1.4.2. Основные политические теории XIX - ХХ вв.
Политология XX века, наряду с перечисленными парадигмами, представлена также специальными политологическими теориями: теории элиты, теории политической системы, теории тоталитаризма, теории политического процесса, лидерства, политической культуры и т. д.
Рассмотрим коротко некоторые из них.
Первые современные классические концепции элит возникли в конце XIX - начале ХХ веков. Они связаны с именем Г. Моски, В. Парето и Р. Михельса.
Гаэтано Моска (1858 - 1941) доказывал неизбежность деления общества на две неравные по социальному положению и роли группы. В «Основах политической науки» он проанализировал проблему формирования политической элиты. Он считал, что важнейшим критерием формирования политического класса является способность к управлению другими людьми, а также материальное и интеллектуальное превосходство.
Концепция политического класса Моски, оказав большое влияние на последующее развитие элитарных теорий, подвергалась критике за некоторую абсолютизацию политического фактора (принадлежности к управляющему слою) в социальном структурировании общества.
Независимо от Моски, примерно в то же время, теорию политических элит разрабатывал итальянский социолог и экономист Вильфредо Парето (1848 - 1923). Общество он подразделял на элиту «лучших», управляющих, и неэлиту — управляемых. В свою очередь элита делится на правящую и неправящую — контрэлиту — людей, обладающих характерными для элиты психологическими качествами, но не имеющих доступа к руководящим функциям в силу своего социального статуса и различного рода барьеров. Развитие общества происходит посредством периодической смены элит.
Крупный вклад в развитие теории политических элит внес Роберт Михельс (1876 - 1936). Он исследует социальные механизмы, порождающие элитарность общества. Он утверждает, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. В обществе действует «железный закон олигархических тенденций». Его суть заключается в том, что создание крупных организаций неизбежно ведет к их олигархизации и формированию элиты. По его мнению, любым демократическим обществом всегда фактически правит олигархическая, элитарная группа. Из этого Михельс делал пессимистические выводы относительно возможностей демократии.
До второй мировой войны теории элиты получили наибольшее распространение в Италии, Германии, Франции, а после войны — в США.
Современные теории элит разнообразны. Среди них можно выделить целый ряд направлений, таких, как концепции демократического элитизма, концепции множественности, плюрализма элит, леволиберальные теории элиты, номенклатурные теории элиты и др.
Создание теории политической системы стало возможным в середине 50-х годов нашего столетия, благодаря бихевиоральному подходу к анализу политики, а также использованию системного и структурно-функционального методов.
Системный подход в политологии впервые был применен крупным исследователем политики Д. Истоном. Истон определяет политическую систему как взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются ценности (материальные и духовные) и на этой почве предотвращаются конфликты между членами общества. Он выделяет две основные функции политической системы: 1) способность политической системы распределить ценности в обществе; 2) способность политической системы убедить своих граждан принять это распределение как обязательное. Эти два качества, подчеркивал Истон, позволяют сразу отличить политическую систему от других видов социальных систем.
Требования Истон определяет как форму выражения о правомерности обязывающего распределения со стороны субъектов власти. Он делит требования на внешние, идущие от среды, и внутренние, идущие от самой системы.
Истон следующим образом классифицирует требования: 1) требования, касающиеся распределения благ и услуг; 2) требования, связанные с регулированием поведения; 3) требования в сфере коммуникации и информации.
Упрощенная модель политической системы Истона
Для того чтобы сохранять политическую систему в рабочем состоянии, кроме требований необходима поддержка. Поддержку Истон считает главной суммой переменных, связывающих систему с окружающей средой. Формы поддержки могут быть разными: материальная поддержка, такая, как выплата налогов, оказание услуг системе, соблюдение законов и директив, участие в политической жизни, внимательное и почтительное отношение к официальной информации и власти. Истон выделяет три объекта поддержки: «политическое общество» — группа людей, связанных друг с другом в одной структуре, благодаря разделению деятельности в политике; «режим», основными компонентами которого считает ценности (цели и принципы), нормы и структуру власти; и «правление», к которому он относит людей, участвующих в ежедневных делах политической системы и признанных большинством граждан общества ответственными за свою деятельность.
Система, по мнению Истона — это средства, с помощью которых «ввод» (требования и поддержка) превращается в «вывод» (решения и действия).
Политическая система с точки зрения Истона — это не просто система взаимодействия ее структур, а постоянно изменяющаяся, функционирующая, динамичная схема.
Развитию теории политической системы способствовал структурно-функциональный метод, который во многом дополнял системный анализ. Структурно-функциональный метод в его современной и системной форме проник в политическую науку из работ представителей антропологической школы (Малиновский, Браун) и социологической школы (Парсонс, Мертон и др.). Последние, несмотря на отличия их теорий, утверждали, что объяснять и предсказывать в социальных науках возможно только тогда, когда мы размышляем о социальных структурах и институтах, как исполняющих функции в системах. «Структурный» элемент подхода относится к любой организации человеческого общежития: семье, общественным объединениям, суду, различным комиссиям, законодательным органам и т. д. «Функциональный» элемент соотносится с деятельностью организаций и внешним эффектом ее воздействия.
Наиболее последовательным представителем структурно-функционального подхода к политологии по праву считается американский ученый Г. Алмонд. Политическую систему Алмонд определяет как существующую во всех самостоятельных обществах систему взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного физического принуждения.
Алмонда, в отличие от Истона, интересует не столько анализ происходящих процессов, сколько определяющее значение устойчивых структур политической системы. Термин «структура» наряду с термином «культура» занимает главное место в анализе Алмонда. Под «структурой» он подразумевает доступную наблюдению деятельность, которая формирует политическую систему. Та конкретная часть деятельности людей, которая участвует в политическом процессе, называется ролью. Роли — это единицы, из которых комплектуются все социальные системы, включая политическую. В связи с этим, одним из основных компонентов политической системы является политическая роль. Конкретные совокупности взаимосвязанных ролей составляют структуры. Например, судья — это роль, суд — структура ролей.
Согласно Алмонду, входящие и исходящие факторы политической системы следует анализировать с точки зрения функций, заложенных в недрах системы.
Истон и Алмонд внесли основной вклад в процесс создания теории политической системы, который все еще продолжается. Научная польза моделей Истона и Алмонда состоит в том, что их можно использовать как источник концепций и рабочих моделей, которые могут применяться во многих специфических и самостоятельных сферах с целью создания эмпирических гипотез. Кроме того, стало возможным стандартизировать терминологию, кодифицировать данные, сохранять информацию, весьма актуальную для решения некоторых важных проблем эмпирического анализа.
Данные модели целесообразны для исследования способов сохранения и регулирования системы. Но их (особенно модели Алмонда) максимальный эффект проявляется в сравнительном исследовании политических систем. Истон и Алмонд, создав свои модели политической «системы», сделали понятие системы макроединицей для сравнительного анализа. Их концепция позволяет сравнивать не только колонии, федерации, города-государства, но и включать в анализ любую единицу (метрополии, государства-члены федераций, группы давления, партии, церковь, промышленные предприятия и т. д.) как дифференцированное целое взаимосвязанных компонентов, выполняющих функции политической системы.
Теория тоталитаризма сложилась в 40 - 50-х г.г. нынешнего века. Первые «классические» теоретические исследования по проблемам тоталитаризма Ф. Хаейка «Дорога к рабству», Х. Арендт «Истоки тоталитаризма», совместный труд К. Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия». В современной политической науке тема тоталитаризма занимает одно из видных мест и широко используется при классификации политических структур. Она имеет значительную эвристическую ценность, позволяет понять различные типы общества и политических систем, прежде всего уяснить фундаментальные отличия открытого и закрытого обществ.
По мнению западных политологов, в основании идеологии современных форм тоталитаризма лежат, с одной стороны, идеологические концепции Джентиле, Муссолини, Гитлера, с другой стороны, идеи «левых коммунистов», Л. Троцкого. В исследованиях западных ученых, как правило различаются два варианта тоталитаризма — праворадикальный (фашистский и национал- социалистический) и левоэкстремистский, связываемый с идеологией сталинизма.
В современной политической науке, как уже отмечалось, существует большое количество различных школ, теорий, некоторые были охарактеризованы в данной лекции, другие будут рассмотрены в других лекциях. Разобраться в них помогут схемы.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем суть теологической парадигмы?
2. В чем суть натуралистической парадигмы?
3. В чем суть социальной парадигмы?
4. В чем суть парадигмы конфликта и консенсуса?
5. В чем состоит сущность теории рациональной бюрократии М. Вебера?
6. В чем смысл его концепции плебисцитарной демократии?
7. Каково значение политических идей В. Парето в современных условиях?
8. Кто из итальянских мыслителей обосновал концепцию политического класса?
9. В чем суть «железного закона олигархических тенденций» Р. Михельса?
10. В чем суть системного подхода в политологии и кто его авторы?
11. Разработайте схему: главные принципы и основные политические идеи либерализма, консерватизма, социал-реформизма, марксизма, национализма.
12. Чем отличается современный либерализм от классического?
13. Какие принципы демократии находятся в состоянии постоянного конфликта по Алексису де Токвилю?
14. Что такое «оппортунизм» и кто считается его родоначальником?
Назад | Содержание | Вперед |