1. Основные типы отношений между человеком и политикой
Еще античный мыслитель Пифагор утверждал, что «человек есть мера всех вещей». Это высказывание всецело применимо к политике. Именно человек, его интересы, ценностные ориентации и рационально-прагматические предпочтения являются движущим началом политической активности классов, наций, партий, общественных движений и т.д. Взаимодействием человека и политических структур во многом определяется характер политической жизни.
Содержание отношений между человеком и политикой может быть сведено к трем основным типам - приобщенности человека к политике, политическому отчуждению человека и полному слиянию человека и политических структур.
Первый тип - состояние приобщенности человека к политике, выражающееся в разнообразных формах политически активного поведения и характеризующееся стремлением решить те или иные жизненно важные проблемы через воздействие на систему политической власти. Среди факторов, способствующих включению человека в политику, особое знание имеют:
• отождествление себя с определенной политической силой в обществе - партией или движением;
• приверженность лидеру, стоящему во главе государства или политического движения;
• повышение уровня образования людей, стимулирующее их участие в политической жизни;
• статусный рост граждан, повышающий степень их вовлеченности в политические отношения;
• стремление достичь желаемую цель через участие в политическом движении или организации.
Второй тип отношений - состояние отчуждения или аномии, которое характеризуется разрывом связей между человеком и политической системой, сосредоточением усилий людей на реализации частных интересов. Нормы общественной жизни по разным причинам теряют свое значение, перестают регулировать поведение людей и их взаимоотношения. Аномия возникает как сочетание ряда психических качеств и состояний:
• чувство бессилия людей перед ходом событий, осознание неспособности повлиять на действия власти;
• потеря индивидом мировоззренческих опор в поведении, утрата нравственных ориентиров и ценностей;
• убеждение в том, что только неодобряемое поведение может способствовать достижению поставленных целей;
• минимальная степень уважения или индифферентность к доминирующим в обществе ценностям и верованиям;
Все эти состояния могут наступить вследствие добровольного выбора или служить результатом целенаправленного отстранения индивидов и социальных групп от возможности влиять на решение своих проблем через систему государственных органов. Отстранение человека от власти не всегда выводит его за рамки политики и может способствовать концентрации социальной энергии, рано или поздно прорывающейся в эту сферу.
Третий тип отношений - полное слияние человека и политической структуры, подчинение личной жизни ее потребностям. Такая форма самореализации создает специфический тип «авторитарной личности», для которой характерны следующие черты:
• конвенционализм - отзывчивость на внешнее давление, принятие внешних ценностей;
• несбалансированное, покорное отношение к авторитету;
• перенос ответственности и враждебности на внешние силы;
• желание власти и боязнь ее;
• оправдание своего поведения поведением других;
• вера в присутствие и вмешательство в политику мистических сил, заговоров, конспирации и т.д.
Формирование ответственного отношения человека к политической деятельности возможно путем введения его в ситуацию социального и жизненного выбора. Демократизация и гуманизация общественных отношений расширяют границы такого выбора, сужают возможности перекладывания ответственности личности на общественные структуры. Они служат важнейшим фактором усиления влияния человека на политическую жизнь, позволяют отразить в ней многообразие интересов и потребностей.
В России отношения личности и политики имеют свою специфику, во многом обусловленную общинными, коллективистскими традициями, отсутствием демократических навыков жизни и институтов. В силу этой специфики преобладающая роль в политической жизни страны всегда принадлежала не личности, не народу, а лидерам - князьям, царям, вождям или государству.
Взаимоотношения власти и общества в России традиционно носили патерналистский характер. Личность рассматривала себя и оценивалась властью лишь как объект политики.
В советское время сохранению личности в качестве ведомого элемента во взаимодействии с властью способствовали такие факторы, как господство одной партии и идеологии, отсутствие политического плюрализма. Реальная политика и теоретические изыскания были направлены на обоснование и утверждение тезиса о «неуклонном возрастании руководящей и направляющей роли партии в жизни общества», а не стимулирование политической активности личности. Политическая деятельность являлась прерогативой партноменклатуры, а не рядовых членов партии и граждан.
В посттоталитарной России при внешнем плюрализме политических позиций, мнений и концепций, создающем впечатление демократизма, реальная власть принадлежит элитарным кланам, промышленно-финансовым группам. Политические интересы и запросы граждан властными структурами должным образом не учитываются или даже игнорируются. Отсутствует механизм реализации политической активности личности, превращения её из объекта в субъект политической деятельности. Отчуждение граждан от политики тормозит становление гражданского общества и правового государства.
Выход из сложившейся ситуации состоит прежде всего в эффективном решении социально-экономических проблем, формировании на этой основе многочисленного и влиятельного среднего класса, гармонизации основных интересов общества. Усиление власти должно осуществляться прежде всего через рост доверия к ней со стороны общества, расширение социальной поддержки, развитие правовой базы, рационализацию управленческой деятельности на основе научного подхода к принятию и реализации управленческих решений.
Назад | Содержание | Вперед |