Вз 3. Антиохийский патриархат
Антиохийская Церковь принадлежит к числу Церквей апостольского происхождения. Она была основана в 37 году, и ее первым епископом считается апостол Петр. Здесь также проповедовали апостолы Павел и Варнава. В Дамаске апостол Павел был спущен в корзине из окна и избежал рук правителя (2 Кор. 11, 32). В Антиохии последователи Христа впервые стали называть себя христианами. В Антиохии 40 лет епископствовал муж апостольский святитель Игнатий Богоносец. В Дамаске родился великий богослов и церковный поэт святой Иоанн Дамаскин.
Определениями I, II, IV и VI Вселенских Соборов Антиохийской Церкви было предоставлено 4-е место в ряду патриархатов, а после уклонения от Православия Римской Церкви - третье. На Четвертом Вселенском Соборе епископ Антиохийской Церкви был возведен в сан Патриарха. В IV и V веках Антиохийская Церковь была в цветущем положении, славилась внешним благосостоянием и просвещением, имела славную богословскую школу и насчитывала до 200 епархий.
Антиохийский Патриархат перенес такие же испытания, как и Александрия. В V-VII веках от Церкви откололись несториане, яковиты и марониты. В VII веке Антиохийская Церковь была порабощена мусульманами, а в ХП-ХШ веках - крестоносцами-латинянами. Двенадцать веков рабства, деспотизма и преследований привели Антиохийскую Церковь в состояние крайнего упадка. Православие приходилось отстаивать в борьбе как с колониальным игом турок, так и с католичеством. Антиохийский патриархат знал т.н. Сирийскую унию. В начале ХVII в. иезуиты склонили на унию с Римом митрополита Сидонского Евфимия I. В 1720 году была предпринята попытка возвести на Сидонскую кафедру его племянника Серафима. Началась борьба, с которой связаны имена Антиохийских патриархов Афанасия III и Сильвестра, которая увенчалась успехом.
Позже, в 1847 году, Антиохийский патриарх Мефодий (* 1851) присоединил к православию амидского митрополита со всей его паствой и многих униатов в Сидоне. В 1860 году при патриархе Иерофее (* 1885) было присоединено ещё пять тысяч униатов.
Положение патриархата ухудшила Наполеоновская экспедиция. В 1883 году Сирия была завоевана египетскими войсками. Положение христиан несколько улучшилось. Однако магометанский фанатизм способствовал истреблению христианства. Особенно много христиан погибло в 1860 году, когда население Ливана - друзы (магометане) подняли войну против христианства. История знает гибель библиотеки в Дамаске, разграбление церквей. Уцелевшие христиане скитались без крова и пищи. В течение лишь одного месяца арабы-друзы умертвили 17 тысяч человек. Вся Европа ужаснулась от этой резни; по соглашению между европейскими государствами, в Сирию были отправлены французские войска, которые оккупировали её в течение одного года, и в патриархате водворилось спокойствие. Позже Порта принимала меры к тому, чтобы не допускались кровавые вспышки религиозной вражды мусульман к христианам, которые давали повод к вмешательству европейских держав, Антиохийскому патриарху было предоставлено право представительства в Порте.
Немало было внесено беспорядка во внутреннюю жизнь патриархата и вмешательством в его дела Константинопольской и Иерусалимской иерархии. Константинопольский Синод в XVIII веке присвоил себе право назначать на Антиохийскую кафедру лиц из состава Константинопольской иерархии, а Иерусалимская иерархия в конце XIX века сделала попытку превратить Антиохийский патриархат в свою епархию. На архиерейские кафедры в пределах патриархата стали ставиться исключительно греки. Это вызвало недовольство среди православных арабов. Арабское население желало иметь туземную иерархию во главе с патриархом. Законное желание арабов осуществилось только в 1899 году, когда на Антиохийскую кафедру был избран патриарх из арабов - Мелетий Лаодикийский. С этого времени патриархами являются иерархи арабской народности.
По окончании Первой мировой войны Сирия, на территории которой находится Антиохийский Патриархат, оказалась под протекторатом Франции, в Бейруте водворился французский военный комиссар, имеющий права военного диктатора. Однако местное население поднято борьбу против иностранного протектората. В 1941 году Франция формально провозгласила независимость Сирии и Ливана и к 1947 году вывела из этих стран свои войска. Резиденция Антиохийского Патриарха находится в Дамаске. Дамаск разделен на две части: Восточную - древнюю и Западную, - построенную в новейшие времена. Все исторические достопримечательности города находятся на его восточной стороне. Здесь показывают дом святого Дамаскина, в котором он жил и был чудесно исцелен Богоматерью после отсечения десницы. Тут есть в подземелье древняя церковь, в которой, по преданию, был крещен апостол языков Павел. Патриаршая резиденция также находится в восточной части города. Патриарх избирается Синодом и представителями от народа. Низшее духовенство избирается народом из свой среды. В Антиохийском патриархате 23 епархии и 3 экзархата: Австралийский, Мексиканский и Чилийский. Число православных верующих в Ливане около 300 тысяч человек и в Сирии - 503 тысячи человек (на 1995 г.). Антиохийская Православная Церковь также имеет в России церковное подворье, которое было образовано в 1848 году. Первоначальной целью учреждения подворья являлся сбор материальных средств и церковной утвари на поддержание бедствовавших храмов и монастырей в Антиохийском патриархате. С указанного года подворье просуществовало до 1929 года. В июле 1948 года подворье было восстановлено.
При Патриархе существует Синод, состоящий из 15-ти правящих архиереев. При Синоде функционируют 5 общецерковных комиссий. Всего монастырей в Антиохийском Патриархате - 20. Из них 5 - ставропигиальных. Одним из наиболее достопримечательных древних монастырей является Седнайский женский Рождествено-Богородичный монастырь с чудотворной иконой Божией Матери в Сирии. При Патриархе Александре III эта великая святыня Патриархата была капитально отремонтирована. Монастыри составляют опору православия в Сирии и служат центрами духовного просвещения. Православных церквей в Ливане и Сирии до 400. Сирийское православное духовенство отличается стойкостью в вере, честностью и скромностью. Паства Антиохийского патриархата в настоящее время разбросана на территории нескольких государств: в Сирии, Ливане, Ираке, Кувейте, Северной и Южной Америке и в Австралии.
В патриархате имеется 13 колледжей, одна греческая гимназия, школа и ряд благотворительных учреждений. При патриархе Александре III (1931-1958 гг.) была вновь открыта старинная пастырская школа в Бельменте. С 1975 года здесь действует православная Богословская академия имени святого Иоанна Дамаскина. Кроме того, студенты посылаются для учебы в Афины и на о. Халки. Около трети иерархов Антиохийской Церкви принадлежат к числу питомцев русских духовных школ. Антиохийская Церковь издает на арабском языке ежемесячный журнал (официальный) «Бюллетин». Всемирная организация движения православной молодёжи Синдесмос издает журнал «Свет» (она находится на территории Антиохийского Патриархата). Богослужение совершается на древнегреческом и арабском языках.
Полный титул Предстоятеля: Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии, Сирии, Киликии, Иверии, Месопотамии и Всего Востока.
Патриаршая резиденция находится в Дамаске.
Назад | Содержание | Вперед |