3.2. Собственность религиозных организаций

  Одним из основных форм собственности религиозных организаций является вакуфное имущество (вакф).
  Вакф представляет собой имущество, отчужденное в благотворительных целях. После передачи определенного имущества в вакф оно уже не является собственностью учредителя вакфа (вакифа), не становясь вместе с тем собственностью того, кто получает вакф управляет им в интересах обозначенных вакифом выгодоприобретателей. Имущество, переданное в вакф, запрещено использовать не по назначению, установленному учредителем вакфа.
  Таким образом, вакуф — это неотчуждаемая недвижимость, безвозмездно переданная в собственность мусульманской организации.
  Включение по воле объединительного съезда мусульман Республики Татарстан в 1998 году в устав ДУМ Республики Татарстан специальной должности «Председателя вакуфов» в ранге Первого земестителя муфтия является убедительным знаком насущной необходимости возвращения такого феномена жизнедеятельности мусульманского сообщества, как вакф в современную жизнь мусульман. Очевидно, что явление вакуфов как таковых было полностью утрачено в советское время, поэтому стояла двоякая задача — теоретическое осмысление и практическое воплощение в жизнь вакуфной собственности.
  Вакуфное имущество не должно быть передано в собственность религиозных организаций и лишь прибыль, полученная от него используется в их интересах. Например: кто-либо может подарить при жизни или же завещать свою квартиру для какой-либо мечети. Эта квартира оформляется в форме пожертвования как собственность мечети, затем сдается в аренду и извлекаемая прибыль в форме арендной платы за вычетом необходимых платежей на коммунальные услуги идет на нужды мечети, например, на ее освещение, отопление и т.д.
  Причем в качестве вакуфа в мусульманские организации могут поступать не только квартиры, жилые дома, а любые объекты недвижимости, как то промышленные здания и сооружения, торговые точки, земельные участки, в том числе сельскохозяйственного назначения.
  Учреждению института вакфов в Республике Татарстан придается большое значение. Значительным шагом вперед было принятие республиканского закона «О свободе совести и религиозных объединениях», где имеется отдельная статья о том, что религиозные организации могут владеть вакуфной собственностью. Следующим шагом должно было стать принятие подзаконных правительственных актов о конкретном толковании владения этим имуществом, однако, к сожалению, начавшаяся кампания по приведению в соответствие регионального законодательства федеральному перечеркнуло надежду хотя бы на локальном уровне решить проблему неотчуждаемости вакуфов, т.е. их вакуфности.
  Действующий в Татарстане республиканский закон о свободе совести и о религиозных объединениях признает за религиозными организациями право иметь вакуфное имущество.
  Представители мусульманского духовенства с участием Президента РТ в 1993 году обсудили вопрос о создании института вакфов, необходимой для строительства и содержания мечетей, медресе, издание религиозной литературы. На съезде мусульман Республики Татарстан в 1998 г. была введена должность председатель вакуфов (в ранге первого заместителя Муфтия РТ) и отдел вакуфов при ДУМ Республики Татарстан.
  На уровне Российской Федерации также приняты ряд законодательных актов (поправки к Земельному кодексу РФ, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») в соответствии с которым религиозным организациям, имеющим собственные здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенное на земельных участках, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки представляются в собственность бесплатно.
  Кроме этого религиозным организациям согласно Налоговому кодексу РФ представлено ряд налоговых льгот по используемой собственности (имущества). Федеральным законом от 8 ноября 2008 г. № 195-ФЗ в ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее — Закона) были внесены дополнения, согласно которым заключение договоров безвозмездного пользования с религиозными организациями в отношении культовых зданий и сооружений и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения должно осуществляться без проведения конкурсов и аукционов на право заключения таких договоров.
  Важно отметить, что в безвозмездном пользовании или аренде религиозных организаций находится имущество не только религиозного, но и благотворительного назначения, предназначенное, согласно письму Минфина России от 24.05.05 № 03-06-02-02/41, для благотворительной деятельности, которая в силу п. 1 ст. 18 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» может осуществляться религиозными организациями как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.
  Вакуфы
  Продолжается осмысление мусульманским сообществом понятия вакуф и возможности его применения в правовом поле РФ. Весьма важным этапом в этом направлении нужно считать проведение в г. Казани в период с 14 по 17 июня 2004 года Седьмой Всероссийской конференции руководителей духовных управлений мусульман «Вакф и перспективы его развития в современном российском обществе», которая была организована Советом муфтиев России, Исламским банком развития и ДУМ РТ. В работе конференции приняли участие представители Королевства Саудовской Аравии, Кувейта, Египта, Ирана, стран СНГ и многих регионов РФ.
  В то же время до революции вакуфные объекты у мусульманских организаций появлялись через процедуры дарения и завещания. Вот почему больше внимания надо уделять разъяснению вопросов наследования и дарения для религиозных организаций.
  Сейчас существуют все возможности завещать и передавать в дар то или иное имущество. Этот способ необходимо шире практиковать в интересах религиозных организаций.
  Если в мусульманскую религиозную организацию обращается прихожанин или другой человек, желающий передать свое имущество по завещанию, то необходимо в первую очередь с ним подробно побеседовать, в случае справедливости его намерений, поддержать их, объяснить пути решения. Очень важна правовая корректность, необходимо обязательно выяснить, является ли завещатель законным собственником, не обременено ли оно долгами, не могут ли на него претендовать наследники, имеющие обязательную долю по закону, не выдвигает ли завещатель условий, которые для мусульманской организации неприемлемы, может ли такое имущество по своему назначению быть в собственности мусульманской организации. Будущему завещателю необходимо объяснить, что для завещания обязательна письменная форма и нотариальное удостоверение с оплатой госпошлины. Также ему надо сообщить полное уставное наименование организации как юридического лица, что для завещания является обязательным. Общеизвестным шариатским требованием является также непревышение такого завещаемого имущества одной трети от всего имущества завещателя, две трети которого в непременном порядке отходит к родственникам.
  Необходимо инициировать и поддерживать диссертационные проекты по теме вакуфов для их выявления и описания, ведь благочестивая передача имущества под опеку (вакф) имеет у нас давнюю традицию. У татар она всегда была связана с социальной сферой. Через процедуру вакуфа появлялась у нас недвижимость в форме различных школ, приютов, больниц и др. Особенность нашей религии требует сохранения их особого правового статуса, чтобы они функционировали до конца на богоугодной службе людям, поэтому они должны быть неотчуждаемы. Конфискация вакуфов советской властью больно ударила по социальной сфере мусульман.
  В этой связи необходимо решить вопрос об окончательном возвращении всех вакуфных объектов, остающихся пока в чужих руках.
  Как уже отмечалось, главным качеством вакуфной собственности является неотчуждаемость, поэтому наибольшим препятствием для массового распространения этой разновидности собственности является отсутствие четких законодательных гарантий неотчуждаемости вакуфов, т.е. их вакуфности. Речь не идет лишь о том случае, что имам мечети, получившей в подарок квартиру для мечети может ее в любой момент продать, но и о возможности наложения на религиозную организацию, являющуюся обычным юридическим лицом, субъектом гражданских правоотношений разного рода взысканий (арбитражные суды, искусственное «банкротство» и т.д), т.е. теоретически возможны случаи принудительной продажи этой квартиры, т.е. утраты вакуфа. Если Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» защищает от взысканий имущество богослужебного назначения, вакуфная собственность сюда, к сожалению, не подпадает.
  Известно, что в последние годы в Государственной Думе РФ идет процесс подготовки изменений в федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях», и во время Четвертого Всероссийского семинара руководителей Духовных управлений мусульман «Экономическое и финансовое управление религиозными и благотворительными организациями — реалии и перспективы» в Москве в его Итоговой документ вошло предложение представителей ДУМ РТ о важности узаконения вакуфной собственности в федеральным законе.
  Известно, что до революции многие мечети владели вакуфной собственностью. Очевидно, что значительная часть этих зданий расположено в г.Казани. За прошедшие четыре года с администрацией г.Казани проделана значительная совместная работа по возвращению сохранившихся вакуфных зданий. Нужно отметить чуткое отношение к проблемам мусульман администрации г.Казани, во многом благодаря усилиям которой целый ряд сохранившихся вакуфных зданий был возвращен мусульманским организациям.
  Часть из них уже отреставрирована и функционирует на благо мусульман. Например, магазин мясных продуктов «Халяль» при мечети Марджани по ул. З.Султана, 16. В двух переданных зданиях расположились учебные заведения: в здании по ул.Гафури, 67 медресе им. 1000-летия принятия Ислама и в здании по ул. Тукая, д. 40, один из факультетов медресе «Мухаммадия».
  В то же время необходимо иметь в виду, что большинство переданных вакуфных зданий сильно обветшало и для их архитектурной реконструкции требуются значительные финансовые средства, тем более что практически все они являются памятниками архитектуры, истории и культуры, поэтому требуются дорогостоящие проекты реконструкции и реставрации и спецальные строительные технологии. Все это привело к затягиванию восстановления ряда зданий.
  Причины этого также в том, что эти здания переданы в безвозмездное пользование с условием запрета субаренды, что также практически исключает возможность привлечения сторонних инвесторов.
  По состоянию на сегодняшнее время многие дореволюционные вакуфные здания г.Казани до сих пор еще не переданы мусульманским организациям. Одними из крупнейших зданий, находящихся в относительно хорошем эксплуатационном состоянии — это здания медресе «Касымия» или «Кул буе», здания медресе «Г аффария» и др.
  В то же время нельзя не отметить, что государственными органами передан в пользование ДУМ РТ ряд зданий, которые никогда к вакуфам не принадлежали. Это здание Российского Исламского Университета по ул.Газовая, резиденция ДУМ РТ по ул. Лобачевского, помещение столовой по ул. Насыри для мечети Марджани в г.Казани, добротное здание под медресе в г.Нурлате.
  Особо хочется отметить, что республиканский закон не требует централизации вакуфного имущества, наоборот, в нем подчеркивается, что вакуфами могут владеть любые религиозные организации, т.е не только, например, ДУМ РТ и его структуры, а и любая мечеть или медресе. И положения этого закона уже многие мечети используют на практике. Наиболее показательны в этом плане опыт деятельности приходов мечети Марджани г.Казани и мечети «Абузяр» г.Набережные Челны.
  Мусульманская недвижимость
  Продолжающийся до сих пор процесс строительства новых мечетей и зданий медресе в Татарстане всё более актуализирует задачу подготовки и специализации архитекторов и строителей мусульманских культовых зданий.
  Одновременно необходимо предусмотреть в учебных планах мусульманских профессиональных образовательных учреждений преподавание основ мусульманской архитектуры и строительства, так как пока будущие мусульманские священнослужители, которым предстоит выступать заказчиками проектов и строительства зданий мечетей будучи незнакомы с этой сферой неспособны адекватно сформулировать задачу проектировщику, оценить качество их работ, в целом испытывают затруднения в организации работ, сопряженных со строительством, либо реставрацией зданий мечетей.
  Все это зачастую приводит к появлению построек, не соответствующих традициям мусульманского градостроительства и даже затрудняющим проведение богослужений.
  Архитекторы и строители, особенно работающие вне нашей республики, не имея необходимой информации об основах Ислама, также испытывают значительные трудности в проектировании и строительстве мечетей.
  Завершение строительства мечети Кул Шариф привело к возникновению интересного опыта использования культовых зданий — собственно здание мечети остаётся на балансе государственной организации, которая обеспечивает эксплуатацию помещений, берёт на себя оплату эксплуатационных платежей, культовую же сторону курирует религиозная организация. Этот опыт вполне может быть востребован и в других городах республики. При строительстве больших культовых объектов, являющихся важными культурно-архитектурными центрами для городов вполне возможна их совместная эксплуатация с управлениями культуры при условии покрытия эксплуатационных расходов. Такой вариант оформления деятельности использован в Лениногорской Соборной мечети.
  Ныне окрепшие приходы, которые обзавелись благоустроенными зданиями мечетей, начали обзаводиться и специализированными учебными зданиями медресе, в которых располагаются непрофессиональные религиозные курсы при мечетях, не ставящих целью подготовку мулл. В г. Казани такие здания появились у мечетей «Г адел», «Иман Нуры», «Рамазан», «Ризван» завершается строительство такого здания у мечети «Хузейфа». Мечеть Марджани отреставрировала здание дореволюционного медресе «Марджания», в котором разместился Казанский Исламский колледж.
  Строительство такого рода зданий начальных учебных заведений очень важно, так как позволит впоследствии учреждать в них полноштатные начальные медресе по опыту п. Кукмор, что резко повышает эффективность их деятельности, так как в них трудятся на профессиональной основе специализированные преподаватели.
  Все это говорит об активной роли государства в поддержке развития религиозных организаций в РФ.
  Работа с бизнесменами
  Пока как правило, участие бизнесменов-мусульман в жизни мечетей зачастую ограничивается строительством новых зданий мечетей. Еще редки случаи участия представителей бизнеса в приходской жизни мечетей. А это очень важно, так как их возможности и опыт организационной работы очень востребован в общественном и благотворительном измерении деятельности мусульманских общин. Они могли бы стать незаменимыми добровольными помощниками имамов и абыстаев.
  В качестве волонтеров и активистов в приходах не хватает интеллигенции, из-за чего часто слышится критика в адрес наших мечетей. Необходимо шире привлекать в состав мутаваллиятов светски образованных, известных людей, так как их знания светской культуры и науки помогут лучше донести до современных прихожан и особенно для потенциальных прихожан ценности Ислама, дойти, достучаться до их ума и сердца.
  В приходах не нужно допускать однообразия и застоя, нужно менять периодически членов выборных органов, обновлять общественные советы. Это приведёт к активизации жизни, обновлению методов работы, разнообразит арсенал дагвата.
  В сельских приходах необходимо расширять состав мутаваллиятов — приходских советов за счёт привлечения к их работе местного муниципального начальства, а также представителей интеллигенции. Ведь именно приходы решают многие социальные функции: благоустройство и порядок на кладбищах, забота о нищих и сиротах в приходе, воспитание и распространение нравственности, устранение конфликтов, возникающих между жителями, захоронение нищих и оставшихся без присмотра и др.
  В рамках идущего реформирования местных властей в республике необходимо предусматривать получение участков сельскохозяйственного назначения для целей содержания мечетей и обеспечения их социального служения и благотворительности.
  В связи появлением зданий мечетей во многих мусульманских пунктах нужно мобилизовать усилия активных прихожан и спонсоров на необходимости строительства около зданий мечетей зданий медресе и домов, предназначенных под служебное жильё для духовенства. Наличие служебного жилья при мечетях даст возможность приглашать на служение молодых имамов — выпускников учебных заведений, сохранить их в собственности прихода после их отъезда. Наличие в собственности приходов не подлежащего приватизации жилого помещения очень важно, его можно использовать для приглашения практикантов, проповедников из других регионов.
  Полезно создание при приходах попечительских советов, членство в которых сопряжено с внесением определенного годового взноса. Эти средства должны направляться на благоустройство мечети, на содержание её штата, на образовательные цели в приходе и на благотворительность, ремонтные работы, помощь бедным прихожанам, поддержание порядка на кладбищах.
  Попечительские советы могут избираться на общих приходских собраниях. Имамы должны быть членами по должности. Численный состав этих советов надо оставить на усмотрение приходов, в исключительных случаях пусть он будет состоять даже из одного человека, благотворителя.
  При смене руководства мусульманской религиозной организации необходимо в соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.97 №125-ФЗ в течение 3 дней уведомить регистрирующий орган. Такая норма введена в действие с 21.03.2002 года.
  Российские государственные власти уделили серьезное внимание на проблему организации хаджа. В 2002 году был создал совет по хаджу при правительстве РФ. 4 ноября 2002 года ДУМ РТ провело конференцию по хаджу в г. Казани, в работе которой принял участие уполномоченный по вопросам хаджа, депутат Государственной Думы РФ А. Билалов. Намеченные на этой конференции процедуры организации хаджа показали свою правильность, в результате чего в последние годы удалось успешно решить большой комплекс организационных вопросов.

Вопросы для самопроверки

  1. Что означает понятие вакуфное имущество?
  2. Расскажите о законодательных актах, способствующих развитию вакуфного имущества в России и Татарстане.
  3. Какова история возникновения вакуфного имущества?
  4. Что является препятствием для массового распространения вакуфной собственности?
  5. Расскажите о вакуфной собственности в Казани.
  6. В чем заключается работа с бизнесменами.

Назад Содержание Вперед