4.2. Нарушения социально-педагогической адаптации как предпосылки для коррекции и реабилитации

  В социально - педагогическом аспекте под адаптацией подразумевается выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды.
  Считается, что адаптационный характер реакции организма приобретают тогда, когда они отвечают трем условиям: 1) внешние воздействия являются для человека необходимыми, новыми и создают несоответствие внешней среды свойствам организма и личности на данный момент; 2) ответная перестройка организма и личности происходит в результате более или менее длительного Адаптивность - способность к приспособлению у разных людей различна. Зависит от особенностей строения и функционирования ЦНС, от физического, психического и нравственного здоровья человека.
  За уровнем адаптационных возможностей человека, его адаптивностью всегда стоит сложное взаимодействие биологических и социальных (внутренних и внешних) факторов, влияющих на его развитие.
  Адаптивность у разных людей различна. Она отражает уровень как врожденных, так и приобретенных качеств индивида.
  В настоящее время ученые связывают возможности адаптивности и уровень адаптации:
  - со структурно-функциональной организацией мозга;
  - с защитными силами организма (биоэнергетический потенциал);
  - с особенностями функционирования ЦНС.
  Факторы, влияющие на уровень и возможности к адаптации:
  - генетические особенности человека (обмен веществ, различие биохимических реакций, разные типы реагирования);
  - физическое здоровье человека; 3) его психический статус; 4) качества и черты личности, заложенные средой воспитания; 5) условия социальной среды, в которой находится человек.
  Равновесие между внутренними (биологическими) и внешними (социальными) условиями обеспечивает нормальный ход развития человека и его адаптацию.
  Показатели низкого уровня адаптационных возможностей ребенка к школе:
  - отклонение в психофизическом развитии и здоровье;
  - недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе (нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации, неумение общаться, адекватно вести себя, низкая познавательная активность, ограниченный кругозор, низкий уровень сформированности речи, движений и др.);
  - несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности (недоразвитие произвольного внимания, памяти, слабость произвольной деятельности, недостаточное развитие моторики рук, несформированность пространственных ориентаций, нарушение координации в системе рука-глаз, низкий уровень развития фонематического слуха и т.д.).
  Социальные предпосылки детской и подростковой дезадаптации:
  - нарушение экологического равновесия в окружающей среде;
  - ослабление репродуктивного здоровья девочек, рост числа женских заболеваний;
  - рост алкоголизма, наркомании;
  - низкая культура семейного воспитания и кризис современной семьи;
  - незащищенность отдельных групп населения (безработные, эмигранты, беженцы, лица, подвергшиеся воздействиям катастроф, войн и т.д.);
  - недостатки в медицинском обслуживании;
  - несовершенная система дошкольного воспитания, перегруженность, неадаптированность к ребенку школьных программ.
  Дезадаптация - срыв адаптационных возможностей. Задача педагога организовать условия профилактики адаптационных нарушений у детей в образовательном пространстве. Если же дезадаптация возникла, необходимо организовывать условия коррекции через компенсацию недостатков в развитии.
  Успешность компенсации будет зависеть:
  - от генетического потенциала;
  - от адекватности педагогических воздействий психологическим особенностям;
  - от собственных компенсаторных возможностей ребенка (количества сохранных функций и систем организма и их интеграция);
  - от конкретных требований, составляющих социально-психологический норматив социальной ситуации, в которой находится человек.
  Условия предупреждения и преодоления функциональных нарушений:
  - раннее диагностирование и вмешательство в ход аномального развития;
  - комплексный подход к коррекции;
  - адекватное обучение и воспитание;
  - повышение общего культурного развития и профилактическая работа с семьей;
  - специальная работа по развитию, формированию высших психических функций и личности ребенка.
  Поступление ребенка в школу является переломным моментом его социализации. Совпадая по времени с возрастным кризисом развития, оно несет с собой серьезные испытания его адаптационных возможностей.
  В качестве научного понятия «школьная дезадаптация» пока не имеет однозначного толкования. Ее изучением в отечественной практике занимаются Г.Ф. Кумарина, Р.В. Овчарова, М.М. Безруких и другие.
  Адаптация школьная (от лат. adaptio - приспособлять) - это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному усвоению картины мира. Дети с недостатками в развитии и отклонениями в поведении не готовы к школе, к изменениям своей жизнедеятельности, к требованиям педагогов в силу своего общего развития (точнее, его недостатков) или же ошибок и неблагополучия семейного воспитания. Так возникает проблема школьной дезадаптации, результатом которой является хроническая неуспеваемость, отставанием по ряду предметов в освоении школьной программы, сопротивление педагогическому воздействию, негативное отношение к учению, пропуски занятий, побеги из школы и дома, педагогическая запущенность, асоциальное поведение.
  Школьной дезадаптацией следует называть только те нарушения, которые возникают у ребенка под влиянием самой школы, связанные прямо или косвенно с обучением, учебной деятельностью, выполнением учебных заданий.
  Уровни школьной дезадаптации:
  1. Педагогический - связан с проблемами ребенка в учебной деятельности. Он более очевиден для педагога. 1 этап - трудности в учении; 2 этап - пробелы в знаниях; 3 этап - отставание в освоении образовательного материала по одному или нескольким предметам; 4 этап - неуспеваемость частичная или общая; 5 этап - разрыв личностно значимых взаимоотношений.
  2. Психологический - непосредственно проявляющийся в формировании характера, жизненных установок, направленности личности в целом на его социализацию (тревожность, незащищенность, пассивность, негативные способы психологической защиты - протест, конфликты и др., патология характера, социальная дезадаптация).
  3. Физиологический - проявляется во влиянии школьных проблем на здоовье ребенка. Длительное пребывание организма в состоянии острого, хронического напряжения способствует ослаблению функций или повреждению его структур (возникновению болезни) (В.П. Казначеев).
  Педагогические факторы, приводящие к школьной дезадаптации:
  - несоответствие школьного режима и санитарно-гигиенических условий обучения психофизиологическим особенностям детей;
  - несоответствие темпа учебной работы возможностям детей;
  - экстенсивный характер учебных нагрузок;
  - преобладание отрицательной оценочной стимуляции;
  - конфликтные отношения в семье, возникающие на основе школьной неуспешности;
  - несоответствие организации образовательного процесса нейрофизиологическим особенностям каждого ребенка;
  - неверное педагогическое взаимодействие в педагогическом процессе.
  - стрессовая тактика авторитарной педагогики;
  - раннее начало дошкольного систематического обучения;
  - несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;
  - недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития ребенка и охраны его здоровья;
  - педагогическая неграмотность родителей.

Назад Содержание Вперед