3. Субъекты малого предпринимательства

  Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
  - в промышленности - 100 человек;
  - в строительстве - 100 человек;
  - на транспорте - 100 человек;
  - в сельском хозяйстве - 60 человек;
  - в научно-технической сфере - 60 человек;
  - в оптовой торговле - 50 человек;
  - в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
  — в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек (ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» (далее - Закон № 88-ФЗ)).
  При соблюдении всех критериев, определенных ст. 3 вышеназванного Закона, организации, учредителями которых являются физические лица (в том числе физические лица иностранных государств), могут быть отнесены к категории «субъект малого предпринимательства».
  Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
  Меры поддержки, предусмотренные законодательством для хозяйствующих субъектов, признанных в установленном законом порядке малыми предприятиями:
  — льготное налогообложение субъектов малого предпринимательства.
  Законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации устанавливаются льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также предприятий, учреждений и организаций, создаваемых в целях выполнения работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг;
  — ускоренная амортизация.
  Субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. Помимо этого малые предприятия могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет;
  — льготные условия кредитования и стимулирование кредитования субъектов малого предпринимательства.
  Предусмотрена компенсация кредитным организациям, осуществляющим кредитование малых предприятий, которая осуществляется за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. При этом кредитные организации, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях, в свою очередь пользуются льготами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
  — особые условия страхования субъектов малого предпринимательства. Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать страховым организациям полностью или частично недополученные ими доходы при страховании на льготных условиях субъектов малого предпринимательства. При этом страховые организации, осуществляющие страхование субъектов малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством;
  — резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд.
  Государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставки продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства;
  — производственно-техническое обеспечение развития и функционирования субъектов малого предпринимательства.
  В целях поддержки малых предприятий органами исполнительной власти осуществляется комплекс мероприятий по содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры (например, организация рынков, торговых центров).

Назад Содержание Вперед