Лекция 11. Эпоха великих реформ

  Учебные вопросы:
  1. Отмена крепостного права.
  2. Зарождение гражданского самоуправления.
  3. Реформирование суда.

  1. Отмена крепостного права
  К середине XIX века многие в России многие понимали, что жить так дальше нельзя. Выступая в марте 1856 г. перед предводителями московского дворянства Александр II (1855-1881) сам предложил начать уничтожение крепостного права, призывая помещиков начать это делать «сверху» нежели ждать, когда оно начнет само уничтожаться «снизу».
  После длительной работы, споров и согласований 19 февраля 1861 г. Манифест об отмене крепостного права был подписан императором. Вскоре документ был обнародован. Его текст зачитывали в церквях, а перед войсками его прочитал сам Александр II.
  Крепостное право в России пало. Отныне крестьяне стали лично свободными гражданами. Они получали ряд гражданских прав - свободу распоряжения своим имуществом, заключения сделок, открытия торговых и промышленных заведений и т.д. Крестьяне каждого помещичьего имения объединялись в сельское общество (общину). Взаимоотношения между сельскими обществами и помещиками регулировались мировыми посредниками, которые назначались Сенатом из местных дворян. Они имели широкие полномочия и руководствовались только положениями закона.
  Помещики при этом сохраняли право собственности на все принадлежавшие им земли, однако были обязаны предоставить в постоянное пользование крестьянам «усадебную оседлость» а также полевой надел. За пользование землей крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк. Крестьяне не имели права отказа от полевого надела в течение первых 9 лет. Размеры надела фиксировались в уставных грамотах. Крестьянам предоставлялось право выкупа своего надела. За землю, 70-80 % ее стоимости, платило государство. Крестьяне же должны были в течение последующих 49 лет выплачивать государству этот кредит. Крестьяне, выкупившие свои наделы, именовались крестьянами-собственниками, а не выкупившие - временнообязанными.
  Однако крестьяне так и не стали владельцами земли.
  Субъектом собственности на землю было определено сельское общество, т.е. община. Поэтому правомерно говорить о том, что после 1861 г. в России наряду с дворянским землевладением появляется общинное землевладение. Последствия отмены крепостного права были колоссальными. По выражению А. А. Корнилова, «Положением 19 февраля народ впервые выводился на историческую арену». Это был первый и важнейший шаг по пути модернизации страны.

  2. Зарождение гражданского самоуправления
  Важным направлением в проведении реформ в России была земская реформа. Основная идея земской реформы предполагала признание существования человеческого сообщества с его собственными хозяйственными нуждами и потребностями, независимыми от диктата государства.
  «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» вводилось Указом от 1 января 1864 г. Земства вводились не везде, а главным образом в губерниях с явным преобладанием помещичьего землевладения. С 1865 г. земства начали действовать в 19 губерниях, в 1866 г. - еще в девяти. За 12 лет земства были созданы в 34 из 78 губерниях России.
  По своей роли земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительным органом являлось земское собрание гласных, которое заседало один раз в год. Оно решало хозяйственные вопросы, утверждало сметы, земские налоги, а также выбирало исполнительный орган - земскую управу. Основная часть поступлений земства получали от налогов на недвижимое имущество: земли, леса, доходные дома, фабрики, заводы. Земства занимались вопросами местной промышленности, торговли, снабжения. В их компетенцию входило народное образование, здравоохранение, землеустройство, агрономия, ветеринария, статистика и другие вопросы. Земства отличались высокой функциональностью, которая обеспечивалась высоким профессионализмом их кадров. Органы местного самоуправления не имели право заниматься политическими вопросами.
  С земской реформой была тесно связана городская реформа, которая проходила на основе специального Городового положения, принятого в июле 1870 г. В городах были созданы всесословные органы общественного управления, избираемые на основе имущественного ценза. Избирательные права предоставлялись купцам, промышленникам и владельцам недвижимости в пределах данного города.
  Распорядительным органом самоуправления была Городская дума, исполнительным - Городская управа под руководством городского головы. В компетенцию городского самоуправления входили преимущественно хозяйственные вопросы: благоустройство городов, развитие торговли, промышленности, здравоохранения и народного образования. Городская дума устанавливала и налоги. К 1892 г. городское самоуправление было установлено в 621 городе их 707 имевшихся тогда в России. Создание органов местного самоуправления способствовало развитию в России гражданского общества.

  3. Реформирование суда
  Наиболее продвинутой можно считать судебную реформу.
  Начало ей положили новые судебные уставы, принятые в ноябре 1864 г. Они вводили новые судебные принципы: отделение суда от администрации, равенство всех перед законом, гласность, устность и публичную состязательность судопроизводства, независимость судей от администрации и их несменяемость.
  Еще в 1860 г. следствие было изъято у полиции и передано специальному институту судебных следователей. В рамках реформы был создан суд присяжных и институт присяжных поверенных. Важную роль в подготовке и проведении реформы сыграли В.П.Бутков, Н.А. Будковский, С.И.Зарудный, К.П.Победоносцев, Д.А.Ровинский, Н.И.Стояновский и др.
  В рамках проведения реформы вводились два вида судов: мировой и коронный. Мировой суд с упрощенным судопроизводством создавался как в городах так и в уездах. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями (в столицах - Городскими думами). Мировой суд учреждался для разбора уголовных преступлений и решения малозначительных гражданских дел. Решение мирового судьи можно было обжаловать в более высокой инстанции - на съезде мировых судей. Гражданские дела рассматривались без участия присяжных заседателей, уголовные - с участием заседателей. Вердикт, вынесенный присяжными заседателями, считался окончательным и аппеляции не подлежал.
  Коронный суд состоял из окружных судов первой инстанции, и второй инстанции - судебных палат. В каждой губернии создавалось от 1 до 3 окружных судов. Высшей судебной инстанцией был Сенат. В Сенате были созданы кассационные департаменты, которые помимо кассации рассматривали должностные преступления, совершенные чинами выше пятого класса. Для суда над членами Государственного совета, министрами и равными им лицами учреждался Верховный уголовный суд.
  Судебные уставы изменили функции прокуратуры — органа судебного надзора, которая до реформы осуществляла лишь общий надзор
  Необходимо отметить, что в силу определенной социальной и культурной специфики были сохранены военные и духовные суды. Крестьян судил крестьянский волостной суд.
  Новая судебная система имела прогрессивное значение. Она была наиболее последовательным и радикальным преобразованием в цепи реформ, проводившихся в период царствования Александра II.

  Вопросы:
  1. Какие причины побудили самодержавие отменить крепостное право в России?
  2. Кто становился владельцем крестьянской земли после отмены крепостного права?
  3. Какие цели преследовало правительство, вводя в России земства?
  4. Назовите наиболее важные черты новой судебной системы?
  5. Каковы наиболее важные отличия новых вооруженных сил России от старых, созданных еще в петровскую эпоху?

Назад Содержание Вперед