§ 2. Способы богопознания
Существует два главных способа богопознания — естественный и сверхъестественный. Естественный способ богопознания состоит в познании Бога из естества или природы видимого мира, человеческой души, исторического человечества. По словам святителя Григория Богослова, «небо, земля, море, словом — весь мир, есть великая и преславная книга Божия», красноречиво проповедующая всем людям о всемогуществе, премудрости и благости Творца и Промыслителя всего — Бога.
Священное Писание указывает на этот именно способ богопознания, когда говорит: «небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18 : 2). «Вся земля полна славы Его» (Ис. 6 : 3).
Наблюдая и изучая окружающий мир, его разнообразие, красоту, стройность и целесообразность мировой жизни, человек также естественно приходит к познанию Бога, как при изучении какого-нибудь произведения к познанию его автора. Врожденное стремление к Божеству и способность непосредственно чувствовать Его помогают человеку в его исканиях, подсказывают ему, где можно видеть следы Божественных совершенств, что можно относить к Богу и чего нельзя. Этот способ богопознания доступен для всех людей — как для христиан, так и для язычников. Об этом свидетельствует апостол Павел, говоря: «ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1 : 19-20). Пути, которыми разум может следовать при составлении понятия о Боге, руководствуясь естественным откровением — суть следующие:
1) путь отрицания, состоящий в том, что человек исключает из понятий о Боге те черты и свойства, которые он усматривает в мире конечном, ограниченном. Так он приходит к заключению, что Бог вечен, бесконечен, неизменяем, бессмертен и так далее;
2) путь причинности или заключения от действия и первой причины — космологическое доказательство бытия Божия; от целесообразности и порядка в мировой жизни и премудрости Творца (физико-теологическое доказательство);
3) путь аналогии, состоящий в том, что человек познает Бога через познание самого себя, как сотворенного по Его образу и подобию; например, от сознания в себе нравственного закона (совести) приходит к признанию виновника этого закона (нравственное доказательство бытия Божия);
4) путь превосходства, когда достоинства, замечаемые в мире и человеке приписываются Богу в высочайшей мере в превосходнейшей степени, лучше же сказать — в бесконечной степени. Так, мудрость становится премудростию, ведение — всеведением, могущество — всемогуществом и так далее.
Руководствуясь естественным способом богопознания, многие язычники достигали некоторого познания о Боге, однако, большинство их, по словам апостола Павла, «заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца» (Рим. 1 : 25), «и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (Рим. 1 : 23). Отсюда ясно, что одного естественного способа богопознания оказалось недостаточно, чтобы сообщить людям истинное богопознание. Главная причина этого заключалась в глубоком повреждении природы человека вследствие грехопадения. Грехопадение повлекло за собой помрачение образа Божия в человеке, затемнение богоначертанной в нем идеи о Боге, погружение человека в чувственность до уподобления «скотом несмысленным».
Вследствие этого человеку стало трудно находить следы Божии в видимом мире, тем более что грех человека оказался и в видимом мире явлением физического зла, в связи с чем видимый мир перестал быть таким же ясным отражением славы Божией, каким был до грехопадения человека. Все это приводит к признанию необходимости восполнения естественного способа богопознания сверхъестественным.
Сверхъестественный способ богопознания состоит в том, что Бог сам открывает Себя людям непосредственно чрез богоизбранных людей, в особенности же чрез Своего Единородного Сына. Об этом способе богопознания говорит апостол Павел: «Бог, многократно и мнообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последнии дни сии говорил нам в Сыне» (Евр. 1 : 1-2).
Сын Божий Сам свидетельствует о Себе: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине». (Ин. 18 : 37). Он открыл истину эту апостолам и повелел им проповедать ее во всем мире. Сверхъестественное Откровение Божие как способ богопознания имеет несомненные преимущества пред естественным способом богопознания. Оно сообщает нам всю потребную нам в земной жизни полноту познания о Боге, так что человек не нуждается более в каких-либо новых откровениях.
«Я сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15 : 15), — говорит Господь Иисус Христос. Далее Он сообщает нам познание о таких истинах, до которых человек собственными силами никогда не мог бы возвыситься: таковы тайны — о Святой Троице, о миротворении, о происхождении зла, об искуплении мира, об освящении человека, о последних судьбах мира и человека. Откровение это дано не для отдельных каких-либо лиц и народов, а для всего человечества, ибо Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2 : 4).
Имея несомненные преимущества пред естественным способом богопознания, Откровение сверхъестественное, однако, не устраняет значения и надобности богопознания естественного. Естественное богопознание, возбуждая вопросы о предметах религии и не давая на них удовлетворительного ответа, располагает людей к слушанию и принятию откровенного слова Божия. Кроме того, оно помогает усвоению истин Откровения, представляя для них пояснения из внутреннего религиозного опыта и видимой природы.
Спаситель, говоря, например, о промысле Божием, указывал на птиц и полевые лилии. Апостол Павел, поясняя тайну воскресения мертвых, указывая на посеянное и умирающее зерно, объясняет, таким образом, истины откровения примерами, взятыми из области откровения естественного.
Назад | Содержание | Вперед |