4.2. Функциональная организация профессиональной ориентации безработных
Функциональная связь профессиональной подготовки безработных и незанятого населения и их профориентационной поддержки предполагает развитие и совершенствование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки не только в рамках задач службы занятости, но и на уровне государственной политики. Система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации должна содействовать созданию механизмов и условий наиболее полного и эффективного использования трудового потенциала, социального управления развитием и совершенствованием человеческих ресурсов, обеспечения психологического здоровья общества, расширения и оптимизации каналов социально-профессиональной циркуляции, содействия занятости населения.
При этом важное значение имеет усиление координационной и регулирующей функции органов исполнительной власти, повышение их ответственности в сфере развития и эффективного использования человеческих ресурсов на основе реализации межведомственного, государственного подхода к профессиональной ориентации и психологической поддержке населения. Национальная система профессиональной ориентации и психологической поддержки является одним из важнейших механизмов компенсации дезадаптивных процессов в сфере профессиональной деятельности и дезинтеграции социальных институтов труда, образования и социальной защиты. Программа предполагает формирование условий развития национальной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки на следующих уровнях:
- формирование единой методологии и согласованных приоритетов в сфере профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;
- структурно-функциональная модернизация существующей системы профессиональной ориентации и психологической поддержки;
- оптимизация методического обеспечения профессиональной ориентации и психологической поддержки;
- развитие нормативно-правовой базы профессиональной ориентации и психологической поддержки;
- совершенствование кадрового обеспечения;
- формирование критериев и механизмов оценки эффективности системы профессиональной ориентации и психологической поддержки.
Система профессиональной ориентации сегодня становится специализированным социальным институтом, значение которого в условиях трансформации социальных отношений, сопровождающейся системным социальным кризисом, значительно возрастает. Повышение ее роли в оптимизации социальных процессов связано с направленностью профориентации на усиление адаптационных возможностей индивида не только в сфере труда, но и в широком социальном контексте его жизнедеятельности. В этом своем значении система профессиональной ориентации выходит на уровень институтов социализации, социального контроля и социальной защиты, интегрируя их возможности в обеспечении социальной адаптированности и конкурентоспособности населения, конкретизируя формы и способы их деятельности в средства достижения эффективной занятости конкретного индивида.
Профориентационная деятельность приобретает новые перспективы и способы социального влияния с переходом от понимания профессиональной деятельности индивида не только как деятельности в рамках профессиональной роли, но и как способа социальной самореализации индивида как осуществления социальной роли. При таком подходе современная тенденция индивидуализации социальной жизни учитывается в максимальной степени, а в некоторых случаях и снимается противоречие личной свободы и социальной регламентации индивидуального ролевого поведения. Расширение индивидуальной вариативности социального поведения на фоне снижения социализирующих функций социальной системы предопределяет возникновение дезадаптационных состояний. Для одних групп населения дезадаптированность определяется неспособностью к формированию новых жизненных моделей в условиях повышения неопределенности социальных экспектаций и ролевых стандартов, снижения социализирующих и поддерживающих функций социальной системы, а для других стремление к более полной индивидуализации в качестве жизненной стратегии вступает в конфликт с системой социального контроля.
Либерализация социального контроля требует расширения социализирующих функций как в направлении формирования типичных жизненных стратегий, так и в направлении поддержки индивидуализированных способов социального поведения. Интегративная функция профессиональной ориентации реализуется как функция координации социальных институтов труда, образования, социальной защиты.
Анализ отношения индивида и сферы труда позволяет выделить характерные тенденции, определяющие особенности профессиональной ориентации в современных условиях: повышение неопределенности сферы труда в силу негарантированного характера занятости, и расширение вариативности моделей социального и профессионального становления, крайним случаем которых является альтернативная модель, исключающая труд как источник условий жизни и развития. В связи с отсутствием в перспективе стабильного элемента в системе отношений индивид - труд, принцип соответствия индивида и профессии, лежащий в основе теорий профессионального развития, утрачивает свое значение, как и принцип нормативного профессионального развития.
Система профессиональной ориентации в реализации адаптационного принципа должна быть сориентирована на решении трех важных задач:
- осуществление социализирующих функций на основе содействия формированию и индивидуализации жизненных моделей социальнопрофессионального самоопределения;
- осуществление функции социального контроля как регулирования форм и способов социальной и профессиональной реализации;
- содействие социетальной интеграции на уровне взаимодействия института труда и института образования, определяющих качественноколичественные параметры профессионального пространства.
По отношению к проблеме занятости профессиональная ориентация выступает как социальный институт, обеспечивающий повышение адаптационных возможностей населения в новых условиях осуществления трудовой деятельности. Динамичность сферы труда и неопределенность социально-экономической ситуации, а также ограниченный инновационный ресурс некоторых категорий населения в обеспечении занятости требуют осуществления в отношении этих категорий активного профориентационного воздействия с элементами психологической коррекции и поддержки.
Дезадаптивный характер взаимодействия индивида со сферой труда связан с тремя группами факторов: кризисом переходного периода, затрагивающим всю систему социальных отношений; специфическим кризисом сферы труда, отражающим становление рыночных отношений; кризисами личности, связанными с редукцией или разрушением привычной жизненной модели. Сложное, индивидуализированное переживание системного социального кризиса предопределяет статусно-ролевую дезадаптацию как в широком социальном плане, так и в сфере трудовой деятельности, определяя актуальность психологической поддержки населения.
Для отечественной практики профессиональной ориентации взрослые являются особым объектом профориентационного воздействия. Становится очевидным, что данная социально-демографическая группа по субъективным и объективным признакам нуждается в специальной форме профессиональной ориентации с целью управления процессами ее переориентации и адаптации. Кроме того, особенности взрослых требуют и специфических форм и методов, применяемых в процессе их профессиональной ориентации, переориентации и реабилитации.
Существующая структура осуществления профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных и незанятого населения сегодня строится по сетевому принципу, который предполагает реализацию заданных функций каждым элементом структуры с требуемыми качественно-количественными характеристиками. Обеспечение одинакового уровня осуществления этих функций требует выравнивания профессионального, методического, материально-технического и финансового обеспечения элементов структуры. Сегодня профориентационная сеть обеспечивает социально-приемлемый уровень профориентационных услуг, но уже при явных различиях в качестве и спектре профориентационных услуг, оказываемых в крупных городах, районных центрах, поселках.
Ограничения саморазвития и адаптивности сетевой структуры будут усиливаться по мере ухудшения ситуации на рынке труда, развития нетрадиционных форм занятости, возрастания требований к эффективности профориентации как со стороны клиентов службы занятости, так и со стороны самой службы занятости. В первом случае требования будут связаны с необходимостью учета особенностей социальнопрофессионального статуса человека на рынке труда, с индивидуализацией профориентационной работы, с расширением спектра оказываемых услуг. Во втором - с необходимостью повышения эффективности профориентационной работы, усиления ее социализирующей и регулирующей функции в обеспечении занятости, осуществления опережающей и превентивной профориентации.
Кроме того, реализация сетевого принципа обеспечивает возможность содержательной автономности деятельности профориентационных подразделений, что создает условия для широкой вариативности общей методологии деятельности, методики, самостоятельного установления критериев качества и эффективности. Попытки зафиксировать количественные параметры деятельности профориентационных подразделений по видам услуг выявили проблему фиксации содержательной определенности форм профориентационной работы. Сетевая структура профориентации ограничивает возможности взаимодействия с другими организациями, оказывающими те или иные виды профориентационных, реабилитационных услуг, осуществляющих социальную и психологическую поддержку населения.
Большинство выделенных ограничений на развитие профориентации и психологической поддержки населения может быть устранено при использовании принципа системной организации профориентационной работы. Формирование системы профориентации и психологической поддержки не предполагает изменения существующей структуры, а связано с укреплением функциональных связей между существующими структурами, взаимодействием с другими социальными институтами и организациям, ориентированными на оказание дополнительных услуг, инициацией создания специализированных структур профориентации и психологической поддержки.
Особенностью профориентационной работы сегодня является ее несводимость к обеспечению выбора профессии и оценке профессиональной пригодности. Ведущей целевой установкой системы профессиональной ориентации является содействие эффективной занятости населения. При этом формы содействия могут различаться как по содержанию, так и по степени нормативности в отношении субъектов рынка труда. Независимо от конкретных форм воздействия на субъектов рынка труда и, в первую очередь, на индивидуальных субъектов, утративших трудовой статус, содействие всегда содержит признаки управления на уровне индивидуальной занятости. Это предполагает определенную нормативность в отношении членов общества, утративших возможность осуществления профессиональных функций даже по объективным обстоятельствам. Общий концептуальный подход к осуществлению социального управления средствами профориентации на макроуровне может быть зафиксирован как управление человеческими ресурсами, а на уровне индивидуальной занятости - как управление деятельностью по переходу из состояния незанятости в состояние занятости при наличии проблемной ситуации.
Развитие национальной системы профессиональной ориентации позволит обеспечить условия для «выравнивания» структурных элементов, повысить качество профориентационных услуг, усилить возможности координации. Только в рамках системы профориентации возможно эффективное осуществление целевых программ и проектов по содействию занятости социально незащищенных групп населения не как одномоментных акций, а как комплексной системы мер по адаптации населения к рыночным отношениям в сфере труда. Система профориентации и психологической поддержки на уровне структурно-функциональной организации должна включать:
- подсистему профориентации и психологической поддержки безработных;
- подсистему опережающей профориентации высвобождаемых работников;
- подсистему превентивной профориентации учащейся молодежи;
- подсистему профессиональной ориентации и реабилитации социально- незащищенных категорий населения;
- подсистему профориентационной поддержки профессионального обучения и переобучения безработных;
- подсистему профориентационного обеспечения развития предпринимательства и самозанятости.
Назад | Содержание | Вперед |