Вз 1. Лютеранская церковь. Исторический экскурс

  Реакция против католицизма, сильно проявившаяся на Западе в ХIV и первой половине ХV века, не дала желаемых результатов. Реформаторские требования соборов (Пизанского - 1409 г.; Констанцкого  - 1414 г.; Базельского - 1431 г.) и отдельных личностей (Джона Виклифа, Иоанна Гуса и Савонаролы) папство сумело сделать бесплодными, и улучшения в церковной жизни не произошло.
  Однако остановить реформационное движение ему не удалось: оно продолжало развиваться, захватывая собой все большие слои западно­европейского общества. К голосам других стран, где раздавались требования церковных реформ, присоединилась и Германия.
  Апостолом Реформации и основателем Лютеранской Церкви был Мартин Лютер (1483-1546 гг.), сын рудокопа. Воспитанный в суровой бедности, он получил образование в католических школах и закончил его в Эрфуртском университете. И из домашней обстановки, и из школьного образования Лютер вынес одностороннее представление о Боге как карающем судье, требующем от человека для своего умилостивления тяжелых подвигов. Его стал рано занимать вопрос о спасении души, и он к огорчению родителей отказался от светской карьеры и принял монашество в августинском монастыре, в Эрфурте.
  Лютер был глубоким и искренним католиком. Он предавался усиленным подвигам и постам, чтобы умилостивить грозное Божество, но не чувствовал успокоения.
  В основном под влиянием Августина у Лютера сложился взгляд на спасение человека путем благодати через веру в Искупителя. Так, в мысли, что человек получает спасение по вере, Лютер нашел духовный покой. Позже его деятельность протекала в должности профессора Виттенбергского университета, где он и выступил в роли реформатора.
  В 1510 году он побывал в Риме и был поражен неверием и богохульством в среде римского духовенства. Из Рима Лютер вернулся противником Римской Церкви. Такая Церковь, по его убеждению, не могла дать спасения человеку, и он стал учить, что только личное общение человека с Искупителем и живая сердечная вера в Него спасают человека.
  В 1517 году Лютер открыто выступил против Римской Церкви. Поводом к этому послужило следующее обстоятельство. Для поддержании роскоши своего двора папа Лев X под предлогом обновления церкви святого Петра объявил продажу индульгенций. Продавцом индульгенций в Германии явился грубый монах-доминиканец Тецель. Как рыночный торговец, он стал расхваливать свой товар, доставляющий как обязательное спасение грешникам на земле, так и освобождение душ умерших от мук чистилища. Лютер возмутился таким кощунством над отпущением грехов и к дверям виттенбергского храма прибил 95 тезисов против такого грубого способа спасения человеческих душ. Он коснулся и самой основы индульгенций - учения о сверхдолжных заслугах и чистилище.
  Тезисы Лютера в две недели облетели всю Германию и вызвали к нему общее сочувствие. Папа не обратил на это внимание, считая это обычным в то время спором между монахами. Лютер же на первых порах не затрагивал папского авторитета. Он думал, что именем папы прикрываются многие злоупотребления и что папа никоим образом не будет брать их под свою защиту. Когда же, по доносу латинских богословов, из Рима последовала папская булла с отлучением Лютера, как еретика, от Церкви, Лютер окончательно разорвал с Римской Церковью. Он назвал Римско-Католическую Церковь «вертепом разбойников», а папскую буллу - буллой антихриста и торжественно её сжег (1520 г.). Это было началом Реформации в её собственном смысле слова. 128 лет (1520-1648 гг.) шла в Германии религиозная борьба, закончившаяся Вестфальским миром (1648 г.). По Вестфальскому миру (1648 г.) последователи Лютера получили полную свободу вероисповедания и одинаковые права с католиками. Кроме названия по имени организатора своей Церкви, лютеране называются еще протестантами. Это название стало даваться им с 1529 года, когда сторонники Реформации подали письменный протест против дискриминационных мер, направленных против них католиками.
  Особенности вероучения и церковного устройства лютеран.
  По вероучению и устройству своей Церкви лютеранство гораздо дальше стоит от православия, чем католицизм. Основные положения протестантства выражаются в учении об оправдании верой и источниках христианского вероучения. Все остальные являются как бы выводами из этих положений.
  По учению Лютера, человек оправдывается одной верой в Искупителя. При этом вера не есть свободное чувство человека, она возбуждается в сердце Богом, она есть дар Божий. Вера вводит человека в личное непосредственное общение со Своим Искупителем. Поэтому человек спасается только верой. Добрые дела, порождаемые верой, в соб­ственном смысле дела Божии. Они не составляют никакой заслуги самого человека и потому не имеют никакого значения для спасения. Равно и все другие средства спасения, признаваемые Церковью, излишни, они составляют только средостение между человеком и Богом и отдаляют сердца верующих от Спасителя. Вследствие этого Лютер отверг видимую Церковь, как хранительницу благодатных даров. Церковь, по его учению, есть только общество одинаково верующих людей и в существе пред­ставляет такой духовный институт, внутренняя жизнь которого не может определяться и ограничиваться какими-нибудь внешними формами. А потому Лютер отверг иерархию, как учреждение священное. Духовные лица в протестантстве - пресвитеры - такие же миряне, уполномоченные только на совершение тех или других церковных обрядов.
  Он отверг и таинства, как особые действия, в которых верующему сообщается благодать. Одни таинства, как крещение и покаяние, служат только знаком (печатью) того, что грехи наши прощены и установилось наше общение со Христом; другие (миропомазание, священство, брак) составляют только благочестивые обряды. Только в учении о таинстве евхаристии Лютер отступил от своего взгляда на таинства. Отвергнув пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, Лютер, однако, учил, что в хлебе и вине присутствует Христос всем Своим существом. Следовательно, приступающий к таинству с верой вместе с хлебом вкушает Тело Христово, приступающий без веры вкушает только один хлеб.
  Во имя той же оправдывающей веры Лютер отверг почитание святых, икон, мощей, а равно и все то, что установлено для укрепления человека в добродетели, как-то: посты, монашество и праздники, кроме Господних. Не придавал Лютер никакого значения и обрядности в богослужении, хотя многое осталось у него и из католичества.
  Из источников вероучения Лютер признавал одно только Священное Писание и отверг церковное предание и все, что относится к области предания - определения Вселенских и Поместных Соборов, а также учение отцов Церкви. При этом в понимании и толковании Священного Писания он отверг руководящее значение Церкви и предоставил каждому верующему понимать слово Божие по своему личному разумению.
  Учение лютеран изложено в Аугсбургском исповедании, Апологии, Большом и Малом катехизисах Лютера и Шмалькальденских членах. Эти произведения составляют символические книги протестантов.
  Громадное значение в организации Протестантской Церкви, кроме Лютера, имел его друг Филипп Меланхтон, профессор греческого языка в Виттенбергском университете. Его перу принадлежат главные символические книги протестантов - Аугсбургское исповедание и его Апология (1530 г.).
  Несмотря на все препятствия со стороны католиков, реформационное движение стало быстро распространяться в XVI веке за пределами Германии. Лютеранство утвердилось в Австрии, в скандинавских странах, в Прибалтике. Отдельные лютеранские общины появились в Польше, Венгрии и Франции. Лютеранская Церковь в Швеции является государственным учреждением.
  В современном мире Лютеранские Евангелические Церкви наиболее влиятельны в Исландии, Дании, Норвегии, Финляндии, Германии, Латвии и Эстонии. Эстонская Евангелическая Церковь возглавляется архиепископом. Много Лютеранских Церквей в Северной Америке. В Латинской Америке лютеранство исповедуется в Бразилии. В странах Азии лютеран мало, больше чувствуется их влияние в Африке, где Лютеранские Церкви имеются в Эфиопии, Судане, Камеруне, Либерии и других странах.
  Всего в мире насчитывается около 75 миллионов лютеран.

Назад Содержание Вперед