4.3. Версальско-Вашингтонская система мирного урегулирования и её противоречия
Первая мировая война завершилась Компьенским перемирием, заключённым 11 ноября 1918 г. Оно стало рубежом между двумя этапами развития международных отношений: с этого момента бывшие равноправные участники европейской и мировой политики Германия и Австро-Венгрия превратились из её субъектов в объекты.
18 января 1919 года открылась Парижская мирная конференция, итогом работы которой стала разработка нескольких мирных договоров, и прежде всего Версальского с Германией (подписан 28 июня 1919 г.), по образцу которого были заключены Сен-Жерменский договор с Австрией (10 сентября 1919 г.), Нёйиский с Болгарией (27 ноября 1919 г.), Трианон- ский с Венгрией (4 июня 1920 г.) и Севрский с Турцией (10 августа 1920 г.). Она приняла решение о создании Лиги Наций и одобрила её Устав, вошедший составной частью в вышеназванные мирные договоры.
Версальский мирный договор был подписан в Версале (Франция) 28 июня 1919 г. Его целью был передел мира в пользу держав- победительниц и предотвращение возможной в будущем военной угрозы со стороны Германии. По нему Германия 1) теряла часть своих владений в Европе; 2) лишалась всех своих колоний; 3) признавала отмену всех договоров с Советским правительством (в том числе и Брестского мира 1918 г.), а также обязывалась признать все договоры союзных держав с государствами, которые образовались или образуются на всей или на части территорий бывшей Российской Империи; 4) признавала и обязывалась строго соблюдать независимость Австрии, Польши и Чехословакии; 5) соглашалась на демилитаризацию части левобережья Рейна и полосы правого берега шириной в 50 км, создавая так называемую Рейнскую демилитаризованную зону; 6) сокращала свои вооружённые силы 100-тыс. сухопутной армией и отменяла обязательную военную службу; 7) лишалась права иметь военный морской и воздушный флот; 8) обязывалась возместить в форме репараций убытки, понесённые правительствами и отдельными гражданами стран Антанты в результате военных действий.
США заключили с Германией в августе 1921 особый договор, почти идентичный Версальскому, но не содержавший статей о Лиге Наций. Отказ американского Конгресса от ратификации Версальского договора фактически означал возвращение США к политике изоляционизма. Таким образом, США, превращавшиеся в сильнейшую страну мира, юридически и во многом фактически оказались вне Версальского порядка, что не могло не сказаться на перспективах международного развития.
Эти договоры стали основой послевоенной системы мирного урегулирования в Европе. Однако равновесие, зафиксированное в этих договорах, было весьма неустойчивым: в частности, много нерешённых проблем оставалось на Дальнем Востоке, где получение Японией по Версальскому договору части германских колоний вызвало недовольство США, Англии и других стран. Ещё одним подобным моментом было то, что к началу 20х годов европейские страны задолжали США более 18 млрд. долларов, что давало возможность Соединённым Штатам задуматься о новом переделе только что поделенного мира с учётом той новой роли, которую они получали в мировой политике.
Важнейшим аспектом послевоенного мирового устройства было создание Лиги Наций в целях развития международного сотрудничества и предотвращения мировых трагедий, подобных Мировой войне 1914 - 1918 годов. Главными органами Лиги Наций были Ассамблея, Совет и постоянный Секретариат. За исключением специально оговоренных случаев, все решения, принимаемые на Ассамблее и Совете, требовали консенсуса (единогласного голосования), крайне затруднявшего принятие решений.
Государства - члены Лиги признавали, что поддержание мира требует сокращения национальных вооружений до возможно низкого уровня, который соответствовал бы национальной безопасности и международным обязательствам. План сокращения вооружений составлялся Советом и предлагался соответствующим правительствам для рассмотрения. Такие планы должны были пересматриваться каждые пять лет. Члены Лиги обязались также обмениваться «полной и честной» информацией об уровнях вооружений, военных программах и военном производстве.
Государства - члены Лиги Наций принимали на себя обязательства «противодействовать агрессии, уважать территориальную целостность и существующую политическую независимость членов Лиги». В случае агрессии или опасности её возникновения Совет Лиги определял средства и коллективные действия, с помощью которых выполнялись эти обязательства. Любая война или её угроза против члена Лиги или любой другой страны должны были стать предметом обсуждения всей международной организации, ради сохранения мира. В случае же развязывания войны государством - членом Лиги такие действия должны были рассматриваться остальными участниками Лиги как акт войны против всех них, и все государства должны были прекратить всякие сношения с агрессором. Совет имел право давать рекомендации правительствам заинтересованных государств о военных мерах, необходимых для реализации принципов Устава Лиги. Однако чётких гарантий или порядка действий в случае угрозы агрессии предусмотрено не было, в документе отсутствовала даже само определение агрессии. К тому же поскольку Устав Лиги не предусматривал создание каких-либо реальных механизмов контроля за принимаемыми решениями, она фактически превращалась в представительскую организацию, которая могла лишь рассчитывать на сознательность и добрую волю своих членов. Практика доказала неэффективность подобной системы.
Устав Лиги Наций впервые устанавливал правила международного гуманитарного сотрудничества и общие стандарты трудовых отношений. Члены Лиги соглашались обеспечивать справедливые и гуманные условия труда для всех мужчин, женщин и детей как в своих собственных странах, так и во всех других странах и территориях, на которые распространяется их промышленная и коммерческая деятельность. Для контроля за соблюдением этого обязательства создавалась Международная организация труда (МОТ). Также члены Лиги обязались поддерживать и развивать сотрудничество с национальными организациями Красного Креста в интересах содействия улучшению здравоохранения, ограничению эпидемий и «облегчению страданий во всем мире».
В 1920-е годы число членов Лиги постоянно росло. Важнейшим направлением её деятельности было предотвращение межгосударственной агрессии и сохранение послевоенного устройства мира. И хотя Лиге действительно удавалось разрешать некоторые локальные споры, на серьёзный международный уровень она так и не вышла. Однако в 1930-е годы страны, пострадавшие от жестких условий Версальского мира, начали наращивать свой военный потенциал, на что ведущие государства мира должным образом не отреагировали. А поскольку Лига Наций не могла сделать больше стран-участниц, то её протесты просто игнорировались.
Неустойчивость и неэффективность послевоенного мирного урегулирования была обусловлена несколькими обстоятельствами.
Во-первых, Версальский порядок не был всеобъемлющим. Прежде всего, из него «выпадали» СССР и США - две крупнейшие державы, без которых обеспечение стабильности в Европе в ХХ веке было уже невозможно. Фактически была восстановлена многополярная структура европейских отношений в духе европейского равновесия XIX века, когда идеальным вариантом казалось отсутствие на континенте стран, которые бы слишком явно вырывалась вперед по своим геополитическим и иным возможностям. Эти идеи привели к успеху французских усилий по максимальному ослаблению Германии, разделённой на части и поставленной в тяжелейшее экономическое положение. По той же причине и сама Франция не получила преобладания в Европе и не смогла реализовать в полной мере планы расширения своего влияния.
Но это был старый европейский баланс при умершей старой Европе: в сущности, ни одно европейское государство не хотело уже прежнего равенства, претендуя либо на роль мирового (или европейского) центра, либо стремясь увеличить собственную значимость. Подобное европейское равновесие прежде было возможно лишь при участии Пруссии (а теперь - единой Германии) и России. Новую европейскую безопасность предстояло строить теперь, в условиях объединившейся Германии и изолировавшейся от европейских дел России. К сожалению, лишь первое из этих новых обстоятельств было учтено, результатом чего и стало максимальное ослабление Германии, отсрочившее конфликт между интересами крупнейших европейских стран и естественным стремлением немцев к объединению. Второе же первоначально не приняли во внимание - тогда казалось, что участие США в европейских делах является достаточной компенсацией за уход из европейской политики России, и срыв расчётов на сотрудничество с Соединенными Штатами подорвал основы Версальского порядка в том виде, как он был задуман исходно.
Германия же стала «миной замедленного действия», заложенной под общеевропейский баланс. Стремясь максимально ослабить её, победители «перегнули палку», загнав свою недавнюю противницу в угол, из которого она должна была начать вырываться: унижение было слишком велико, «наказание» (потери по Версальскому мирному договору) казалось немцам непропорциональным «проступку» (развязыванию Первой мировой войны).
Во-вторых, фундаментальной слабостью Версаля была заложенная им схема экономического взаимодействия европейских стран. Новое государственное размежевание полностью разрушало экономические связи в Центральной и Восточной Европе. Вместо прежнего единого рынка территория Европы оказалась разбита на несколько десятков маленьких, отгородившихся друг от друга таможенными границами рынков: провозглашённый принцип самоопределения наций породил экономический раскол, преодолеть который европейские страны не смогли. Это создавало постоянную неустойчивость экономической ситуации в Старом Свете. К тому же экономическое разорение Германии оказало решающее воздействие на негативное развитие ситуации.
Мировой экономический кризис 1929 - 1933 годов привёл к резкому ухудшению отношений как между странами-победительницами, так и между победителями и побеждёнными государствами. Всё это в целом, с внутринациональным кризисом большинства государств привело к краху Версальско-Вашингтонской системы и ко Второй мировой войне.
Назад | Содержание | Вперед |