2. Основы административно-правового статуса общественных объединений
Право граждан на объединение, основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации регулируются Федеральным законом «Об общественных объединениях», Гражданским кодексом РФ и другими законами об отдельных видах общественных объединений.
Вопросы внутренней организации и деятельности общественных объединений регулируются уставами, принимаемыми самими общественными объединениями. Эти уставы регистрируются уполномоченными на то государственными органами, т. е. Федеральной регистрационной службой и ее территориальными органами. Отношения, регулируемые нормами уставов, не являются правовыми. Вместе с тем все общественные объединения, выполняя функции, предусмотренные их уставами, обязаны соблюдать законы и иные правовые акты.
Рассмотрим порядок создания общественных объединений, их реорганизации и ликвидации.
Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей (не менее трех физических лиц). Количество учредителей для создания политических партий, профсоюзов устанавливается законами об указанных видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения.
Административная правосубъектность общественных объединений возникает с момента принятия объединением ряда решений:
— об утверждении устава объединения;
— о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов съездом (конференцией) или общим собранием.
После принятия указанных решений объединение считается созданным. Оно осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные Федеральным законом «Об общественных объединениях».
Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, и юридические лица, если иное не установлено законодательством. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.
Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие возраста 14 лет, а детских объединений — 10 лет.
Не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений органы государственной власти и органы местного самоуправления.
При создании общественных объединений права и обязанности их учредителей указываются в уставах объединений. Устав должен предусматривать:
— название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;
— структуру объединения, руководящие и контрольно-ревизионные органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;
— условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения ( только для объединения, предусматривающего членство);
— компетенцию и порядок формирования руководящих органов объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
— правила внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;
— источники формирования денежных средств и иного имущества объединения, права объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;
— порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.
Устав общественного объединения может содержать описание символики данного объединения.
Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах Федеральной регистрационной службы. Но в этом случае оно не приобретает прав юридического лица. Что касается политических партий, то их государственная регистрация осуществляется в обязательном порядке.
Государственная регистрация общероссийского и международного общественных объединений производится Федеральной регистрационной службой; межрегионального объединения — органами Федеральной регистрационной службы по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа объединения; регионального и местного общественных объединений — территориальными органами Федеральной регистрационной службы.
Для государственной регистрации общественного объединения подаются:
— заявление в регистрирующий орган, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа данного общественного объединения с указанием места жительства каждого;
— устав общественного объединения в двух экземплярах;
— выписка из протокола учредительного съезда или общего собрания, содержащая сведения о создании объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов;
— сведения об учредителях;
— документы об уплате регистрационного сбора и о предоставлении юридического адреса общественному объединению;
— протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;
— при использовании общественным объединением личного имени гражданина или символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, — документы, подтверждающие правомочие на их использование.
Документы подаются на государственную регистрацию в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.
Орган, регистрирующий общественное объединение, в месячный срок обязан рассмотреть заявление о регистрации и принять решение: зарегистрировать объединение и выдать учредителям свидетельство о его регистрации либо отказать в государственной регистрации объединения и выдать учредителям письменный документ с мотивировкой отказа, который может быть обжалован в судебном порядке.
Орган Федеральной регистрационной службы вносит в Единый государственный реестр юридических лиц и выдает общественному объединению свидетельство о государственной регистрации. Что касается политической партии, то образцы бланков свидетельств о государственной регистрации политической партии, ее регионального или структурного подразделения утверждены приказом Минюста России от 29 августа 2001 г. № 256 «Об утверждении образцов бланков свидетельств о государственной регистрации политической партии, ее регионального отделения, структурного подразделения».
Существенными элементами административно-правового статуса общественных объединений являются их права и обязанности.
Для осуществления уставных целей объединение имеет право:
— свободно распространять информацию о своей деятельности;
— принимать участие в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных законодательством;
— проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
— учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
— представлять и защищать свои права, законные интересы членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
— осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
— выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
— участвовать в избирательных кампаниях в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.
Законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.
В своей деятельности общественное объединение обязано:
— соблюдать законодательство, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;
— ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом, информировать орган, регистрирующий объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
— представлять по запросу органа, регистрирующего объединения, решения руководящих органов и должностных лиц объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, предоставляемых в налоговые органы;
— допускать представителей органа, регистрирующего объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия, а также оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью объединения.
Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы.
Общественное объединение по решению съезда (конференции) или общего собрания может быть реорганизовано. Государственная регистрация вновь образованного после реорганизации объединения осуществляется в указанном выше порядке. Имущество объединения, являющегося юридическим лицом, переходит после его реорганизации к вновь возникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренном ГК РФ.
Ликвидация общественного объединения осуществляется либо по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного объединения, либо в судебном порядке. Решение о ликвидации объединения, являющегося юридическим лицом, направляется в орган, зарегистрировавший объединение, для исключения указанного объединения из единого государственного реестра юридических лиц.
Кроме того, законом предусмотрена ликвидация общественного объединения и запрет на его деятельность в случаях нарушения им законодательства РФ.
Основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются:
— нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;
— неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Заявление в суд о ликвидации общероссийского или международного общественного объединения вносится Генеральным прокурором РФ.
Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального и местного общественных объединений вносится прокурором соответствующего субъекта Федерации в порядке, предусмотренном Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации».
Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.
Порядок и основания ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности общественного объединения, не являющегося юридическим лицом.
Общественное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена также в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».60
Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура РФ.
Орган, регистрирующий общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным задачам. Он вправе:
— запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;
— направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;
— в случае выявленных нарушений выносить письменное предупреждение.
Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством РФ о налогах.
Контроль (надзор) за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов может осуществляться экологическими, пожарными, эпидимиологическими и иными государственными органами.
При нарушении законодательства общественными объединениями ответственность за совершенные нарушения несут лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений. При совершении объединениями деяний, наказуемых в уголовном порядке, лица, входящие в руководящие органы этих объединений, при доказательстве их вины за организацию указанных деяний могут по решению суда нести ответственность как руководители преступных сообществ. Другие члены и участники таких объединений несут ответственность за те преступные деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали.
Деятельность объединения может быть приостановлена судом.
Общественные объединения в соответствии со своими уставами могут наделять руководителей объединений полномочиями выступать от имени объединения и совершать юридически значимые действия. В этих случаях руководители (представители, служащие) объединения выступают в качестве субъектов права, в том числе и административного.
Российские общественные объединения в соответствии с их уставами могут вступать в международные общественные объединения, приобретать права и нести обязанности, соответствующие статусу этих международных общественных объединений, поддерживать прямые международные контакты и связи, заключать соглашения с иностранными некоммерческими неправительственными объединениями.
Кроме того, российские общественные объединения могут создавать свои организации, отделения или филиалы и представительства в иностранных государствах на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ и законодательства этих государств.
Рассмотрим более подробно некоторые виды общественных объединений.
Статус профсоюзов определяется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Профсоюз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, политических партий, им не подотчетны и не подконтрольны. Они защищают право своих членов на труд, ведут переговоры и заключают с администрацией коллективные договоры, контролируют их выполнение. Профсоюзы контролируют также соблюдение законодательства о труде и его охране, имеют право на организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок, собраний, уличных шествий и демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.
Профсоюзы располагают значительными юридическими возможностями активно влиять на правотворчество по вопросам защиты социальных прав и интересов работников. Предложения профсоюзов и объединений должны учитываться федеральными органами государственной власти при рассмотрении проектов законодательных актов, затрагивающих социально-правовые права работников; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления принимают проекты нормативных актов по таким вопросам с учетом мнения соответствующих профсоюзов.
Профсоюзы играют важную роль в защите трудовых прав работников. В установленных случаях расторжение трудового договора с работником — членом профсоюза — по инициативе работодателя может произведено только с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа.
Профсоюзы обладают некоторыми правами, обеспечивающими им возможность влиять на формирование властных структур. Так, они вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления; на паритетных началах с другими партнерами участвовать в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами; взаимодействовать с государственными органами и органами местного самоуправления по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, физической культуры и спорта.
Работодатель может передавать в бесплатное пользование профсоюзам находящиеся на балансе организации или арендуемые ею здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование указанных объектов осуществляются организацией, если иное не предусмотрено коллективным договором или соглашением.
Помимо прав, предусмотренных Федеральным законом о профессиональных союзах, их права и гарантии деятельности в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий работников устанавливаются другими федеральными законами, а также законами субъектов.
С возрождением казачества в нашей стране принят ряд нормативных актов, способствующих развитию казачьих обществ. Так, Указами Президента РФ утверждены: Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в РФ, Положение о привлечении членов казачьих обществ к государственной и иной службе, уставы: Сибирского, Забайкальского, Терского, Енисейского войсковых казачьих обществ.
Положением о привлечении членов казачьих обществ к государственной и иной службе определены виды службы, к которой они привлекаются, и порядок привлечения к государственной службе. Так, члены казачьих обществ:
1) несут военную службу в порядке, установленном федеральным законодательством;
2) привлекаются к охране Государственной границы РФ в составе общественных формирований;
3) привлекаются к производству и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для нужд Вооруженных сил РФ и других войск.
Кроме того, они могут привлекаться:
— к охране общественного порядка;
— охране объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также сопровождению грузов;
— участию в мероприятиях, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием помощи пострадавшим;
— участию в таможенной охране в составе таможенных органов РФ;
— участию в егерской, природоохранной и экологической службе, а также контролю за использованием и охраной земель;
— охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней;
— охране объектов обеспечения жизнедеятельности населения.
Привлечение членов казачьих обществ осуществляют заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления.
Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» еще более укрепил административно-правовой статус казаков и установил, что российское казачество вправе проходить все виды государственной службы: гражданскую, военную и правоохранительную. Казаки могут также привлекаться к несению муниципальной службы при условии, что казачье общество, члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению муниципальной службы, внесено в государственный реестр казачьих обществ РФ.
Особое место среди общественных объединений занимают религиозные объединения. В соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
— вероисповедание;
— совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
— обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
Религиозная группа осуществляет свою деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.
Религиозная организация должна быть зарегистрирована как юридическое лицо.
Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.
Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из 10 участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.
Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органом местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.
Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ.
Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется Федеральной регистрационной службой и ее территориальными органами.
Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если:
1) цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции РФ и законодательству РФ (со ссылкой на конкретные статьи законов);
2) создаваемая организация не признана в качестве религиозной;
3) устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ или содержащиеся в них сведения недостоверны;
4) в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;
5) учредитель неправомочен.
Какие же запреты существуют в отношении религиозных объединений? Во-первых, Федеральным законом запрещается создание таких объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях. Во-вторых, запрещается создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону. Поэтому в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, Федерального закона о религиозных объединениях и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания, такая организация может быть запрещена и ликвидирована по решению суда.
Надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры РФ. А орган, зарегистрировавший религиозную организацию, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности.
Федеральным законом (ст. 13) предоставлено право иностранной религиозной организации открытия своего представительства на территории РФ. Положение о порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций утверждено постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 130.68
Следует отметить, что Президентом РФ уделяется много внимания вопросам взаимодействия федеральных органов государственной власти с различными общественными объединениями. Этому способствует, в частности, Указ Президента РФ от 6 ноября 2004 г. № 1417 «О Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека», Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», а также Указ Президента РФ от 28 сентября 2005 г. № 1138 «Об утверждении членов Общественной палаты Российской Федерации».
Библиографический список
Конституция РФ. М., 1993. Ст. ст. 13, 14, 15, 30.
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»//СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»//Там же. 1996. № 3. Ст. 145.
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»//Там же. 1996. № 3. Ст. 148.
Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»//Там же. 1997. № 39. Ст. 4465.
Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»//Там же. 2001. № 29. Ст. 2950.
Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»//СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1277.
Указ Президента РФ от 6 ноября 2004 г. № 1417 «О Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека»//Там же. 2004. № 46. Ч. 2. Ст. 4511.
Указ Президента Российской Федерации от 28 сентября 2005 г. № 1138 «Об утверждении членов Общественной палаты Российской Федерации»//Там же. 2005. № 40. Ст. 4025.
Агапов А. Б. Некоторые проблемы информационно-правового обеспечения деятельности общественных объединений в Российской Федерации// Государство и право. 1994. № 2. С. 52-58.
Агапов А. Б. Церковь и исполнительная власть//Там же. 1998. № 4. С. 98-104.
Веденеев Ю. А. Политические партии в избирательном процессе: Правовые иллюзии и реальность//Там же. 1995. № 37. С. 19-28, 78-83.
Демидов А. И. Мир политических ценностей//Правоведение. 1997. № 4. С. 42-45.
Дозорцев П. Конституционно-правовые основы свободы совести в России//Рос. юстиция. 1999. № 2. С. 25-29.
Зайцева Е. А. Общественные объединения в системе российского общества: конституционно-правовые вопросы. Тверь, 1992. С. 245255.
Каневский К. Религиозный ренессанс в России: проблемы государственно-конфессиональных отношений//Рос. юстиция. 2002. № 11. С. 26-31.
Кудрявцева Г. А. Право собственности общественных объединений по федеральному законодательству России//Государство и право. 1998. № 4. С. 158-161.
Лапаева В. В. Закон об общественных объединениях нуждается в совершенствовании//Журнал российского права. 1997. С. 3236.
Лупарев Г. П. Социальное назначение религиозных организаций как основа их правового статуса//Государство и право. 1995. № 11. С. 22-31.
Морозова Л. А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений//Там же. 1995. № 3. С. 84-89.
Полосин В. Религия и социальный охват населения//Религия и право. 1998. № 1-2. С. 42, 67-71.
Право и многопартийность в России. М., 1994.
Савельев А. Вопросы свободы совести в региональных нормативных актах//Рос. юстиция. 1999. № 10. С. 39-45.
Салыгин Е. Каким быть государственно-церковным отношениям в России?//Там же. 1998. № 2. С. 59-69.
Черемных Г. Общественные объединения: Регулирование деятельности//Там же. 1996. № 4. С. 40-41.
Назад | Содержание | Вперед |