Кашуба С.А. Этнокультурная специфика физического воспитания аборигенов Приамурья (вторая половина XIX - начало ХХ вв.)

   Предпосылки физической культуры кроются в далеком прошлом Приамурья. Они тесно связаны с физическим развитием и воспитанием, которые обусловлены географическими, климатическими, материальными условиями жизни. Знание истории Приамурья позволяет нам оценить по достоинству усилия предков в становлении местных обычаев, понять значимость полноценного физического развития аборигенного населения Приамурья [Кун, 1982, 131-133; Рогова, 1995, 102-106; Семенов, 1999, 13].
   У народов Приамурья с древнейших времен в труде и быту в зимнее время основным подспорьем были лыжи, нарты. Ранней весной, по окончании зимней охоты, они принимались за изготовление новых и починку старых лодок (долбленок и берестянок), делали весла из дерева, изготавливали лук и стрелы. Занимаясь рыбной ловлей, практиковали плавание и греблю. Эти орудия труда и вспомогательные средства сопровождали эвенков до конца жизни. С ними уходили в мир иной. И.А. Лопатин свидетельствует: "Все, что использовалось покойником: лук, стрелы, бусы, лыжи и т.д., клалось с ним...".
   Воспитание, как и труд, носило коллективный характер. Это облегчало обитателям Приамурья ведение тяжелой борьбы с природой за свое существование, помогало преодолевать суровые невзгоды жизни. Наряду с земледелием, скотоводством, ремеслами все большую роль играла военная организация родовой общины. Физическое воспитание в этих условиях выполняло функции подготовки не только к трудовой деятельности, но и к военному делу. Так, дети с ранних лет упражнялись в стрельбе из лука, метании различных предметов; ходили вместе со взрослыми на охоту и рыбную ловлю. Широко были известны разнообразные игры и развлечения. У народов Приамурья бытовали верховая езда, метание разных предметов, стрельба из лука, разнообразные игры. С разведением оленей и лошадей в районах Приамурья увеличилось дальнейшее применение их в быту.
   По данным А.В. Кириллова, в 1890 г. на территории нашей области насчитывалось до 3 тысяч инородцев, в основном орочон и манегров, и, судя по позднейшим данным (перепись 2003 г.), их численность не поднималась выше этой цифры [Кириллов, 1894, 22]. Исходя из состава коренного населения области традиции физического воспитания у малых народов мы рассматриваем на примере эвенкийского этноса.
   Л.Н. Гумилев писал: "...этнос - явление географическое, всегда связанное с вмещающим ландшафтом, который кормит адаптированный этнос" [Гумилев, 1994, 47].
   В процессе совершенствования орудий труда и оружия, под влиянием новых форм ведения хозяйства и по мере развития сознания тунгусского населения, появлялись новые физические упражнения и игры. У эвенков существовал своеобразный обряд - инициации (посвящения) при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в род или племя и т. д. К инициациям молодежь готовили специально выделенные старейшины рода. Содержание многих инициаций имело значительную педагогическую направленность, а их цель состояла в том, чтобы ввести юношу в общество полноправных членов рода. Готовясь к посвящению, юноши усиленно тренировались, закалялись, выдерживали пищевые запреты, соблюдали строгую дисциплину, принимали участие в охоте. В инициациях широко использовались физические упражнения и игры (бег, прыжки, метание копья, разные виды борьбы и пр.). В родовом обществе эвенков зародились различия в воспитании мальчиков и девочек. Это нашло свое отражение в играх и физических упражнениях: мальчики и юноши играли в охотничьи и военные игры, устраивали погони, засады, а девочки и девушки занимались играми, танцами, упражнениями, отражающими быт и труд женщин.
   Физические упражнения и игры постепенно превращались в важное средство воспитания подрастающего поколения. Оно начало выделяться в одну из главных функций родовой общины.
   Его особенностями явились тесная связь с трудом и бытом, бесклассовый характер и доступность для всех членов рода. Физическая культура с элементами спортивных упражнений выступала как составная часть общей культуры аборигенного населения, проживавшего на территории Приамурья. У этих племён сохранились игры и физические упражнения, уходящие своими корнями в далекое прошлое. Они отражали охотничью, рыболовную, скотоводческую, земледельческую, военную и бытовую деятельность племен и родов первобытного общества. Бытовали верховая езда, метания разных предметов, стрельба из лука, разнообразные игры.
   Для исследования данной проблемы представляет интерес работа В.Г. Семёнова "Становление и развитие физической культуры и спорта в Восточном Забайкалье (1900-1941 гг.)" [Семенов, 1999, 50], в которой выявляются особенности методов физического воспитания эвенков.
   Северные тунгусы (эвенки, в Восточном Забайкалье - орочоны), в отличие от урульгинских тунгусов и хамниган, сохранили свои методы воспитания молодого поколения, имеющие многовековые традиции. Особый интерес представляет изучение родового общества эвенков, где описываются инициации - обряды посвящения у эвенков. Во время племенных сборов у них проводились игры и состязания между отдельными фратриями, причем каждая из них выставляла свою команду игроков. Массовыми упражнениями у эвенков были борьба, стрельба из лука, прыжки в высоту через натянутые ременные арканы, довольно широко были распространены упражнения вроде игры в мяч. Например, все играющие делились на две партии, и каждая из них старалась ногами загнать свернутый из шали мяч.
   В родовом обществе эвенков большую роль играл ритуал выборов гражданского и военного вождей, которые сопровождались серьезным публичным испытанием их физической подготовленности. В обязанности военного вождя входило обучение военному делу мужчин, которое в основном проходило летом. От них требовалось умение хорошо рубить мечом, отлично стрелять из лука, прыгать, увертываться от стрел, управлять лодкой и т.д. Физические упражнения у эвенков носили массовый характер; согласно преданию, днем становилось темно, если все члены рода начинали упражняться в стрельбе из лука. Очень популярны были гонки на оленях, широко распространена борьба, которая велась по определенным правилам. Идеальный богатырь, по преданиям, все время тренируется: мечет копье, стреляет из лука, упражняется в беге, носит тяжести.
   Полевые исследования в северных районах Приамурья дополняяют картину истории физического развития и воспитания эвенков.
   В принюкжинской тайге (в 14 км от эвенкийского села Усть-Нюкжа, вниз по реке Олекме) наскальные рисунки, возраст которых около 3 тысяч лет (примерно столько же кочевали по дальневосточной тайге эвенки и манегры), подтверждают, что эвенки разводили и пасли северных оленей, охотились на пушных зверей, медведей, сохатых. На писаницах изображены олени, которых ловит маутом человек, нарисованы сцены охоты. В 45 километрах от Усть-Нюкжи есть и сейчас горная река Ды- рында протяженностью 100 км, впадающая в Олекму. На этой реке эвенки сотни лет пасли оленей, охотились. Есть по Дырын- де место, где каждый год встречалось несколько кочующих стойбищ эвенков для обмена оленями, выбора невест и женихов. И, конечно, состязались в ловкости, силе, выносливости.
   Как вспоминают старые эвенки (предки которых столетиями проживали в этих местах), в древние времена эвенки часто проводили различные состязания в силе и на выносливость, особенно любили эвенки петь и плясать "ассору" на выносливость, устраивать различные игры, в частности "Амунчакан". Игроки делились на две группы. Ведущий должен ловить разбежавшихся игроков. Определяется граница в виде выкопанных ямок. Если никто не пойман в ВлкругуВ», то ведущего называли ВлАмунчаканВ» (подобие русской игры - выжигательный круг).
   Игра ВлСмекалкаВ» в стойбищах. Берут веревку длиной в один метр, делают на середине простую завязь петлей. После этого один конец веревки привязывают наглухо к кисти правой руки, а другой конец - к левой. Задача: не отвязывая концов веревки от кистей рук, освободиться от завязанной петли. Способ решения: завязанную петлю расширяют. Надевают ее на левую руку к месту, где наглухо привязан конец веревки. Продевают завязанную петлю под глухую петлю на руке, протаскивая вверх, и снимают ее с руки. После этого правой рукой тянут веревку, и завязанная петля исчезает.
   ВлКто перетянетВ». В игре участвуют двое. Они садятся лицом друг к другу, а ноги упирают ступнями друг с другом. Между ступнями кладут круглую прочную палку диаметром 7-8 см, длиной один метр и упираются в нее. Берутся за нее руками и тянут, стараясь перетянуть друг друга. Кто перетянет, перебрасывает соперника через голову и считается победителем.
   Игра ВлВ арканВ». В игре участвует много людей. Выбирается ровная чистая и большая поляна. Два человека берут за концы маут, остальные бегают по площади. Водящие с маутом, держа его за концы, бегут и стараются окружить им бегущих по площади. Те, кто попадает в круг маута, сменяют водящих.
   ВлКто сильнейВ». Это зимняя игра, в ней участвуют два и более человек. На ровной чистой поляне делают снеговую стену толщиной и длиной около 2-х шагов, высотой в один шаг. Каждый играющий берет лук и две стрелы с тупыми наконечниками. Все становятся на расстоянии 15 - 20 шагов от снеговой стены и по очереди стреляют в неё. Выигрывает тот, кто больше пробьёт стрел сквозь стену. Игра очень трудная, требуется большая физическая сила и хороший лук.
   ВлИгра с камнемВ». В игре участвует два и более человек. Для игры находят камень весом от 5 до 10 кг и кладут в одном- двух шагах от дерева, у которого срубают нижние сучья. Играющий берет камень обеими руками, раскачивает его и с силой подбрасывает его вверх к стволу дерева. Второй играющий замечает, в каком месте ударился камень, делает на стволе метку и сам подбрасывает. Победителем становится тот, кто выше подбросит камень.
   ВлЛовля оленейВ». Играющие делятся на две группы. Одни изображают оленей, другие - пастухов. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом, лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу ВлЛови!В» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг. Правила игры: ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкается тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются попасть в круг, но они уже не имеют права вырываться из кольца, если оно замкнуто.
   ВлКачание лосяВ». В центре хорошо утрамбованной площадки ставился высокий тонкий столб, к его верхушке прикрепляли гибкий ремень с привязанным на конце обломком оленьего рога. Один из участников игры подкидывает как можно выше обломок рога, а остальные быстро набрасывают на него гоаты (петли), стараясь петлей захватить его. Можно усложнить игру: в то время, когда участники набрасывают гоаты на обломок рога, один из них, предварительно увеличив петлю своего гоата в два раза, старается кинуть гоат так, чтобы своей петлей захватить и стянуть петли других.
   ВлИгра в оленейВ». 20 детей с гоатами в руках строятся в две шеренги друг против друга. Один из участников игры стремительно пробегает по образованному коридору, волоча за собой небольшой кусок оленьего рога. При этом он должен периодически дергать веревку, чтобы ВлохотникамВ» было труднее поймать ВлоленяВ». Остальные ребята набрасывают свои гоаты на бегущего ВлоленяВ», стараясь стянуть его петлей. Многие из этих игр проводятся и в наше время, так как они сохранили свою актуальность и сегодня.
   Физические упражнения пронизывали всю жизнь эвенков, украшая и обогащая ее. Многочисленные этнографические материалы позволяют сделать вывод о том, что в родовом обществе эвенков физическое воспитание имело большое значение. Оно было равным и обязательным для всех.
   В процессе исторического развития на культуру эвенков вообще и физическую в частности, оказывали влияние другие культуры (бохайская, чжурчжэньская), внесшие более организованные элементы. Основными причинами, которые определили особенности физического воспитания туземного населения Амура следует считать:
   - суровые климатические и материальные условия;
   - оленеводство, заставляющее в течение всего года вести кочевой образ жизни;
   - рыболовство, охота, требующие развития определенных физических качеств, а также борьба с вражескими племенами.
   Физическое воспитание получило широкое развитие, оно было создано самим народом и отражало его взгляды на жизнь, на воспитание и обучение подрастающего поколения. Это была система физического воспитания с характерными особенностями социально-экономического строя того времени.

Использованная литература

   1. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало //Свод №2: Международный альманах. - М.: Танаис Ди-Дих, 1994. - 544 с.
   2. Кириллов А.В. Географическо-статистический словарь Амурской и Приморской областей. - Благовещенск, 1894.
   3. Кун Б. Всеобщая история физической культуры и спорта: Пер. с венг. - М.: Радуга, 1982.
   4. Лопатин И. А. Гольды амурские, уссурийские и сунга- рийские. - Владивосток, 1922.
   5. Майский И. Современная Монголия. - Иркутск, 1921.
   6. Народы России. Энциклопедия. - М., 1994.
   7. Пылаева О.Б. Лакунарность лексико-семантического поля "Природа" (на материале русского и эвенкийского языков): Дис...канд. фил. наук. - Благовещенск, 2001.
   8. Полевые материалы автора.
   9. Рогова А. В. Развитие и совершенствование образования в дореволюционном Забайкалье. Проблемы комплексного изучения человека // Человек в условиях Забайкалья: Мат-лы регион. науч.-практич. конф. - Чита, 1995.
   10. Семенов В.Г. Становление и развитие физической культуры и спорта в Восточном Забайкалье: Дис...канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 1999.

Назад Содержание Вперед