1. Понятие, признаки и виды товарных рынков
Рынком товаров (работ, услуг) — товарным рынком признается сфера обращения товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможностей покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) шей по отношению к покупателю (продавцу) территории РФ или за ее пределами (п. 5 ст. 40 НК РФ).
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший хозяйственный организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса и объединяемых единым понятием — рынок. Ядром, сердцевиной рынка является взаимодействие продавцов и покупателей посредством некоторой упорядоченной системы общения и определения цены и количества товара в результате такого взаимодействия.
В качестве важнейшего объекта рыночной экономики выступает товар — продукт труда, удовлетворяющий ту или иную общественную потребность посредством купли-продажи или обмена. Он обладает двумя свойствами: 1) удовлетворять потребность людей (это потребительная стоимость); 2) обмениваться (пропорции, в которых один товар обменивается на другой, есть его меновая стоимость).
Определение товара осуществляется по показателям, характеризующим его потребительские свойства, условия потребления (эксплуатации) товара покупателями, условия реализации товара, уровень удовлетворения спроса; состав этих показателей дифференцируется в зависимости от вида и назначения товара. Первоначально устанавливается принадлежность товара к классификационной группе с использованием как действующих классификаторов продукции (работ, услуг), видов деятельности, так и товарных словарей, справочников товароведов, с учетом ГОСТов на соответствующие виды товарной продукции, данных товароведческой экспертизы, заключений отраслевых независимых экспертов, материалов опросов покупателей.
В законодательстве содержатся такие характеристики товаров, как: взаимозаменяемость, идентичность и однородность. Взаимозаменяемыми считаются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процесс потребления том числе производственного) (ч. 3 ст. 4 Закона о конкуренции на товарных рынках).
Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми (п.7 ст.40 НК РФ), что роднит их с взаимозаменяемыми товарами. При определении однородности товаров учитывается, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения, производитель.
Идентичными являются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде идентичных товаров могут не учитываться (п.7 ст.40 НК РФ).
Правовой формой обмена товарами в рыночной экономике является договор. Договоры опосредствуют в обществе отношения имущественного оборота и тесно связанные с ними иные отношения. В предпринимательском и гражданском праве существуют целые разделы, посвященные учению о договорах.
В рыночной экономике существуют различные способы реализации продукции: по прямым связям изготовителей с потребителями; через посредников (торгово-посреднические фирмы, торговые дома, коммерческие центры и фирмы, лизинговые компании, торговые агенты и др.); на аукционах, торгах, ярмарках, по конкурсу, посредством проведения тендера, по почте, посредством бартерных сделок; через товарные биржи.
Характерной чертой договоров, опосредствующих реализацию товаров по прямым связям изготовителей с потребителями, является непосредственный контакт между сторонами без всяких посредников и иных третьих лиц. Такая форма связи между предпринимателями позволяет более полно учесть требования, пожелания потребителя, создает определенные возможности влияния потребителя на производителя продукции, в особенности, если договоры заключаются на длительные сроки.
Вторым способом реализации товаров являются случаи, когда потребитель вступает в отношения по приобретению продукции не непосредственно с изготовителем, а при помощи различного рода посредников. Их в реализации продукции, в поиске нужных друг другу предприятиями с противоположными взаимодополняющими интересами - непременный атрибут рыночной экономики. Посреднические организации могут выполнять не только функции посредника как таковые, но и осуществлять некоторые производственные функции: доведение продукции до нужного потребительского уровня, подсортировка, оригинальная упаковка и т.д.
Сравнительно новой формой торгово-посреднической организации являются торгов дома — это крупные оптово-розничные предприятия, создаваемые в публичных организационно-правовых формах. Они осуществляют не только торговлю, но и другие виды деятельности, тесно с ней связанные.
Широко распространенной в международной (а в последние годы внутри страны) торговле, особенно машинами и оборудованием, является такая форма реализации продукции, как финансовая аренда— лизинг (см. Закон о лизинге). Прежде всего, это объясняется возможностями, которые предоставляет данная форма аренды для финансирования покупки машин и оборудования.
В лизинговых операциях, как правило, присутствуют три стороны производитель (поставщик машин и оборудования), финансирующая сделку организация (арендодатель-лизингодатель) и тот, кто использует в своих интересах арендованное имущество (арендатор-лизингополучатель).
Большинство лизинговых договоров заключается на базе типовых договорных форм, разрабатываемых лизинговыми фирмами.
Согласно ст. 665 ГК РФ по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца.
Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателе
Таким образом, основной обязанностью лизингодателя является передача лизингополучателю (арендатору) машин или оборудования сданных в аренду в соответствующем месте и в согласованный срок. Взаимоотношения сторон в части несения расходов, обязанностей ставки, а также распределения рисков случайной порчи или гибели предмета аренды определяются в договоре так, как и по договору купли-продажи.
По договору лизинга владелец оборудования (лизингодатель) передает его пользователю (лизингополучателю) на определенный период времени, а затем оборудование переходит в собственность лизингополучателя уплатой заранее оговоренной суммы, составляющей остаточную стоимость оборудования.
В договоре предусматривается право арендатора на продление срока аренды либо на покупку арендованного имущества.
Одним из наиболее привлекательных способов реализации товаров являются аукционы. Аукцион — это способ продажи товаров с публичного торга покупателю, предложившему наивысшую цену. Аукционы, как правило, организуются специально на то уполномоченной организацией либо самим продавцом. Если аукцион проводится через организацию, то она в данном случае выступает в качестве комиссионера.
Организуются и международные товарные аукционы — международные рынки по продаже в заранее назначенном месте и в обусловленное время с публичных торгов групп товаров (лотов), предварительно рассмотренных или дегустированных, покупателю, предложившему наивысшую цену.
Одной из форм торговли, играющей в рыночной экономике важную роль, связанную с реализацией продукции и товаров, являются ярмарки — ежегодные рынки, которые представляют собой периодически, как правило, ежегодно организуемые в установленном месте торги. На ярмарках торгуют как наличным товаром, так и по образцам товаров. Ярмарки бывают разные: всемирные, международные, региональные, национальные, местные.
Правовой статус ярмарки определяется положением о ней, в котором устанавливается организационно-управленческая структура ярмарки, ее главного органа — ярмарочного комитета и других органов, определяется порядок функционирования ярмарки.
Для разрешения споров между участниками ярмарки создается ярмарочный арбитраж.
Назад | Содержание | Вперед |