§ 12. Политическая культура
Понятие «политическая культура» довольно часто используется средствами массовой информации, причем по совершенно разным поводам: от описания нетактичности народных избранников и применения оружия при выяснении отношений политическими оппонентами до анализа тонкостей во взглядах политических мыслителей прошлого и сравнения уровней общественного сознания целых народов. Ученые же обычно отталкиваются от того, что политическая культура представляет собой частное выражение общего понятия «культура» как совокупности материальных и духовных ценностей, творения человека, а не природы, но действующего в сфере политики. Некоторые политологи считают, что это понятие должно включать в себя не всё, а только устойчивое, повторяющееся, хотя, на наш взгляд, такое сужение понятия неоправданно — во-первых, речь идет о категории, а не законе, во-вторых, любая политическая ситуация неповторима, уникальна и требует своего решения, в- третьих, заранее никогда не известно, какое решение в политике правильно и для кого.
Политическая культура — специфический, исторически определенный способ организации жизнедеятельности людей в политической сфере, отражающий качественное своеобразие и уровень развитости социально-политических идей, систем и отношений. На уровне общества в целом она определяет развитость политических теорий и идей, существующей политической системы, методов и форм управления обществом, степень участия граждан в политическом процессе. Вероятно, сравнительным критерием развитости, уровня политической культуры общества могут служить возможности участия в политической жизни, предоставляемые этим обществом своим гражданам. Причем именно возможности, а не декларируемые степень участия в виде стопроцентного прихода граждан к избирательным урнам или состав выборных органов, регулируемый господствующей партией или диктатором. Можно отметить, что вообще сравнения в политике довольно условны: если сравнивать режимы довольно просто, и в основном этим и занимаются средства массовой информации, то сложнее сравнивать, если вообще возможно, политическую культуру однотипных режимов, например, тоталитарных или демократических.
На уровне классов или социальных групп политическая культура может рассматриваться как культура отношений между ними по вопросу завоевания и использования государственной власти, а также как процесс реализации интересов классов через существующие политические институты. И здесь это зависит от уровня политической культуры общества, в частности, от возможности той или иной социальной, национальной, возрастной, половой и т. д. группы создать свою политическую организацию в виде партии или движения. Иллюзией являлось долгое время декларировавшееся в странах социализма единство целей и взглядов граждан, напротив, всякая идея имеет и должна иметь в целях развития своего оппонента. Условно говоря, в обществе должны быть, как минимум, две противостоящие партии или движения, не только допускающие существование оппонента, но и понимающие его роль и не доводящие общество до поляризации в виде гражданской войны.
На уровне личности политическая культура выступает как совокупность политических сознания и поведения. Уровень сознания зависит от развития двух аспектов политической культуры: познавательного и формирования убеждений и ценностей ориентации личности: в свою очередь, уровень сознания определяет развитие личности как субъекта (актора) политических отношений, ее поведение. Общество может накладывать определенные ограничения на формирование политической культуры личности: в процесс познания может вмешаться запрет на литературу, содержащую идеи, «угрожающие» режиму, на отражение фактов в средствах массовой информации в достоверном виде; господствующая в обществе идеология через посредство системы образования, массовые организации влияет на ориентацию личности; наконец, устанавливаются правовые (!) нормы, ограничивающие права личности по выражению инакомыслия в литературе, средствах массовой информации, по созданию оппозиционных организаций и движений, то есть контролирующие и регулирующие поведение граждан.
Поэтому, хотя понятие «политическая культура» применимо к любому обществу, и любой режим власти неизбежно сочетается с тем или иным уровнем политической культуры, о ее подлинном развитии можно говорить только в правовом государстве, где применение демократических принципов не ограничивается (кроме случаев общественных или природных катастроф, кстати, специально оговариваемых в законах, поддержанных обществом в целом). Совершенство политических институтов государства и гражданского общества отражает исторический опыт политической деятельности и развития теории и в конечном счете заключается в эффективности, целесообразности этих институтов и степени участия граждан. Существует тесная взаимозависимость между уровнями политической культуры общества и личности: способность к сравнению существующих политических и экономических систем, терпимость к иным политическим взглядам и лояльность к выборной власти создают условия для свободного волеизъявления индивида в демократическом обществе; напротив, слепая вера в авторитет вождя, партии, вооруженного насилия, игнорирование оппонентов, нетерпение в осуществлении идей своего лидера означают готовность к восприятию авторитарного или тоталитарного режимов.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. — 1992. —№ 4.
Баталов Э. Я. Политическая культура современного американского общества. — М., 1990.
Баталов Э. Я. Политическая культура как социальный феномен // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Соц-полит. исслед. — 1991. — № 5.
Гаджиев К. С. Политическая культура: концептуальный аспект // Полис. - 1991. — № 6.
Гаджиев К. С. Этика и политика // Мировая экономика и межд. отношения. — 1992. — № 3.
Гудименко Д. В. Политическая культура России: преемственность эпох // Полис. - 1994. - № 2.
Зимичев А. М. Психология политической борьбы. — СПб., 1993.
Иванов В. Н. Политическая психология. — М., 1990.
Лазарев Н. Я. Терроризм как тип политического поведения // Социологические исслед-я. — 1993. — № 8.
Назаров М.М. Особенности политического сознания в постперестроечный период // Социологические исслед-я. - 1993. - № 8.
Ольшанский Д. В. Трансформация человеческого сознания (от мегамашины тоталитаризма к демократическому обществу) // Полис. — 1991. - № 3.
Осипова Е.В. Социология политической культуры Великобритании // Социологические исслед-я. - 1992. - № 4, 9.
Парахонский Б. А., Ильин М. В. Что значит мыслить по-новому? // Полис. — 1991.—№2.
Такер Р. Политическая культура и лидерство в Советской России. От Ленина до Горбачева // США: экономика, политика, идеология. - 1990. - №№ 1-3.
Шерёль П.-И. Строить демократию: свобода формирования и выражения мнения // Полис. — 1993. — № 6.
Шестопал Е. Б. Личность и политика. Критический очерк современных западных концепций политической социализации. - М., 1988.
Назад | Содержание | Вперед |