4. Политическое сознание

  Поведение индивидов в сфере политики детерминируется их политическим сознанием - совокупностью взглядов, представлений, установок, эмоций и чувств. Этот феномен является наиболее общей категорией, характеризующей субъективную сторону политической жизни, способность людей к управлению делами общества и государства. От политического сознания зависит содержание и характер политического процесса.
  Политическое сознание носит открытый характер, если оно способно к восприятию чужого социального опыта, инокультурных ценностей и традиций. Если политические взгляды ограничены рамками корпоративных, локальных или групповых норм и целей, они являют собой закрытый тип политического сознания.
  Политическое сознание формируется сложным и продолжительным путём осмысления действительности, обобщения информации, уяснения целей партий и политических движений. Результатом этих мыслительных процессов является присоединение к определённым оценкам и нормам гражданского поведения, эмоциональное приобщение к тем или иным политическим идеалам.
  Объективная принадлежность человека к той или иной группе отнюдь не означает, что у него сформируется соответствующее её интересам политическое сознание. Политические воззрения обладают достаточно высокой степенью самостоятельности по отношению к социально-экономическим факторам.
  Политическое сознание представляет собой многомерное и многоуровневое образование. Его структуру образуют политическая идеология, политическая психология и поведенческий элемент.
  Политическая идеология - наиболее рациональная составляющая политического сознания. Она включает в себя идеи, понятия, представления о политике, власти, государстве, партиях и т.п. Формируется целенаправленно, ей свойственны такие черты, как целостность и систематизированность.
  Политическая психология - это чувства, эмоции, настроения, влияющие на поведение политического субъекта. Складывается в основном стихийно, на базе повседневного опыта людей.
  Наконец, поведенческий элемент, аккумулируя политическую идеологию и политическую психологию, представляет собой осознанную готовность индивидов к конкретным политическим действиям, служит импульсом для их развёртывания.
  Существуют различные виды политического сознания. Их классифицируют прежде всего по двум основаниям - в зависимости от глубины проникновения в сущность политики и исходя из носителей политического сознания.
  В соответствии с первым из критериев различают концептуальный и обыденные уровни политического сознания. Концептуальный уровень функционирует в виде политических теорий, доктрин, программ. Для обыденного уровня характерна размытость представлений о политике, возникающих стихийно под влиянием бытовых обстоятельств.
  В зависимости от количества субъектов политики политическое сознание дифференцируется на индивидуальное, групповое, массовое и общественное.
  Индивидуальное политическое сознание обеспечивает осмысление индивидом своих роли и места в политической жизни, усвоение прав и свобод, умение пользоваться ими в конкретных жизненных ситуациях.
  Групповое политическое сознание - это политические представления и мотивы поведения социальных слоёв, классов, элит, профессиональных сообществ.
  Массовое политическое сознание выражает мнения, настроения нестабильных, временных объединений людей (митинг, демонстрация, толпа).
  Опирается на стереотипы и мифы, коренящиеся в глубинных пластах сознания.
  Общественное политическое сознание - это политические взгляды наций, народностей, населения стран и континентов, исторических эпох.
  В организации и функционировании власти политическое сознание выполняет ряд функций - познавательную, регулятивную, прогностическую, интеграционную и мобилизующую. Их содержание состоит в следующем.
  Познавательная функция выражает потребность индивидов в уяснении своих интересов, в анализе политической действительности.
  Регулятивная функция обеспечивает ориентацию индивидов в мире политики благодаря идеям, нормам и представлениям.
  Прогностическая функция состоит в предвидении содержания и характера будущих политических процессов на основе знаний о политике.
  Интегрирующая функция заключается в объединении социальных групп на базе общих ценностей, идей норм и установок.
  Мобилизующая функция означает стимулирование граждан к участию в политике с целью отстаивания своих интересов.
  Степень реализации функций политического сознания зависит от многих причин, прежде всего от стабильности или нестабильности условий. Так, в условиях трансформации обществ, когда в политическую жизнь включаются нетрадиционные группы, активно ищущие пути реализации властно значимых интересов, резко увеличивается роль идей, норм и представлений, составляющих содержание регулятивной функции. В то же время ослабевает интегрирующая функция политического сознания, что отражает несовместимость интересов и позиций различных политических субъектов.В нестабильных условиях снижается эффективность прогнозирования. Особенно долгосрочного.

Назад Содержание Вперед