Вз 3. Униатская политика пап

  В начале 1848 года папа Пий IX (1846-1878 гг.) направил всем восточным христианам энциклику (окружное послание), где обратился к униатам и католикам, проживающим на Востоке, а потом, говоря словами энциклики, «тем, кои хотя чтут Христа, но отделились от общения с престолом апостола Петра», т.е. к православным христианам Востока.
  Вопреки фактам истории он уверял, что древняя иерархия Восточной Православной Церкви принимала постановления и определения пап как глав соборной церкви.
  В своих доказательствах главенства Римской Церкви папа извращает мысли Священного Писания и ложно перетолковывает факты церковной истории. В заключение послания папа убеждал восточных христиан войти в общение с кафедрой апостола Петра и принять учение об исхождении Святого Духа и от Сына и главенстве папы, обещая с своей стороны сохранение всех их догматов, обрядов и богослужебного чина. Это послание не оказало никакого воздействия на восточных христиан. Константинопольский патриарх Анфим VI от лица всей Восточной Церкви ответил папе, что общение между Церквями Восточной и Западной возможно только после уничтожения всех нововведений Римской Церкви.
  6 мая 1848 года все восточные патриархи за своей подписью и подписью членов своих синодов направили замечательное «Окружное послание единой, святой, соборной и апостольской Церкви ко всем православным христианам» в 23 членах.
  В нем патриархи говорят, что православное учение должно со­держаться всегда неизменным, но злой дух посеял в Церкви разделение и ереси. Некоторые исчезли и исчезают, а некоторые нарождаются вновь, чтобы исчезнуть со временем. В прежние времена сильно волновала Церковь ересь арианская, а в настоящее время такой же волнующей ересью является папство. Далее в послании приводятся доказательства того, что папство есть ересь, перечисляются все заблуждения Римской Церкви: учение об исхождении Святого Духа и от Сына, кропление вместо погружения в таинстве Крещения, отнятие у мирян Божественной чаши и причащение только под одним видом хлеба, употребление опресноков, исключение из литургии благословения Святых Даров, устранение крещаемых младенцев от миропомазания, запрещение брака священникам, непогрешимость папы и, вообще, извращение древнего апостольского чина совершения почти всех таинств.
  С особой силой в окружном послании опровергается учение об исхождении Святого Духа и от Сына и о главенстве папы - в ответ на папскую энциклику. Окружное послание устанавливает правильное понимание мест Священного Писания, приводимых папой в до­казательство своего главенства, а также подвергает критическому разбору факты из истории Церкви, на которые ссылается папа, и показывает их настоящее значение. В заключение высказывается мысль, что энциклика. Пия IX подлежит осуждению, как послание нечестивое и душепагубное: «Таким мы и объявляем его в соборной Церкви», - заключают патриархи (член 18).
  Не дождавшись добровольного подчинения восточных христиан, Пий IX обратился к старым средствам, чтобы достигнуть своей цели. В начале 1862 года он издал буллу, в которой заявил перед целым светом об учреждении новой соборной конгрегации пропаганды для восточного обряда, так как существующая в Римской Церкви общая конгрегация пропаганды обременена другими миссиями и мало занимается пропагандой на православном Востоке. В своей булле он пишет, что не только не стремится к уничтожению чина богослужения и обрядов Восточной Церкви, но, напротив, предписывает их сохранение. Особой буллой (без Собора) папа в 1854 г. провозгласил догмат о непорочном зачатии Девы Марии.
  В 1868 году Пий IX, намереваясь созвать в Риме собор для утверждения нового догмата о непогрешимости папы, направил новое послание к епископам восточного обряда с приглашением на собор и с выражением желания относительно подчинения их римской кафедре. Константинопольский патриарх Григорий VI даже не принял этого послания.
  В 1870 году папа Пий IX созвал Первый Ватиканский собор, на котором был провозглашен догмат непогрешимости пап в вопросах «веры и нравов», когда папа говорит «ex cathedra». Этот догмат явился логическим завершением веками проповедуемой на Западе теории папского вселенского главенства. Во время бурных обсуждений новой доктрины, несмотря на угрозы и всевозможные маневры курии, все же 119 епископов из 574 голосовали против догмата непогрешимости.
  В 1866 году в связи с переходом униатского населения России в лоно матери - Церкви Ватикан разорвал с ней дипломатические отношения. Продолжались попытки пап подчинить себе христиан Балканского полуострова и Востока. Не теряя этой надежды, папа Лев XIII в 1895 году выпустил энциклику о соединении Церквей при условии их подчинения Риму. Эта энциклика получила достойный отпор восточных патриархов.
  В 20-30 годы прошлого столетия внешнеполитический курс Ватикана носил более умеренный характер, хотя имелись последствия униатской политики, особенно в Польше и Хорватии. В результате Латеранского соглашения было создано государство Ватикан, с резиденцией в нем римского папы.
  В годы Второй мировой войны Ватикан занимался поисками новой ориентации, что в дальнейшем сказалось на деятельности римских пап Иоанна XXIII и Павла VI, которые обновили церковную жизнь Римско-Католической Церкви.

Назад Содержание Вперед