Глава 2. ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
С переходом к рыночным условиям основными источниками социального обеспечения нетрудоспособных граждан являются специализированные (внебюджетные) фонды конкретных видов социального страхования, в основу формирования которых положены страховые принципы ( т.е. уплата страховых взносов). Такими фондами являются:
- Пенсионный фонд Российской Федерации;
- Фонд социального страхования;
- Государственный фонд занятости;
- Фонд обязательного медицинского страхования.
Принятый 16 июля 1999 г. Федеральный закон « Об основах обязательного социального страхования» в качестве основного принципа осуществления обязательного социального страхования выделяет принцип автономности финансовой системы обязательного социального страхования (ст. 4 Закона).
Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, и изъятию не подлежат.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона « Об основах обязательного социального страхования» источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются:
- страховые взносы;
- дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- штрафные санкции и пени;
- денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
- доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
- иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Размер тарифа страхового взноса в конкретные фонды обязательного социального страхования (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и др.) устанавливается федеральным законом ( как правило, ежегодно) дифференцированно по каждому фонду. Дифференциация тарифов страхового взноса на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.
Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники. В частности, для индивидуальных предпринимателей это может быть доход или стоимость патента; для других граждан — вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также по авторским договорам. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ.
Ежегодно в Российской Федерации принимались федеральные законы о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Так, в 1995 г. это был Федеральный закон от 10 января 1995 г. № 3-ФЗ; в 1996 г. — Федеральный закон от 21 декабря 1995 г. № 207-ФЗ; в 1997 г. — Федеральный закон от 5 февраля 1997 г. № 26-ФЗ; в 1998 г. — Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 9- ФЗ, в 1999 г. — Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 1- ФЗ. Размер страховых взносов на 2000 г. установлен Федеральным законом « О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год» от 20 ноября 1999 г. № 197-ФЗ.
Анализ развития законодательства о страховых тарифах за последние годы показывает ярко выраженные две тенденции — увеличение налогооблагаемой базы и увеличение размера страхового тарифа. Такие тенденции объясняются, прежде всего, недостатком финансовых ресурсов, аккумулируемых в социальных фондах (особенно это касается Пенсионного фонда РФ).
Плательщиками страховых взносов являются как юридические лица (работодатели), так и физические лица (наемные работники; лица, работающие по гражданско-правовым договорам; индивидуальные предприниматели).
На 2000 год установлены следующие размеры страховых тарифов:
В Пенсионный фонд Российской Федерации:
28% — для работодателей-организаций;
20,6% — для работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции;
28% + 14% — для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации для физических лиц;
20,6% ( с дохода) — для индивидуальных предпринимателей, частных Детективов, частных нотариусов;
20,6% — для адвокатов;
1% — для наемных работников, а также лиц, работающих по гражданско-правовым договорам.
В случаях, если указанные физические лица осуществляют наем рабочей силы ( в любой форме) они обязаны дополнительно уплачивать в Пенсионный фонд РФ 28% с выплат в денежной и натуральной форме, начисленных в пользу наемных работников и лиц, работающих по гражданско-правовым договорам.
В Фонд социального страхования РФ — 5,4% — для организаций-работодателей и для граждан, осуществляющих прием на работу по трудовым договорам.
В Государственный фонд занятости населения РФ — 1,5% — для работодателей- организаций, работодателей — физических лиц.
В Фонды обязательного медицинского страхования РФ — 3,6% — для организаций- работодателей, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных детективов, адвокатов, а также физических лиц, осуществляющих наем рабочей силы в любой форме.
От уплаты страховых взносов в социальные страховые фонды освобождены общероссийские организации инвалидов, организации-работодатели в части выплат в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности, а также индивидуальные предприниматели ( частные детективы, нотариусы, адвокаты), являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности.
Впервые Федеральным законом от 16 июля 1999 г. « Об основах обязательного социального страхования» предусматривается, что страховые взносы с работников, у которых размер заработной платы ниже величины прожиточного минимума, установленного законодательством Российской Федерации, не взимаются и вносятся за них страхователем-работодателем.
Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации, а также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.
Одним из принципов осуществления обязательного социального страхования является устойчивость финансовой системы обязательного социального. страхования. Государственными гарантиями устойчивости финансовой системы является предоставление дотаций и обязательства Правительства РФ. Статьей 24 Федерального закона от 16 июля 1999 г. « Об основах обязательного социального страхования» прямо предусматривается, что в случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов, Правительство РФ при разработке проекта на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами выплаты по обязательному социальному страхованию.
Другой государственной гарантией устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования является то, что вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только по обязательствам Правительства РФ, обеспечивающим их доходность.
Профсоюзные организации имеют право на осуществление контроля за использованием средств обязательного социального страхования
Назад | Содержание | Вперед |