18.2. Связи национальных правовых систем (преемственность, обновление, рецепция, унификация права)

  Процессы преемственности и обновления в праве связаны с закономерностями становления индивидуальных (национальных) правовых систем, с общим историческим движением права как социального феномена (правовым прогрессом, ростом правовой культуры, регрессивными явлениями в праве), с закономерностями связи и соотношения национальных и общечеловеческой правовых культур и др.
  Преемственность и обновление - это две стороны одного и того же процесса - процесса становления и развития национальной правовой системы. Причем пропорции, удельный вес каждой из сторон в каяедом конкретном случае и на каждом историческом этапе могут быть различными, что зависит от таких факторов, как:
  а) собственная логика развития права как социального феномена;
  б) социально-экономический строй общества;
  в) религиозно-этические традиции;
  г) историческая обстановка;
  д) внешнее влияние; и др.
  Главным фактором, обусловливающим преемственность, является необходимость нормативного регулирования ряда общественных отношений, вытекающая из потребностей самого общества, и обнаруженная преемственность может быть вне сущности, только в содержании права, его форме, отчасти в функциональном назначении (например, в регулятивном).
  Например, некоторые авторы считают, что преемственность в праве означает связь между разными этапами (ступенями) в развитии права как социального явления, что суть этой связи состоит в сохранении определенных элементов или сторон права (в его сущности, содержании, форме, структуре, функциях и др.) при соответствующих его изменениях. При этом преемственность может быть отрицательной, то есть иметь консервативное, реакционное, негативное значение.
  Различают преемственность «по вертикали» (во времени) и «по горизонтали» (в пространстве). В любом случае, однако, преемственность по смыслу этого понятия предполагает исторически последовательный характер, и в этом плане «вертикальная» преемственность отличается от «горизонтальной» лишь тем, что означает сохранение элементов при переходе в новые качественные состояния одной и той же национальной правовой системы. «Горизонтальная» же преемственность заключается в восприятии прошлого правового опыта других (территориально) государств.
  Рецепция права может рассматриваться некоторыми авторами как специфическое проявление преемственности в праве. Думается, что дело обстоит как раз наоборот: правопреемственность является разновидностью правовой рецепции.
  Слово «receptio» в латинском языке означает «принятие», а приниматься, заимствоваться могут:
  а) прошлый правовой опыт (в этом случает, как раз имеет место правопреемственность) ;
  б) элементы современных правовых систем.
  Практический смысл этого различия состоит в том, что рецепция в форме принятия элементов параллельных правовых систем, то есть правовых систем других современных государств, таит в себе больше возможностей механического заимствования чуждых правовых ценностей (чуждых исторически, социально, религиозно-этически). В случае же рецепции права в форме преемственности такие ценности как бы испытываются временем, проходят через «фильтр» общечеловеческой культуры.
  Самым известным примером рецепции права в форме преемственности является рецепция римского частного (гражданского) права в странах континентальной Европы в связи с развитием товарно-денежных отношений.
  Примером удачной рецепции права может служить также принятие Японией в свою правовую систему Германского гражданского уложения 1896 г.
  Обновление в праве связано с процессом создания самобытных правовых ценностей в рамках конкретной национальной культуры. Если бы этот процесс в праве не имел места, то нечего было бы и преемствовать. Ведь то же самое римское право первоначально было создано как нечто новое, то есть ранее не существовавшее в рамках античной культуры Древнего Рима. Затем, уже в эпоху Возрождения, оно было тщательно обработано в западноевропейских университетах своими толкователями (глоссаторами и постглоссаторами), стало правовой ценностью общечеловеческого значения и выступило основой кодификации гражданского законодательства в правовых системах романо-германской правовой семьи.
  Рассмотренные процессы заимствования, взаимовлияния правовых систем мира неизбежно ведут к их сближению, к унификации. Это наблюдается не только внутри конкретных правовых систем (семей), но и между системами, относящимися к разным семьям. В условиях экономической, политической, культурной интеграции народов процесс унификации носит целенаправленный характер. В тотальной, всеобъемлющей унификации правовых систем, охватывающей все отрасли права, нет необходимости, она недостижима. Правовые системы разных государств будут сохранять разнообразие, поскольку они отражают специфику жизни народов, государств.
  В унификации нуждаются, прежде всего отрасли и институты, связанные с регулированием между народных связей (воздушное, морское, финансовое, процессуальное право и др.), а также с состоянием прав и свобод граждан. Унификация проявляется, прежде всего в экономической сфере. Большая роль в унификации правовых систем мира принадлежит международному праву, международным договорам, конвенциям.
  Унификация права осуществляется не только в региональном плане, но и в глобальном. Это происходит за счет идеологического влияния одних систем на другие, путем прямой рецепции, инкорпорации частей одних правовых систем другими, в результате влияния в свое время колонизации. На современном этапе основная роль принадлежит международному праву (международным двусторонним и многосторонним договорам и конвенциям).

Назад Содержание Вперед