2.4. Международно-правовые документы в отношении отдельных видов наказаний и правонарушителей
Международно-правовые акты провозглашают право на жизнь, но делают исключение для смертного приговора. Так, статья 6 Международного пакта о гражданских и политических правах, в которой говорится о праве на жизнь, оканчивается словами: «Ничто в настоящей статье не может служить основанием для отсрочки или недопущения отмены смертной казни каким-либо участвующим в настоящем Пакте государством».
Статья 6 Пакта устанавливает, что в странах, которые не отменили смертную казнь, смертные приговоры могут выноситься: только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления; в результате окончательного решения компетентного суда; за преступления, совершенные людьми не моложе 18 лет.
Каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Смертный приговор не должен приводиться в исполнение в отношении беременных женщин.
На региональном уровне отношение к применению смертной казни также неоднозначно. Американская конвенция по правам человека в принципе допускает такое наказание, однако устанавливает, что «смертный приговор не может быть восстановлен в странах, которые его отменили».
В мае 1984г. резолюцией Экономического и Социального совета ООН был одобрен документ, именуемый Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни. Он довольно лаконичен (всего 9 статей) и большей частью направлен на усиление законности и обоснованности приговоров к смертной казни, ограничение применения данной меры.
Что касается приговоренных к смертной казни, то каждый из них должен иметь право подачи апелляции в суд вышестоящей инстанции, а также право на подачу прошения о помиловании или замене приговора (ст.6,7). Смертный приговор не может быть приведен в исполнение «до рассмотрения соответствующими органами прошения о помиловании и завершения иных регрессных процедур». Если же смертный приговор приводится в исполнение, то «эта процедура должна осуществляться таким образом, чтобы причинить как можно меньше страданий» (ст.9).
Международно-правовые стандарты при наказаниях и иных уголовно-правовых мерах, не связанных с лишением свободы.
Подавляющая часть стандартов рассматриваемого профиля сосредоточена в Минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) 1990 года..
Целью стандартов рассматриваемой группы является содействие рациональному использованию мер, не связанных с тюремным заключением как альтернатива лишению свободы. В процесс применения стандартов государствам - членам ООН предполагается руководствоваться следующими принципами:
1) Обеспечить активно участие общественности на всех стадиях реализации рассматриваемых мер;
2) Создать надлежащее отношение между правами преступников, их жертв, интересами общественной безопасности и предупреждения преступности;
3) Использовать стандарты с учетом национальных условий страны и целей системы уголовного правосудия;
4) Наличие широкого набора мер с тем, чтобы гибко реагировать на характер и степень тяжести преступления, личность и интересы общества.
Стандартные правила рекомендуют следующий набор мер, не связанных с тюремным заключением: устные санкции: замечание, порицание, предупреждение; условное освобождение от ответственности; поражение в гражданских правах; экономические санкции и денежные наказания; конфискация; возвращение имущества жертве или постановление о компенсации; условное наказание или наказание с отсрочкой; условное освобождение из заключения и судебный надзор; постановление о выполнении общественно полезных работ; направление в ИУ с обязательным ежемесячным присутствием; домашний арест; любой другой вид обращения, не связанного с тюремным заключением; сочетание перечисленных выше мер.
В целях отказа от тюремного заключения и оказания помощи осужденным в быстром возвращении к нормальной жизни в обществе после вынесения приговоров могут применяться следующие меры: отпуск и помещение в ИУ полутюремного типа; освобождение в связи с работой или учебой; различные формы освобождения под честное слово; сокращение срока; помилование.
В рамках применяемых мер должны использоваться различные методы, в том числе индивидуальная работа, групповая терапия, программы по месту жительства, особое обращение с различными категориями преступников. Выбор обращения зависит от биографии личности, наклонностей, уровня умственного развития, системы ценностей, обстоятельств, которые привели к совершению преступлений. При исполнении соответствующей меры может привлекаться общественность и система общественной поддержки.
При нарушении условий отбывания назначенной меры, не связанной с тюремным заключением, она может быть изменена или отменена. Такое решение принимается только после тщательного исследования фактов. При этом сначала следует попытаться изменить содержание назначенной меры либо перейти в другой мере, не связанной с тюремным заключением. Только исчерпав эти возможности, можно переходить к лишению свободы.
Токийские правила рекомендуют поощрять участие общественности в исполнении мер, не связанных с тюремным заключением, рассматривая его как один из важнейших факторов укрепления связей между осужденными их семьями и обществом. С той же целью необходимо использовать средства массовой информации.
Стандартами рекомендуется планировать и осуществлять программы не связанные с тюремным заключением мер как неотъемлемую часть планирования национальной системы уголовного правосудия.
Международные стандарты обращения с несовершеннолетними преступниками.
Ввиду особого положения несовершеннолетних, их уязвимости, возможности их меньшей вины за совершенные преступления международным сообществом были выработаны отдельные документы для защиты несовершеннолетних, в том числе в системе уголовной юстиции.
В 1989г. Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка. В соответствии со ст.37 государства - участники должны обеспечивать, чтобы ни один ребенок не был подвернут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видов обращения и наказания. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не должны назначаться за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет.
Ни один ребенок не должен лишаться свободы незаконным или произвольным образом. Арест, задержание, тюремное заключение ребенка должны осуществляться согласно закону и использоваться лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого периода времени.
Каждый лишенный свободы ребенок имеет право на гуманное обращение и уважение достоинства его личности с учетом потребностей лиц его возраста. В частности, каждый лишенный свободы ребенок должен быть отделен от взрослых, если только не считается, что в интересах ребенка этого делать не следует, иметь право поддерживать связь со своей семьей путем переписки и свиданий, должен иметь право на доступ к правовой помощи.
Положение несовершеннолетних в системе уголовной юстиции специально посвящены Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, получивших сокращенное наименование Пекинские правила (1985г.)
Правила гласят, что «несовершеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому». Данный международный документ определяет принципы обращения с несовершеннолетними правонарушителями на всех стадиях уголовного правосудия. В п.16 Правил подчеркивается необходимость совершенствования системы правосудия в отношении несовершеннолетних и принятия одновременно мер для разработки прогрессивной социальной политики в отношении несовершеннолетних.
Особое значение Пекинские правила придают условному осуждению несовершеннолетних из ИУ. Согласно п.28 Правил, оно «применяется соответствующими органами в возможно более широких масштабах и в возможно более ранние сроки». Условно освобожденные должны получать помощь и поддержку общества, а также находиться под надзором компетентного органа. Следует прилагать усилие для использования таких промежуточных для лишения свободы форм работы, как «исправительное учреждение с ослабленным режимом, воспитательные дома, центры дневной подготовки» и другие аналогичные им соответствующие формы.
Устанавливается, что задачей воспитательной работы с несовершеннолетними является «обеспечение опеки, защиты, образования и профессиональной подготовки с целью оказания им помощи для выполнения социально полезной и плодотворной роли в обществе». Правила не конкретизируют условия содержания несовершеннолетних правонарушителей, делая отсылку к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, которые должны использоваться «по мере их применимости к обращению с несовершеннолетними».
Однако позднее ООН вернулась к этому вопросу, и Резолюцией от 14 декабря 1990г. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Правила ООН по защите несовершеннолетних, лишенных свободы. Следуя в основном структуре Минимальных стандартных правил, упомянутые Правила определяют принципы и цели управления учреждениями для несовершеннолетних, основания классификации осужденных, физические условия отбывания наказания, условия труда, отдыха, отправления религиозных обрядов, порядок медицинского обслуживания, дисциплинарные процедуры, пути поддержания позитивных социальных контактов, средства ресоциализации после освобождения.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризовать историю международного сотрудничества в области исполнения наказаний.
2. Классификация международных актов в области исполнения наказания.
3. Дайте основную характеристику общемировых и региональных международных соглашений о защите прав и свобод человека.
4. Этический кодекс 1982г., его основные положения и принципы.
5. Кодекс поведения должностных лиц по поддержке правопорядка 1979г., его характеристика и принципы.
6. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955г.: общая характеристика, основные требования и руководящие принципы.
7. Основная характеристика Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988г.).
8. Основные принципы обращения с заключенными 1990г.
9. Европейские тюремные правила 1977г., их назначение, цели и принципы.
10. Международно-правовые акты, касающиеся правового положения лиц, приговоренных к смертной казни.
11. Основная характеристика Международно-правовых стандартов наказаний и иных уголовно-правовых норм, не связанных с лишением свободы.
12. Международные стандарты ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних преступников (Пекинские правила 1985 г.).
Назад | Содержание | Вперед |