5.1. Предмет психологии

  Термин “психология” появился в научном употреблении лишь в середине прошлого века. В буквальном переводе он означает “наука о душе”. И действительно, на первом этапе своего развития психология рассматривается, как наука о душе. Дело в том, что явления, изучаемые психологией, издавна выделялись человеческим умом и отграничивались от других проявлений жизни как особые явления. Их особый характер видели в принадлежности к внутреннему миру человека, отличающемуся от того, что человека окружает. Их относили к области душевной жизни, противопоставляемой реальным событиям и фактам. Явления эти стали именовать психическими. Они группировались под названиями “восприятие”, “память”, “мышление”, “чувства” и др., в совокупности образуя то, что именуется психикой, психическим, внутренним миром человека, его душевной жизнью. Т.е. первоначально психология как наука занималась изучением субъективных психических явлений, связанных с сознанием. Впоследствии сфера исследований расширилась, вобрав в себя и неосознаваемые психические процессы, и деятельность человека, и его коммуникации. Предмет изучения психологической науки - ощущение и восприятие, внимание и память, воображение и мышление, общение и поведение, сознание и речь, способности, свойства и качества личности. С помощью одних психических явлений, таких как ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, речь человек познает мир. Поэтому их называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми и объектами окружающего мира, обуславливают его поступки и действия - их называют психическими свойствами и состояниями личности. Это потребности, мотивы, цели, интересы, воля, чувства, склонности и способности, знание и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических свойств и состояний личности и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от общения и поведения человека, его деятельности.
  Изучая конкретные факты психической жизни, психологическая наука характеризует их качественно и количественно. Количественно характеризуются такие факты психической жизни, как скорость реакции на какой-то раздражитель (и у разных людей она различна); объем памяти; объем внимания; величина силы раздражителя, необходимая для восприятия; уровень интеллектуальности. Качественную характеристику психических факторов можно иллюстрировать следующим примером: образ предмета сохраняет свое постоянство и при внешних изменяющихся условиях - как бы мы ни меняли освещение, страница книги, которую мы читаем, остается белой в нашем восприятии.
  Изучая факты психической жизни, психология переходит к их объяснению, а объяснения ведут к открытию законов, осознанию механизмов психической деятельности. Таким образом, психология изучает факты, закономерности и механизмы психической жизни.

Назад Содержание Вперед