1.3.4. Схема системной детерминации развития личности по А.Асмолову
На смену метафизическим двухфакторным концепциям детерминации развития личности А.Асмолов (на основе работ П.Я. Гальперина, А.В.Запорожца, С.Н.Карпова) новую схему системной детерминации развития личности, которая характеризуется тремя отправными пунктами:
- свойства индивида как органические предпосылки развития личности;
- социальная среда как условие и источник развития личности;
- совместная деятельность как движущая сила развития личности.
За каждым из этих пунктов стоят различные и пока недостаточно соотнесенные между собой области изучения личности. Органические предпосылки, будь то от природы унаследованные задатки или темперамент, сами по себе не предрешают развитие способностей и характера, точно также как социальные условия жизни сами по себе предопределяют какая личность разовьется - приспособленец или альтруист.
Рассмотрим каждый пункт в обозначенной схеме системной детерминации развития личности отдельно.
Индивидные свойства как органические предпосылки развития личности.
Человек рождается как существо социально-генетическое и его индивидные особенности подготовлены к социально-историческому образу жизни в обществе.
Эти «индивидные свойства» (термин введен Б.Г.Ананьевым) на ранних этапах онтогенеза не представляют собой биологическую базу или фактор, который предопределяет развитие личности в ходе совместной деятельности, а выступает как «безличная предпосылка» развития личности, претерпевающая в процессе жизненного пути личности некоторые изменения. Безусловно, индивидные свойства человека, преобразуясь в ходе жизни в обществе, являются условием развития личности.
Вопросы изучения индивидных предпосылок развития личности в онтогенезе заключаются в том, при каких обстоятельствах, каким путем и в чем находят своё выражение закономерности созревания индивида в жизненном пути индивидуальности. И, кроме того, как преобразуются индивидные свойства человека в зависимости от социального образа жизни, порой превращаясь из предпосылок развития личности в продукт этого развития.
Индивидные предпосылки, будь то от природы унаследованные задатки или темперамент, сами по себе не предрешают развитие способностей или характера, точно так же как социальные условия жизни - хижины или дворцы, а так же усвоенные в процессе социализации роли, - сами по себе не предопределяют. Вырастет ли в этих условиях приспособленец или борец, готовый вносить свой вклад в общественный прогресс. Индивидные предпосылки не представляют собой свойств личности и не являются основой личности. В действительности свойства индивида (строение тела, пол, биологический возраст, тип высшей нервной системы и т.д.) определяют формально-динамические аспекты поведения личности, и, включаясь в деятельность, выражающую отношение человека к миру, к другим лицам и к самому себе, оказывают влияние на становление личности.
Индивидные свойства являются предметом исследований дифференциальной психофизиологии, психогенетики, нейропсихологии, психосоматики.
Индивидные свойства подразделяются на 2 больших класса:
1 класс - класс возрастно-половых свойств, расчленяется на две подгруппы:
- возрастные стадии онтогенетической эволюции индивида;
- онтогенез полового диморфизм
2 класс - класс первичных индивидуально-типических свойств, расчленяется на три подгруппы:
- конституциональные особенности индивида (телосложение и биохимические свойства индивида);
- нейродинамические свойства человека:
- особенности индивида, связанные с функциональной ассиметрией больших полушарий.
Рис. 1. Общая схема индивидных свойств человека Б.Г.Ананьева.
В школе Ананьева, указанные два класса (класс возрастно-половых свойств и класс индивидуально-типических свойств) называют первичными индивидными свойствами. Иногда их в широком смысле слова характеризуют как нейродинамические индивидные свойства. наивысшей формой интеграции первичных индивидных свойств являются темперамент и задатки. Они составляют группу вторичных индивидных свойств.
Нейродинамические индивидные свойства изучались школой В.М.Теплова- В.Д.Небылицина. В исследованиях школы изучали общие и частные свойства нервной системы. В результате чего была выявлена тенденция, которая позволяет понимать индивидные свойства как предпосылки развития личности, а не базы, на которой в виде второго этажа надстраивается личность.
В.Мерлин и Е.Климова (1969) указывали на неправомерность однозначного выведения индивидуальных свойств личности из психодинамических индивидных свойств, вроде экстраверсии - интраверсии в трактовке Айзенка.
Индивидные свойства (например, возрастная чувствительность, эмоциональность, нейротизм) характеризуют не содержательные, а формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов. Потому создание содержательных типологий личности на основе формальных свойств индивида (Э.Кречмер, У.Шелдон, Г.Айзенк) исходит из методологической предпосылки «быть личностью» самой натуре индивида. Но в психологии личности отечественные исследователи исходят из положения, что личность Ф индивид. Поэтому индивидные свойства рассматриваются как органическая предпосылка развития личности. Они исследуются дифференциальной психофизиологией с точки зрения выявления тех преобразований, которые индивидные свойства претерпевают в процессе деятельности. например, физиологический порыв вначале вызывает ненаправленную деятельность, а затем, опредметившись в том или ином объекте, начинает направлять деятельность личности.
Индивидные свойства личности - это предпосылки развития личности, человек рождается как существо социально-генетическое, и его индивидные особенности подготовлены к социальноисторическому образу жизни общества. Эти «индивидные свойства» на ранних этапах онтогенеза не представляют собой биологическую базу или фактор, который предопределяет развитие личности в ходе совместной деятельности, а выступают как безличная предпосылка развития личности. В месте с тем, индивидные предпосылки человека, преобразуясь в ходе его жизни в обществе, являются условием развития личности.
Социальная среда как условие развитие личности.
Личность получает свою содержательную характеристику через систему общественных функций-ролей, которые её усваиваются в процессе социализации. В социальной психологии личность описывается через систему ролей. В ряде общественных наук личность характеризуется как представитель той или иной социальной группы, класса или иного социального целого. В процессе развития личности происходит усвоение социально-исторического опыта или социальноисторического образа жизни - как совокупности типичных для данного общества, социальной группы или индивида видов жизнедеятельности, которые берутся в единстве с условиями жизни данной общности или индивида. В психологии в сходном смысле употребляется понятие «социальная ситуация развития», введенное Л.Выготским. Через данное понятие он подчеркивал, что среда представляет собой условие осуществление деятельности человека и источник развития личности, а не просто фактор, непосредственно детерминирующий поведение личности. Она представляет собой именно условие осуществления деятельности человека и источник развития личности.
Говоря о социальной среде как условии развития личности, Асмолов подчеркивает, что она детерминирует развитие личности с того момента, когда ребенок начинает соприкасаться с предметной действительностью в процессе совместной деятельности с другими людьми. Проникновение в мир культуры и общественной практики происходит в результате процесса социализации ребенка. Социализация происходит посредством усвоения различных социальных ролей, формирования социального характера, развития способностей ребенка.
В то же время в процессе социализации личности всегда есть процесс индивидуализации личности. В реальности личность не скована рамками заданных социальных ролей.
В механизме социализации необходимо выделить три грани:
- индивидуализация - переход от социальной коллективной деятельности к индивидуальным формам деятельности;
- интимизация - переход от «мы» к «я», отражающий процесс становления самопознания личности;
- интериоризация (по Выготскому) - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.
Процесс интериоризации - это основа механизма процесса социализации, который заключается в переходе от интерпсихического к интрапсихическому. В процессе развития ребенок начинает применять к себе те формы поведения, которые первоначально другие применяли по отношению к нему. Процесс развития ВПФ, например речи, осуществляется как переход от внешнего (социального) во внутреннее (психическое). Всякая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды, сперва - в социальном плане (ребенок сначала слышит, как говорят другие), потом - во внутреннем психологическом плане (ребенок начинает говорить сам). Сначала как категория интрапсихическая (вне ребенка), затем как интрапсихическая (внутри ребенка). Все ВПФ по содержанию социальны, индивидуальное - это усвоение социального. Интериоризация выступает в качестве основного механизма усвоения социально-исторического опыта.
Совместная деятельность как движущая сила развития личности.
Усвоение социально-исторического опыта происходит также непосредственно в предметной деятельности человека.
Именно деятельность, реализующая объективные общественные отношения человека в мире, представляет собой субстанцию личности, её индивидуального сознания. Свойства индивида преобразуются в деятельности и вносят свой вклад в развитие личности.
Реальным базисом личности человека является совокупность его, общественных по своей природе, отношений к миру, но отношений, которые реализуются совокупностью его многообразных деятельностей. Деятельности субъекта являются исходными «единицами» психологического анализа личности.
Деятельность — это динамическая саморазвивающаяся иерархическая система взаимодействий субъекта с внешним миром.
В процессе деятельности происходит:
- порождение психического образа:
- воплощение его в объекте;
- осуществление и преобразование отношений субъекта в предметной деятельности.
Деятельность - это важнейшая форма проявления активного отношения человека к окружающей действительности (Костюк Г.). Деятельность может быть определена взаимодействием человека со средой, в которой человек осуществляет сознательно поставленную цель.
В деятельностном подходе раскрывается то, что анализ системы деятельностей, реализующих жизнь человека в обществе, приводит к раскрытию такого многоуровневого системного образования как личность.
Эволюция образа жизни, развитие человека в филогенезе, социогенезе и онтогенезе приводит к появлению личности как «элемента» системы, который обеспечивает ориентировку в мире общественных отношений и преобразование образа жизни через «поток» его деятельностей.
А.Н. Леонтьев определяет деятельность через отношение. Процессы деятельности - это те специфические процессы, которые осуществляют то или иное жизненное, т.е. активное отношение субъекта к действительности. Деятельностью он называет не всякий процесс, а только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности.
Деятельность - это совокупность действий, которые объединены общей целью и выполняют определенную общественную функцию.
В деятельностном подходе (Леонтьева) одним из главных методологических принципов является тот, что поведение человека в мире и его познание действительности носят активный характер (а не является только реакцией на различные стимулы).
Принцип активности раскрывается следующими положениями:
Познание мира человеком зависит от различного рода целей, ценностей, установок, потребностей, эмоций и прошлого опыта. Они определяют избирательность и направленность деятельности субъекта. Восприятия, представления, мышление человека зависят от того, «что человеку нужно», - от его потребностей, мотивов, установок, эмоций.
Психические процессы личности рассматриваются как активные, продуктивные, творческие. Они не могут рассматриваться только на принцип реактивности при объяснении различных проявлений поведения человека.
Идея о самодвижении деятельности. Личность представляет такое образование, которое не может быть выведено только из приспособительного адаптивного поведения. Адаптивное поведение - подчиненность активности какой-либо заранее поставленной норме или цели. Существует неадаптивное поведение - это активность человека, отвечающая формуле «внутренне (субъект) действует через внешнее и тем самым само себя изменяет».
При объяснении различных сторон психической реальности возможно использование различных «единиц» деятельности. Так при анализе развития психике ребенка в онтогенезе в качестве «единицы» анализа выступает «особенная» деятельность, например игровая, учебная, профессиональная, общение. При изучении динамики межличностных отношений в социальных группах используется «единица» - совместная деятельность. Совместная деятельность в конкретной социальной системе по-прежнему детерминирует развитие личности, но личность всё более индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность, а порой и тот образ жизни, которые определяют её развитие. Совместная деятельность может выступать в качестве, как исходного пункта, так и метода анализа личности. При изучении памяти, мышления, восприятия - используется «действие».
Подобно тому, как организм не развивается сначала, а затем функционирует, так и личность формируется, действуя в ходе своей жизнедеятельности. В деятельности личность и формируется, и проявляется. Будучи в качестве субъекта деятельности её предпосылкой, она является вместе с тем её результатом. Единство деятельности, объединяющей многообразные действия и поступки, - это единство её исходных мотивов и конечных целей, которые являются мотивами и целями личности. Изучение психологической стороны деятельности является изучением психологии личности в процессе её деятельности. В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики.
В заключении укажем существенные особенности личности как субъекта деятельности. Быть личностью - это значит иметь активную жизненную позицию, осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать ответ перед собой и перед обществом, в котором живешь (А.Г.Асмолов).
Назад | Содержание | Вперед |