Глава 13. Этнодемографические процессы в странах Африки

  Африка, площадь которой составляет 30,3 млн км2, а население насчитывает свыше 700 млн человек, по числу независимых государств опережает ныне любую другую часть света. Однако свою независимость подавляющее большинство африканских стран получило лишь после второй мировой войны1, а точнее начиная с 50-х годов. Особенно много стран Африки (32) стали независимыми в 60-е годы. 1960 год, в котором достигли независимости 17 африканских государств, называют иногда даже "годом Африки".
  В настоящее время перечень независимых африканских государств таков: Египет, Судан, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Мавритания, Кабо-Верде, Сенегал, Мали, Гамбия, Гвинея-Бисау, Гвинея, Сьерра- Леоне, Либерия, Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Гана, Того, Бенин, Нигерия, Нигер, Чад, Центральноафриканская Республика (ЦАР), Камерун, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи, Габон, Конго, Заир, Ангола, Намибия, Южно-Африканская Республика (ЮАР), Лесото! Свазиленд, Ботсвана, Зимбабве, Замбия, Малави, Мозамбик, Танзания, Бурунди, Руанда, Уганда, Кения, Сомали, Джибути, Эфиопия, Эритрея, Мадагаскар, Коморские Острова, Маврикий, Сейшельские Острова.
  Только четыре африканские территории пока еще не обрели независимость: Западная Сахара - бывшее испанское владение, оккупированное Марокко и ведущее борьбу за освобождение2, о-в Святой Елены и так называемая Британская территория Индийского океана (архипелаг Чагос и другие мелкие острова), остающиеся британскими колониями, о-в Реюньон, являющийся заморским департаментом Франции. Франция фактически управляет также о-вом Майотта - одним из Коморских о-вов (он имеет статус заморской территории), но Республика Коморские Острова считает, что этот остров должен принадлежать ей.
  Два города, являющиеся анклавами в Марокко - Сеута и Мелилья, а также расположенные у марокканского побережья о-ва Чафаринас, Алусемас и Велес-де-ла-Гомера представляют собой интегральную часть Испании.
  Если подразделение Азии на регионы более или менее общепринято, то сколько-нибудь устоявшегося районирования Африки пока нет. Можно указать лишь на одно из таких районировании, согласно которому в Африке выделяются два основных региона: Северная Африка, охватывающая все арабские страны (Египет, Судан, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Западная Сахара, Мавритания) и Тропическая Африка (иногда ее называют Африкой к югу от Сахары), к которой относят все другие страны.
  Эти два региона коренным образом отличаются друг от друга по этнической структуре своего населения. Если страны первого региона (за исключением Судана) имеют относительно простую этническую структуру, причем состав населения всех стран более или менее сходен, то подавляющая часть стран второго региона весьма сложна в этническом отношении. Именно за их счет так велико число этносов Африки: 1,5 тыс., если исходить из предположения, что каждую лингвистическую общность можно в большинстве случаев одновременно считать и этнической общностью, или даже 7 тыс., если каждое племя рассматривать как отдельный этнос (что вряд ли верно).
  Народы Африки по языковому признаку объединяют в следующие семьи: афразийскую (34% всего населения), нигеро-кордофанскую (56%), нило-сахарскую (6%), австронезийскую (около 2%), индоевропейскую (2%), койсанскую (0,05%).
  Афразийская (семито-хамитская) семья, представленная преимущественно в Северной и Северо-Восточной Африке3, подразделяется на семитскую4, берберскую, кушитскую и чадскую группы. Самая крупная из них семитская, к которой относится 2/3 всего населения, принадлежащего к афразийской семье. В состав семитской группы входят прежде всего арабские народы Африки: египетские арабы (55 млн), алжирские (22 млн), марокканские (20 млн), суданские (13 млн), тунисские (8 млн), ливийские арабы (4 млн), мавры, или мавританские арабы (1,8 млн), арабы Чада (1,5 млн), арабы шува в Нигерии и Камеруне5 (0,4 млн;, сахарави, или арабы Западной Сахары (0,3 млн). К семитской группе также принадлежит ряд народов Эфиопии: амхара (20 млн), гураге (1,4 млн) и др:, а также живущие в Эфиопии и Эритрее тиграи (4 млн) и обитающие в Эритрее тигре (0,8 млн).
  Берберскую группу образуют близкородственные берберские народы. Наиболее значительными по численности из них являются шильх (3 млн), тамазигхт (свыше 2 млн) и риф (1,3 млн) в Марокко, кабилы (3 млн) и шауйя (1,1 млн) в Алжире, а также туареги (1,3 млн) в Мали, Буркина-Фасо, Нигере и некоторых других странах.
  К кушитской группе относится большое число этносов, крупнейшими из которых являются оромо (20 млн), расселенные главным образом в Эфиопии, сомали (11 млн), проживающие преимущественно в Сомали, а также в соседних странах, беджа (1,9 млн), живущие в основном в Судане, омето6 (1,2 млн), обитающие в Эфиопии, афар (около 1 млн), занимающие территорию на стыке трех стран: Эфиопии, Эритреи и Джибути.
  Чадская группа также объединяет очень много народов, в числе которых резко выделяется своей численностью один из самых крупных этносов Африки — хауса (24 млн), расселенный прежде всего в Нигерии, а также в Нигере и других странах. Из прочих народов чадской группы отметим бура (1,8 млн), живущих преимущественно в Нигерии.
  Наибольшее число этносов Африки относится к нигеро-кордофан- ской семье, которая, в отличие от афразийской семьи, почти целиком ограничена пределами африканского континента. Она охватывает три основные группы: манде, нигер-конго и кордофанскую.
  К группе манде, расположенной на северо-западной периферии территории распространения нигеро-кордофанской семьи, относятся малинке (свыше 4 млн), живущие в Гвинее, Кот-д'Ивуар, Мали, Сенегале, Гамбии и ряде других стран, бамбара (около 4 млн), сосредоточенные главным образом в Мали, менде (1,6 млн), являющиеся одним из двух основных этносов Сьерра-Леоне, сонинке (1,4 млн), расселенные в Мали, Буркина-Фасо, Сенегале и некоторых прочих странах, и многие другие народы.
  Группа нигер-конго делится на две подгруппы: западноатлантическую и центральных нигер-конго. К западноатлантической подгруппе принадлежит чрезвычайно дисперсно расселенная этническая общность фульбе (20 млн); свыше половины фульбе живет в Нигерии, а остальные - в Гвинее, Мали, Сенегале, Камеруне и многих других странах Западного Судана8. Кроме фульбе, к западноатлантической подгруппе относятся волоф (3 млн) и серер (1,4 млн), проживающие преимущественно в Сенегале, и темне (1,4 млн) - один из двух (наряду с менде) основных народов Сьерра-Леоне.
  Огромная по составу подгруппа центральных нигер-конго распадается на несколько еще более дробных подразделений: кру, догон, гур, адамауа-убангийское, иджо-дефака, западное и восточное.
  В составе подразделения кру наиболее крупный народ бете (около 3 млн), полностью сосредоточенный в Кот-д'Ивуар и являющийся самым значительным из этносов страны, а подразделение догон состоит из одного лишь народа догон (насчитывает лишь 0,4 млн человек), расселенного в основном в Мали. В подразделении гур - ряд довольно крупных этносов: моси (около 8 млн), живущие в Буркина-Фасо и Гане, сенуфо (около 4 млн), расселенные на стыке границ Кот-д'Ивуар, Мали и Буркина-Фасо, гурма (1,4 млн), обитающие в пограничных районах Ганы, Буркина-Фасо и Того, лоби (1,3 млн), проживающие главным образом в Буркина-Фасо и Кот-д'Ивуар.
  В адамауа-убангийском подразделении выделяются своей численностью занде (около 4 млн), банда (1,6 млн), живущие в ЦАР и Заире, и гбайя (1,1 млн), расселенные преимущественно в ЦАР, а также в небольшом числе в некоторых других странах.
  Подразделение иджо-дефака включает живущий в Нигерии народ иджо (около 2 млн).
  Западное подразделение состоит из большой группы этносов, в том числе и таких крупных, как ашанти (свыше 3 млн) и фанги (1,6 млн)13, сосредоточенных в Гане, эве (4 млн.), живущих в Гане и Того, фон (свыше 3 млн), сконцентрированных в Бенине, аньи (2 млн), расселенных в Кот-д'Ивуар и Гане, и бауле (1,6 млн), проживающих в пределах Кот-д'Ивуар.
  К весьма большому восточному подразделению относится почти половина всех африканских народов. Среди этих этносов такие крупные, как йоруба (20 млн), игбо (16 млн), ибибио (5 млн), бини (3 млн) и нупе (1,1 млн) в Нигерии, тив (2 млн) в Нигерии и Камеруне. Кроме того, в это же подразделение входит очень большое число близкородственных народов, расселенных в Центральной и Южной Африке и получивших название банту: руанда, шона, конго, макуа, рунди, зулу, коса, луба, ньямвези, кикуйю, монго, тсонга, тсвана и многие другие (табл. 9).
  В отрыве от двух остальных групп нигеро-кордофанской семьи на плато Кордофан в Республике Судан живут народы, принадлежащие к кордофанской группе этой семьи. Все эти этносы (тумтум, катла, эбанг, тегем, тегали и др.) малочисленны и в совокупности насчитывают лишь 0,7 млн человек.
  Между афразийской и нигеро-кордофанской семьями непосредственно к югу от Сахары узкой полосой тянется территория расселения народов нило-сахарской семьи. Намного уступающая по численности первым двум семьям эта семья включает 9 групп: сонгай, сахарскую, мабанскую, фур, восточносуданскую, центральносуданскую, берта, ку- нама, комуз (по другой классификации, восточносуданская, центральносуданская, берта и кунама считаются не отдельными группами, а подгруппами в составе шари-нильской группы).
  Группа сонгай объединяет три народа, говорящих на языке сонгай, крупнейший из которых также называется сонгай (1,6 млн). Он расселен в Мали, Нигере и ряде других стран.
  Сахарская группа включает также три этноса, и только один из них может быть отнесен к числу крупных. Это канури (около 5 млн), проживающие в Нигерии и некоторых других странах.
  Мабанская группа охватывает несколько небольших народов (маба, мими и др.), обитающих преимущественно в Чаде, общей численностью всего 0,4 млн человек.
  Лишь два этноса относятся к сосредоточенной в основном в Судане группе фур (0,6 млн), названной так по имени более крупного из них.
  Самая большая группа нило-сахарской семьи - восточносуданская, объединяющая многие народы на востоке Африки. Самыми крупными из них являются луо (около 4 млн), живущие главным образом в Кении, динка (3 млн), сконцентрированные в Судане, нубийцы (около 3 млн), расселенные по течению Нила в Судане и Египте, тесо (2 млн), проживающие преимущественно в Уганде, нуэр (1,4 млн), обитающие главным образом в Судане, и ланги, или ланго (1,2 млн), сосредоточенные в Уганде.
  Из этносов центральносуданской группы наиболее значителен сара (вместе с родственными племенами насчитывает 1,5 млн), живущий преимущественно в Чаде и частично в ЦАР.
  Группы берта и кунама каждая состоит из одного народа того же наименования. Оба народа малочисленны. Берта (160 тыс.) расселены в

Таблица 9. Численность и расселение народов банту, насчитывающих свыше 1 млн человек

пограничных районах Эфиопии и Судана, кунама (около 80 тыс.) - в Эритрее.
  К последней группе нило-сахарской семьи - комуз - относятся несколько весьма малочисленных этносов в сопредельных областях Судана и Эфиопии. Общая их численность составляет лишь 25 тыс. человек.
  На крайнем юге Африки, а также в двух изолированных районах Восточной Африки обитают небольшие по численности народы, относящиеся по языку к койсанской семье. Койсанские народы, живущие в Южной Африке, обычно называют готтентотами и бушменами. Общая численность всех койсанских народов немногим превышает 0,3 млн.
  На о-ве Мадагаскар коренные жители - малагасийцы - принадлежат к австронезийской семье. Их численность достигает 13 млн человек.
  Среди пришлого населения Африки, относящегося к индоевропейской семье1 самыми крупными национальными группами являются африканеры (3 млн) и англоюжноафриканцы (1,5 млн) в ЮАР, разные группы потомков выходцев из Индии (2 млн), а также англичане, французы, португальцы, итальянцы и др. Наряду с африканерами на ответвившемся от голландского языка языке африкаанс говорит и смешанное европейско-африканское население — так называемые капские цветные (около 3 млн).
  Этнический состав населения Африки очень сложен. В целом он даже сложнее, чем в Азии: если в последней живет около 1200 народов, то в Африке, по самым скромным подсчетам, обитают 1,5 тыс. этносов, хотя численность ее населения в 5 раз меньше. Если в Азии только в пяти странах самый крупный народ не образует более плови- ны населения, то в Африке из 56 имеющих постоянное население стран15 почти что в половине (27) нет численного преобладания крупнейшего этноса.
  По удельному весу в населении самого крупного народа африканские страны можно разделить на 10 групп (табл. 10).
  Практически моноэтничной страной в Африке является только Западная Сахара, в которой арабы образуют почти 100% населения. Даже такие страны, как Мадагаскар, Сан-Томе и Принсипи, Египет, где основной этнос превышает 99% населения, однонациональными в строгом смысле слова назвать нельзя, так как во всех из них имеются группы постоянно живущих иностранцев, а в Египте, кроме того, и национальные меньшинства местного происхождения (нубийцы и др.).
  Число народов в большинстве африканских стран к югу от Сахары весьма велико и его обычно трудно определить, так как из-за незавершенности этнообъединительного процесса у большинства крупных этносов Африки, а также из-за связанной с этим их иерархической

Таблица 10. Доля самого крупного народа в населении различных стран Африки

структуры (народы подразделяются на племена и другие субэтнические группы) нередко бывает трудно решить вопрос, что представляет собой конкретная этническая общность: уже сложившийся народ или сливающуюся группу родственных племенных образований.
  В большинстве стран Тропической Африки насчитывается по нескольку десятков, а в некоторых - и по нескольку сотен этносов. Так, в Нигерии обычно выделяют более 250 народов, хотя ряд исследователей считают, что этносов в этой стране гораздо больше - многие сотни. Свыше 200 народов насчитывается в Заире, примерно такое же число - в Танзании, более 140 - в Чаде, свыше 100 - в Камеруне, приблизительно 100 или несколько менее - в Буркина-Фасо, от 90 до 100 - в Анголе, более 70 - в Эфиопии, свыше 70 - в Замбии, более 50 - в Конго, около 50 - в Мозамбике, 40-50 - в Кении, примерно 45 - в Того, свыше 40 - в Уганде и т.д.
  В некоторых из африканских стран с самым крупным этносом сопоставимы по численности и другие народы. Такими странами являются: Гвинея - фульбе (41% всего населения) и малинке (26%), Гвинея- Бисау - баланте (37%) и фульбе (20%), Сьерра-Леоне - менде (34%) и темне (31%), Либерия - кпелле (21%) и бакве (13%), Кот-д'Ивуар - бете (20%) и сенуфо (14%), Гана - ашанти (25%) и моей (15%), Того - эве (47%) и кабре (24%), Нигерия - хауса (22%), йоруба (21%) и игбо (18%), Чад - арабы (26%) и сара (22%). ЦАР - банда (30%) и гбайя (24%), Заир - луба (18%) и конго вместе с вливающимися в них этническими группами (16%), Ангола - овимбунду (38%) и амбунду (22%), ЮАР - зулу (20%) и коса (19%), Мозамбик - макуа (47%) и тсонга (24%), Кения - кикуйю (22%), луйя (14%) и луо (13%), Эфиопия - амхара (39%) и оромо (38%), Джибути - афар (42%) и иса (26%).
  В большинстве арабских стран Северной Африки есть берберское национальное меньшинство, правда, его доля в населении разных стран сильно варьирует. В Марокко и Алжире она достаточно велика (соответственно 2516 и 17% всего населения), а в Ливии, Тунисе, Мавритании и особенно в Египте - весьма мала (соответственно 5; 1; 1; 0,01%).
  В Судане, хотя и нет берберского меньшинства, зато имеется живущая на юге большая группа негроидных народов, культура которых сильно отличается от мусульманской культуры основного населения страны.
  Наконец, наиболее сложная этнополитическая ситуация в ЮАР, где существует несколько сильно отличающихся по своему социальному, экономическому и культурному потенциалу расово-этнических групп (африканцы - 75% населения страны, белые - 14, цветные - 8, лица азиатского происхождения - 3%) и где у власти находится белое меньшинство.
  Естественно, что этническая мозаичность африканских стран, наличие в некоторых из них двух или нескольких народов, каждый из которых претендует на руководящую роль в стране, часто приводят к этническому противостоянию, которое нередко сопровождается кровавыми вооруженными конфликтами.
  Проблемы в межэтнических взаимоотношениях возникают в подавляющем большинстве африканских стран.
  Правда, в государствах Северной Африки, этническая структура населения которых не так сложна, этнические противоречия менее остры, чем в остальной части континента. После того, как с завоеванием североафриканскими странами независимости подавляющее большинство живущих в них европейцев выехало на родину (особенно это касается Алжира, где ранее проживало более 1 млн французов, а теперь их осталось не более 30 тыс.), основная линия этнического противостояния в большинстве из них пролегает между арабами, с одной стороны, и берберскими народами - с другой. Вместе с тем нужно отметить, что выступления берберов обычно не носили сепаратистского характера, и целью их являлась лишь защита гражданских прав нацменьшинства (в частности, выдвигались требования адекватного представительства в органах власти, создание условий для развития родного языка и т.д.). Тем не менее уже вскоре после достижения независимости в Марокко и Алжире произошли вооруженные восстания части берберского населения.
  Гораздо более широкие масштабы приняла межэтническая борьба в Судане, где негроидное по своему расовому облику и христианское или языческое по религии население южных регионов ведет с середины 50-х годов вооруженную борьбу, которая прерывается лишь кратковременными перемириями с центральной властью. Имеют место и внутренние противоречия между самими народами Южного Судана, порой также приводящие к вооруженным стычкам.
  Что же касается этнического противостояния в Африке к югу от Сахары, то во многих странах оно носит почти что перманентный характер, приводя к гражданским войнам и унося жизни десятков и сотен тысяч людей. Особенно острые и длительные военные конфликты происходили в таких чрезвычайно сложных по этнической структуре населения странах Африки, как Нигерия, Заир, Чад, Ангола, Мозамбик, Эфиопия, Уганда, на этническом противостоянии в которых мы остановимся более подробно.
  В первой половине 60-х годов в Заире (называвшемся тогда Конго) шла борьба между центральным правительством, с одной стороны, и сепаратистами, объявившими о создании независимых государств в Катанге (народы лунда и луба) и Южном Касаи (народы куба и луба). Хотя сепаратисты потерпели поражение, этническое противостояние в стране продолжало оставаться весьма значительным.
  В Нигерии в 1967-1970 гг. происходила гражданская война между штатом Восточная Нигерия, где главную роль играл народ игбо и где была провозглашена независимая республика Биафра, и центральным правительством, в котором наибольшим влиянием пользовались хауса. Война эта также закончилась поражением сепаратистов.
  В Чаде, по этнической структуре населения несколько напоминающем Судан (на севере - арабы и прочие мусульманские народы, на юге — негроидные племена, сохраняющие традиционные верования либо принявшие христианство), борьба между двумя основными группами населения, начавшаяся вскоре после достижения независимости, продолжалась в течение многих лет, причем в противоборство вступили не только мусульмане и христиане, но и единоверцы разного этнического происхождения (например, мусульмане-даза конфликтовали с мусуль- манами-загава).
  В Анголе многие годы не прекращается соперничество между амбунду и овимбунду, превосходящими первый этнос по численности, но уступающими ему по своему нынешнему политическому влиянию. Эта борьба, приобретя одно время также и политическую окраску, привела к продолжительной гражданской войне (война между правительственными войсками и вооруженными отрядами группировки УНИТА, в основном представляющей интересы овимбунду).
  В Мозамбике много лет ведется вооруженная борьба. Внешне она носит идейно-политический характер, но тоже имеет свой ярко выраженный этнический аспект.
  В Эфиопии также шла длительная вооруженная борьба между находившимися в положении угнетенных меньшинств народами Эритреи, а также оромо, тиграи, афар и другими эфиопскими этническими группами, с одной стороны, и центральным правительством, где ведущие позиции занимали амхара, - с другой. Война привела к очень тяжелым последствиям, вызвав гибель сотен тысяч человек. Только в 1978 г. в провинции Харэрге было убито 80 тыс. крестьян оромо.
  Наиболее бескомпромиссная межэтническая борьба происходила в Уганде. Она напоминала предположенную известным английским философом Т. Гоббсом для эпохи первобытности "войну всех против всех". В междоусобные конфликты в Уганде были втянуты почти все более или менее значительные народы страны: ганда, ньянколе, руанда, кон- жо, ачоли, ланги, тесо, карамоджонг, лугбара, мади, каква и др. Так, близкие между собой ачоли, ланги и тесо вели борьбу с каква, лугбара и мади, что вовсе не исключало соперничества и кровавых стычек между ачоли, с одной стороны, и ланги - с другой. Карамоджонг периодически совершали грабительские набеги на живших по соседству тесо, а также на разные этнические группы, расселенные на севере страны, и т.д.
  Этническое противостояние присуще и многим другим странам Африки. Так, в Мавритании непростые отношения сложились между господствующей кастой "белых" мавров (бидан), зависимыми от них "черными" маврами (харатин) и различными чернокожими этносами: фульбе, тукулер и др. В Сьерра-Леоне в течение многих лет идет острое соперничество между двумя крупнейшими этносами страны - менде и темне. В Либерии в сложном положении находится ранее господствовавшая этническая группа так называемых америколибе- рийцев (потомков привезенных сюда в середине XIX в. освобожденных американских рабов). В Экваториальной Гвинее нарушаются права коренного народа о-ва Биоко (прежнее название - Фернандо-По) буби. В Южной Африке у власти до сих пор находится белое меньшинство, а борющееся с ним африканское большинство не может преодолеть свои внутренние раздоры (особенно острая борьба, сопровождающаяся кровавыми распрями, идет между двумя крупнейшими африканскими народами страны - зулу и коса). В Ботсване отсталые бушмены находятся в полукрепостной зависимости от господствующего народа тсвана. В Зимбабве до недавнего времени имело место противостояние двух самых крупных народов страны - машона и ндебеле. В восточноафриканских странах откровенной дискриминации со стороны властей подвергаются живущие там потомки выходцев из Индии. В Бурунди господствующие позиции сохраняет этническо-сословная группа тутси, численно в несколько раз уступающая занимающей более низкое социальное положение группе хуту. В Джибути продолжается соперничество между двумя основными этносами страны- афар и иса.
  Этнополитическая ситуация в странах Африки, сложившиеся в них взаимоотношения между этносами оказывают очень большое воздействие на происходящие на континенте демографические и особенно миграционные и этнические процессы.
  В настоящее время прирост населения в Африке значительно выше, чем в других частях света. Однако так было не всегда. Быстрый рост населения стал характерен для африканского континента только в XX в. Прежде же темпы роста существенно сдерживались постоянно посещавшими Африку эпидемиями, хроническим для некоторых стран голодом, колониальными войнами, а в еще более ранние времена — и работорговлей. Население африканского континента росло значительно медленнее, чем население других регионов мира. Итак, если в 1650 г. в Африке, по ориентировочным подсчетам, жило 18% всего населения мира, то в 1900 г. - только 7,5%.
  Однако в последнее столетие положение резко изменилось, и население Африки стало расти очень быстро. Связано это было с тем, что на континенте при сохранений традиционно высокой для него рождаемости произошло существенное снижение смертности.
  Африка в целом намного опережает все другие части света по коэффициенту рождаемости. Даже Азия, занимающая среди частей света второе место по рождаемости, сильно уступает по этому показателю Африке: в 1985-1990 гг. среднегодовая рождаемость в первой составляла 28%, а во второй - 45%. Европу же Африка превосходила по рождаемости в этот период в 3,5 раза.
  Проблема высокой рождаемости в большинстве африканских государств очень остра и руководство их не без оснований опасается, что в результате чрезвычайно быстрого роста населения еще более упадет и без того крайне низкий уровень жизни населения. Однако все попытки снизить рождаемость с помощью планирования семьи и пропаганды применения противозачаточных средств пока не дают в большинстве стран Африки, для населения которых характерен весьма низкий культурный уровень, сколько-нибудь существенных результатов.
  Хотя в большинстве африканских стран рождаемость очень высока, по отдельным регионам она заметно варьирует. В основном эти различия, как будет показано, обусловлены социально-экономическими причинами, однако в ряде случаев следует принимать во внимание и медико-биологический аспект. Так, в Африке к югу от Сахары имеются обширные слабозаселенные районы, причем их слабая населенность не связана ни с неблагоприятными климатическими условиями, ни с малым плодородием почв. Эти районы расположены главным образом в Центральной Африке - между Нигерией и Великими африканскими озерами. Существенные различия в плодовитости наблюдаются также между разными этническими группами одного и того же района. Было сделано предположение, что большие различия в плодовитости в разных районах и между этническими группами одного района могут быть объяснены неодинаковой интенсивностью распространения в регионах и у разных территориальных и этнических групп населения Африки весьма характерных для этого континента венерических заболеваний. У некоторых африканских этносов доля лиц, болевших венерическими заболеваниями, чрезвычайно высока. Например, у занде и нзакара в ЦАР половина всего обследованного взрослого населения была поражена сифилисом, а гонореей в то или иное время болели 3/4 всех обследованных.
  По оценке ООН, среднегодовая рождаемость в 1985-1990 гг. в разных странах Африки была следующей17.
  Наиболее низкая рождаемость - 9% - зафиксирована в 1990 г. на о-ве Святой Елены, малочисленность населения которого не позволяет говорить о существовании здесь какой-либо закономерности.
  Сравнительно низкую рождаемость - 19% - имело островное государство в Индийском океане Маврикий18 (условно относимое к Африке), что связано в первую очередь со значительно более высоким здесь уровнем жизни по сравнению со странами африканского континента. Конечно, по европейским масштабам это достаточно высокая рождаемость (лишь в одной европейской стране - Албании —более высокая рождаемость).
  Еще в трех странах рождаемость составила от 20 до 30%. Это расположенные, как и Маврикий, в Индийском океане о-в Реюньон и Сейшельские Острова, а также североафрикакская страна Тунис с относительно высоким, по африканским меркам, уровнем жизни.
  Коэффициенты рождаемости в пределах от 30 до 40% имели в 19851990 гг. ЮАР, Алжир, Египет, Сан-Томе и Принсипи, Марокко, Лесото, Кабо-Верде, Свазиленд, Габон, т.е. страны, по африканскому стандарту, тоже довольно благополучные.
  Далее следуют страны с очень высокой рождаемостью, аналоги которой в неафриканских странах встречаются сравнительно редко. Рождаемость 40-50% имеют Ботсвана, Камерун, Зимбабве, Гвинея- Бисау, Намибия, Экваториальная Гвинея, Чад, Гана, Ливия, Конго, Судан, Того, ЦАР, Сенегал, Мозамбик, Мадагаскар, Мавритания, Кения, Джибути, Буркина-Фасо, Либерия, Гамбия, Бурунди, Заир, Сьерра-Леоне, Танзания, Коморские Острова, Нигерия, Эфиопия, Эритрея, Бенин, Замбия, Кот-д'Ивуар. Именно эта группа стран (33 из 55, в которых была определена рождаемость19) оказывает наибольшее влияние на средний коэффициент рождаемости по Африке в целом. В подавляющем большинстве случаев к ней относятся очень бедные20 страны с низким уровнем культуры.
  Наконец, есть еще в Африке сравнительно небольшая группа стран со "сверхвысокой" рождаемостью (свыше 50%), приближающейся к мировому максимуму. Этими странами являются Сомали, Ангола, Мали, Гвинея, Уганда, Руанда, Нигер, Малави. Кстати, последняя страна дала в пятилетие 1985-1990 гг. максимальный для всего мира коэффициент рождаемости - 56%.
  Смертность в Африке в целом тоже наиболее высокая в мире: 15% по сравнению с 10% в Европе и 9% в Азии. Однако различия в смертности между этими частями света стали не столь значительными, как были несколько десятилетий назад, когда во многих европейских странах коэффициент смертности колебался где-то вблизи 10%, а в отдельных африканских странах (например, Мали) доходил до 40%. Это было связано с тем, что в последние десятилетия с помощью недорогих медицинских мероприятий (вакцинация населения, внедрение эффективных методов борьбы с возбудителями некоторых заболеваний и т.п.) удалось резко снизить коэффициент смертности практически во всех до этого "неблагополучных" странах мира.
  Сравнительно высокая смертность во многих странах Африки обусловлена в первую очередь их крайней бедностью и низким уровнем культуры. Медико-санитарное состояние большинства стран продолжает оставаться неудовлетворительным.
  С начала 80-х годов во многих странах Африки начала распространяться эпидемия СПИДа21, причем в нескольких из них в катастрофических масштабах (по имеющимся сведениям, около половины городского населения ряда африканских стран инфицировано СПИДом). Согласно прогнозам некоторых специалистов по медицинской статистике, в начале XXI в. Африка может превратиться в гигантский морг.
  Тем не менее в Африке все же имеются отдельные страны с низкой смертностью.
  Очень низка смертность (ниже 10%) на о-ве Святой Елены, Реюньоне, Маврикии, в Тунисе, на Сейшельских Островах, в Алжире, на Кабо-Верде, в Ливии, Марокко и ЮАР. Все это страны с достаточно высоким, по африканским меркам, уровнем жизни.
  Невысоки показатели смертности (10-15%) также в Египте, на Сан- Томе и Принсипи, в Зимбабве, Кении, Ботсване, Лесото, Намибии, Свазиленде, на Коморских Островах, в Гане. Танзании, на Мадагаскаре, в Того, Камеруне, Заире, Конго.
  Более высок коэффициент смертности (15-20%) в Кот-д'Ивуаре, Замбии, Нигерии, Либерии, Судане, Габоне, Бурунди, Руанде, Сенегале, ЦАР, Джибути, Уганде, Буркина-Фасо, Мозамбике, Мавритании, Бенине, Чаде, Экваториальной Гвинее.
  Высокая по современным стандартам смертность (более 20%) была отмечена в Сомали, Нигере, Эфиопии, Эритрее, Гвинее-Бисау, Малави, Мали, Анголе, Гамбии, Гвинее и Сьерра-Леоне (в последней - 23%, т.е. эта страна, как и Афганистан, имеет самый высокий коэффициент смертности в мире). Для многих стран последней группы характерно (или было еще недавно характерно) состояние перманентной гражданской войны (Сомали, Эфиопия, Эритрея, Ангола и др.).
  Африка до сих пор печально знаменита своими исключительно высокими показателями младенческой смертности.
  Так, в половине африканских стран младенческая смертность составляла в среднем за год в период с 1985 по 1990 г. свыше 100 человек на одну тысячу детей в возрасте до одного года (при младенческой смертности в Швеции, Финляндии и Японии - 5-6 человек). "Рекорды" по младенческой смертности держат такие страны, как Мали (169 детей в возрасте до одного года на тысячу родившихся), Мозамбик (155), Сьерра-Леоне (154), Гвинея-Бисау (151).
  Вместе с тем в Африке, а точнее в Индийском океане, есть одна страна, в которой коэффициент младенческой смертности приближается к лучшим мировым показателям. Это о-в Реюньон, где младенческая смертность составляет всего 8 детей в возрасте до одного года на тысячу родившихся. Сравнительно невысока (для развивающихся стран) младенческая смертность на Маврикии: 24 человека. И лишь одна еще африканская страна имеет показатель младенческой смертности ниже 50 - Тунис.
  В целом по Африке в 1985-1990 гг. среднегодовой естественный прирост составлял 30%. В подавляющем большинстве стран этого континента (43) соотношение показателей рождаемости и смертности давало естественный прирост в пределах 25-35%. Это, конечно, очень высокий прирост, и в других частях света есть немного стран с аналогичными показателями. Наиболее высок естественный прирост - 35% (самый высокий коэффициент во всем мире) в четырех странах: Кении, Малави, Кот-д'Ивуар и Ливии. В Малави и Кот-д'Ивуар он образуется в первую очередь за счет исключительно высокой рождаемости, в Кении и Ливии - за счет как высокой рождаемости, так и низкой смертности.
  Самые низкие показатели естественного прироста на двух островах - Маврикии (12%) и Реюньоне (18%).
  В большинстве африканских стран демографические показатели у разных народов каждой конкретной страны не очень сильно различаются между собой. Некоторое исключение составляют лишь те страны, где наряду с земледельческими народами живут народы, основным занятием которых является кочевое скотоводство или охота и собирательство. Как правило, у кочевников-скотоводов естественный прирост существенно ниже, чем у земледельцев, а у охотников и собирателей - еще ниже, чем у скотоводов. Такие различия в естественном приросте характерны, например, для Чада, Нигера, Мали, Гвинеи, где наряду с оседлым земледельческим и земледельческо-скотоводческим населением имеются скотоводы-кочевники и полукочевники (большинство тубу, часть арабов, туарегов и фульбе и т.д.).
  Не менее сильные различия в естественном приросте у основных расово-этнических групп Южной Африки, где коэффициент естественного прироста африканского населения в несколько раз выше соответствующего показателя у белого населения, в результате чего удельный вес последнего в ЮАР, несмотря даже на миграцию лиц европейского происхождения, уменьшается.
  Для многих стран Африки характерны широкомасштабные миграции, происходящие в основном по экономическим, а также политическим и военным причинам.
  Остановимся вначале на миграциях, обусловленных экономическими причинами.
  Из североафриканских стран (Алжира, Марокко и Туниса) уже в течение многих десятилетий идет постоянная миграция в бывшую метрополию - Францию, где арабские иммигранты устраиваются обычно на работу, не требующую больших знаний и поэтому невысоко оплачиваемую (шофера, неквалифицированные рабочие промышленных предприятий и т.д.). Марокканцы в большом числе мигрируют также в Бельгию. К настоящему времени в Европе (в первую очередь во Франции) находится 1 млн алжирцев, почти такое же число марокканцев, 200 тыс. тунисцев. Из Туниса и Египта идет также миграция в соседнюю богатую Ливию, где иммигранты устраиваются на нефтедобывающие и прочие предприятия. В эту страну приезжают на работу и из некоторых азиатских стран, прежде всего из Турции и Пакистана.
  Из Мавритании значительная группа жителей переселилась в Сенегал, однако погромы мавров вынудили часть мигрантов вернуться обратно.
  В Сенегал едут также из других соседних государств - Мали, Гвинеи и Гвинеи-Бисау, а также с Кабо-Верде. Многие из этих иммигрантов являются отходниками, работающими на плантациях арахиса.
  С Кабо-Верде идет также миграция в бывшие (как и само это государство) португальские колонии - в Гвинею-Бисау, на Сан-Томе и Принсипи, в Анголу, а также в португалоязычную Бразилию, Аргентину, сшА.
  Значительные миграционные потоки направляются во вклинивающуюся в территорию Сенегала Гамбию. Мигрируют туда для сезонной работы на арахисовых плантациях из соседнего Сенегала, а также из Мали, Гвинеи и Гвинеи-Бисау.
  Из Мали, очень бедной и слаборазвитой в экономическом отношении страны, помимо Сенегала и Гамбии, выезжают также на временную работу в Кот-д'Ивуар и Гану. Это преимущественно бамбара, а также представители других родственных им народов.
  Еще большие масштабы приобрела миграция в Кот-д'Ивуар и Гану из другой бедной страны - Буркина-Фасо, причем основной контингент мигрантов поставляет самый крупный народ этого государства - моси. Кроме Кот-д'Ивуар и Ганы, эмигранты из Буркина-Фасо едут в качестве сезонных рабочих в Сенегал, Мали, Того, Камерун, Габон. 1,7 млн лиц, родившихся в Буркина-Фасо, живет за ее пределами.
  В Гану, помимо выходцев из Буркина-Фасо, едут мигранты из Нигера, Нигерии и некоторых других стран. Иммигранты в основном работают на плантациях какао.
  Из Нигерии эмигранты направляются также в Судан и соседний Камерун.
  Из Экваториальной Гвинеи население выезжает в Камерун, Габон, Нигерию, а из этих стран (особенно из Нигерии), в свою очередь, в Экваториальную Гвинею для работы на плантациях какао и арахиса. Мигрантов из Экваториальной Гвинеи можно встретить и в Испании.
  Значительное число иммигрантов привлекает Габон, где ощущается недостаток рабочей силы. Они приезжают из Конго, Камеруна, Нигерии, Сенегала и других стран.
  У Сан-Томе и Принсипи существует двусторонний обмен с Анголой.
  Характерны внешние миграции также для Заира, куда переселились (по экономическим и другим причинам) выходцы из Руанды и Бурунди.
  Из всех африканских государств наиболее широкий размах получили внешние миграции в ЮАР. Они в основном носят организованный характер. Две специальные южноафриканские организации заняты вербовкой в соседних государствах - Ботсване, Лесото, Свазиленде, Зимбабве, Мозамбике, а также в Анголе, Замбии и Малавии — рабочей силы для работы на шахтах и рудниках. Работают в ЮАР и выходцы из Танзании. Обычно в стране находится от 1 до 2 млн иммигрантов из африканских стран.
  Получает ЮАР пополнение и европейского населения, причем в отличие от африканских иммигрантов, которые вербуются на полгода- год, европейцы обычно остаются здесь навсегда. Среди иммигрантов европейского происхождения в ЮАР значительна доля лиц, прибывших из африканских стран после получения ими независимости.
  Весьма большое число иммигрантов привлекает Зимбабве, куда на предприятия добывающей промышленности и сельскохозяйственные фермы вербуются рабочие из Малави, Мозамбика, Замбии, Ботсваны, Лесото. Со второй половины 70-х годов наблюдается постепенный отток из этой страны белого населения.
  Замбия, давая значительное число эмигрантов в ЮАР и Зимбабве, вместе с тем принимает иммигрантов из той же Зимбабве, а также из Малави, Мозамбика, Анголы, Заира, Танзании, которые приезжают работать на горнопромышленных предприятиях так называемого Медного пояса.
  Большое число эмигрантов дает Малави. Они, как уже отмечалось, направляются в ЮАР, Зимбабве, Замбию, а также в Танзанию. С другой стороны, в Малави живет довольно большое число лиц, родившихся в Мозамбике, Зимбабве, Замбии и некоторых других странах. Среди выходцев из Мозамбика преобладают макуа.
  В Танзании, помимо переселенцев из Малави, имеются также выходцы из Мозамбика, Заира, Руанды и Бурунди. Танзанийцев же, как отмечалось, можно встретить в ЮАР и Замбии, есть они и в Кении.
  Довольно много иммигрантов живет в Уганде. Это выходцы из Руанды, Бурунди, Заира, Кении, Судана и других стран.
  Характерны миграционные процессы и для островов Индийского океана, условно относимых к Африке. Так, с Коморских Островов наблюдалась миграция на Мадагаскар, с Маврикия и Сейшельских Островов - в Великобританию (с Маврикия - также в ЮАР), с Реюньона - во Францию.
  К внешним миграциям, вызванным экономическими причинами, могут быть отнесены и перемещения из Марокко, Мавритании и Алжира в Западную Сахару кочевников вместе со своими стадами на зимний сезон с последующим возвращением назад. Численность этих кочевых групп, периодически пересекающих государственную границу, достигает 100 тыс. человек.
  Наряду с внешними миграциями, вызванными в основном экономическими причинами, на африканском континенте немало миграций, связанных с политической конфронтацией, межэтнической борьбой, военными действиями и другими подобными обстоятельствами. Так, борьба Западной Сахары за независимость вынудила 100 тыс. ее коренных жителей - сахарави (т.е. 2/3 всего их числа) временно перебраться в Алжир в район военной базы в Тиндуфе.
  Мавритано-сенегальский конфликт 1989 г. привел к вынужденному переселению 100-200 тыс. мавров из Сенегала в Мавританию, с одной стороны, и вынужденной же миграции 50 тыс. сенегальцев и 30 тыс. чернокожих мавританских граждан из Мавритании в Сенегал - с другой.
  С конца 70-х годов гражданская война в Чаде обусловила массовое бегство населения из этой страны в соседние государства. В 1987 г. в Камеруне насчитывалось 200 тыс. беженцев из Чада, в Ливии и Судане - по 100 тыс. человек, в ЦАР - 30 тыс.
  Тоталитарный режим, существовавший в конце 60-70-х годах в Экваториальной Гвинее, привел к миграции из страны многих десятков тысяч ее граждан, а также трудившихся там на плантациях нигерийских сельскохозяйственных рабочих.
  В 1972 г. кровавый конфликт между двумя сословно-этническими группами Бурунди — тутси и хуту - имел своим следствием бегство в соседние Заир, Танзанию и Руанду около 150 тыс. человек, преимущественно хуту. Часть беженцев вернулась потом домой, но многие остались за границей. В 1988 г. в стране вновь произошли кровавые столкновения между тутси и хуту и 50 тыс. хуту бежали в Руанду.
  Репрессивные режимы, сменявшие друг друга в Уганде, вызвали несколько миграционных волн из этой страны. В середине 1983 г. в Судане насчитывалось свыше 200 тыс. угандийских беженцев и в Заире - 60 тыс. В сентябре 1982 г. из юго-западной Уганды началось насильственное выселение обеих живших там сословно-этнических групп народа руанда - тутси и хуту, а также одной из сословно этнических групп народа ньянколе - хима. Всего было выселено 75 тыс. человек, из них 35 тыс. поселено в лагерях и 40 тыс. бежало в Руанду. В конце 1983 г. выселению подверглись еще 20 тыс. руанда.
  Пришедшее в 1986 г. к власти в Уганде правительство Мусевени предприняло попытки к смягчению межэтнического противостояния, что привело к возвращению в 1987 и 1988 гг. из Судана угандийских беженцев.
  В самом Судане война между арабами и народами юга страны также вызвала несколько эмиграционных волн. В Эфиопию из Судана бежало свыше 300 тыс. человек, значительная часть из них - динка. В мае 1988 г. 20 тыс. беженцев из Южного Судана перебрались в Уганду, в середине 1989 г. в ту же страну прибыли еще 30 тыс. южных суданцев.
  Однако наибольшее число беженцев дала Эфиопия, тоталитарный режим которой "вытолкнул" из страны, по одной из оценок, 2,5 млн человек. Беженцы осели в Сомали, Судане, Джибути, Кении, в странах Ближнего Востока. Среди беженцев более половины составляли оромо, которых эфиопские власти переселяли с их исконных земель на тяжелые для освоения территории. В Судане в числе 500 тыс. эфиопских беженцев больше всего было выходцев из Эритреи, ведшей борьбу за независимость. Бежали в Судан и тиграи, которых, так же, как и оромо, постигла в Эфиопии участь "организованного переселения".
  Несколько особый характер имело переселение из Эфиопии в конце 70-80-х годах фалаша - издавна живущих в стране чернокожих иудаистов, говорящих на языке кемант (один из так называемых языков агау, относящихся к кушитской группе). Эмиграция была на первых порах согласована с правительством Израиля (которое обещало в случае разрешения эмиграции продолжать в Эфиопию поставки оружия), а когда выезд был приостановлен еще одна группа фалаша, до этого бежавшая в Судан, была доставлена в Израиль на самолетах по договоренности с суданским президентом Нимейри.
  Заканчивая обзор внешних миграций на африканском континенте, упомянем еще о массовом отъезде после достижения странами Восточной и Центральной Африки независимости индийцев (или, как их теперь называют, индопакистанцев). Отъезд этот был связан с политикой дискриминации, которая стала проводиться (в той или иной мере) всеми получившими независимость африканскими странами, где имелось индийское население. Индийцы выезжали в Великобританию, Индию и в меньшем числе - в Пакистан, Канаду и США. С 1969 по 1984 г. численность индийцев в Кении сократилась (в тыс.) со 139 до 50, в Танзании - с 85 до 30, в Замбии - с 12 до 5, в Малави - с 11 до 3, а в Уганде-с 74 до 1.
  Внешние миграции между различными африканскими странами (не считая сезонных перемещений), вне всякого сомнения, еще более усложнили этническую структуру населения государств Африки, и в некоторых из них имеются очень крупные группы некоренного африканского населения.
  В тех же случаях, когда из африканских стран выезжали некоренные жители (например, индийцы), этнический состав их населения несколько упрощался.
  На этнодемографическую ситуацию оказывали некоторое влияние внутренние миграции. Основное их направление в странах Африки (как, впрочем, и в странах всего мира) - это переезд из сел в быстро растущие города. Такие миграции, бесспорно, способствовали развитию этнообъединительных процессов (консолидации, ассимиляции и др.).
  Определенное развитие в африканских странах получили внутренние миграции неурбанизационного характера: перемещение населения в районы плантационного хозяйства (например, в Гане и Нигерии - с севера на юг), районы горнодобывающей промышленности (например, в Замбии - в район Медного пояса) и т.д. Миграции такого рода тоже обычно интенсифицировали этнообъединительные процессы.
  Наконец, нужно еще сказать об организованных внутренних миграциях. Так, в Зимбабве в 50-х годах 70 тыс. представителей народа тонга, живших в долине р. Кариба, были переселены, поскольку на месте их жительства предполагалось построить плотину для гидроэлектростанции. Крупномасштабные переселения разных этнических групп в специально отведенные лагеря осуществлялись различными угандийскими правителями.
  Еще более массовый характер имели переселения, проводившиеся репрессивным режимом Эфиопии. К сентябрю 1987 г. 8 млн эфиопских крестьян (около 20% всего сельского населения) были переселены в так называемые централизованные деревни, на базе которых предполагалось создавать колхозы. К концу 1989 г. намечалось охватить коллективизацией до 40% всего сельского населения. Крестьянам предписывалось до пяти дней в неделю работать на колхоз и милицию. Но эти планы не были осуществлены до конца из-за падения тоталитаризма в Эфиопии. Особенно пострадали от планов построения социализма в Эфиопии два самых крупных ее народа (не считая политически доминирующего этноса страны - амхара) - оромо и тиграи, которым режим Менгисту Хайле Мариама особенно не доверял и поэтому переселял их на малоплодородные земли на юге страны, где устраивались специальные лагеря.
  Естественно, такие переброски населения (и прежде всего осуществленные в Эфиопии и Уганде) существенно отразились на демографической ситуации, резко повысив прежде всего коэффициент смертности.
  Этнодемографическая ситуация в Африке претерпевает серьезные изменения и в результате этнических процессов. Особенно характерны для большинства африканских стран, отличающихся этнической мозаичностью, процессы этнической фузии и этнической консолидации. Как указывалось в гл. 8, эти процессы, хотя и принадлежат к разным типологическим группам, нередко трудно отделимы друг от друга, так как этническая фузия со временем переходит в этническую консолидацию.
  Приведем вначале несколько наиболее типичных примеров процесса этнической фузии в Африке. Так, в западной части Кот-д'Ивуар из так называемых народов кру - бете, бакве, гребо, кран, гере - формируется новая этническая общность. На востоке Кот-д'Ивуар крупный народ бауле послужил ядром, вокруг которого сплачиваются родственные ему аньи, бомофви, ндаме, вуре, нгано.
  В Либерии в недалеком будущем возможно слияние в один этнос народов, относящихся, как и этнические общности западных районов Кот-д'Ивуар, к этнолингвистическому подразделению кру: собственно кру, гребо, клепо и др.
  В Буркина-Фасо ядрами этнической фузии стали, в частности, такие значительные народы, как лоби и бобе. С лоби, вероятно, в будущем сольются родственные им мбуин, га, турука, диан, гуин, пугули, комоно и др., с бобо - ниенеге, санкура и т.д. В процессе этнической фузии в той же стране находится также группа родственных народов, известных под собирательным названием груси: бугули, курумба, нунума, сисала, касена (последние довольно сильно отличаются от остальных этносов своим языком) и др.
  В Камеруне идет постепенное слияние близкородственных народов, которые часто объединяют под общим именем фанг (или пангве); этой, яунде, булу, бене, мвеле (бебеле), мвал, тсинг, баса, гбигбил, нтум и др.
  В Заире на основе языка лингала складывается крупная этническая общность, объединяющая народы нгала, бобанги, нгомбе и др. Процессы этнической фузии имеют место и в ряде других районов страны.
  В Ботсване говорящие на различных диалектах одного языка сетсвана близкородственные племена мангвато, квена, нгвакетсе, та- вана, кгатла, малете, ролонг, тлоква, а также калагади (ассимилированная группа бушменов) уже почти слились в один народ тсвана.
  В Малави происходит этническая фузия на основе языка чиньянджа народов ньянджа, тумбука, чева и др.
  В Танзании этносы, говорящие на близких языках или диалектах ньямвези, сукума, ньятуру и мбугве, уже в ближайшее время окончательно сольются в единый народ численностью 6 млн человек, который получит название самого крупного из составляющих компонентов - ньямвези.
  Процессы этнической фузии весьма характерны для Кении. Так, родственные этносы, живущие по северному и восточному побережью озера Виктория и известные прежде под названием банту Кавирондо, с середины XX в. начали сливаться в единый народ лухья. На побережье Индийского океана из перешедших на язык суахили исла- мизированных племен банту - гирьяма, диго, сегеджу, дурума, гоньи, рабаи, риба, джибана и каумакабе - складывается народ миджикенда (в переводе с суахили означает "девять водных племен"). Наконец, ряд живущих на северо-западе Кении родственных нилотских народов - найди, кипсигис, элгейо, мараквет, покот, сабаот и туген, несмотря на существенные хозяйственно-культурные различия, обнаруживают после достижения Кенией независимости стремление к единству и через какое-то время, вероятно, сольются в единый этнос. Уже ныне у этих народов появилось общее название: календжин.
  Относительно некоторых идущих в Африке этнообъединительных процессов довольно трудно сказать, являются ли они по своему типу этнической фузией или этнической консолидацией. Очень сложно, например, классифицировать процесс, происходящий на юго-востоке Нигерии в области распространения одного из самых значительных по числу носителей языков Африки - игбо, где племена абаджа, онича, ока, аро, нгва, ису, ика, икверри, оверри, аухаузара, ору, оратта, юсану и др., говорящие на разных диалектах этого языка и имеющие общую в основных чертах материальную и духовную культуру, уже почти сплотились в единый народ. Наличие у игбо общего этнического самосознания проявилось, в частности, во время переписи 19521953 гг., когда подавляющее большинство из них самоопределили себя как игбо, а не как представители различных племен, и особенно в период существования созданного ими государства Биафра. Вместе с тем требования отдельных подразделений игбо в 1975 г. о создании для них особых штатов в составе нигерийского государства показывает, что у игбо еще сильны и центробежные тенденции. И все же идущий в их среде этнообъединительный процесс на данном его этапе скорее следует считать этнической консолидацией, чем этнической фузией.
  Этнической консолидацией можно назвать и процесс, протекающий в Бенине, где с племенем фон все более сближаются родственные им аджа, аизо, махи, ге.
  Подавляющее большинство крупных и средних по численности этносов Африки не являются пока хорошо сконсолидированными образованиями и обычно состоят из большего или меньшего числа субэтнических групп, различия между которыми сглаживаются в процессе консолидации.
  Сказанное выше может быть проиллюстрировано на примере хауса и йоруба - двух крупнейших народов Нигерии, являющейся самой населенной страной Африки.
  Хауса можно считать вполне сложившимся народом, однако внутри него сохраняются существенные локальные различия, которые постепенно преодолеваются в процессе этнической консолидации. Этот процесс осложнен тем, что одновременно происходит конверсация в составе хаусанского народа нескольких близкородственных этносов.
  Йоруба менее консолидированы, чем хауса, и внутри их существуют четко выраженные субэтнические подразделения: ойо, ифе, иджеша, эгба, эгбадо, иджебу, экити, ондо и др. Для йоруба, как и для многих других народов Африки, характерна иерархичность (многоступенчатость) этнического самосознания, и в отдельных случаях более низкий субэтнический уровень самосознания проявляется достаточно сильно (например, субэтнические подразделения йоруба, как и субэтносы игбо, потребовали создания для них отдельных штатов). Тем не менее не вызывает сомнения, что консолидационный процесс у йоруба идет довольно интенсивно.
  Иногда консолидационные процессы все же не могут предотвратить острое внутриэтническое соперничество. Так, в Сомали - стране, которая уже несколько десятилетий существует как независимое государство и имеет, в отличие от большинства африканских стран, простую этническую структуру (подавляющее большинство ее населения составляет один этнос - сомали), уже длительное время происходит острая межплеменная и межклановая борьба. Она свидетельствует, в частности, о том, что до завершения процесса этнической консолидации у народа сомали еще далеко.
  Вероятно, несколько преувеличивалась в нашей научной литературе и степень этнической консолидированности населения Мадагаскара - малагасийцев. Этот народ, хотя и представляет собой единое этническое целое, распадается на ряд существенно отличающихся друг от друга по диалекту, культуре, а иногда и расовому облику субэтни- ческих групп: имерина, бецилеу, антанала, сиханака, цимихети, бецими- сарака, антайсака, антандруй, бара, махафали, сакалава и др. Процесс этнической консолидации малагасийского народа зашел уже довольно далеко и общемалагасийское самосознание выражено в подавляющем большинстве случаев достаточно четко. Тем не менее усилившиеся в последние годы сепаратистские тенденции у некоторых субэтнических групп, и прежде всего у резко отличающихся от основной части малагасийского народа по расовому типу сакалава , требования ряда субэтносов о создании на их диалектах отдельных литературных языков, - все это говорит о том, что этническое сплочение малагасийцев еще не достигло особенно высокой степени.
  В Северной Африке этническая консолидация выражается в первую очередь во все большем сближении с основной оседлой частью местных арабских народов их кочевых и полукочевых субэтнических групп. С основным массивом египтян сближаются бедуинские группы мааза, харга, дахла, бахарийя, саади, хавейтат, с оседлыми суданцами - керариш, кабабиш, гаалиин, батахин, шукрия, руфаа, гимма, хасания, селим, бедерия, фезара, мессирия, хаббания, тунгур и др., с триполитанцами, сиртиканцами и киренаикийцами (оседлые группы арабов Ливии) - рийях, хасауна, кадарфа и др., с большей, земледельческой частью тунисцев - хамама, джерид, арад, рийях и др., с основным ядром алжирских арабов - суафа, руарха, зибан, наиль, лагуат, сиди, дуи-мения, таджакант и др., с оседлыми марокканскими арабами - джебала, яхи, гил, дуи-мения и др. Происходит также консолидация мавров (арабов Мавритании): все более сплачиваются живущие в стране арабские племена трарза, регейбат, делим, имраген, таджакант и др. Важным центром консолидации служит столица - г. Нуакшот, где в тяжелое для страны время (в период засух, постигших страну в начале 70-х и в первой половине 80-х годов) собралось свыше 100 тыс. человек (в основном кочевники).
  В сложении народа сахарави, сформировавшегося, вероятно, в процессе борьбы за независимость Западной Сахары, участвовали в значительной мере те же племена, что и в сложении мавров : имраген, делим, регейбат, таржакант. Достаточно интенсивно происходит дальнейшее сплочение сахарави, в частности и на их военной базе в Тиндуфе (Алжир).
  Помимо этнической фузии и этнической консолидации, в некоторых странах Африки имел место и такой этнообъединительный процесс, как этногенетическая миксация. Он шел на ряде о-вов Индийского и Атлантического океанов, где смешивались переселенцы африканского, европейского, а отчасти и азиатского происхождения (прежде эти острова не были заселены). Появились такие смешанные в расовом отношении этносы, как реюньонцы, маврикийцы-креолы, сейшельцы и некоторые другие.
  В Африке идут также ассимиляционные процессы, хотя они все же менее характерны для континента, чем этническая фузия или этническая консолидация.
  Так, в Марокко, Алжире и некоторых других странах Северной Африки берберское население постепенно ассимилируется преобладающими там по численности арабами.
  В Судане местные арабы ассимилируют нубийцев и ряд других исламизированных народов.
  В Эфиопии племена агау ассимилируются более крупными народами страны - амхара, тиграи и тигре. Три племени - куара, кайла и ха- мир - уже полностью перешли на амхарский язык.
  В Нигерии хауса растворяют в своей среде менее крупные этносы: ангас, анкве, сура, болева, карекаре, тангале, баде, афусаре (горные джерава) и др. Если постепенное поглощение афусаре, принадлежащих к иной, чем хауса, языковой семье, является обычным ассимиляционным процессом, то растворение в среде хауса других отмеченных выше народов, очень близких им по языку и культуре, может быть определено как этническая конверсация.
  Ассимиляционные процессы затронули многие народы Нигерии. В частности, экой и боки ассимилируются тив; рон, атака и гвандара - биром; бену, кону, гбари-бауте и ряд других этнических групп - нупе.
  В Того самый крупный народ эве ассимилирует живущие по соседству малочисленные племена: аделе, акпосо, акебе и др.
  В Кот-д'Ивуар бауле постепенно растворяют в своей среде различные так называемые лагунные племена: кробу, гва и др.
  Отставшие в своем развитии народы ассимилируются более продвинутыми и в некоторых других африканских странах. Так, в Ботсване скотоводы и земледельцы тсвана частично ассимилируют занимающихся охотой и собирательством бушменов, в Руанде охотники и собиратели пигмеи тва ассимилируются земледельцами руанда, в Кении самый крупный и развитый этнос страны кикуйю ассимилирует намного уступающих ему по уровню своего развития охотников ндоробо.
  Кикуйю постепенно растворяют в своей среде и близких им по языку и культуре эмбу, мбере, меру и некоторые другие этносы. Вероятно, этот процесс можно считать этнической конверсацией.
  Во многих полиэтничных странах африканского континента идут процессы межэтнической интеграции. Они имеют место в Сенегале, Гвинее, Мали, Буркина-Фасо, Нигере, Гане и некоторых других странах и ведут к возникновению в рамках каждого из этих государств крупных этнополитических образований, в составе которых этносы существенно сближаются между собой, хотя и не сливаются в одно целое.
  Процессы этнического разделения в настоящее время для Африки не характерны. В качестве примера этнической сепарации можно назвать обособление в результате миграции в XIX в. из Южной Африки к озеру Ньяса части зулу. Новый этнос именуется теперь нгони.
  Оценивая влияние этнических процессов на динамику этнодемо- графической ситуации в целом, можно сказать, что, несмотря на определенное укрупнение африканских народов и некоторое упрощение этнической картины, трудно ожидать в обозримом будущем существенного уменьшения этнической мозаичности африканских государств.

Назад Содержание Вперед