12. Церковный раскол
Царь Алексей всегда отличался набожностью. В первые годы его правления был образован кружок «ревнителей благочестия» во главе с царем (монах Никон, священник Вонифатьев, Аввакум, Неронов). Задача кружка: духовное обновление России, строгое соблюдение обрядов и заповедей. Постепенно из кружка выделяется Никон. Его влияние на молодого царя было огромно. Никон отличался горячим темпераментом и стремлением сделать Россию оплотом православия. Он считал, что Россия слишком самобытна, необходимо реформировать церковные обряды по греческому образцу, расширить церковное строительство, бороться с нравственными пороками общества.
Вскоре Алексей поддерживает инициативу Никона и решает провести церковные реформы с целью унификации обрядов по греческому образцу. В 1652 г. Никон стал патриархом. Царь поручил ему проведение реформы. Церковный раскол XVII в., который, стал великой национальной катастрофой, явился следствием реформы, которая, не была обоснована ни богословски, ни канонически. Доказано, что русские не искажали древних традиций и обрядов. Послереформенные тексты значительно уступают в качестве старопечатным. Главная цель реформы была политической. Алексей Михайлович рассчитывал встать во главе всего православного мира, считая себя преемником древних греческих императоров не только в делах веры и благочестия, но и законным наследником их царства. Царю не чужда была мысль сделаться освободителем православных народностей из-под турецкого ига.
Проведение реформы вызвало резкое сопротивление у части русского общества. Многие отказались принять нововведения в обрядах, книгах и церковной службе. Произошел раскол русской церкви и общества. Деятели старообрядчества: протопоп Аввакум, Ф.П. Морозова, Е.П. Урусова, князья Хованский, Мышецкий. Крупные восстания произошли по всей стране. В 1668-1676 г. в Соловецком монастыре, в 1682 г. в Москве, в 70-80-е годы на Дону. Раскольники сжигали себя на кострах (более 20 тыс. случаев), уходили на Север и в Сибирь.
В 50-е назревает конфликт между Никоном и Алексеем. Никон был очень властным и имел много врагов. Царь тяготиться Никоном. В 1660 г. Никон был лишен сана патриарха. В 1666 г. Никон был осужден на церковном соборе за самоволие. Его отослали в монастырь.
Назад | Содержание | Вперед |