ТЕМА 10. РОССИЙСКИЙ ПЛАНИРОВЩИК И БУДУЩЕЕ РОССИИ

  Современный мир складывается из следующих взаимодействующих между собой цивилизаций: западная, китайская, японская, индийская, исламская, латиноамериканская, африканская, российская и еврейская (последняя не принимается во внимание в политологических и культурологических исследованиях). Их взаимодействие определяется специфическими чертами присущих им планировщиков, о чем шла речь выше. Особого внимания заслуживает взаимодействие российского планировщика с иудейским планировщиком, так как это оказывает влияние на судьбы не только самой России, но и всей мировой цивилизации. Прежде всего следует отметить то, что этот планировщик представляет собой византийскую версию Библии, в нем «зашиты» мощные православные идеи, изложенные в «Новом завете», «Сказании о великом князе Владимире» и «Слове о законе и благодати» Иллариона, выдвинутая при Василии III Филофеем идея «Москва - третий Рим», мессианизм, который является обратным еврейскому: если иудеи живут для себя, то русские - для других и пр. Целевая функция, «зашитая» в православии, - это создание соборности (коллективизма), или на языке современной синергетики, создание когерентного социального луча, наподобие динамичной системы лазера. Только Россия может функционировать в этом режиме, ни одно другое государство не сможет выдержать этот режим экзистенции. Россия вынесла все удары истории благодаря, в частности, незамутненной византийской версии планировщика, тогда как Запад деформировал эту незамутненность. Ведь «Новый завет» был создан в качестве инструментария для дальнейшего развития цивилизации, Христос есть бифуркация в развитии человечества, представляющего собой нелинейную систему. Католицизм линеаризировал нелинейную динамику истории, выраженную в «Новом завете», в результате чего это упрощение привело к глобальным проблемам современности. Россия восприняла христианство в его нелинейной постановке кардинальных проблем экзистенции человечества на основе многосвязности. Мощь российского планировщика состоит в том, что в нем «зашиты» целый ряд паттернов самых различных цивилизаций, а именно: византинизм, впитавший в себя парадигмы восточного христианства, иудейский мессианизм и римскую идею мирового господства, каждая из которых, в свою очередь вобрала в себя паттерны других, более древних цивилизаций вплоть до древнеегипетской и шумеро-мессопотамской; монгольский паттерн, сумевший наряду с принципом эффективной организации включить в себя идеи китайской и других восточных цивилизаций; фундаментальные идеи европейской и кавказской цивилизаций. Именно это многообразие идей различных цивилизаций обусловливает немалую мощь российского планировщика, функционирование которого обеспечивает, как показано в монографии В.С. Поликарпова и В.А. Поликарповой «Россия versus Рим», «необычайный запас цивильной прочности России и соответственно особенность русского характера, сотканного из противоречий». Благодаря своему планировщику Россия обладает значительной адаптивностью к различного рода вызовам истории и переносит социальные катаклизмы, возрождаясь после каждого из них подобно птице Феникс.
  Однако следует отметить, что идеи «зашитые» в планировщике и выработанные им стратегии сами по себе не реализуются, для этого необходима деятельность государственного аппарата или исторической личности. Осуществление целевой функции российского планировщика оказывается не всегда целенаправленным в силу следующих обстоятельств. Прежде всего, для российского менталитета характерна деятельность по принципу «авось», что значительно снижает мощь планировщика, ибо доминирование стихии не позволяет достигнуть поставленной цели. Не менее существенным является неразработанность у России стратегии своего исторического развития, именно в силу несовершенства, а иногда и отсутствия этой стратегии, она очень многое проиграла на международной арене. Несовершенство исторической стратегии развития России привело к неверной оценке функционирования иудейского планировщика на ее территории.
  Известно, что с присоединением части Польши к Российской империи последняя получила массу еврейского населения, которое не имело равных прав с другими народами (оно жило в черте оседлости со всеми вытекающими отсюда последствиями). Проблема взаимоотношения евреев и власти была осознана в России еще в конце XVIII века. В свое время Павел I послал сенатора и известного поэта Г.Р. Державина для оценки положения еврейского населения в Белоруссии. В итоге им была составлена записка «Мнение об отвращении в Белоруссии голода и устройстве быта евреев», в которой были выдвинуты два основных тезиса: «устроить их политически и нравственно подобно просвещенным народам», «поставить евреев, относительно общежительских обязанностей, наравне с прочими России подвластными народами». И хотя многие предложения Г. Р. Державина были осуществлены властями, однако не до конца были сняты ограничения, что приостановило процесс интеграции евреев в российский социум и культуру. Примером интеграции служат сибирские евреи, которые к концу XIX - началу XX в. адаптировались к местным условиям, сохранили свое национальное и религиозное лицо, образовав достаточно специфическую общность. Этому способствовало отсутствие антисемитизма на уровне массового сознания местного населения, незначительное различие между образами жизни, экономическим положением евреев и местного населения и пр. В общем картина интеграции евреев в российский социум обрисована историком Н. Цимбаевым: «Евреи, жившие в пределах Российской империи, со времени разделов Речи Посполитой, просветительских мер Александра I и ограничительных шагов Николая I были составной частью российского общества... Распад традиционного общества и быстрый процесс урбанизации в конце XIX - начале XX в. создавали благоприятные условия для дальнейшей интеграции евреев в рамках единого российского общества. Опуская сюжеты, связанные с навыками деловой активности и более высоким образовательным уровнем части евреев, что предопределяло их действенную заинтересованность в модернизации, отметим, что главным условием подобной интеграции было кардинальное преобразование России. Пути этого преобразования, как эволюционный («либералы-постепеновцы»), так и революционный, были достаточно полно представлены в тогдашней общественной мысли. Состоялся, как известно, путь революционного преобразования. Российские евреи не в меньшей, но отнюдь и не в большей степени несут ответственность за выбор этого пути, нежели другие составные части российского общества, будь то народы, сословия или классы. Они были не «за» и не «против» революции, не «за» и не «против» социализма или частной собственности, они были разными. История российского еврейства не может быть написана вне и помимо истории революции, как бы в парении над Россией, понимаемой как некое пространство; их история - составная часть истории России, драматическая, как и любая иная, страница истории российской революции». Разумеется, участвующие в революции евреи были разными, что обусловлено взаимодействием иудейского и российского планировщиков, оказывавшем различное влияние на российских евреев.
  Именно наличие иудейского и российского планировщиков лежит в основе разнокачественности менталитетов евреев и русских, откуда вытекает и разнокачественность проблем, которые стояли перед ними в революции: русские, отмечает Т. Красавицкая, «...еще должны были испить чашу вина свободы, в которой евреи, строго говоря, по определению не нуждались». Различие этих менталитетов заключается, например, в том, что русские ориентированы на мессианство и миссионерство, тогда как евреи - на мессианство. Иудейский бог в качестве интеллектуальной конструкции предоставлял евреям поле для позитивной реальной деятельности, нацеленной на осуществление целевой функции: сохранить свою идентичность. «Именно поэтому еврейская история представляет собой последовательную смену идей, призванных обеспечить достижение этой цели» (Т. Красавицкая). Сама идея мировой революции послужила основой взаимодействия уникальных иудейского и российского планировщиков в новых условиях, что способствовало активному участию евреев в революции и дальнейших пертурбациях Советского Союза.
  Вполне естественно, что советское еврейство активно принимало участие в происходящих процессах со всеми их позитивными и негативными сторонами, евреи стали самыми лояльными гражданами страны. Они содействовали строительству социалистического общества, его упрочению на международной арене, используя свой немалый интеллектуальный и информационный потенциал. Именно на этот потенциал опирался И. Сталин, который выступил в качестве мощного планировщика, сравнимого с иудейским. Это вполне объяснимо, так как он практически получил полное образование в православной семинарии, где детально изучали Ветхий и Новый заветы, т.е. он освоил фактически суть иудейского и христианского планировщика в его византийской версии. К этому следует прибавить глубокую проработку трудов К. Маркса, чей «Капитал» воспроизводит структуру Моисеева «Пятикнижия», а также превосходные знания в области истории, дипломатии, политической экономии и других социальных и гуманитарных наук. Следует отметить тот факт, что в отличие от В.И. Ленина, прорабатывающего в день 800 страниц книг на нескольких иностранных языках, И. Сталин осваивал 500 страниц в день специальной литературы.
  Благодаря мощи И. Сталина как планировщика Советский Союз сумел перед Второй мировой войной осуществить реформы «русского Бисмарка», что дало возможность выйти стране на одно из первых мест в мире. Другое дело, что все успехи были достигнуты ценой больших жертв со стороны советского народа, однако это получает свое объяснение с позиций теории оптимального управления. В данной теории имеется классификация оптимальных систем автоматического управления, чья природа может быть любой, в том числе и социальной: разомкнутые и замкнутые системы. Замкнутая система - это система с обратной связью, позволяющее принимать решения, что требует немало времени. Такой системой являются США с их кооперативной демократической системой управления, особенность которой заключаются в том, что решения принимаются медленно. Это позволяет минимизировать погрешности в достижении поставленных целей, минимизируя таким образом затраты энергии. Разомкнутая система характеризуется тем, что управляющее устройство не получает информации о действительном состоянии управляемого объекта. В Советском Союзе этой разомкнутой системе соответствовала административно-командная система, позволяющая принимать быстрые решения в области управления. Такая минимизация времени принятия управленческих решений влечет за собой максимизацию затрат энергии для реализации поставленных целей. Оптимизация по быстродействию управления означает, что цели управления важнее, чем состояние управляемой системы: цели достигаются быстро - ордена дают и головы рубят. Цели задает планировщик, критерием служит быстродействие, реализация происходит на тактическом уровне. Именно такого рода сталинский планировщик дал возможность Советскому Союзу пройти за десять лет тот путь экономического развития, который в нормальных условиях занимает минимум столетие, хотя это сопровождалось значительными потерями.
  Как планировщик И. Сталин обладал стратегической дальнозоркостью - он предвидел предстоящий глобальный расклад сил, возможность распада Советского Союза, подчеркивал значимость союза России и Китая, понимал глобальные экономические и политические тенденции финансового капитала, в том числе США. Необходимо отметить то обстоятельство, что он не проводил политику национализма и антисемитизма, как это пытаются односторонне представить, по выражению Гегеля, «исторические камердинеры» - современные публицисты. Ведь И. Сталин исходил из социальной, а не национальной позиции, поэтому одни из советских евреев подвергались репрессиям, другие получали награды (достаточно принять во внимание, что большая часть научно-технических работников в Советском Союзе были евреями, что творческая элита в своем большинстве состояла из евреев). Вместе с тем И. Сталин осуществлял в отношении евреев традиционную для императорской России политику «разделяй и властвуй», заложенную в византийском планировщике, и использовал антисемитизм в качестве механизма укрепления своей власти. Он использовал мощь византийского планировщика в своей попытке осуществить утопию «земного рая», заложив тем самым основы неадекватного реагирования на вызовы будущего для страны. Здесь И. Сталин предстает для его оппонентов в роли «злого гения», хотя другие считают его «добрым гением». Очевидно, что реальный И. Сталин отражал и выражал противоречия своей трудной и сложной эпохи, и поэтому суть его личности весьма удачно выразил британский актер с мировым именем Питер Устинов: «В фигуре Сталина содержатся все персонажи Шекспира».
  В результате действия вполне определенных причин произошел распад Советского Союза, о чем шла речь в выше, причем одной из таких причин является то, что после смерти И. Сталина в стране не оказалось мощного планировщика, способного осуществлять государственную стратегию защиты национальных интересов. На горизонте просматривается возрождение Большой России, что невозможно без участия в нем евреев, которые являются одним из существенных и необходимых корней российской цивилизации. К этому процессу следует подключить мощь иудейского планировщика, на что обращает внимание А. Эскин: «Время проявить волю и стать творцом истории, а не ее пассивным субъектом. Время работает против нас, покуда мы пребываем в колебаниях и нерешительности. Но вот перед нами обозначается великая задача. И кто знает - не ради этого ли великого часа свел русских с евреями с начала века Творец вселенной, чтобы вписали мы вместе новую страницу в историю победы рода людского над преследующим его змеем?». Действительно, вся современная геополитическая ситуация складывается таким образом, что Израилю и России придется объединить свои усилия для противостояния исламистскому терроризму (что не тождественно исламской религии, заслуживающей уважения). Одной из мировых тенденций является стремление некоторых сил фундаменталистского характера создать мировой халифат, простирающийся от Марокко до Китая. Израиль наряду с Ираком находится в центре геополитической оси мира, проходящей между Западной Сибирью и Месопотамией, кто владеет этим регионом, тот владеет миром. Поэтому Израиль является костью в формирующемся халифате, не давая ему обрести целостный характер, чтобы доминировать в мире. Для понимания будущего цивилизации России следует принимать во внимание ее исторические социокультурные традиции, связанные с понятием российская или советская «империя». Ведь манипулирование данным понятием западными идеологами и стратегами холодной войны, отчеканивших его в формулу «Советский Союз - империя зла», в немалой степени способствовало развалу СССР со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для самого Запада и в первую очередь для Америки. В действительности же неправомерно сравнивать Россию (и Советский Союз) с Британской, Французской и другими империями, кстати, понятие империи не следует использовать и при характеристике Америки. В одной из бесед со мной (речь идет о В.П.) член-корреспондент РАН Ю.А. Жданов дал следующее определение данного понятия: «Империя - это многонациональное образование, которое характеризуется наличием этнокласса». В этом смысле Британия, Франция, Испания, например, представляют собою классические империи, ибо в них англичане, французы, испанцы в качестве носителей вполне определенного этноса выполняли в полиэтническом государстве социально-организующую функцию. И не составляли этнокласса русские, несмотря на то, что исторически наше государство называлось Российской империей. И в Российской империи, и в Советском Союзе правящая элита отнюдь не была этнически однородной, она включала в себя представителей различных этносов. Россия (Советский Союз), а также Соединенные Штаты Америки, Австралия и Индия являются не империями, а - государствами-континентами.
  Именно понятие государства-континента в применении к России имеет важное методологическое значение и существенно для политической философии, которая дает концептуальную картину будущего развития нашего отечества. В этом плане неоценимой является идея В.И. Вернадского о России как государстве-континенте, высказанная им еще в непрочитанной речи (февраль 1917 г.). В ней он также указывает на общечеловеческий характер российского государства-континента: «Мы недостаточно оцениваем значение огромной непрерывности нашей территории. Подобно Северо-Американским Соединенным Штатам мы являемся государством-континентом... Огромная сплошная территория, добытая кровью и страданиями нашей истории, должна нами охраняться как общечеловеческое достижение, делающее более доступным, более исполнимым наступление единой мировой организации человечества». И далее В.И. Вернадский отмечает, что полиэтнический характер и разнообразие физико­географических условий нашего отечества служит основой сильных центробежных сил. Поэтому для сохранения единства Российского государства необходима не грубая сила, а соответствующее требованиям мировой цивилизации равноправное существование «всех народов и всех граждан». На наш взгляд, правящей элите России следовало бы воспользоваться весьма плодотворной идеей В. И. Вернадского, которая отвечает геополитическим интересам России как евразийского государства- континента.
  Не менее существенно и то, что объективные тенденции на территории постсоветского пространства приведут в конечном счете к восстановлению почти всего Советского Союза, но уже на принципиально новой основе. Это значит, что должно возродиться государство-континент Россия в плане идеи В.И. Вернадского, и здесь нам не обойтись без дружеских отношений с Китаем (это требует учета специфики китайского планировщика). Весьма велика вероятность того, что Россия не воспримет в полной мере западного пути развития (хотя в основном Советский Союз промоделировал будущее развитие Запада - он уже проявляет тенденции к тому, чтобы у значительного большинства граждан стран Запада была гарантированная занятость и гарантированные доходы). России в геостратегическом плане необходимо укреплять отношения с Китаем; не случайно еще А. Герцен проницательно назвал Тихий океан, на берегах которого по соседству располагаются Россия и Китай, Средиземным морем «будущего». Китай же весьма успешно проводит экономические реформы (хотя здесь имеются и трудности) и движется по пути рыночного социализма, опираясь на тысячелетние традиции богатейшей культуры и нравственные устои народной жизни. Китай является нашим естественным союзником еще и потому, что в настоящее время Америка стремится не допустить мощного развития Китая (за время экономической реформы 170 млн. китайцев стали жить значительно лучше, чем раньше). Здесь пытаются развалить Китай таким же методом, что и Советский Союз, однако китайская правящая элита не позволит сделать этого, к тому же Америка уже не располагает силой, способной остановить развитие Китая. Поэтому сейчас она стремится продвинуть отношения с Китаем, чтобы получить выгоды от китайского рынка и удовлетворить аппетиты американских деловых кругов. Прорисовываются контуры изящного и устойчивого треугольника «Москва - Пекин - Вашингтон», который каждая из сторон попытается использовать в своих интересах. Геополитические и цивилизационные интересы России диктуют ей установление дружеских связей и с исламским миром и прежде всего с Ираном, чтобы обеспечить свои интересы на Ближнем Востоке (для этого необходимо принимать во внимание особенности исламского планировщика). Поэтому для нее естественным является альянс с Ираном и Китаем, не говоря уже об укреплении экономических, научных, культурных и иных отношений с формирующейся азиатско- тихоокеанской цивилизацией. Это отнюдь не означает того, что она должна отвернуться от Запада, здесь наиболее вероятным ее партнером может быть Германия. В свое время Бисмарк говорил, что «как Германия не может обойтись без России, так и России нужна Германия», что основано на традиционных исторических связях обеих стран. Здесь символом отношений России с Западом и Востоком служит герб в виде двуглавого орла - оптимальное положение России состоит в во взаимовыгодных отношениях с ними и использование своего геостратегического и культурного потенциала для развития по собственному пути. Запад с его материальным богатством и духовной нищетой и Восток с его духовным богатством и материальной нищетой представляют собой тупиковые пути развития человечества. И только интеграция материального и духовного богатств позволит человечеству избежать тупиков своего развития. И если правящая элита России осознает значимость нашего отечества и сумеет осуществить выбор пути развития, адекватный цивилизационным традициям, геополитическим и геоэкономическим интересам страны, тогда она станет процветающей и богатой и займет достойное место в мировом сообществе цивилизаций.

Назад Содержание Вперед