и 31 Закона об авторском праве, можно дать следующее определение авторского договора: «Авторский договор - это договор, по которому автор произведения литературы, науки и искусства или его правопреемники, с одной стороны, передают другой стороне, пользователю, имущественные права в установленных пределах, на срок, территорию, согласованные сторонами, и за определенное вознаграждение либо безвозмездно».
Авторский договор относится к гражданско-правовым договорам. В соответствии с этим к нему применимы правила о двух- и многосторонних сделках, о формах и условиях действительности сделок, свободы договоров, нормы обязательственного права, которые касаются заключения и исполнения договоров, ответственности сторон.
Исходя из общепринятой классификации договоров в гражданском праве, авторский договор является двусторонним (по количеству сторон), при этом обязательства автора или иного обладателя авторского права, с одной стороны, и пользователя - с другой, взаимны. Авторские договоры могут быть и многосторонними, если в правоотношении участвуют несколько авторов или несколько пользователей, каждый из которых обладает определенными правами и обязанностями. Многосторонним договором является авторский договор, в котором каждый из соавторов выступает как сторона.
Авторский договор является консенсуальным, так как для его заключения и вступления в действие достаточно согласия автора и пользователя.
Следующая характеристика авторского договора — это его возмездный характер (п. 1 ст. 31 Закона об авторском праве), который проявляется в получении сторонами вознаграждения либо иного встречного удовлетворения за исполнение обязательств по договору согласно положению ст. 423 ГК РФ. На практике встречное удовлетворение может быть выражено в передаче издательством автору экземпляров готового произведения, хотя такая передача в судебном порядке будет расценена как предоставление «авторских экземпляров».
Доход, вознаграждение, получаемые автором от реализации своих произведений, являются не только обязательным условием договорных отношений, но и материальным стимулом для дальнейшей творческой деятельности в целях развития культуры и образования в обществе. Таким образом, между автором и обществом возникают духовно-нравственные отношения, которые укрепляются авторско-правовыми нормами.
Возмездные договоры делятся на меновые и рисковые (алеаторные). Авторский договор признается меновым, если в момент его заключения стороны способны оценить ту выгоду, которую они смогут получить при исполнении договора. В данном случае при заключении договора будут играть роль определенные условия, например популярность автора, актуальность темы, излагаемой автором, и др.
Алеаторный договор содержит в себе условие, по которому невозможно точно определить, принесет он издателю и автору выгоду или убытки. Творческая неудача, постигшая автора, может послужить основанием для расторжения авторского договора, но в силу его возмездности за автором при этом сохраняется часть выплаченного вознаграждения.
Статья 31 Закона об авторском праве не дает исчерпывающего ответа на вопрос о возмездности или безвозмездности авторского договора.
Субъектами авторско-договорных отношений являются физические, юридические лица, государство - так сказать, субъекты в широком смысле. Первоначальные же субъекты авторского права, творцы - это физические лица (граждане, иностранцы и лица без гражданства), поскольку именно их творческим трудом создается произведение. Только в лице автора право является первоначальным, в лице других субъектов оно носит производный характер, стоит в зависимости от воли автора.
Действующее законодательство об авторском праве в отличие от советского не содержит классификации авторских договоров. Однако в настоящее время на практике используются типовые формы ранее существовавших договоров.
Договоры могут быть сгруппированы по различным основаниям, например по способу использования произведения (издание - издательский договор, постановка - постановочный договор и др.).
Так, размножение и распространение научных, литературных, музыкальных произведений производится чаще всего на основе издательских договоров, заключающихся между автором и издательством. Издательские договоры по своей специфике отличаются от договоров по передаче авторских прав. Целью издательского договора, по словам Г. Ф. Шершеневича, являются размножение и распространение произведения, которые совершаются за счет издателя, принимающего на себя риск издания. В силу договора издатель приобретает право распространения лишь на время, определяемое известным сроком или распродажей одного или нескольких изданий. Этим временным характером издательский договор отличается от передачи по договору авторского права.
В российском законодательстве не разработано понятие издательского договора, хотя многие государства (например, Германия, Франция) отводят такому договору немаловажную роль. Издательский договор в России иногда составляют под названием «Авторский договор», суть которого состоит в обеспечении издания, прав и обязанностей сторон.
Постановочный договор оформляется, когда произведение используется для публичного исполнения зрелищными организациями. Предметом такого договора являются музыкальные, драматические произведения.
Сценарные договоры регулируют отношения в области кино и телевидения. Каждый такой договор имеет свою специфику в зависимости от сценария той или иной передачи либо от формы киноленты (художественной или документальной и т. д.).
Специфичен по своему значению договор на создание рекламы. Предметом такого договора является реклама, которая учитывает требования, предъявляемые Федеральным законом от 18 июля 1995 г. «О рекламе». При этом реклама как произведение либо часть произведения (включая его название) должна обладать признаками объекта авторского права, т. е. быть результатом творческой деятельности независимо от назначения и достоинства произведения.
Следующим основанием деления авторских договоров является передача исключительных и неисключительных авторских прав.
По авторскому договору о передаче исключительных прав покупатель становится фактическим владельцем произведения (п. 2 ст. 30 Закона об авторском праве). Однако автор или иной правообладатель может оставить часть этих прав за собой, разделить их поровну с покупателем. При этом всегда за автором сохраняются личные неимущественные права, которые могут принадлежать только автору произведения.
Современная жизнь тесно связана с такими объектами авторского права, как программы для ЭВМ. Независимо от формы выражения программы для ЭВМ рассматриваются как произведения литературы или науки. Важно при этом, чтобы они являлись результатом творческой работы автора.
Каждый обладатель компьютера сталкивается с заключением особого вида договора о передаче авторских прав (в данном случае - неисключительных) на программу для ЭВМ. Такие договоры именуют «оберточными» лицензиями, так как заключаются они путем конклюдентных действий: сторона, изъявившая желание участвовать в сделке, выражает свое согласие не письменно или устно, а своим поведением - вскрытием упаковки программы для ЭВМ. Лицензия на программу для ЭВМ располагается на запечатанной прозрачной упаковке, на которой указывается условие ее использования.
Договор о передаче неисключительных прав разрешает покупателю использовать произведение наравне с лицом, обладающим исключительными правами, и всегда выгоден для автора.
Еще одно основание классификации авторских договоров — наличие или отсутствие самого произведения на момент заключения договора. Авторский договор может быть заключен на уже существующее произведение или на произведение, еще не обретшее реальной формы.
Последний определяется в Законе об авторском праве как договор заказа (ст. 33). Это единственный законодательно закрепленный вид авторского договора. По договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику (п. 1 ст. 33).
В авторском праве часто сравнивается договор с автором на создание произведения и договор подряда. Чтобы раскрыть особенности первого из них, сопоставим два вида договора.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат и оплатить его (ст. 702 ГК РФ). Согласно договору подряда подрядчик должен достичь определенного результата, например создать какую-либо вещь, сделать ремонт. Цена по договору подряда включает издержки подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.
По договору заказа автор обязуется создать произведение, передать его заказчику, который должен выплатить автору аванс в счет обусловленного вознаграждения. В случае творческой неудачи в результате работы аванс остается у автора.
По сравнению с договором подряда, в котором подрядчик может привлекать к исполнению других лиц, если он не обязан по договору лично исполнить обязательство, авторский договор заказа должен быть выполнен непосредственно автором. Автор вправе привлечь к исполнению договора других лиц лишь при условии письменного согласия со стороны заказчика. В противном случае заказчик по договору заказа вправе отказать в выплате вознаграждения соавторам, кроме того, он может потребовать возврата аванса и отказаться от принятия созданного произведения. В отличие от подряда в авторском договоре заказа существенное значение имеет личность автора, творческим трудом которого будет создано произведение.
Предметом договора подряда является результат работы, не обладающий творческим характером, например пошив платья по эскизам заказчика. Но работа по подряду тоже может носить интеллектуальный характер, будь то перевод, постановка фильма или театральной пьесы и др. Поэтому на практике часто путают договор авторского заказа и договор подряда. Однако нормы, регулирующие подряд, не применимы к авторскому договору заказа. Предметом последнего должен быть результат интеллектуального, творческого труда, который к тому же должен удовлетворять заказчика.
Наряду с авторскими договорами заказа, которые связаны с последующим неоднократным использованием произведения, например с изданием рукописи, на практике существуют договоры, по которым произведение используется один раз, скажем, договор на изготовление памятника, написание сценария для телепередачи, если автор не связан трудовым соглашением с телестудией, изготовление эскизов театральных декораций внештатным художником. Такие договоры с авторами могут заключаться на основании публичного конкурса, при этом преимущественное право на заключение договора с автором приобретает лицо, объявившее этот конкурс (ст. 1060 ГК РФ).
Ранее после выплаты вознаграждения победителю организатор конкурса мог свободно использовать произведение без последующих выплат. Договор с автором заключался только при закрытом конкурсе. Ныне конкурсные произведения, обладающие творческим характером, становятся объектами авторского права. Отсюда следует, что отношения между автором и организатором являются авторско-правовыми, а не служебными, и автор будет обладать всеми правами на созданное произведение.
Таким образом, если скульптура, картина и другие произведения используются затем лицом, объявившим конкурс, то последнее, получая за использование данных работ вознаграждение, должно определенную долю отчислять автору. К сожалению, на практике эти правила не действуют. Для того чтобы защитить автора, следовало бы внести в закон изменения в отношении коммерческого или некоммерческого использования конкурсного произведения.
Назад | Содержание | Вперед |